Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / STRATEGIC MANAGEMENT / ORGANIZATION STRATEGY / STRATEGIC GOALS / STRATEGIC REPORTING / FINANCIAL AND NON-FINANCIAL INDICATORS / BALANCED SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авраменко Т. О.

В статье рассмотрена сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления организациями железнодорожного транспорта. Обоснована роль сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении. Дана характеристика составляющих сбалансированной системы показателей. Предложена система сбалансированных показателей для оценки эффективности стратегического управления железнодорожными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A BALANCED INDICATOR SYSTEM FOR ESTIMATING THE EFFICIENCY OF STRATEGIC MANAGEMENT IN RAILWAY TRANSPORT ORGANIZATIONS

The article considers a balanced scorecard as a tool for strategic management of railway transport organizations. The role of a balanced scorecard in strategic management is substantiated. The characteristic of the components of a balanced scorecard is given. A system of balanced indicators is proposed to assess the effectiveness of strategic management of railway organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 656.07; 658

Авраменко Т. О. ассистент

кафедра экономической информатики,

учёта и коммерции Гомельский государственный университет

имени Ф. Скорины Республика Беларусь, г. Гомель

ФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: В статье рассмотрена сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления организациями железнодорожного транспорта. Обоснована роль сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении. Дана характеристика составляющих сбалансированной системы показателей. Предложена система сбалансированных показателей для оценки эффективности стратегического управления железнодорожными организациями.

Ключевые слова: стратегическое управление, стратегия организации, стратегические цели, стратегическая отчётность, финансовые и нефинансовые показатели, сбалансированная система показателей.

Avramenko Т.О. assistant

Department of Economic Informatics Accounting and Commerce Gomel State University named after F. Skorina

Republic of Belarus, Gomel

FORMING A BALANCED INDICATOR SYSTEM FOR ESTIMATING THE EFFICIENCY OF STRATEGIC MANAGEMENT IN RAILWAY

TRANSPORT ORGANIZATIONS

Annotation: The article considers a balanced scorecard as a tool for strategic management of railway transport organizations. The role of a balanced scorecard in strategic management is substantiated. The characteristic of the components of a balanced scorecard is given. A system of balanced indicators is proposed to assess the effectiveness of strategic management of railway organizations.

Key words: strategic management, organization strategy, strategic goals, strategic reporting, financial and non-financial indicators, balanced scorecard.

Традиционно сложилось, что любая подготавливаемая в компании отчётность направлена на отражение состояния её внутренней среды. В то же время не следует ограничивать стратегическую отчётность отражением только лишь внутренних данных, так как без знания о внешних условиях бизнеса принятие соответствующих ситуации стратегических управленческих решений будет серьёзно затруднено.

Кроме того, рассмотрение лишь финансовых параметров деятельности компании ориентируется по большому счёту лишь на уменьшение расходов. При этом практически не обращается внимание на другие существенные переменные, учёт которых необходим для результативной работы и будущего развития организации. К тому же в современном мире область интересов внешних и внутренних пользователей отчётности значительно увеличена посредством дополнительного блока качественной информации. Таким образом, показатели нефинансового характера имеют большое значение и выступают как базис оценки качества работы компании

Необходимость в сбалансированности и взаимоувязке финансовых (количественных) и нефинансовых (качественных) показателей привела к потребности в создании такой системы показателей, которые будут способны обеспечить менеджеров необходимой стратегической информацией.

Оптимальным решение указанной проблемы видится группировка ключевых контрольных показателей согласно Сбалансированной системе показателей (далее - ССП) как инструмента реализации стратегии компании.

ССП способствует решению проблем при достижении компанией стратегических целей, раскладывая их на составляющие элементы, что приводит к большей наглядности и понятности, т.к. в большинстве случаев сложность состоит не плохой стратегии, а в плохой её реализации [1].

ССП состоит из четырёх взаимосвязанных составляющих (перспектив), чьи цели являются цепочкой причинно-следственных связей.

