Научная статья на тему 'Формирование семиотического сознания школьников в системе туристско-краеведческой деятельности'

Формирование семиотического сознания школьников в системе туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОСФЕРА / СЕМИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEMIOSPHERE / SEMIOTIC CONSCIOUSNESS / STUDENTS / TOURISM AND LOCAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковская Г.В.

Доказывается актуальность проблемы семиотического развития человека. Дается краткий ретроспективный обзор подходов к пониманию феномена семиосферы. Рассматривается возможность формирования семиотического сознания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of semiotic consciousness of students in the system of tourism and local activity

An actuality of the problem of man’s semiotic development is proved. A brief retrospective review of approaches to understanding of phenomenon of semiosphere is given. The possibility of the formation semiotic consciousness of students by means of tourism and local activity is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование семиотического сознания школьников в системе туристско-краеведческой деятельности»

большая работа по подготовке к деятельности в режиме опытно-экспериментальной площадки с педагогами исследователями, которые непосредственно в учебно-воспитательном процессе (урочной и внеурочной деятельности, в дополнительном образовании детей) эмпирическими методами проверяют обоснованность и достоверность теоретических выводов.

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373. Введен в действие с 01.01.2010 г.).

2. Там же.

3. Там же.

4. Андреева И. Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика. 2011. № 10. С. 26-33.

5. Андреева И. Г. Информатизационные риски здоровья в образовательном процессе // Педагогика. 2016. № 8. С. 73-77.

6. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал естественнонаучного образования // Педагогика. 2015. № 8. С. 10-15; Андреева И. Г. Вопросы здоровья в контексте социально-профессионального самоопределения // Педагогика. 2014. № 8. С. 13-19.

УДК 37. 025; 379.85

Г. В. Буковская

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доказывается актуальность проблемы семиотического развития человека. Дается краткий ретроспективный обзор подходов к пониманию феномена семиосферы. Рассматривается возможность формирования семиотического сознания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности.

An actuality of the problem of man's semiotic development is proved. A brief retrospective review of approaches to understanding of phenomenon of semiosphere is given. The possibility of the formation semiotic consciousness of students by means of tourism and local activity is considered.

Ключевые слова: семиосфера, семиотическое сознание, школьники, ту-ристско-краеведческая деятельность.

Keywords: semiosphere, semiotic consciousness, students, tourism and local activity.

Знакомство с работами ученых, посвященными различным подходам к пониманию исторического развития человеческой цивилизации, роли сознания и разума в развитии Вселенной и социо-природной среды, приводит к выводу о необходимости более эффективного семиотического развития человека.

История человека и человечества есть история развития сознания. Все, что человек знает о воздействующем на него окружающем мире, он знает как содержание своего сознания, понимая в то же время, что предметы и явления действительности, которые отражаются в виде представлений, мыслей и других духовных феноменов, находятся вне его сознания. Человек никогда не может заявить об окончательном знании чего бы то ни было, но он может знать больше или меньше, иметь высокий или низкий уровень мышления.

Сознание возникло как функция сложноорганизованного мозга, который формировался по мере совершенствования не только деятельности и социальных отношений, но и связанной с этим знаковой коммуникацией. Поэтому представление человека о реальности во многом зависит от его знаковой компетенции, от уровня развития семиотического сознания. Соответствие в формате системы «Природа - Человек - Общество» структуры исходящих сообщений структуре входящих является фундаментом эстетического единства биосферы и человека. Невосприимчивость людей к ряду знаковых феноменов природного порядка привела человечество в ХХ веке к утрате его единства с биосферой, отрыву от ее эстети-ко-семиотической составляющей, поставила перед угрозой глобального экологического кризиса.

