Научная статья на тему 'Формирование шлицев на валах методом накатки'

Формирование шлицев на валах методом накатки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1926
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ШЛИЦ НА ВАЛЕ / МЕТОД НАКАТКИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сидоренко М. И.

Описана конструкция роликовых головок для холодной накатки прямобочных шлицев на валах, представлены теоретические основы этого процесса, позволяющие рассчитывать усилие проталкивания заготовки через накатные ролики с учетом упрочнения металла при деформировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Shaft Splines Using Rolling Method

The paper describes design of rolling heads used for cold rolling of straight-sided splines on shafts and presents theoretical principles of this process. These principles make it possible to calculate an effort which is required for pushing billet through rolling-on rolls with due account of metal hardening during deformation.

Текст научной работы на тему «Формирование шлицев на валах методом накатки»

УДК 621.771

ФОРМИРОВАНИЕ ШЛИЦЕВ НА ВАЛАХ МЕТОДОМ НАКАТКИ

Канд. техн. наук, доц. СИДОРЕНКО М. И.

Белорусский национальный технический университет

Технология современного производства деталей машин и механизмов характеризуется снижением удельного веса обработки металлов резанием и все более возрастающим применением различных методов обработки давлением. Это позволяет значительно уменьшить отходы металла в стружку, сократить расход электроэнергии, снизить трудоемкость процессов. Кроме того, детали, изготовленные методом давления, обладают более высокими механическими свойствами, имеют лучшую структуру и более высокие эксплуатационные характеристики, чем детали, полученные резанием.

Данная концепция применима и к деталям, имеющим щлицевые части, таким как разжимные кулаки, шлицевые валы, карданы и т. д. Доля подобных деталей в современном машиностроении весьма существенна. Применение новейших методов получения наружных шлицев на разного рода деталях, к которым относится накатка, имеет широкие перспективы. Из методов накатки эвольвентных шлицев на валах в последние годы получила развитие технология ударного накатывания фирмы Э. Гроб. Однако оборудование для реализации этого процесса сложное и дорогостоящее, поэтому его целесообразно использовать в массовом и крупносерийном производстве. Кроме того, есть определенные технологические трудности в его применении для накатывания прямоугольных шлицев.

В этой связи разработан и используется в промышленности ряд приспособлений, позволяющих как накатывать, так и прикатывать боковые поверхности прямобочных шлицев на гидравлических прессах [1-5]. Одно из таких приспособлений разработано и используется в ОАО «МАЗ».

Устройство (рис. 1) состоит из корпуса 1, в отверстии которого размещены сегменты 2 и дисковые профильные ролики 3 с осями 4, двух стаканов 5 и 6 с торцовыми пазами, установочного кольца 7 и крышки 8 [5, 6]. Сегмен-

Наука и ехника, № 4, 2012

ты 2 выполнены клиновидными с продольными пазами 9. На установленных в корпус 1 сегментах 2 их плоские базовые поверхности 10 расположены под небольшим углом у (1°-2°) относительно центральной оси 11.

Ролики 3 насажены на оси 4 с возможностью вращения и вместе с ними расположены так, что ролики частично входят с зазором (0,2-0,5 мм) в пазы 9 сегментов 2 (рис. 1) и пазы 12 и 13 стаканов 5 и 6, имея возможность перемещения в обе стороны вдоль своих осей, а оси 4 установлены между торцами стаканов 5 и 6 и сопрягаются с базовыми поверхностями 10 сегментов 2.

Б 20 11 10

8 9 5

Б-Б

20

1

5 3

13

6 7 9

А-А А I / 4

3 11

19

Рис. 1. Устройство для накатывания прямобочных шлицев на валах

На осях 4 с целью уменьшения контактного напряжения и исключения возможности вращения опорные поверхности 14 выполнены плоскими, расположенными параллельно их образующим (рис. 2).

На роликах 3 симметрично их рабочему профилю с поверхностями 15 и 16 дополнительно выполнены два ориентирующих конуса 17 и 18 (рис. 2).

