Научная статья на тему 'Формирование семантики производных в словообразовательном гнезде «Богатый»'

Формирование семантики производных в словообразовательном гнезде «Богатый» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грошева Татьяна Николаевна

Статья посвящена исследованию семантики производных словообразовательного гнезда «богатый» в русском литературном языке. Автор анализирует семантическую преемственность и категориальные изменения дериватов на разных ступенях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование семантики производных в словообразовательном гнезде «Богатый»»

Т.Н. Грошева ФОРМИРОВАНИЕ СЕМАНТИКИ ПРОИЗВОДНЫХ В СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ГНЕЗДЕ «БОГАТЫЙ»

Статья посвящена исследованию семантики производных словообразовательного гнезда «богатый» в русском литературном языке. Автор анализирует семантическую преемственность и категориальные изменения дериватов на разных ступенях образования.

Для исследования семантической структуры слова наиболее плодотворным I является компонентный анализ, при котором значение слова раскладывается на минимальные семантические составляющие -семы. В структуре слова семы характеризуются разной степенью абстрактности и выполняют разные функции [см.: 2, с. 117; 6, с. 220]. Наиболее общие, категориальные, семы определяют грамматическое значение слова. Семы, передающие конкретные дифференцирующие признаки, составляют лексическое значение. Значение производного слова, его лексический и грамматический компоненты, формируется в результате проекции отдельных сем и лексико-семантических вариантов в целом от исходного слова и приобретения сем разного уровня обобщенности, материализованных или не материализованных словообразовательными формантами. В процессе словообразования исходное слово как бы передвигается «как в пределах одного уровня абстракции, так и в пределах разных уровней» [1, с. 132].

Исследование семантики производных одного словообразовательного гнезда (СГ) дает возможность проследить семантическую преемственность и категориальное развитие производных на разных ступенях производности, а также установить зависимость семантической структуры производных от глубины гнезда. Все это актуально для лексикографии, в частности при составлении словарных статей.

СГ богатый в литературном языке представляет собой сложное структурное образование состоящее из вершины и 43 производных с учетом полимотивированности двух производных небогато, обогащаться [см.: 7, с. 106]. Производные в СГ располагаются на четырех ступенях деривации: на первой ступени - 14 единиц, на второй - 19, на третьей - 9, на четвертой - 1. Самой продуктивной в нем является вторая ступень.

Вершина СГ богатый - полисемант, включающий в свою внутреннюю структуру три лексико-семантических варианта (ЛСВ) [МАС].

ЛСВ1. Обладающий большим имуществом, большими материальными ценностями; зажиточный; противоп. бедный. | в знач. сущ. О человеке. || Обладающий чем-л. в большом количестве.

ЛСВ2. Пышный, роскошный. || Прекрасный, великолепный.

ЛСВ3. В высшей степени достаточный; обильный.

Словообразовательные способности отдельных ЛСВ вершины обусловливают их задейство-ванность при формировании лексического значения производных. Наиболее реализуемым на всех ступенях производности является ЛСВ 1. Он проецируется на значение 32 производных - это все 14 производных первой ступени, 13 производных второй ступени (из 19), 5 производных третьей ступени (из 9). ЛСВ1 не осваивается семантикой производного четвертой ступени.

Словообразовательную самостоятельность обнаруживает оттенок ЛСВ 1. Это проявляется в том, что он не сопровождает ЛСВ 1 в проекции на значения 13 производных (6 на первой ступени и 7 - на второй) и проецируется самостоятельно (без ЛСВ1) на значения 11 производных (6 - на второй ступени, 4 - на третьей, 1 - на четвертой). Вероятно, вследствие такой самостоятельности оттенок ЛСВ 1 в некоторых словарях фиксируется как отдельный ЛСВ [см.: 5; 3; 9]. В целом оттенок ЛСВ1 задействован в формировании значений 30 производных.

ЛСВ3 проецируется на значения 29 производных (7 единиц на первой ступени, 12 - на второй,

9 - на третьей, 1 - на четвертой).

Наименее задействованным является ЛСВ2 вершины. Он проецируется на значения шести производных первой ступени, трех производных второй ступени (всего 9 единиц), на последующих ступенях его проекция не обнаружена.

Производные осваивают семантику вершины в разном объеме и различаются количеством спроецированных на них ЛСВ. Полностью в содержательном и количественном плане повторяют значения вершины и характеризуются отра-

© Т.Н. Грошева, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

53

женной полисемией девять производных: шесть на первой ступени (богатейший, богато, богатство, небогатый, пребогатый, богатить), три на второй ступени (небогатої, небогато2, пребогато). Двумя значениями с вершиной связано

10 производных: два на первой ступени - богаче-ство (ЛСВ1 без оттенка, ЛСВ2), обогатить (ЛСВ1 с оттенком, ЛСВ3), три на второй - обогатиться, обогащать, обогащение (ЛСВ1 с оттенком, ЛСВ3), пять на третьей - обогащаться1, обогащаться2, обогащаемый, взаимообогащение, самообогащение (ЛСВ1 с оттенком, ЛСВ3).

