Научная статья на тему 'Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик'

Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / FLAGSHIP REGIONAL UNIVERSITY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РЕГИОН / REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Расул Аликадиевич

Настоящее исследование направлено на изучение особенностей формируемых в стране региональных опорных вузов и их влияния на инновационное развитие субъектов России. Цель. Определить генезис региональных опорных вузов как очередной этап модернизации высшего образования страны, проанализировать их роль в региональном развитии. Задачи. Определить этапы становления региональных опорных университетов, проанализировать их распределение в разрезе федеральных округов страны. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены происходящие изменения в отечественной высшей школе, выявлены направления реализации программ развития опорных вузов, представлены предложения по дальнейшему формированию сети региональных опорных вузов. Результаты. За последние 11 лет в стране в рамках проводимой государственной политики в сфере модернизации высшего образования сформированы 10 федеральных университетов, определены 29 национальных исследовательских университетов. Данные вузы имеют особый статус, являются мощными современными научно-образовательными центрами, которым предоставлены большие академические свободы, а также приоритетное финансирование из федерального и региональных бюджетов. В стране сложилась существенная дифференциация между передовыми и менее развитыми вузами. В связи с чем представляется крайне важным формирование в стране сети региональных опорных университетов, начавшееся с 2015 г. Выводы. По своему предназначению региональные опорные вузы должны выступать драйверами социально-экономического развития субъектов страны, стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Расул Аликадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a Network of Flagship Universities as a Stage in the Modernization of National Higher Education and a Driver of Innovative Development of Regional Economies

This study is aimed at examining the specific features of the establishing regional flagship universities in the country and their impact on the innovative development of the constituent entities of the Russian Federation. Aim. This study identifies the genesis of regional flagship universities as another stage in the modernization of the national higher education and analyze their role in regional development. Tasks. This study determines the stages in the establishment of regional flagship universities and analyzes their distribution across the country’s federal districts. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the ongoing changes in the Russian higher education, identifies directions for the implementation of flagship university development programs, and makes proposals for the further formation of a network of regional flagship universities. Results. Over the past 11 years, within the framework of the government policy on higher education modernization implemented in the country, 10 federal universities were established and 29 national research universities were identified. Being powerful modern scientific and educational centers, these universities enjoy a special status with more academic freedom and priority financing from the federal and regional budgets. Therefore, the leading and less developed universities in the country are significantly differentiated, which is why the formation of a network of regional flagship universities that began in 2015 is so important. Conclusion. The purpose of regional flagship universities should be to serve as drivers of socio-economic development of the country’s constituent entities, become modern scientific and educational centers, centers of the formation of innovative regional culture capable of training highly qualified personnel across a wide range of fields according to the requirements of regional economies, and conduct fundamental and applied scientific research for the priority directions of regional development.

Текст научной работы на тему «Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик»

Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик

Formation of a Network of Flagship Universities as a Stage in the Modernization of National Higher Education and a Driver of Innovative Development of Regional Economies

Амиров Расул Аликадиевич

доцент Дагестанского государственного университета народного хозяйства (г. Махачкала), кандидат экономических наук 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, д. 5

Rasul A. Amirov

Dagestan State University of the National Economy D. Ataeva Str. 5, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008

x

<

CD

О

00 <

CL LÛ

О

УДК 378:332.14

Настоящее исследование направлено на изучение особенностей формируемых в стране региональных опорных вузов и их влияния на инновационное развитие субъектов России.

Цель. Определить генезис региональных опорных вузов как очередной этап модернизации высшего образования страны, проанализировать их роль в региональном развитии. Задачи. Определить этапы становления региональных опорных университетов, проанализировать их распределение в разрезе федеральных округов страны. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены происходящие изменения в отечественной высшей школе, выявлены направления реализации программ развития опорных вузов, представлены предложения по дальнейшему формированию сети региональных опорных вузов.

