Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В «САПР СТАНЦИЙ»'

ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В «САПР СТАНЦИЙ» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сортировочная станция / сортировочная горка / автоматизированное проектирование / безопасность / технологический процесс / Marshalling yard / marshalling yard / computer-aided design / safety / technological process.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хаджимухаметова Матлуба Адиловна, Абдуллаев Рустам Якубович, Содиков Бобир Собир Ўғли

В настоящей статье рассматривается система автоматизированного проектирования сортировочной станции. На основании анализа существующих и применяемых на практике эксплуатации железных дорог и проектирования схем горочных сортировочных станций приводится методика кодировки для составления функциональной таблицы формирования схем сортировочных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хаджимухаметова Матлуба Адиловна, Абдуллаев Рустам Якубович, Содиков Бобир Собир Ўғли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCHEMES OF MARKING STATIONS IN “CAD OF STATIONS”

This article discusses the computer-aided design of a marshalling yard. Based on the analysis of existing and applied in practice railway operation and designing schemes of hump marshalling yards, a coding technique is given for compiling a functional table for the formation of marshalling yard schemes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В «САПР СТАНЦИЙ»»

TOSHKENT DAVLAT TRANSPORT UNIVERSITETI

Tashkent state

FORMATION OF SCHEMES OF MARKING STATIONS IN "CAD OF

STATIONS"

Khadzhimukhametova Matluba Adilovna, Abdullaev Rustam Yakubovich,

Sodikov Bobir Sobir o'g'li

Tashkent state transport university (Tashkent, Uzbekistan)

Abstract: This article discusses the computer-aided design of a marshalling yard. Based on the analysis of existing and applied in practice railway operation and designing schemes of hump marshalling yards, a coding technique is given for compiling a functional table for the formation of marshalling yard schemes. Key words: Marshalling yard, marshalling yard, computer-aided design, safety, technological process.

ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В

«САПР СТАНЦИЙ»

Хаджимухаметова Матлуба Адиловна, Абдуллаев Рустам Якубович,

Содиков Бобир Собир ^ли

Ташкентский государственный транспортный университет (Ташкент, Узбекистан)

Аннотация: В настоящей статье рассматривается система автоматизированного

проектирования сортировочной станции. На основании анализа существующих и применяемых на практике эксплуатации железных дорог и проектирования схем горочных сортировочных станций приводится методика кодировки для составления функциональной таблицы формирования схем сортировочных станций. Ключевые слова: Сортировочная станция, сортировочная горка, автоматизированное проектирование, безопасность, технологический процесс.

Введение. В части цифровизации и интеллектуализации железнодорожной инфраструктуры в целом и сортировочных станций как самых сложных компонентов системы обслуживания грузопотоков, использование современных технологий в частности, должно привести к сокращению эксплуатационных расходов, резкому повышению производительности труда, переходу на малолюдные технологии работы с одновременным повышением безопасности прохождения технологических процессов.

Система автоматизированного проектирования (САПР) - представляет собой организационно-техническую систему, состоящую из комплекса средств автоматизации проектирования взаимосвязанного с подразделениями проектной организации, и выполняющую (обеспечивающую) автоматизированное проектирование.

Объект исследования: Сортировочная станция.

Предмет исследования: Система автоматизированного проектирования САПР

Цель исследования: Разработка методики кодировки для составления функциональной таблицы формирования схем сортировочных станций.

Tashkent state transport university

Функция исследования:

-произвести анализ существующих и применяемых на сети железных дорог сортировочных станций;

-разработка функциональной таблицы схем сортировочных станций.

Идеальная схема САПР (имеет следующую цепочку): задание на проектирование - комплекс систем автоматизации (КСА) и проектировщики -проект.

Проектирование - это процесс переработки информации, приводящий к получению полного представления о проектируемом объекте

Разделяются - САПР изделий и САПР технологии. Объекты проектирования содержат множество одинаковых или подобных операций:

1) создается описательная модель всего процесса проектирования в которой он делится на ряд этапов и подэтапов;

2) этап делится на виды работ по функциональному признаку (по специализации проектировщика), а виды работ на операции:

- поиск информации в справочниках;

- выполнение арифметических (математических) операций;

- выполнение чертежей;

- формирование текстовых документов.

САПР железнодорожных станций относится к классу САПР схемотехнического проектирования (ССП). Разработаны и успешно развиваются такие типы ССП как САПР радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), САПР летательных аппаратов, САПР машиностроения [1,2], САПР железнодорожных объектов находятся на стадии становления (формирования). Многие термины САПР ЖД могут иметь несколько значений. Для уменьшения неопределенности установим некоторые термины и определения. Говоря о схеме или плане станции будем рассматривать её как совокупность элементов, которые имеют свои названия (имена). Каждый элемент характеризуется набором параметров, которые могут быть получены из справочников или рассчитаны. Структурное единство каждой из подсистем САПР в целом обеспечивается с помощью системных компонентов, которые представляют собой совокупность методического, информационного, лингвистического, математического, и организационного обеспечения САПР. Каждый компонент выполняет соответствующие функции в САПР и характеризуется определенным набором средств [1,2]. Прохождение проекта в САПР характеризуется логической схемой процесса автоматизации, определяющей порядок и правила принятия проектных решений в ходе разработки проекта станции.

В настоящей работе на основании анализа существующих и применяемых на практике эксплуатации железных дорог и проектирования схем горочных сортировочных станций приводится методика кодировки для составления Функциональной таблицы формирования схем сортировочных станций. Предлагаемая структура позволит генерировать различные схемы сортировочных станций.