У

4

4

3

Б

2

17 15

14 4

11 14

Рис. 2. Конструкция накатных роликов и опорных осей

В рабочем положении, когда линии 19 осей расположены от центральной оси 11 на расстоянии М (рис. 1), конусы 17 и 18 каждого ролика сопряжены и взаимодействуют с такими же конусами двух соседних роликов.

На рабочий размер М все ролики 3 устанавливают одновременно (при снятой крышке 8) путем перемещения роликов 3 с осями 4 вниз вдоль оси 11 до соприкосновения всех роликов ориентирующими конусами 17 и 18, обеспечивая их беззазорное соединение. Это происходит за счет перемещения осей по наклонным поверхностям 10 сегментов 2. Для установки роликов по высоте в одной плоскости под стакан 6 подкладывают соответствующей толщины кольцо 7. После этого закрепляют крышку 8 и прижимают стакан 5 винтами 20 (рис. 1).

В настроенном устройстве рабочие профили роликов образуют правильный замкнутый мно-гошлицевый контур, соответствующий контуру обрабатываемого вала. Конструкция позволяет создание предварительно напряженного много-шлицевого контура. Рабочий размер М определяют расчетным путем исходя из размеров обрабатываемого вала, количества шлицев, диаметра роликов и других параметров.

Углы ф (рис. 2) ориентирующих конусов 17 и 18 и расстояние между их вершинами на роликах 3 определяют по формулам:

, 360° _ _ _ _ ф

ф = 180°--; C = 2Mctg—,

n 2

где п - число роликов в устройстве; М - установочное расстояние от осей роликов до центральной оси устройства.

Устройство работает следующим образом. После установки его на стол гидропресса обрабатываемую заготовку вставляют в отверстие крышки 8 до касания с роликами 3, а затем ее перемещают вдоль оси штоком гидропресса и накатывают шлицы. Процесс накатывания завершается после выхода заготовки из зацепления с роликами.

При накатывании ролики 3 вращаются на осях 4 и каждый из них ориентирующими конусами 17 и 18 обкатывается по таким же конусам соседних роликов. Радиальные усилия накатывания воспринимают сегменты 2, осевые - диск 6, а тангенциальные от каждого ролика -его соседние ролики.

Основное преимущество предлагаемого устройства перед известным и другими аналогичными устройствами заключается в том, что благодаря дополнительным ориентирующим конусам 17 и 18, выполненным на роликах 3, и совместной радиальной установке роликов 3 и осей 4 на наклонные поверхности 10 сегментов 2, при которой каждый ролик своими ориентирующими конусами 17 и 18 сопряжен без зазоров с такими же конусами соседних роликов, в нем обеспечена наиболее высокая точность расположения рабочих профилей роликов относительно центральной оси 11 устройства (оси обрабатываемого вала), так как ориентация каждого ролика осуществляется соседними роликами без каких-либо дополнительных средств. Тангенциальному и угловому смещениям роликов препятствуют ориентирующие конусы соседних роликов, что обеспечивает повышение точности накатывания шлицев.

Кроме того, применение осей 4 роликов с плоскими опорными поверхностями 14, которыми они сопряжены с базовыми поверхностями 10 сегментов 2, упрощает конструкцию и позволяет уменьшить габаритные размеры устройства. Для одного и того же обрабатываемого вала с применением роликов одинакового диаметра при прочих равных условиях диаметр корпуса предлагаемого устройства может быть

Наука ит ехника, № 4, 2012

ф

4

выполнен примерно в два раза меньшим, чем в известных устройствах, у которых ролики установлены в роликодержатели, а для регулировки используются клинья.

Данное устройство является универсальным и может быть использовано для чистовой обработки предварительно нарезанных шлицев и формообразующего накатывания (без предварительного нарезания шлицев), что расширяет его технологические возможности.