Результаты. За последние 11 лет в стране в рамках проводимой государственной политики в сфере модернизации высшего образования сформированы 10 федеральных университетов, определены 29 национальных исследовательских университетов. Данные вузы имеют особый статус, являются мощными современными научно-образовательными центрами, которым предоставлены большие академические свободы, а также приоритетное финансирование из федерального и региональных бюджетов. В стране сложилась существенная дифференциация между передовыми и менее развитыми вузами. В связи с чем представляется крайне важным формирование в стране сети региональных опорных университетов, начавшееся с 2015 г.

Выводы. По своему предназначению региональные опорные вузы должны выступать драйверами социально-экономического развития субъектов страны, стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов. Ключевые слова: опорный региональный университет, высшее образование, модернизация, инновации, регион, социально-экономическое развитие

This study is aimed at examining the specific features of the establishing regional flagship universities in the country and their impact on the innovative development of the constituent entities of the Russian Federation. Aim. This study identifies the genesis of regional flagship universities as another stage in the modernization of the national higher education and analyze their role in regional development.

Tasks. This study determines the stages in the establishment of regional flagship universities and analyzes their distribution across the country's federal districts.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine the ongoing changes in the Russian higher education, identifies directions for the implementation of flagship university development programs, and makes proposals for the further formation of a network of regional flagship universities.

ш Results. Over the past 11 years, within the

^ framework of the government policy on high-

m er education modernization implemented in

m the country, 10 federal universities were es-

2 tablished and 29 national research universities

о were identified. Being powerful modern scien-

tific and educational centers, these universities enjoy a special status with more academic freedom and priority financing from the federal and regional budgets. Therefore, the leading and less developed universities in the country are significantly differentiated, which is why the formation of a network of regional flagship universities that began in 2015 is so important.

Conclusion. The purpose of regional flagship universities should be to serve as drivers of socio-economic development of the country's constituent entities, become modern scientific and educational centers, centers of the formation of innovative regional culture capable of training highly qualified personnel across a wide range of fields according to the requirements of regional economies, and conduct fundamental and applied scientific research for the priority directions of regional development. Keywords: flagship regional university, higher education, modernization, innovation, region, socio-economic development

В процессе становления нового технико-технологического уклада предъявляются особые требования к качественному кадровому сопровождению со стороны высшей школы, играющей особую роль в формировании человеческого капитала. В соответствии со ст. 69 федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», цель высшего образования заключается в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворении потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, повышении научно-педагогической квалификации и др. [1].

Высшее образование играет важную роль в решении стратегических задач модернизации и социально-экономического развития страны, ведь в вузах формируется ее интеллектуальный, культурный и высококвалифицированный кадровый потенциал. В последние годы в России наблюдается тенденция к «универ-ситетизации» высшей школы — непрерывно растет количество классических, технических и отраслевых университетов, в том числе путем объединения и реорганизации академий и институтов в крупные университетские комплексы с расширением их автономии и повышением ответственности за эффективность и качество подготовки специалистов, развитие научных исследований и инновационной деятельности.

Если в 2008 г. в России насчитывалось 1134 вуза, то в настоящее время их количество составляет 817. Таким образом, за последние 9 лет были ликвидированы 317 вузов (или около 35 в год). В 2016 г. количество вузов, по сравнению с 2015 г., уменьшилось на 8,7% (или на 78 единиц): государственных и муниципальных вузов — на 5,3% (на 28 единиц), частных вузов — на 13,7% (на 50 единиц). Произошло и уменьшение численности студентов. В 2016 г. численность студентов образовательных организаций высшего образования уменьшилась на 367 000 человек; основное сокращение пришлось на частные вузы (на 25,4% от численности студентов в 2015 г.).

В настоящее время отечественная высшая школа охватывает 817 высших учебных заведений (из них 502 являются государственными и муниципальными вузами, 315 — частными), в том числе два ведущих классических университета страны с особым правовым статусом, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов и 33 опорных региональных университета. На рис. 1 представлено количество вузов и численность студентов в них на начало 2016/2017 учебного года по федеральным округам.

