Научная статья на тему 'Формирование синергетического стиля мышления в современной культуре'

Формирование синергетического стиля мышления в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
395
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / SYNERGY / КУЛЬТУРА / CULTURE / КОНЦЕПЦИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ / THE CONCEPT OF SELF-ORGANIZATION / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / GLOBAL EVOLUTIONISM / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / RATIONALITY / КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ / SCIENTIFIC CRITERIA / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / SELF-ORGANIZING SYSTEM / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ENVIRONMENTAL CRISIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мальцева Н.Н.

В статье проводится анализ возможностей формирования синергетического стиля мышления в современной культуре. Автор рассматривает причины необходимости перехода на новый уровень понимания науки на постнеклассическом этапе развития. Эта необходимость связана, в первую очередь, с переходом науки к изучению таких процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно, что приводит к неадекватному их пониманию и порождает волну мифотворчества. Формирование синергетического стиля мышления, по мнению автора, позволит избавиться от мифов в науке, вписать современное научное знание в обыденное сознание и под другим углом зрения посмотреть на глобальные экологические проблемы современности. Реализация данной задачи возможна путем выполнения следующих условий: 1) формирования научного мировоззрения людей, которые непосредственно наукой не занимаются, их знакомства с эволюционно-синергетической парадигмой в процессе обучения, чему способствует переход образования на новые государственные стандарты; 2) выработки единого синергетического языка, что позволит ликвидировать проблему терминологии и неадекватного использования синергетических терминов; 3) необходимости разработки методологических и практических аспектов выхода из экологического кризиса через практическую деятельность на основе синергетического стиля мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic style formation of thinking in the modern culture

This article provides the analysis of synergetic thinking style’s opportunities in the modern culture. The author considers the causes of transition’s necessity to the new level of science understanding on post-non-classic stage of development. At first it is connected with scientific investigation of the processes which can’t be observed directly, that leads to incorrect understanding and causes scientific legends. Synergetic thinking style formation will allow to get rid of scientific myths, to put modern scientific knowledge into ordinary mind and to consider today’s global ecological problem from other point of view. This task’s realization is possible by means of the next conditions: 1. Scientific world outlook formation for people who isn’t engaged in the science, their meeting with evolution-synergetic paradigm in studying process; it is possible by the education’s transition to the new state standards. 2. Creation of the united synergetic language; that will eliminate the problem of terminology and inadequate application of synergetic terms. 3. The necessity of development of methodological and practical exit aspects from ecological crisis through practical activity on the basis of synergetic thinking style.

Текст научной работы на тему «Формирование синергетического стиля мышления в современной культуре»

№ 8 (49) СЕНТЯБРЬ 2014 X

Н.Н. Мальцева, канд. филос. наук, доцент, кафедра культурологии и политологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, maltseva@bsu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье проводится анализ возможностей формирования синергетического стиля мышления в современной культуре. Автор рассматривает причины необходимости перехода на новый уровень понимания науки на постнеклассическом этапе развития. Эта необходимость связана, в первую очередь, с переходом науки к изучению таких процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно, что приводит к неадекватному их пониманию и порождает волну мифотворчества. Формирование синергетического стиля мышления, по мнению автора, позволит избавиться от мифов в науке, вписать современное научное знание в обыденное сознание и под другим углом зрения посмотреть на глобальные экологические проблемы современности. Реализация данной задачи возможна путем выполнения следующих условий: 1) формирования научного мировоззрения людей, которые непосредственно наукой не занимаются, их знакомства с эволюционно-синергетической парадигмой в процессе обучения, чему способствует переход образования на новые государственные стандарты; 2) выработки единого си-нергетического языка, что позволит ликвидировать проблему терминологии и неадекватного использования синергетических терминов; 3) необходимости разработки методологических и практических аспектов выхода из экологического кризиса через практическую деятельность на основе синергетического стиля мышления.

Ключевые слова: синергетика, культура, концепция самоорганизации, глобальный эволюционизм, рациональность, критерии научности, самоорганизующаяся система, экологический кризис.

