Научная статья на тему 'Формирование сбалансированной системы показателей для розничной торговой сети'

Формирование сбалансированной системы показателей для розничной торговой сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ / RETAIL TRADE NETWORK / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кафиатулова Эльвира Мидихатовна

В статье описана модель стратегической карты сбалансированной системы показателей для розничной торговой сети. Перечислены основные преимущества внедрения данной модели в сетях розничного сектора и обозначены ключевые показатели, связанные со стратегическими целями организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a Balanced Scorecard for a Retail Trade Network

The article describes a model of strategy map for a balanced scorecard for a retail trade network. The author shows the main advantages of applying this model in the networks of the retail sector and identifies key performance indicators associated with the strategic goals of the organization.

Текст научной работы на тему «Формирование сбалансированной системы показателей для розничной торговой сети»

Кафиатулова Эльвира Мидихатовна

аспирантка, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти каИа1и1оуа@уапСех,ги

cбалансированная система показателей для розничной

торговой сети

формирование сбалансированной системы

показателей для розничной торговой сети

_Аннотация

В статье описана модель стратегической карты сбалансированной системы показателей для розничной торговой сети. Перечислены основные преимущества внедрения данной модели в сетях розничного сектора и обозначены ключевые показатели, связанные со стратегическими целями организации.

Ключевые слова: розничная торговая сеть, сбалансированная система показателей

Сбалансированная система показателей (ССП) позволяет компании решить несколько важных вопросов: правильно оценить итоги работы розничной торговой сети, эффективно внедрить стратегию и получить полную картину соответствия поставленных целей и проводимых мероприятий принятой стратегии развития, Создание ССП для розничной торговой сети осуществляется поэтапно:

1) постановка стратегических целей компании;

2) разработка стратегической карты;

3) подбор показателей;

4) определение целевых значений показателей;

5) разработка стратегических операций, В коммерческой сфере ССП позволяет рассмотреть деятельность роз-

ничной сети на основании четырех составляющих: финансовой, клиентской, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития, Составляющие данной результативной модели находятся в последовательности, позволяющей отразить стратегические цели на этапе оперативного управления, сделать действенным и своевременным контроль за реализацией намеченных целей, увязать финансовые и нефинансовые показатели развития,

Стратегическая карта сбалансированной системы показателей

По нашему мнению, для создания эффективно функционирующей модели управления в коммерческой деятельности розничной торговой сети

основными являются следующие принципы:

- правильно сформулированная и качественно реализуемая стратегия с последующим уведомлением персонала, которая дает возможность привлечь определенное количество покупателей;

- выявление конкурентных преимуществ и недостатков в процессе управления организацией в розничной торговле;

- корректировка механизма управления розничной сетью в соответствии с изменениями во внутренней или внешней среде.

Разработанная автором модель стратегической карты сбалансированной системы показателей розничной торговой сети представлена на рис. (см. на с. 156).

Применение этой модели стратегии в розничной деятельности позволяет торговой сети:

- оценить стратегию розничной сети комплексно;

- выявить пробелы, образованные между сформулированными целями и процессом их реализации;

- организовать процесс работы таким образом, чтобы деятельность сотрудников находились в зависимости от целей сетевой организации;

- анализировать эффективность каждого проекта, требующего ресурсных вложений;

- своевременно реагировать на изменения.

ССП позволяет измерить работу организации за счет использования ключевых показателей. При анализе бизнес-процессов, происходящих в организации, выявляются важные направления деятельности, и для каждого из них формируются ключевые показатели, требующие постоянного

измерения. В таблицах 1-4 представлена разработанная ССП для розничных торговых сетей на основе ключевых показателей.

Составляющие структуры управления на основе ССП

сСп позволяет создать эффективную структуру управления и дает возможность достичь намеченных целей розничной сети с помощью нескольких составляющих.

1. Финансовая составляющая. Является самой надежной сферой измерения, где сконцентрированы достоверные данные. Используя такие показатели, как прибыль, денежные потоки и другое, можно проконтролировать финансовое состояние предприятия и количественно измерить стратегию розничной сети. Каскадирование показателей на нижние уровни компании позволяет разобраться, как ежедневная работа каждого работника влияет на внедрение стратегии и достижение ее стратегических целей. Отличительной чертой этих показателей является лучшее

предприятие достигает большей результативности при эффективном функционировании бизнес-процессов и, соответственно, правильной

организации системы управления ответственных сотрудников

Составляющая обучения и рашнтвя

^ Квалифицированный персона^

Человеческий капитал Организационный капитал И н формационны й капитал

Профессиональная подготовка персонала Улучшение обстановки в коллективе розничной сел и Увеличение показателя производительности труда

Рис. Модель стратегической карты ССП розничной торговой сети

отражение данных, по сравнению с остальными показателями. В табл. 1 (см. на с. 157) представлена взаимосвязь показателей и стратегических целей розничной сети в финансовой составляющей ССП. 2. Нефинансовые индикаторы. К ним относятся многие показатели клиент-

ской составляющей, к которым можно отнести увеличение реализации продукции, темпы сервисного обслуживания клиентов, долю занимаемого сектора на розничном рынке, количество возращенной продукции и другое. Каждый покупатель имеет определенный круг потребностей, позволяющий

Таблица 2

Клиентская составляющая ССП на основе ключевых показателей

Таблица 1

Финансовая составляющая ССП на основе ключевых показателей

Стратегические цели сети Ключевые показатели

Расширение структуры деятельности - выручка от реализации нового продукта; - выручка от применения новой услуги; - выручка от реализации новым покупателям