Больше всего образовательных организаций высшего образования и обучающихся в них сосредоточено в Центральном федеральном округе (305 вузов, или 37% от общего их количества в стране, 1343,5 тыс. студентов — 31% от общей численности), а меньше всего — в Дальневосточном федеральном округе (35 вузов, что составляет 4% от общего их количества, 161,8 тыс. студентов — 4% от общей численности). Если сравнивать количество обучающихся с числом вузов, то в Приволжском федеральном округе в среднем на один вуз приходится 7158 студентов, в Центральном федеральном округе — 4405 студента. По критерию среднего количества обучающихся в расчете на один вуз все федеральные округа можно разделить на три уровня.

• Первый уровень: 4000-5000 студентов в среднем на один вуз. Центральный федеральный округ (4405 студентов), Северо-Западный федеральный округ (4529 студентов), Северо-Кавказский федеральный округ (4584 студента) и Дальневосточный федеральный округ (4623 студента).

• Второй уровень: 6000-7000 студентов в среднем на один вуз. Уральский федеральный округ (6078 студентов), Сибирский федеральный округ (6300 студентов) и Южный федеральный округ (6754 студента).

• Третий уровень: 7000-8000 студентов в среднем на один вуз. Приволжский федеральный округ (7158 студентов).

Центральный

Северо-Западный

Южный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

95

64

50

123

54

91

35

430,3

432,3

229,2

328,2

573,3

161,8

1343,5

— число организаций, шт.

— численность студентов, тыс. чел.

880,5

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 1400

Рис. 1. Количество образовательных организаций высшего образования и численность студентов в них по федеральным округам Российской Федерации на начало 2016/2017 учебного года

Источник: [2].

Таким образом, можно сделать вывод о неравномерности распределения вузов по федеральным округам.

В 2006-2014 гг. происходило формирование федеральных университетов (всего 10 вузов — начиная с Сибирского и Южного федеральных университетов и заканчивая Крымским федеральным университетом им. В. И. Вернадского), а в 2008-2010 гг. — национальных исследовательских университетов (29). Высшим учебным заведениям, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», предоставлены большие академические свободы, а также приоритетное финансирование из федерального и региональных бюджетов.

С 2015 г. в России формируется сеть опорных региональных университетов. Их создание, по нашему мнению, позволит уменьшить разрыв, образовавшийся между передовыми и менее развитыми вузами. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. предусматривает реализацию комплексного проекта «Формирование сети опорных региональных университетов», в ходе которой будут поддержаны программы развития региональных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и со-

циально-экономического развития субъектов Российской Федерации [3]. Это позволит органично дополнить совокупность ведущих вузов страны, включая МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, федеральные и национальные исследовательские университеты, системой опорных региональных университетов как современных центров развития образования, науки, культуры и инноваций.

Формирование сети опорных вузов будет способствовать заметному сокращению оттока талантливых выпускников школ из различных регионов в столичные вузы; тем самым будет происходить повышение привлекательности региональных вузов для абитуриентов. В докладе Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2015 г. отмечается: «Деятельность регионального опорного вуза будет нацелена на удержание талантливых научно-педагогических работников и абитуриентов в регионе за счет обеспечения достойных условий осуществления образовательной и научной деятельности, подготовку (включая переподготовку) востребованных на региональном рынке труда квалифицированных специалистов, в том числе для высокопроизводительных рабочих мест, и содействие их трудоустройству, реализацию

Рис. 2. Направления реализации программ развития опорных вузов

научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в интересах субъектов предпринимательской деятельности и социально-экономического развития территории в целом, научное, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение программы социально-экономического развития региона. Эти вузы будут вести обучение на всех уровнях высшего образования. Объем ресурсов и масштабы таких вузов позволят им готовить специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей региональных экономик» [4]. На рис. 2 представлены направления, по которым реализуются программы развития опорных вузов.