Tashkent state transport university

Устройства, состоящие из приемного, сортировочного, отправочного парков и горки, составляют сортировочный комплект (систему). Сортировочные комплекты по своей структуре построения могут быть трех видов, обозначим их (закодируем) строчными буквами алфавита, а, б, в. [4]

Тип (а) - с последовательным расположением парков приема, горки, сортировочного и отправочного в комплекте.

Тип (б) - с комбинированным (полупоследовательным) расположением парков и горки в комплекте.

В зависимости от количества комплектов схемы сортировочных станций разделяются на двухкомплектные (двусторонние) и однокомплектные (односторонние). Закодируем их римскими цифрами 1и II в зависимости от размещения сортировочных комплектов по отношению к основным главным путям схемы, двухсторонние сортировочные станции можно объединить в четыре группы, условно закодированные прописными буквами алфавита II -А, II -Б, II -В, В-Г.

Схемы односторонних (одно комплектных) станций (рис.1) можно объединить в две группы, закодированные прописными буквами алфавита 1 -Б, 1-В, II -А.

Рекомендуемая кодификация применяемых на практике проектирования и строительства теоретически возможных по структуре построения типов схем горочных сортировочных станций охватила практически все схемы горочных сортировочных станций по структуре построения, которые можно объединить в 30 основных типов; 24 двусторонних и 6 односторонних. Каждый из основных типов может иметь свои частные варианты и подварианты (решения) в зависимости от расположения сортировочных комплектов по отношению друг к другу, конструктивного решения их отдельных элементов, расположения локомотивного и вагонного хозяйств, других устройств станции по отношению к основным сортировочным комплектам, вызванных (продиктованных) местными топографическими, планировочными и другими условиями [3,4 ]

На основании вышеприведенных обозначений элементов станций, рекомендуется следующая кодировка основных схем горочных сортировочных станций по структуре построения. Схема двусторонней сортировочной станции (рис.2) с расположением комплектов по разные стороны главных путей с последовательным размещением парков в обоих комплектах.(четного и нечетного направления движения) шифруется гак: схема II -А-(а+а) -I (вариант ^.Вариант второй этой схемы будет иметь шифр II -А-(а+а) - 2. Та же схема с размещением парков в одном комплекте последовательно, во втором комбинированно, вариант первый будет иметь шифр II -А-(а+б)-1, Подвариант этой схемы будет обозначать II -А-(а+б)- 1.1.

Tashkent state transport university

Рис 1. Принципиальные схемы односторонних сортировочных станций.

Рис 2. Принципиальные схемы двусторонних сортировочных станций.

Схема двусторонней сортировочной станции с объемлющими главными путями (комплекты внутрь и главных путей) с последовательным размещением парков в каждом из комплектов (вариант I) будет иметь шифр II -В-(а+а)-1. Та же схема с иным расположением локомотивного хозяйства (вариант 2) будет иметь шифр II -В-(а+а)-2.

Схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков в комплекте с объемлющими главными путями будет иметь шифр 1-В-а-1 (первый вариант с объединенными парками приема и отправления). То же 1-В-а-2 (второй вариант с раздельными парками приема отправления), схема односторонней сортировочной станции о комбинированным расположением парков в комплекте о объемлющими главными путями будет иметь шифр 1-В-Б [4].

Вывод

Следует отметить, что данная классификация и кодировка не достаточна для организации графической базы данных схем сортировочных станций. Идентификаторы ССС должны формироваться таким образом, чтобы каждый вариант ССС должен иметь отдельное "ИМЯ" Поэтому кроме перечисленных признаков, классификация (ССС) должна быть продолжена до схем взаимного соединения основных элементов. А соединяющие элементы (их схемы) должны быть классифицированы до числа соединяющих элементов с учетом схем взаимной укладки съездов и стрелок.

Iqtisodiyotni raqamlashtirish sharoitida korporativ boshqaruv modellarining transformatsiyasi

Tashkent state transport university

Литературы:

1. Интеллектуальные интегрированные САПР РЭА и БИС. М.:наука 1990.-126 с.

2. Артемьев А.И. и др. Гибкие производные системы изготовления РЭА. М.: Радио и связь, 1990. -240 с.

3. Савченко И.Е. Железнодорожные станции и узлы. М.: Транспорт, 1990. - 469 с.

4. Ишимбаев В.И. К вопросу размещения зданий и помещений санитарно - бытового назначения на горочных сортировочных станциях. Межвузовский сборник научных трудов ТашИИТ, вып 176/23, Ташкент, с.12-22.

5. Апатцев В.И. и др. Железнодорожные станции и узлы. УМЦ ЖДТ, Москва 2014. 886 с.

6. Хаджимухаметова М. А., Арипов Н. М., Суюнбаев Ш. М. Инновационный подход к развитию сортировочных станций и транспортно-логистических центров в крупных городах // Труды международной научно-практической конференции. Москва, 2021 г. ISBN 978-5-907420-53-3. ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ), 2021, с 42-48.

7. Хаджимухаметова М. А. Оптимизация профиля сортировочной горки для ускорения скатывания вагонов различных категорий с наибольшей скоростью // Технические науки. том 3, №3, 2020г., с 67-76.

8. Гуламов А. А., Мерганов А. М., Рахматов З. Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики //МТжнародний науковий журнал 1нтернаука. - 2017. - №. 5. - С. 115-19.

9. Ilesaliev D., Avaz M. Research package efficiency general cargo //International Journal of Engineering and Advanced Technology. - 2019. - Т. 9. - №. 1. - С. 6880-6884.

10. Мерганов А. М. Определение экономической эффективности в результате увеличения срока службы железнодорожных рельсов в кривых //Universum: экономика и юриспруденция. - 2019. - №. 4 (61).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.