При проектировании технологической оснастки и выборе прессового оборудования необходимо знать направление и величину усилий, возникающих в процессе накатки шлицев. На усилие накатки в основном оказывают влияние такие факторы, как степень обжатия вала, диаметр накатного ролика, отношение этого диаметра к диаметру оси ролика и твердость заготовки.

Для определения значения среднего нормального контактного напряжения в очаге пластической деформации на начальном этапе внедрения ролика в тело заготовки процесс будем рассматривать как задачу внедрения пуансона в полупространство [6-8] при отсутствии контактного трения (рис. 3).

' Z

Рис. 3. Возможное поле линий скольжения при начальном этапе внедрения ролика в заготовку

Тогда значение среднего нормального контактного напряжения на поверхности ролика согласно [8] будет определяться по формуле

а,

Ср1= 2к (1 + &АВ ) = ^ (1 + Л

(1)

где от - предел текучести материала заготовки.

При внедрении ролика на глубину шлице-вой канавки поле линий скольжения примет

вид, показанный на рис. 4. В этом случае угол раствора центрированного поля будет к - ©.

и

Рис. 4. Возможное поле линий скольжения при внедрении ролика в тело заготовки на полную глубину

Однако, поскольку помимо центрированного поля с углом п - © к переходной зоне поля линий скольжения примыкает поле с углом ©, величина угла поворота линии скольжения АВ станет равной

= л-& + & = л.

В этом случае значение среднего нормального контактного напряжения составит

аСр2 = 2к (1 + &АВ ) = (1 + л).

(2)

Учитывая, что по длине I очага деформации глубина внедрения роликов в тело заготовки изменяется от нуля до максимума [1] (рис. 5), с целью упрощения последующих решений, очевидно, можно воспользоваться некоторым осредненным значением величины оср.

Рис. 5. Схема продольной накатки шлицев и сил, действующих на накатные ролики

Наука и ехника, № 4, 2012

На этом основании с учетом выражений (1) и (2) запишем

<^ср1 +^ср2 2ст ( п Л

^ср0 = р2 р =-д ^ 1 + - +1 + ^ = 3,87Ст. (3)

Усилие, действующее на каждый накатный ролик, согласно рис. 5 определим по формуле

P = аСро F,

(4)

где F - проекция площади контакта ролика с заготовкой на плоскость перпендикулярно оси самого ролика и заготовки.

Эта проекция представляет собой трапецию, малое и большое основания которой являются соответственно шириной впадины по внутреннему и наружному диаметрам шлицев. Длина трапеции равна протяженности очага деформации в направлении прокатки

/ - • l = —- sin а,

2

(5)

где а - угол контакта ролика с заготовкой; Dp -диаметр ролика.

Площадь данной проекции эквивалентна

площади прямоугольника длиной l и шириной %

А = — (— + Д ) - b, измеренной по средней 2n

линии профиля впадин шлицев в поперечном сечении вала. Здесь Dн - наружный диаметр шлицев; Dв - внутренний диаметр шлицев (диаметр впадин); n - количество шлицев; b -ширина шлица.

Согласно рис. 5 можно записать (— - D)/D> =

= 1 - cos а. Отсюда cos а = 1 - —н—. Посколь-

Dp

ку sin2 а + cos2 а = 1, с учетом предыдущего

выражения получим sin а = ,

1 -

1 -

D - DB

D

р J

Пренебрегая бесконечно малыми параметрами второго порядка, после преобразования придем к выражению

sin а =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

2(DH - Dв)

Dn

(6)

Далее, решая полученное выражение совместно с (5), найдем

l =JD(D. -Dв).

Учитывая, что F = lA, можно записать

F =

(7)

%

2 n

(D + Dв) - b

D

р(— -Dв). (8)

Решая совместно (3), (4) и (8), найдем значение усилия, действующего в каждом ролике:

P = 3,87ст

— (— + Dв) - b

2 n

D(Dн - Dв). (9)

Усилие проталкивания заготовки, приходящееся на один ролик, согласно рис. 5 будет

(10)

PY = P sin|p + ||.