В 2015 г. был объявлен первый этап конкурсного отбора заявок на создание опорных региональных университетов, по итогам которого победителями признаны 11 вузов: Волгоградский, Воронежский, Донской, Омский и Самарский государственные технические университеты, Вятский и Орловский им. И. С. Тургенева государственные университеты, Костромской государственный технологический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М. Ф. Решетнёва, Тюменский государственный нефтегазовый университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.

В 2017 г., по итогам второго этапа конкурсного отбора программ развития опорных вузов, вузы-победители были разделены на две группы:

• 8 опорных университетов с выделением федерального финансирования реализации программы развития (Владимирский им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Мурманский арктический, Тульский, Череповецкий и Ярославский им. П. Г. Демидова государственные университеты, Нижегородский им. Р. Е. Алексеева и Новосибирский государственные техниче-

ские университеты и Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России); • 14 опорных университетов, программы развития которых будут финансово поддержаны регионами с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Минобрнауки РФ (Алтайский, Калмыцкий им. Б. Б. Го-родовикова, Кемеровский, Новгородский им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский, Сочинский, Сыктывкарский им. Питирима Сорокина, Тольяттинский, Ульяновский, Псковский и Марийский государственные университеты, Белгородский им. В. Г. Шухова, Магнитогорский им. Г. И. Носова и Саратовский им. Ю.А. Гагарина государственные технические университеты). Важно, что в отличие от первой стадии на втором этапе конкурсного отбора проведение реорганизации и объединения вузов не являлось обязательным условием. Рассмотрим количество опорных университетов в федеральных округах РФ по итогам первого и второго этапов конкурсного отбора (табл. 1, рис. 3).

Наибольшее количество опорных университетов было создано в Приволжском федеральном округе — 8 вузов. В Центральном федеральном округе насчитывается 7 опорных университетов, в Северо-Западном и Сибирском федеральным округах — по 6, в Южном федеральном округе — 4, в Уральском федеральном округе — 2. В Северо-Кавказском и Дальневосточном округах опорные университеты отсутствовали. По итогам второго этапа конкурсного отбора произошло существенное увеличение количества опорных вузов в Северо-Западном федеральном округе (до 6), в Приволжском федеральном округе (до 5) и в Центральном и Сибирском федеральных округах (до 4).

Дальнейшее формирование опорных вузов особенно актуально в тех регионах и федераль-

Таблица 1 ^

Количество опорных университетов по федеральным округам РФ

(по итогам первого и второго этапов конкурсного отбора) ™

Федеральный округ ОУ* по итогам первого этапа конкурсного отбора ОУ по итогам второго этапа конкурсного отбора Общее количество ОУ

Центральный федеральный округ 3 4 7

Северо-Западный федеральный округ — 6 6

Дальневосточный федеральный округ — — —

Приволжский федеральный округ 3 5 8

Сибирский федеральный округ 2 4 6

Уральский федеральный округ 1 1 2

Южный федеральный округ 2 2 4

Северо-Кавказский федеральный округ — — —

* Опорные университеты.

Центральный, 7

8

Рис. 3. Количество опорных университетов по федеральным округам РФ по итогам двух этапов

ных округах России, где они отсутствуют, а также в которых отсутствуют национальные исследовательские университеты (Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа).

В Северо-Кавказском федеральном округе функционируют 50 образовательных организаций высшего образования, но отсутствует вуз, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», а также опорный университет. Ведущим вузом округа является Северо-Кавказский федеральный университет, созданный в 2012 г. на базе трех крупных вузов Ставропольского края (Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет и Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет). В табл. 2 представлено количество образовательных организаций высшего образо-

вания в Северо-Кавказском федеральном округе на начало 2016/2017 учебного года.