Совершенствование структуры издержек и повышение уровня производительности - себестоимость единицы; - доля косвенных затрат; - снижение затрат; - процент добавленной стоимости в продажах

Эффективное применение активов - окупаемость; - производительность; - оборот товарных запасов; - процент инвестиций в продажах

Увеличение прибыли - уровень реализации товара; - процент потребителей торговой сети; - доля прибыльных / неприбыльных клиентов

Стратегические цели сети Ключевые показатели

Характеристика товаров/услуг - оценка клиентом качества товара (обслуживания) в розничной сети; - средняя цена; - доля возврата товара; - наличие очередей в кассу; - процент рекламаций

Имидж - признак в восприятии розничной сети покупателем

Взаимоотношения - процент покупателей, воспользовавшихся разными видами услуг розничной сети; - процент покупок совершаемых постоянными покупателями; - скорость реагирования на требования покупателей

отнести его к выделенным группам, В табл. 2 (см. выше) представлена взаимосвязь показателей и стратегических целей розничной сети в клиентской составляющей ССП,

з. Составляющая бизнес-процессов. Предприятие достигает большей результативности при эффективном функционировании бизнес-процессов

и, соответственно, правильной организации системы управления ответственных сотрудников, Контроль за биз-

нес-процессами состоит в том, чтобы определиться, какая работа, где, когда и каким образом осуществляется, Контроль позволяет проанализировать характеристики, измерение которых является важным для оценки различных бизнес-процессов, На основании нескольких основных категорий можно провести данное измерение: временной интервал, качественная характеристика, количественное измерение, деньги и легкость использования,

Таблица 4

Составляющая обучения и развития ССП на основе ключевых показателей

Таблица 3

Составляющая бизнес-процессов ССП на основе ключевых показателей

Стратегические цели сети Ключевые показатели

Управление повседневными операциями - эффективность собственного производственного цикла; - система управления запасами; - показатель функционирования логистической цепочки; - показатели затрат

Процесс управления клиентской базой - соблюдение / несоблюдение условий договора по сделке; - время ожидания; - доступность нужных услуг; - понесенный клиентом финансовый ущерб

Управление инновационным потенциалом - доля реализованного нового товара собственного производства к общему объему продаж; - временной интервал на разработку; - временной интервал необходимый для вывода товара (услуги) на рынок; - степень востребованности новинки

Управление законодательными и социальными процессами - количество исков и жалоб к розничной сети; - общая сумма расходов, понесенная организацией, за совершенные нарушения

Стратегические цели сети Ключевые показатели

Человеческий капитал - процент сотрудников, чьи компетенции определены; - процент сотрудников, имеющих профессиональные навыки; - подсчет затрат и количества времени на обучение; - аттестация сотрудников с последующим повышением или понижением категорий

Организационный капитал - процент понимания стратегии; - обстановка в коллективе; - показатели работы в команде; - соответствие личных целей корпоративным; - повышение качества материального положения персонала

Информационный капитал - наличие необходимого программного продукта; - обучение сотрудников работе с новым программным продуктом; - степень открытости и доступности стратегической информации

В табл. 3 (см. выше) представлена взаимосвязь показателей и стратегических целей розничной сети в составляющей бизнес-процессов ССП, 4. Составляющая обучения и развития описывает нематериальные активы компании, и их место в части внедре-

ния стратегии в практическую деятельность. Нематериальные активы включают в себя три категории: человеческий капитал, информационный капитал, организационный капитал, В табл. 4 (см. выше) представлена взаимосвязь показателей и стратегических целей

розничной сети в составляющей обучения и развития ССП.

Преимущества применения ССП в розничной торговой сети

Сбалансированная система показателей позволяет руководству интегрировать стратегию розничной торговой сети с определенным комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей, индивидуально сформированных для разных уровней управления.

Дальнейшее развитие и усовершенствование ССП приведет к комбинированному использованию концепции ССП, обеспечив организации построение баланса между операционной эффективностью и стратегической сконцентрированностью (2, 53]. Следует отметить, что даже успешные компании, применяющие в своей деятельности современные технологии стратегического управления, могут иметь уязвимые позиции в бизнесе при стремительном изменении

экономической обстановки в отрицательную сторону. В сложившихся условиях важно вовремя реагировать на изменения в конъюнктуре рынка для последующего стабильного развития деятельности организации в долгосрочной перспективе. Высшему руководству сетей необходимо обратить внимание на новый механизм стратегического управления, позволяющий проанализировать состояние внешней и внутренней среды и по итогам оценки пересмотреть действующую стратегию организации.

Литература

1. Боровик И.В. Сбалансированная система показателей в условиях кризиса // Рос. предпринимательство. -2009. - № 9 (Вып. 1). - С. 44-48.

2. Чжоп Енхан, Д. Кувалин Финансовый контроль реализации маркетинговых стратегий // Маркетинг. - 2009. - № 6 (109). - С. 115-125.

Elvira M. Kafiatulova

Postgraduate Student,

Volga Region State University of Service, Togliatti Formation of a Balanced Scorecard for a Retail Trade Network

_Abstract

The article describes a model of strategy map for a balanced scorecard for a retail trade network. The author shows the main advantages of applying this model in the networks of the retail sector and identifies key performance indicators associated with the strategic goals of the organization. Keywords: retail trade network, balanced scorecard

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.