Точку приложения равнодействующей силы Р на каждом ролике с некоторым приближением задаем на середине дуги контакта, отвечающей углу а. В результате действия сил трения между роликом и осью, на которую он посажен, равнодействующая сила Р отклонена от центра ролика в сторону выхода из очага деформации на величину, определяемую кругом трения (рис. 5), а точнее на угол в, который можно определить как

sin р = fD, Dp

(11)

где / - коэффициент контактного трения между роликом и осью; Бо - диаметр оси.

В свою очередь р = arcsin

Г D ^

г —о

D

, Dp J

а а =

= arcsin

2(- - -в)

Dp

которые после подстанов-

ки в (10) с учетом (9) позволяют рассчитать значение Ру.

Усилие проталкивания вала через роликовую головку запишется в виде

P = Pn

(12)

С учетом выражений (9) и (10) окончательно придем к уравнению

Pr[p = 3,87стт [1,57(-н + —) - nb] х

Наука ит ехника, № 4, 2012

2

JD (D - D)sin fp + |

(13)

Далее определим условие, при котором возможно вращение накатных роликов вокруг своих осей при пластическом накатывании шлицев. В случае прокатки полосы в приводных валках условие захвата заготовки валками определяется соотношением [9]

tga < fi,

(14)

где / - коэффициент контактного трения между валками и заготовкой.

При проталкивании заготовки (вала) через неприводные ролики условие вращения последних запишется как

tg(a + в) <fi,

(15)

Из графиков видно, что с увеличением глубины шлицев возрастает и диаметр накатного ролика. При этом более интенсивно этот рост наблюдается при меньших значениях коэффициента контактного трения между роликом и заготовкой.

Dp, мм 330 300 270 240 210 180 150 120 90

0,20

0,25

f = 0,30

3

6 (Dh - DB), мм

Рис. 6. Расчетная зависимость диаметра накатного ролика Др от глубины накатываемых шлицев

поскольку в этом случае существенную роль играют силы трения в паре ролик - ось, отклоняющие вектор результирующего усилия Р от оси ролика на угол в (рис. 5).

Преобразуем предыдущее выражение к виду

а + в < аС/.

Отсюда можно легко найти величину

а < агС;/ - в,

которая с учетом значения в = агс8т(/До/Др) запишется в виде

а < агС;/ - агс8т(/До/Др).

Приняв во внимание соотношение (6), окончательно запишем

arcsin

V

2(D - Д )

Dp

< arctgf - arcsin

( D ^

г ^о

D Dp

■ (16)

Анализ данного выражения показывает, что искомую величину Др с его помощью можно найти лишь численным методом. В результате расчетов по полученным данным построены графики зависимости диаметра ролика Др от глубины накатываемых шлицев (от полуразности диаметров (Д - Д)/2) для разных коэффициентов контактного трения / между заготовкой и роликом (рис. 6) при значении коэффициента трения в паре ролик - ось / = 0,1.

Известно [7, 10], что при холодной пластической деформации, к которой относится холодная накатка шлицев, происходит упрочнение металла. Учесть этот фактор можно с помощью уравнения, предложенного С. И. Губкиным [10], которое записывается в виде

(

\

1 -щ

(

ОвЩш

■ш у

щ

1-Щш [°в-От (1-Щш )]

чЩш у

(17)

где - напряжение текучести; ов - временное сопротивление металла разрушению; у - относительное сужение площади поперечного сечения образца при растяжении; - та же величина в момент начала образования шейки в образце.

В свою очередь, можно представить, что

Т7 — Т7

*исх ^ кон т?

-, где Дсх - исходная площадь

щ=

F

-L ИС

поперечного сечения вала, подвергаемого накатке; Дон - конечная площадь поперечного сечения вала после накатки без учета площадей самих шлицев (площадь вала по внутреннему диаметру шлицев).