Одиннадцать производных осваивают оттенок ЛСВ1 и ЛСВ3 вершины, формируя синкретичное значение (на второй ступени - обогатимость, обогатитель, обогатительный, обогащённый, асбестообогатительный, углеобогатительный, на третьей - гидрообогащение, углеобогащение, гор-нообогатитеьный, на четвертой - обогащён-ность). Этот факт показывает близость оттенка ЛСВ1 и ЛСВ3 и целесообразность рассмотрения их в рамках одного ЛСВ [ср.: 5].

Одно значение вершины (ЛСВ 1 без оттенка) осваивают 13 производных: шесть на первой ступени - богатый сущ., богатенький, богачество, богатей, богач, скоробогатый, семь на второй ступени - богатейка, богачка, обогатеть, разбогатеть, скоробогатей, скоробогач, скоробогатеть.

Количественный анализ показывает, что чуть меньше половины производных СГ (19 единиц -44%) формируют семантику, базируясь на двухтрех ЛСВ вершины, и характеризуются отраженной полисемией. Большая часть производных СГ (24 единицы - 56%) осваивает одно, номинативное значение вершины, либо формирует синкретичное значение из оттенка ЛСВ1 и ЛСВ3. Все они являются моносемантами, кроме производного обогатитель, которое характеризуется аффиксальной полисемией, обусловленной неоднозначностью суффикса [см.: 8, с. 172].

Грамматическое значение производных формируют категориальные семы. Присоединение словообразовательного форманта либо не влияет на категориальное значение производного, либо добавляет в его семную структуру новую категориальную сему, которая и становится результирующей. Так, на первой ступени восемь производных приобретают категориальную сему. Их семная структура представляет собой сочетание сем ‘признаковость’ + ‘предметность’ (богатый сущ., богатство, богачество, богатей, богач),

‘признаковость’ + ‘процессуальность’ (богатеть, богатить, обогатить). Пять производных сохраняют единственную исходную сему ‘признако-вость’, при этом одно из них меняет референциальную сему ‘предмета’ на ‘действия’ (богато). Композит скоробогатый характеризуется комбинацией трех сем ‘признаковость’ + ‘процессуаль-ность’ + вторичная ‘признаковость’. Вторичная ‘признаковость’ обусловлена процессом, в результате которого приобретается исходный признак. Приобретенные семы в структуре композита содержатся имплицитно, они не имеют материального выражения в его словообразовательной структуре.

На второй ступени десять производных приобретают категориальную сему. Семную структуру девяти из них составляют три семы ‘признаковость’ + ‘процессуальность’+ ‘предметность’ (обогащенный, обогатимость, обогатитель, ско-робогатей, скоробогач), ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ + вторичная ‘признаковость’ (обогатительный, обогащённый, асбестообогатительный, углеобогатительный). В семной структуре композита скоробогатеть содержатся две семы ‘признаковость’ + ‘процессуальность’. Две категориальные семы содержаться и в структуре шести производных, которые наследуют эту комбинацию от производящих, ‘признаковость’ + ‘предметность’ (богатейка, богачка), ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ (обогатеть, разбогатеть, обогатиться, обогащать). Три производных сохраняют единственную исходную сему ‘при-знаковость’ и характеризуются референциальной семой ‘действия’, приобретенной (небогато2, пребогато) или спроецированной от производящего (небогато1).

На третьей и четвертой ступенях семантика трех производных развивается за счет приобретения категориальной семы. Семная структура двух из них в результате насчитывает четыре семы ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ + вторичная ‘признаковость’ + ‘предметность’ (обогащён-ность, обогатимость). Семная структура шести производных представляет собой комбинацию трех сем ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ + вторичная ‘признаковость’ (обогащаемый, горнообогатительный), ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ + ‘предметность’ (взаимо-, само-, гид-ро-, углеобогащение). Два производных содержат две семы ‘признаковость’ + ‘процессуальность’ (обогащаться1, обогащаться2).