В современную эпоху в культурном пространстве России происходят глобальные процессы перестройки практически всех сфер общества. Модернизация затрагивает экономику, политику, науку, образование, духовные ценности. Проблема заключается в том, что не существует единого подхода к пониманию и рассмотрению исторических процессов. После распада СССР идеология марксизма ушла в прошлое, а новая методологическая платформа до сих пор не выработана. Классические же парадигмы в прогнозировании исторической ситуации практически не работают. В естественных науках также отсутствует целостный взгляд на мир, «существует очень много разнообразных подходов»1, рациональные критерии

научности пересматриваются. Это связано с тем, что объекты изучения современной науки принципиально отличаются от тех, которые изучались на классическом этапе. Как правило, в настоящее время объекты исследования не могут наблюдаться непосредственно, ученые оперируют теоретическими абстракциями, которые далеко не всегда адекватно отражают объективную реальность.

В связи с переходом науки к изучению подобных объектов большое внимание ученые уделяют использованию неклассических форм исследования, синергетического стиля мышления. Так, М.В. Сапронов, рассматривая вопрос о пересмотре гносеологических оснований наук с целью перехо-

дискуссия

журнал научных публикаций

да на новый уровень, связанный с отказом от классических парадигм, отмечает, что это можно осуществить в порядке овладения синергетическими концепциями. В синергетике он видит новый = взгляд на окружающую реальность, новый идеал критериев научности, новый подход к постановке и решению задач, новый принцип использования познавательных способностей человека2.

Синергетика раз- =

вивалась с 70-х годов ХХ века как раздел неравновесной термодинамики, однако впоследствии из физической теории она превратилась в методологический подход для изучения самоорганизующихся систем. Ее принципы открытости, нелинейности стали использоваться как в гуманитарных, так и в социальных исследованиях. Философское обобщение синергетических моделей привело к созданию эволюционно-си-нергетической парадигмы и исследовательской программы эволюционизма, которые, по словам В.Е. Пенькова, позволяют «строить новые теории на принципиально новых подходах к изучению окружающей реальности»3.

В настоящее время объекты исследования не могут наблюдаться непосредственно, ученые

оперируют теоретическими абстракциями, которые далеко не всегда адекватно отражают объективную реальность.

Кроме того, синергетический подход дает возможность рассматривать процессы и явления и в области естественных, и в области гуманитарных наук с точки зрения единых методологических принципов. «Приложения самоорганизации имеют своей целью создание математических моделей с нелинейной динамикой и хорошо определенными социоэкономическими = параметрами — моделей, призванных помочь в решении сложных проблем организации, прогнозирования и принятия решений»4. Однако придумать такой математический аппарат, который описывал бы процессы на разных уровнях структурной организации материи достаточно сложно.

В.Г. Буданов считает, что синергетику можно использовать для диалога математиков, ученых «иных профессий, иных дисциплин, в том числе и гуманитарных»5. Другими словами, синергетика позволяет сформировать такой стиль мышления, который был бы понятен людям самых различных направлений жизнедеятельности. Вместе с тем возникает множество аспектов несо-

№ 8 (49) СЕНТЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

ответствия обыденного мышления большого числа людей научному пониманию мира.

Особенностью современной культуры является тот факт, что «научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вне-научными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и повседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное влияние: обыденные образы включаются в научные предметы иссле-дования»6. Усложнение же самих изучаемых систем ведет к тому, что даже среди ученых нет единого подхода к описанию тех или иных процессов. Подобная неоднозначность порождает очередную волну мифотворчества, что определяется следующими причинами.

Во-первых, наука в ХХ веке стала изучать такие процессы, которые нельзя ни повторить, ни воспроизвести. В результате построить модель, адекватную объективной реальности, возможно далеко не всегда.

Во-вторых, попытки описать Вселенную как целостный объект мироздания на строгом научном уровне приводят к необходимости вводить в рассмотрение гипотетические субстанции, в результате чего достоверность оказывается под вопросом. «Одна из главных причин, породивших во второй половине XX столетия очередную волну мифотворчества, — кардинальные изменения научной картины мира, вызванные революциями в физике в начале века, а затем и в астрономии. Человек как общественное существо во все времена испытывал потребность в завершенном, целостном и понятном образе мира»7 — отмечает = В.Н. Комаров.

В-третьих, попытки описывать научные теории обыденным языком, чтобы они стали понятны людям, не занимающимся

Научный образ мира соприкасается с другими, ненаучными и вне-научными, образами, оставляя следы дефиниций в понятийных конструкциях и повседневных представлениях, индивидуальном и общественном сознании. Одновременно с этим происходит и обратное влияние: обыденные образы включаются в научные предметы исследования.