Основоположником идеи семиосферы - сферы знаков - считается датский исследователь Д. Хоффмайер. Ввел же термин «семиосфера» первым русско-эстонский семиотик Юрий Лотман в 1990 г. Оба отталкиваются от понятия биосферы В. И. Вернадского. Лотман формирует семиосферу в рамках гуманитарного знания, а Хоффмайер является представителем естественнонаучного знания. Эти два подхода дополняют друг друга. По Лотману, семи-

осфера есть уже сложившаяся совокупность семиотических систем в исключительно культурном контексте. Хоффмайер рассматривает семиосферу как сферу значения и смысла и коммуникации, или обмена информацией между живыми организмами. Она пронизывает все сферы: атмосферу, гидросферу, биосферу - и заключается в коммуникации: звуках, запахах, движениях, цветах, электрических полях, волнах любой природы, химических сигналах, прикосновении и т. д. А. Н. Портнова интересовала проблема эволюции знаковых систем в рамках процесса эволюции сознания и мышления. Концентрируя внимание на семиотических аспектах ноосфе-рогенеза и ноогенеза (развития психики), он предполагает последовательное усложнение знаковых систем, а также формирование метазнаковой системы, ассимилирующей все остальные в процессе дальнейшего развития человеческого разума. Усложнение внутренних и внешних кодов организма со способностью понимать возрастающее число чужих кодов обусловливает формирование «семиотического компонента биосферы» [1].

Изучая проблему дальнейшего развития человечества, исследователи пришли к выводу, что включение семиотического компонента в современную формирующуюся картину мира будет способствовать целостному восприятию реальности (имплицитно и изначально присущему человеку), экологизации сознания.

В связи с этим современная коммуникативная ситуация (в широком смысле этого термина), по мнению исследователей, диктует собственные критерии «уровневости» мышления, главным из которых становится полисемиотичность мышления, т. е. разноуровневая семиотическая компетентность индивида, личности.

В процессе становления сознания и мышления все новые и новые семиотические компетенции (инстинкт, первая сигнальная система - рефлекс, вторая сигнальная система - язык) человек совершенствует, усложняет формируемую сознанием картину мира.

Школьный возраст является благоприятным для формирования и развития семиотического сознания. Так как уровень развития семиотического сознания обусловливается уровнем развития психики индивида как формы отражения субъектом объективной реальности, то появляется необходимость целенаправленного развития всех психических процессов (восприятие, мышление, память и др.), состояний и психических свойств детей (наблюдательность, впечатлительность, индивидуальные качества памяти, мышления и т. д.).

Психические процессы человека возникают и формируются в его деятельности и всегда опосредуются ею. Поэтому эффективным средством обеспечения взаимодействия детей с реальностью, в процессе которого формируется, функционирует и развивается их семиотическое сознание, является, на наш взгляд, туристс-ко-краеведческая деятельность, которая обладает высоким обучающим, воспитывающим и развивающим потенциалом. Это предположение мы выдвигаем на основе анализа собственного опыта работы в рамках авторской модели формирования экологической культуры школьников в системе туристско-краеведческой деятельности, содержание которой способствует целостному и всестороннему развитию школьников, повышению уровня их экологической культуры. Этот анализ позволяет также сделать вывод о том, что данная модель при ее наполнении соответствующим содержанием может быть использована для формирования семиотического сознания школьников. Содержание туристско-краеведческой деятельности должно, по нашему мнению, разрабатываться на основе уни-версомно-культурологического, системно-синергетического и ин-формационно-симеотического подходов. Оно должно включать взаимодействие школьников с окружающей действительностью посредством освоения все новых и новых знаковых систем, предоставляя им возможность осваивать различные семиотические (вербальные и невербальные) способы постижения реальности. Оно должно способствовать формированию пытливого, исследовательского отношения к миру, умения наблюдать и изучать его, применять знания на деле.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование семиотического сознания школьников является актуальной проблемой и для ее успешного решения необходимы соответствующая организация и содержание туристско-краеведческой деятельности [2].

Примечания

1. Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново, 2012.

2. Буковская Г. В. Туристско-краеведческая деятельность - эффективное средство экологического воспитания подрастающего поколения // Родина. 2012. № 1-2(102-103). С. 156-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.