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

Таблица

Производящее Производное 1 ступень Вершина богатый ЛСВ Категориальные семы

1/оттенок 2 3 спроециро- ванные приобре- тенные

богатый богатый, сущ. + Д □

богатейший + + + + Д

богатенький + Д

богато + + + + Д 0

богатство + + + + Д □

богачество + + Д □

богатей + Д □

богач + Д □

небогатый + + + + Д

пребогатый + + + + Д

богатеть + + Д о

богатить + + + + Д о

обогатить + + + Д о

скоробогатый + Д (оА)

1 ступень 2 ступень

богато небогато1 + + + + Д 0

небогатый небогато2 + + + + Д 0

богатей богатейка + Д □

богач богачка + Д □

пребогатый пребогато + + + + Д 0

богатеть обогатеть + Д о

разбогатеть + Д о

обогатить обогатиться + + + Д о

обогащать + + + Д о

обогащение + + + Д о □

обогатимость + + Д о □

обогатитель + + Д о □

обогатительный + + Д о А

обогащенный + + Д о А

асбесто- обогатительный + + Д о А

углеобогатительный + + Д о А

скоробогатый скоробогатей + Д (о) □

скоробогач + Д (о) □

скоробогатеть + Д о

2 ступень 3 ступень

обогатиться обогащаться1 + + + До

обогащать обогащаться2 + + + До

обогащать обогащаемый + + + До А

обогащение взаимообогащение + + + Д о □

гидрообогащение + + Д о □

самообогащение + + + Д о □

углеобогащение + + Д о □

обогатительный горно- обогатительный + + Д о А

обогащенный обогащенность + + Д о А □

3 ступень 4 ступень

обогащаемый обогащаемость + + Д о А □

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

55

Таким образом, из 43 производных СГ богатый только восемь сохраняют единственную категориальную сему ‘признаковость’, при этом четыре из них приобретают референциальную сему ‘действия’, которая нейтрализует сему ‘предмета’. Семная структура большинства производных усложняется с каждым словообразовательным шагом (ступенью) в результате последовательно накапливающихся категориальных сем. Как исключение можно рассматривать композит скоробогатеть, семный объем которого меньше, чем объем непосредственного производящего. По нашему мнению, логичнее предположить противоположное направление мотивации - ско-робогатеть ^ скоробогатый [ср., однако,: 7, с. 106].

В целом исследование показало, что с каждым деривационным шагом в семантике производных уменьшается объем лексического значения (количество ЛСВ) и увеличивается объем грамматического значения (количество категориальных сем). В сводном виде семантическая преемственность и категориальное развитие производных СГ богатый на разных ступенях представлены в таблице. Категориальные семы обозначены знаками: Д - ‘признаковость’, □ - ‘предметность’, о - ‘процессуальность’, А - ‘вторичная признаковость’, 0 - референциальная (см. табл.).

Библиографический список

1. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: семантика производного слова. - М.: Наука, 1981. - 200 с.

2. Новиков Л.А. Семантика русского языка. -М.: Высшая школа, 1982. - 272 с.

3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1994.

4. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 1 / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1981-1984.

5. Словарь современного русского литературного языка. В 20 т. Т. 2 / Гл. ред. К. С. Горбачевич. -М.: Русский язык, 1991. (БАС 20)

6. Современный русский литературный язык: В 2 ч. Часть 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2001. - 544 с.

7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь современного русского языка. В 2 т. Т. 1 -М.: Русский язык, 1990.

8. Ширшов И.А. Теоретические проблемы гнездования. - М.: Прометей, 1999. - 236 с.

9. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка: Комплексное описание русской лексики и словообразования. - М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство «Русские словари» : ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 1022 с.

С.А. Животягина

ВЗГЛЯД КАК ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ». «УТВЕРЖДАЮЩЕЕ» И «ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ» ВИДЕНИЕ

« меня свой особенный взгляд на дей-

ствительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. <....> Неужели фантастический мой “Идиот” не есть действительность, да еще самая обыден-ная!»1. Так отвечал многочисленным критикам своего нового романа Ф.М. Достоевский. И, конечно, эти слова содержат не только прямую реакцию на комментарии современников, но и один из ключей к пониманию самого романа.

Действительно, вопрос о неуловимой границе между фантастическим и реальным, сном и действительностью, видимым и иллюзорным постоянно возникает в романе. «Может ли мерещиться

в образе то, что не имеет образа?» - спрашивает в своей «Исповеди» Ипполит. Скрытое, туманное, то, что заставляет всматриваться - постоянные образы романа. Именно здесь необходим тот «особенный взгляд на действительность», о котором и говорит Достоевский. Проблема точки зрения, «умения взглянуть», «пристального взгляда» последовательно разворачивается в романе.

Роман Достоевского «Идиот» заключает в себе сложноорганизованный «визуальный» уровень, одним из важнейших аспектов которого является проблема видимого в целом и индивидуального взгляда в частности. «Умение взглянуть» -это особый дар, которым в полной мере владеет в романе только князь Мышкин. Основополагающим в определении данного мотива стал разго-

56

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© С.А. Животягина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.