введением колониестимулирующего фактора. Стоит отметить что у 16% всех больных была нефротоксичность 3-4 степени и у 9,2% нейро-токсичность 3 степени, особенно часто встречающаяся в 3 группе. Такие редкие осложнения, как артралгия/миалгия, ототоксичнность 3ст были у 3,7% и обычно купировались после прекращения лечения.
Помимо приведённых схем химиотерапии рака лёгкого, в нашем отделении применялись и другие режимы лечения. Гефитиниб (Иресса -ингибитор тирозинкиназ) получали 3 пациента, при этом основным токсическим эффектом у всех пациентов были тошнота, кожные реакции в виде сухости кожи, зуда, выраженной пустулёзной угреподобной сыпи, тромбоцтопения 3 ст у 2 пациентов, и повышение активности АлАТ / АсАТ в 3 раза выше нормы у 1 больного. Такие же дерматологические реакции отмечались и у других троих больных, принимавших Эрлотиниб (Тарцева).
Выводы.
Токсичность химиотерапии имеет ряд нежелательных последствий: а) неблагоприятно влияет на качество жизни больных как во время лечения, так и при последующем наблюдении; б) приводит к необходимости снижения доз цито-статиков, увеличению интервалов между курсами и прекращению противоопухолевого лечения; в) может угрожать жизни больного; г) существенно повышает стоимость медикаментозного и немедикаментозного лечения больных за счёт коррекции осложнений.
Коррекция химиотерапевтических осложнений требует проведения серьёзного сопроводительного лечения, влияющего на иммунную, кроветворную системы организма больного, что соответственно, может влиять на эффективность и прогноз заболевания, а необходимость поиска новых методов профилактики и лечения токсичности специального лечения по прежнему остаётся актуальной проблемой терапии злокачественных новообразований.
ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У ВРАЧЕЙ
A.И. Кокошко, Н.А. Шаназаров, Р.К. Жакупов,
B.В. Великанов
Медицинский университет, г. Астана, Казахстан Областная больница, г. Петропавловск, Казахстан Тюменский ООД
В настоящее время интенсивная терапия, анестезиология, реаниматология - это самостоятельная теоретическая и практическая наука,
решающая проблемы борьбы за жизнь людей, находящихся в крайне тяжелом, критическом состоянии, на грани жизни и смерти. Профессия анестезиолог-реаниматолог сравнительно молода, хотя имеет многовековую предысторию, так как две благородные идеи с древнейших времен владели умами людей: победить боль и воскресить внезапно умершего.
Влияет ли профессия врача на внутреннюю, психическую его жизнь? Возможны ли вообще изменения под влиянием профессии? Действительно ли, что личностные особенности человека влияют на характер осуществления им той или иной профессиональной деятельности? Хотелось бы попытаться ответить на эти вопросы именно потому, что, если влияние профессии неизбежно, необходимо знать особенности этого влияния и возможности построения определенных механизмов защиты, если это влияние негативно.
Цель исследования: выявить личностные особенности, являющиеся предрасполагающими к формированию синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов - реаниматологов.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических исследований по проблеме профессиональной деформации личности и эмоционального выгорания.
2. Выявление степени представленности синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов.
Материалы исследования: исследование проводилось в отделениях анестезиологии и реанимации Городского онкологического диспансера г. Астана и Областной больницы г. Петропавловска. В исследовании приняли участие 24 врача анестезиолога - реаниматолога, проработавших в данной сфере от 5 до 20 лет.
Теоретический анализ проблемы: Термин "эмоциональное сгорание" введен американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Первый признак -развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из
профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение.
Большое внимание проблеме профессиональной деформации уделяли профессор Р.Конечный и доктор М.Боухал. Они считали, что склонность к профессиональной деформации наблюдается у определенных профессий, "представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. Естественно, врач обладает известной властью над больными, от него зависит здоровье (физическое и душевное) и жизнь других людей, их свобода (например, в ситуации судебно-психиатрической экспертизы) и их достоинство". По Р. Конечному и М. Боухалу, профессиональная деформация постепенно развивается из профессиональной адаптации. Определенная степень адаптации естественна для медицинского работника.
Врач анестезиолог-реаниматолог на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью, для него существует проблема не включения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому, что со всеми эмоциональными (реальной, потенциальной и фантомной) смертями ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями. Сильное эмоциональное восприятие страданий другого человека в начале профессиональной деятельности, как правило, несколько (а порой и достаточно сильно) притупляется. Конечно, для врача просто необходима определенная степень эмоциональной сопротивляемости, но он должен сохранять те качества, которые делают его не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком: способность к эмпатии, уважение к другому человеку, соблюдение норм профессиональной этики. В профессиональной деятельности врача анестезиолога-реаниматолога стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности.
Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, критические обстоятельства или риск при принятии решения. При этом следует также учитывать и аспекты экологической психологии, надо иметь в виду, что для каждого человека, где бы он ни находился и какое бы "пространство" ни выходило на первый план, самое главное, как к нему относятся и влияют на него люди из этого пространства (члены семьи, соседи, сослуживцы, сограждане). Режим работы врачей интесивистов таков, что они сутками «выпадают» из жизни семьи, что не может не сказаться негативно на семейных взаимоотношениях. Эти влияния суммируются, образуя "социальное пространство". Каждый на личном опыте знает, как сложны, многогранны, а иногда и тяжелы такие влияния.