Научное знание должно не только искать объективные законы эволюции, но и вырабатывать практические рекомендации для решения конкретных практических задач.

наукой непосредственно, формируют такие модели в обыденном сознании, которые оказываются далекими от науки и не всегда верно отражают реальность.

= В-четвертых, во многих научных теориях имеются «белые пятна», нерешенные проблемы, которые придают ей незавершенный характер, а это неизбежно ведет к определенным домыслам и мифотворчеству.

На повестке дня стоит также вопрос о выработке единой си-= нергетической терминологии. Поскольку синергетика описывает процессы разной природы, нельзя просто «переносить» понятия из одной области науки в другую. Формирование же синерге-тического стиля мышления позволит выработать единый язык и более корректно использовать синергетическую терминологию в различных отраслях знания.

В заключение остановимся еще на одном немаловажном аспекте синергетиче-ского стиля мышления, связанном с преодолением глобальных экологических проблем. Основная из них — это трансформация солнечной энергии в такие ее виды, которые приводят к разрушению биосферы. Решение проблемы состоит в том, чтобы найти такой промышленный метаболизм, который будет сопоставим с биофсерным. Другими словами, промышленная деятельность людей должна строиться на основе законов развития биосферы как единого целостного объекта, и человечество должно выступать не как внешний фактор по отношению к биосфере, а как его органическая составляющая.

Синергетический же стиль мышления как раз и понимает развитие земной цивилизации как единый эволюционный процесс, включенный в развитие всего мироздания, в связи с чем ученые должны перестроить стиль научного мышления так, чтобы переводить общие теоретические раз-

дискуссия

журнал научных публикаций

работки в конкретную плоскость практической деятельности. Научное знание должно не только искать объективные законы эволюции, но и вырабатывать практические рекомендации для реше- =

ния конкретных практических задач. Причем второй аспект должен быть превалирующим.

В рамках синерге-тического стиля мышления человек предстает как самоорганизующаяся система, структур -ными компонентами которой являются потребности, мотивы и цели деятельности. Историческое развитие показало необходимость новой идеологии для формирования современного стиля мышления. «При этом, — как отмечают Д.Н. Иллензеер и С.А. Маланичева, — важно привести в соответствие с объективными требованиями экологических законов принципы организации человеческой дея-тельности»8. Задача заключается в том, чтобы наука смогла разрешить порожденный ею же экологический кризис, для чего необходимы новые методологические подходы. Синергетику можно считать одним из таких подходов, поскольку синергетический стиль мышления можно рассматривать как синтез естественнонаучного, гуманитарного и философского стилей мышления, обеспечивающий единую методологическую платформу для описания реальной действительности.

Формирование синергетического стиля мышления происходит путем выполнения следующих условий.

1. Необходимо уйти от мифологического взгляда на мир путем просвещения людей, которые непосредственно наукой не занимаются.

2. Выработать единый синергетический язык, чтобы ликвидировать терминологическую проблему.

3. Необходимо на основе синергетиче-ского взгляда на мир разработать методологические и практические аспекты выхода из экологического кризиса через практическую деятельность человека.

Реализация указанных условий в нашей стране может быть связана в первую очередь

Синергетический стиль мышления можно рассматривать как синтез естественнонаучного, гуманитарного и философского стилей мышления, обеспечивающий единую методологическую

платформу для описания реальной действительности.

с переходом системы образования на новые государственные стандарты. В учебные планы всех педагогических направлений высшей школы введен новый курс «Есте-= ственнонаучная картина мира», который направлен не только на формирование научного мировоззрения студентов, но и на выработку таких компетенций будущих учителей, которые позволят им в своей будущей профессиональной деятельности развивать синергетический стиль мышления у учащихся. -'jjjj

Литература

1. Пеньков В.Е. Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре // Дискуссия. 2013. № 2 (32). С. 25.

2. Сапронов М.В. Концепции самоорганизации в обществознании: мода или необходимость? (Размышления о будущем исторической науки) // Общественные науки и современность. 2001. № 1. C. 155— 156.

3. Пеньков В.Е. Методологические проблемы изучения эволюционных процессов // Общественные науки. 2011. № 7. С. 315.

4. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Пеньков В.Е. Современные парадигмы эволюционных процессов: монография. М.: Издательский Дом «Академия естествознания», 2007. С. 19.