Согласно данным Росстата, в Северо-Кавказском федеральном округе на начало 2016/ 2017 учебного года действовало 50 образовательных организаций высшего образования (6% от общего количества в РФ), в которых обучалось 229,2 тыс. студентов (5,2% от общей численности в стране). Наибольшее количество вузов насчитывалось в Ставропольском крае (16 вузов, из них 6 государственных и 10 частных, количество обучающихся — 75,3 тыс. человек) и в Республике Дагестан (16 вузов, из них 6 государственных и 10 частных, количество обучающихся — 62,0 тыс. студентов). Наименьшим было количество вузов в Республике Ингушетия (2) и Карачаево-Черкесской Республике (2), количество обучающихся — 8,1 тыс. и 10,6 тыс. студентов соответственно.

Таблица 2

Образовательные организации высшего образования в Северо-Кавказском федеральном округе

на начало 2016/2017 учебного года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество организаций, всего В том числе Численность студентов, всего, тыс. чел. В том числе Численность студентов в % к 2015/2016 уч. году

государственных и муниципальных частных государственных и муниципальных частных

Российская Федерация 817 502 315 4379,0 3873,8 505,2 91,9

Северо-Кавказский федеральный округ 50 26 24 229,2 201,8 27,3 89,2

Республика Дагестан 16 6 10 62,0 55,6 6,4 87,3

Республика Ингушетия 2 1 1 8,1 7,0 1,1 91,1

Кабардино-Балкарская Республика 4 3 1 15,2 13,5 1,6 88,8

Карачаево-Черкесская Республика 2 2 — 10,6 10,1 0,5 81,1

Республика Северная Осетия — Алания 7 5 2 24,8 22,4 2,4 94,9

Чеченская Республика 3 3 — 33,3 30,4 2,9 100,4

Ставропольский край 16 6 10 75,3 62,9 12,4 85,9

Источник: [2].

К 2015/2016 учебному году численность студентов в Северо-Кавказском федеральном округе сократилась на 10,8% (по РФ — на 8,1%). Если рассматривать ситуацию в разрезе субъектов, входящих в состав округа, то в Чеченской Республике численность студентов к 2015/2016 учебному году увеличилась на 0,4%, а во всех остальных субъектах Федерации она сократилась: в Карачаево-Черкесской Республике — на 18,9%, в Ставропольском крае — на 14,1%, в Республике Дагестан — на 12,7%, в Кабардино-Балкарской Республике — на 11,2%, в Республике Ингушетия — на 8,9% и в Республике Северная Осетия — Алания — на 5,1% [2].

В перспективе необходимо расширить географию проекта, увеличить финансирование из средств федерального и региональных бюджетов программ развития опорных университетов, проработать вопросы взаимодействия опорных вузов с ведущими университетами страны в части создания совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов.

Формирование в России сети опорных вузов — очередной закономерный этап модернизации отечественного высшего образования. Опорные университеты выступают движущими силами социально-экономического развития субъектов страны и должны стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

2. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в 2016 году. М.: Рос-стат, 2017. 83 с.

3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 (с изменениями и дополнениями): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.ga-rant.ru/71044750/.

4. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. М., 2015. С. 106: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/flles/ TS3Ar5ihWdp1ju5UH6a22TQbc4UnIobU.pdf.

References

1. Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012 "On education in the Russian Federation" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/70291362/. (in Russ.).

2. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie Severo-Kav-kazskogo federal'nogo okruga v 2016 godu [The socioeconomic situation of the North Caucasus Federal District in 2016]. Moscow: Rosstat Publ., 2017. 83 p.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 № 497 "On the Federal target program for the development of education for 2016— 2020" (as amended). Available at: http://base.garant. ru/71044750. (in Russ.).

4. Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the sphere of education. Moscow, 2015, p. 106. Available at: http://government.ru/media/flles/TS3Ar5ihWdp1ju5 UH6a22TQbc4UnIobU.pdf. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.