Следовательно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F = 1

F„cx 2

Тогда

-D2 + (D h-Db )bn

F =

кон

я02

^Я Наука

и ехника, № 4, 2012

4

5

= От +

'D2 + (D H-DB )bn

%Di

-Di + (D H-Db )bn

(18)

Поскольку на входе в очаг деформации металл находится в исходном состоянии с пределом текучести стт, а на выходе из него имеет характеристику аЛ то в уравнении (13) вместо от целесообразно использовать некоторую

* от +

осредненную величину от =-

2

Тогда

уравнение (13) запишется в виде

Рпр = 3,87сТ [1,57( DH + DB) - nb]x

D(üi - д )sin (в+а ]. (19>

С помощью выражения (19) получены данные, представленные в виде графиков на рис. 7.

Рпр, кН 1500 1300 1100 900 700 500

5 (Dh - Db)/2, мм

Рис. 7. Зависимость усилия проталкивания заготовки от глубины шлицев при различных коэффициентах контактного трения Л и диаметрах накатных роликов Бр

Расчеты проведены для случая накатки шлицев на валах из стали 40Х с механическими характеристиками [11]: от = 340 МПа; ов = 580 МПа;

= 0,22. Накатку производили в условиях комнатной температуры без нагрева заготовки. Во всех случаях в соответствии с ГОСТ 1139-58 количество накатываемых шлицев было п = 8. Соотношение внутреннего и внешнего диаметров шлицев ОвхОн составляло: 42x48 мм; 52x60 мм; 62x72 мм при ширине выступов Ь соответственно 8; 10; 12 мм. Из графиков видно, что с увеличением глубины шлицевых канавок практически линейно возрастает усилие

проталкивания при разных коэффициентах контактного трения между роликом и заготовкой. Наиболее существенно этот рост наблюдается при глубине канавок более 5 мм.

В Ы В О Д

Представленные в настоящей статье теоретические основы накатки прямобочных шлицев с помощью роликовых головок без нагрева деформируемого тела позволяют рассчитывать минимальные значения диаметров накатных роликов Dp, а также усилия проталкивания заготовки при разных коэффициентах контактного трения f для различных геометрических параметров шлицевых поверхностей.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Анализ конструкции шлиценакатных роликовых головок / В. П. Северденко [и др.] // Пластическая деформация и обработка металлов давлением. - Минск: Наука и техника, 1969. - С. 201-214.

2. Барбарич, М. В. Накатывание цилиндрических зубчатых колес / М. В. Барбарич, М. В. Хоруженко. - М.: Машиностроение, 1970. - 220 с.

3. Сучков, А. Е. Экономия металла в машиностроении при обработке давлением / А. Е. Сучков. - Минск: Наука и техника, 1971. - 128 с.

4. Парфиянович, В. С. Руководство по проектированию процессов чистового накатывания поверхностей / В. С. Парфиянович. - Минск: Полымя, 1981. - 87 с.

5. Устройство для накатывания шлицев на валах: а. с. № 1459796 СССР. В21Н5/02 / В. С. Парфиянович, М. И. Сидоренко // Официальный бюл. - 1989. - № 7.

6. Томсон, Э. Механика пластической деформации / Э. Томсон, Ч. Янг, Ш. Кабаяши. - М.: Машиностроение, 1969. - 417 с.

7. Строжев, М. В. Теория обкатки металлов давлением / М. В. Строжев, Е. А. Попов. - М.: Машиностроение, 1977. - 417 с.

8. Хилл, Р. Математическая теория пластичности / Р. Хилл. - М.: ГИТТЛ, 1956. - 407 с.

9. Целиков, А. И. Теория продольной прокатки /

A. И. Целиков, Г. С. Никитин, Е. Е. Рокотян. - М.: Металлургия, 1980. - 320 с.

10. Губкин, С. И. Пластическая деформация металлов / С. И. Губкин. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - Т. 2. -416 с.

11. Третьяков, А. В. Механические свойства металлов и сплавов при обработке давлением / А. В. Третьяков,

B. И. Зюзин. - М.: Металлургия, 1973. - 224 с.

Поступила 12.12.2011

3

4

12 ^И Наука

итехника, № 4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.