Можно задать себе вопрос: а что же сам врач? Осознает ли он происходящие с ним изменения? Пока есть переживание, можно говорить и о возможности осознания факта профессиональной деформации и перспектив работы с ним. Профессиональная деформация не осознается в том случае, когда врач отказывается от переживаний, с появлением признаков эмоциональной отрешённости и отстранённости. Профессия может вызывать профессиональную деформацию, может способствовать фантомизации индивидуального сознания; и причина может быть не только в отказе профессионала от собственного психического развития, но и в общекультурных, социально обусловленных факторах. В этом случае врач испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями о ней. Ясно, что утратив радость в работе, интерес к постижению знаний и практических навыков очень трудно или практически невозможно будет достигать целей.
Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. Вероятно, все-таки высокая ответственность, которая лежит на врачах анестезиологах - реаниматологах способствует явно выраженной по сравнению с другими специальностями профессиональной солидарности и поддержке, отсутствию конкурирующих отношений. Общеизвестно выражение видного Казахстанского ученого, врача анестезиолога-реаниматолога В.Чибуновского: «Анестезиолог анестезиологу - всегда анестезиолог».
Тюменский медицинский журнал № 3-4, 2840
В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.
Результаты исследования: Испытуемые отвечали письменно на вопросы опросников по методике «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко. Опросники включали шкалы самооценки, оценки тревоги, депрессии, вопросы, касающиеся особенностей характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов. Полученные результаты испытуемых по шкалам опросника представлены в таблице 1.
Проанализировав полученные результаты, мы видим, что большинство испытуемых находится во второй фазе "Эмоционального выгорания". Для них наиболее характерны черты эмоциональной лабильности, истерии, психастенические черты характера, как тревожность, мнительность и индивидуалистичность. У них повышена личностная тревожность, умеренный уровень стресса не является проблемой. У лиц, находящихся в III фазе (их меньше в 2 раза, чем в I фазе), исследования показывают, что преобладает невротический сверхконтроль, он проявляется в склонности к контролю своих эмоций, ориентации в поведении на традиции: общепризнанные нормы, склонность к преувеличению тяжести своего состояния.
Таблица 1
Анализ уровней развития синдрома эмоционального выгорания у испытуемых (n=24), в %
Стадии формирования
Симптом отсутст- форми- сформи-
вует руется ровался
переживание психотравми-рующих обстоятельств 30 23 47
неудовлетворенность собой 83 17 -
загнанность в клетку 80 20 -
тревога и депрессия 57 37 6
неадекватное избиратель-
ное реагирование 10 54 36
Эмоционально -нравственная
дезориентация 40 43 17
расширение сферы экономии эмоций 54 6 40
редукция профессиональных обязанностей 13 60 27
эмоциональный дефицит 30 64 6
эмоциональная отстранен-
ность 20 77 3
Также характерными являются черты эмо-
циональной лабильности, истерии, психастении и индивидуалистичности. У этих людей ярко выражена реактивная тревожность, направленная на деятельность, и уровень стресса выше умеренного, который представляет собой проблему. Незначительное число лиц, находящихся в I фазе, характеризует такая черта, как импульсивность и конфликтность вместе с эмоциональной лабильностью. Личностная тревожность повышена, стресс имеет умеренный уровень и не является проблемой. Во всех фазах имеет место стресс, но для лиц, находящихся в III фазе, стресс является часто возникающим явлением и представляет проблему, и очевидна необходимость коррекционных действий. Это серьезный повод для тщательного анализа профессиональной жизни. Выявленные особенности личности, ведущие к ее деформации - это эмоциональная лабильность, характеризующаяся неустойчивостью фона настроения, склонностью к драматизации событий, демонстративностью, эгоцентризмом, истерией; психастенические черты характера, характеризующиеся тревожностью и мнительностью, а так же импульсивность, конфликтность и агрессивность.
Выводы:
Рассмотрев сопутствующие черты для каждой фазы эмоционального выгорания, мы видим, личностные особенности медработников являются внутренними факторами, способствующими возникновению и формированию синдрома "Эмоционального выгорания".
Практические рекомендации заключаются в возможности организации психопрофилактических мероприятий и консультаций, адекватных специфическим особенностям формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
ВЛИЯНИЕ ДИКАРБАМИНА НА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКУЮ ТОКСИЧНОСТЬ У БОЛЬНЫХ ПОЛУЧАЮЩИХ ХИМИОТЕРАПИЮ НА ОСНОВЕ ТАКСАНСОДЕРЖАЩИХ СХЕМ
И. А. Королева, А. С. Денисова
Самарский ОКОД
В последнее десятилетие отмечен неуклонный рост количества онкологических заболеваний. В 2009 году заболеваемость злокачественными новообразованиями составила 415,0 на 100 тыс. населения. На сегодняшний день химиотерапия является основным методом лечения дис-