5. Буданов В.Г. Методология синергетики в пост-неклассической науке // Грани познания: наука, философия, культура в XXI веке.: В 2 кн. / отв. ред. Н.К. Удумян; Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН; Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2007. С. 158-199.

6. Марычев В. В. Научная картина мира в культуре современного общества: дисс. канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. С. 4.

7. Комаров В.Н. Наука и миф. [Электронный ресурс]. URL: http://nplit.ru/ books/item/f00/s00/ z0000030/st031.shtml (дата обращения 13.12. 2013).

8. Иллензеер Д.Н., Маланичева С.А. Формирование социально-экологических ценностей школьников в процессе изучения истории // Современные тенденции в образовании и науке: Сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2013 г.. В 26 ч. Ч. 4. Тамбов, 2013. С. 71.

№ 8 (49) CEHTflBPb 2014 %

SYNERGETIC STYLE FORMATION OF THINKING IN THE MODERN CULTURE

N. N. Maltseva, Candidate of Philosophy, Docent, the department of culturology and political sciences, Belgorod State National Research University,

Belgorod, Russia, maltseva@bsu.edu.ru

This article provides the analysis of synergetic thinking style's opportunities in the modern culture. The author considers the causes of transition's necessity to the new level of science understanding on post-non-classic stage of development. At first it is connected with scientific investigation of the processes which can't be observed directly, that leads to incorrect understanding and causes scientific legends. Synergetic thinking style formation will allow to get rid of scientific myths, to put modern scientific knowledge into ordinary mind and to consider today's global ecological problem from other point of view. This task's realization is possible by means of the next conditions: 1. Scientific world outlook formation for people who isn't engaged in the science, their meeting with evolution-synergetic paradigm in studying process; it is possible by the education's transition to the new state standards. 2. Creation of the united synergetic language; that will eliminate the problem of terminology and inadequate application of synergetic terms. 3. The necessity of development of methodological and practical exit aspects from ecological crisis through practical activity on the basis of synergetic thinking style. Key words: synergy, culture, the concept of self-organization, global evolutionism, rationality, scientific criteria, self-organizing system, the environmental crisis.

References

1. Pen'kov V.E. Preodolenie polemiki evoliutsionizma i kreatsionizma v sovremennoi kul'ture [Overcoming controversy evolutionism and creationism in contemporary culture]. Diskussiia — Discussion, 2013, no. 2 (32), pp. 25-27.

2. Sapronov M.V. Kontseptsii samoorganizatsii v ob-shchestvoznanii: moda ili neobkhodimost'? (Razmyshle-niia o budushchem istoricheskoi nauki) [The concept of self-organization in social studies: fashion or necessity? (Reflections on the future of historical research)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' — Social sciences and modernity, 2001, no. 1, pp. 155-156.

3. Pen'kov V.E. Metodologicheskie problemy izucheniia evoliutsionnykh protsessov [Methodological problems in the study of evolutionary processes]. Obshchestvennye nauki — Social sciences, 2011, no. 7, pp. 315.

4. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A., Pen'kov V.E. Sovre-mennye paradigmy evoliutsionnykh protsessov: Mono-grafiia [The modern paradigm of evolutionary processes: Monograph]. Moscow, Izdatel'skii Dom «Akademiia est-estvoznaniia» Publ., 2007. 98 p.

5. Budanov V.G. [The methodology of synergetics in postnonclassical science]. Grani poznaniia: nauka, fi-losofiia, kul'tura v XXIveke: V 2 kn. [Facets of knowledge: science, philosophy, culture in the XXI century: in 2 books]. Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 158-199.

6. Marychev V.V. Nauchnaia kartina mira v kul'ture sovre-mennogo obshchestva. Diss. kand. filos. nauk [Scientific picture of the world in the culture of modern society. Candidate philos. sci. diss.]. Stavropol, 2004. 200 p.

7. Komarov V.N. Nauka i mif [Science and myth]. Available at: http://nplit.ru/ books/item/f00/s00/z0000030/ st031.shtml (accessed 13.12. 2013).

8. Illenzeer D.N., Malanicheva S.A. [The formation of socio-ecological values of schoolchildren in the process of studying history]. Sovremennye tendentsii v obra-zovanii i nauke: sb. nauch. trudov po materialam Mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: v 26 chastiakh [Modern trends in education and science. Collected sci. articles works on materials of the Int. sci.-pract. conference in 26 parts]. Tambov, 2013. Part 4, pp. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.