В перспективе финансов стратегия организации рассматривается с точки зрения увеличения её стоимости. Здесь находят отражение финансово -экономические показатели на уровне компании в целом и сегментов бизнеса в частности. Перспектива «Клиенты и внешнее окружение» содержит показатели, отражающие реакцию внешней среды на способность организации удовлетворять нужды клиентов для реализации финансовых стратегических целей. Перспектива внутренних процессов включает в себя показатели, отражающие эффективность бизнес-процессов для достижения стратегических целей в обеих вышележащих областях. Перспектива «Потенциал» несёт в себе показатели, говорящие о возможностях компании по обеспечению эффективности основных бизнес-процессов за счёт компетентности и культуры сотрудников, управленческой и технологической инфраструктуры [2].

ССП для организаций железнодорожного транспорта обусловлена процессом стратегического планирования, а её разработка состоит в

определении базовой стратегической ориентации, стратегических целей, ключевых показателей результативности и их целевых значений по блокам.

Несмотря на то, что в классической ССП представлено четыре основные перспективы, они могут быть расширены и детализированы исходя из потребностей компании. Поэтому, в связи с тем, что железнодорожные перевозки являются сложным технологическим процессом, для обеспечения высокого качества которого важна не только технология, но и безопасность перевозки, перспектива внутренних процессов разделена на две составляющие: «Технологические процессы» и «Безопасность и надёжность» (таблица 1).

Таблица 1 - Сбалансированная система показателей результативности деятельности сегментов ГО «Белорусская железная дорога»_

Перспектива ССП Стратегическая цель Показатель

Перспектива финансов Увеличение стоимости компании 1 Рентабельность активов сегмента по чистой прибыли, %

2 Результативный чистый денежный поток сегмента, тыс. руб.

3 Чистая прибыль сегмента, тыс. руб.

4 Экономическая добавленная стоимость сегмента бизнеса, тыс. руб.

5 Доходная ставка на тонно-километр (пассажиро-километр) по сегменту, руб./10 т.-км. (пасс-км)

Перспектива клиентов Повышение степени удовлетворённости клиентов и минимизация числа потерянных клиентов 1 Рентабельность продаж сегмента, %

2 Затраты на маркетинг относительно объёмов реализации, %

3 Сумма штрафов, неустоек, рекламаций, тыс.руб.

4 Выполнение графика движения грузовых поездов (по следованию), %

5 Выполнение расписания пассажирских поездов (по станциям посадки (высадки)), %

и 35 X а а £ 8 ВЭ о ев §• ВЭ 3 £ ® Технологические процессы Максимизация производительности оборудования, повышение уровня его технологичности в современных условиях 1 Производительность локомотива рабочего парка, т-км брутто

2 Коэффициент внутренней готовности ТПС, %

3 Производительность труда на перевозках, тыс. привед. т-км

4 Коэффициент прогрессивного обновления оборудования

5 Степень автоматизации процессов, %

кп е X с р а В Безопасность и надёжность Повышение уровня безопасности и надёжности железнодорожных перевозок 1 Коэффициент относительной безопасности перевозок, %

2 Коэффициент надёжности инфраструктуры

Перспектива потенциала Повышение качества управления, квалификации и удовлетворённости сотрудников, развитие информационных систем 1 Укомплектованность штата, %

2 Коэффициент текучести кадров, %

3 Коэффициент повышения квалификации кадров

4 Коэффициент управляемости,%

5 Коэффициент машиновооружённости труда

Таким образом, активное использование кадрового потенциала при выполнении стратегических задач приведёт к оптимизации показателей внутренних процессов, что будет способствовать успеху в клиентской и финансовой составляющих. ССП дополняет систему финансовых показателей, характеризующих свершившееся прошлое, системой оценок перспектив развития.

Предложенный формат сбалансированной системы показателей для организаций железнодорожного транспорта позволит обеспечивать информацией и обосновывать принимаемые менеджерами железнодорожных организаций стратегические управленческие решения в отношении роста и развития, инвестиционной политики, прогнозирования доходов, выявления резервов, определения перспектив и т.д.

Использованные источники:

1. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-бизнес, 2004. - 256 с.

2. Сорокина А.В., Горохов ДА. Механизм формирования сбалансированной системы показателей: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2013. - 121 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.