ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
5. Обласова Т.В. Развитие учебно-информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С.50-58.
6. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013.№ 3. с. 37-48
7. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда ОУ. [Электрон. ресурс] URL: http:// pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/ Osmolovskaya_I.M..pdf (Дата обращения: 1.08.2014).
8. Резапкина Г.В. Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.17-25.
9. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.2-15.
10. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
11. Смирных О.В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование, 2012, № 1, С. 167-175
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г) с изменениями (утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г).
Правдина Юлия Аркадьевна
педагог-психолог Уссурийское суворовское военное училище
г. Уссурийск E-mail: [email protected]
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА
Л_________________________________________г
Аннотация. В статье автор рассматривает активизацию самостоятельности суворовцев, предполагает управление их познавательной деятельностью и совместной работой преподавателя и обучающихся, которая осуществляется через правильно организованную систему обучения.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, тренинг, игра, групповая сплоченность, эмоции, чувства.
Главное в социальном развитии суворовцев заключается в определении собственных потенциалов, в подготовке к вступлению в самостоятельную деятельность, поэтому они стремятся понять смысл жизни, найти в ней свое собственное место. Подавляющая часть суворовцев видит в своей будущей жизни общественно значимый смысл. Необходимость выбора профессии вызывает у них стремление к углубленному овладению знаниями, поэтому учебная деятельность становится личностно значимой [10]. У обучающихся вырабатывается собственный взгляд на окружающее. Они осознанно прини-
мают ту или иную точку зрения по интересующему их вопросу.
Другим мотивом самостоятельной деятельности суворовцев является привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно на протяжении всего периода их обучения. Формирование этой привычки тесно переплетается с развитием самооценки и саморегуляции зависимости от поставленных целей и свидетельствует о большой активности в решении задач и высокой степени владения собой [9, с.13]. Внутренний мотив учения выражается в интересе к самим знаниям, к познавательной
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
13
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
деятельности. Факторами, определяющими формирование такого мотива, являются содержание изучаемых знаний и соответствующие способы (методы) их усвоения [4, c.214] .
Приведем примеры занятий с учащимися суворовского училища, которые побуждают их к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, к изменению отношения к обучению, к стремлению к разностороннему развитию и самовоспитанию.
Занятие 1. Зачем мы здесь собрались? [1, c.209]
Цель занятия: знакомство участников с психологическим тренингом как методом работы.
Приветствие (2 мин.)
Можно разработать любую форму приветствия и сохранять ее на протяжении всех занятий.
Игра «Меняются те, кто...» (10 мин.)
Цель: разогрев, позитивное эмоциональное состояние.
Группа сидит на стульях, расположенных кругом. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, у кого голубые глаза» или меняются все, кто купался в море». Те участники группы, о которых говорил водящий, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Суть в том, что водящий должен в это время успеть занять чье-то временно освободившееся место. Понятно, что если водящий занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.
Вводная беседа (5 мин.)
Участники собрались и расселись в традиционный круг. Ведущий психологического тренинга кратко рассказывает участникам о том, чем им предстоит заниматься на этих встречах и для чего это нужно.
Принятие правил работы (3 мин.)
Цель: установление границ взаимодействия, обеспечивающих условия для сотрудничества и саморазвития.
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.
3. Правило равноценности. В группе все равны. В ней нет статусных различий.
4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.
Упражнение «Поворот в прыжках» (10 мин.) [1, c.213] .
Цель: прогнозирование намерений других, снятие напряженности.
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договориться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь - добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Упражнение «Дракон ловит свой хвост» (10 мин.)
Цель: активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны -это «голова», а конец - «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)
Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.
По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.
Занятие 2. Мы - команда [2, c.145]
Цель занятия: повышение заинтересованно-
сти воспитанников в посещении занятий, сплочение группы.
Приветствие (2 мин.)
Упражнение-разминка «Циферблат» (7 мин.)
Цель: тренировка внимательности, включение участников в групповое взаимодействие в ситуации «здесь и сейчас».
Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый участник соответствует определенной цифре на нем. Проще всего, если участников 12 - тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе участников кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает - сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем - минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом -каждый из участников по кругу.
Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Связывание группы» (7 мин.)
Цель: сплочение группы.
Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает их оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по траектории, задаваемой ведущим. Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают их. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения группы, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами.
Обсуждение. Если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне - достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала, можно спросить, произошло ли это случайно или кто-то хотел устроить кучу-малу? Что чувствовали при этом другие участники?
Упражнение «Совместный счет» (7 мин.)
Цель: развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.
Следует всего лишь досчитать до 10. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «два» и т.д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми (открывать их разрешается только между попытками). Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещено. Ведущий фиксирует, до какого количества удалось довести счет в каждой из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а произвольно.
Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость, но попросить попытаться решить эту задачу без предварительной договоренности.
Обсуждение. В чем причина того, что такое, на первый взгляд, простое задание не очень-то легко выполнить? А что надо сделать, чтобы спра-
виться с ним было легче? Интересно также обсудить динамику успешности выполнения этого упражнения по попыткам.
Групповая дискуссия «Факты о нас» (17 мин.)
Цель: участники получают возможность поближе познакомиться, лучше узнать друг друга.
Участники делятся на 2-3 подгруппы, равные по числу участников и, по возможности. Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы, руководствуясь приведенным ниже перечнем. Участники, которые могут положительно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп рассказывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т.п. После этого ведущий называет количество баллов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счетовода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе. Следует заранее предупредить участников, что это игра на честность, проверить в ней можно далеко не все варианты ответов.
Обсуждение. Когда участники возвращаются в общий круг, их просят повторить наиболее интересные факты, которые они узнали друг о друге.
Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)
Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.
По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.
Занятие 3. Наши сходства и различия.
Цель занятия: продолжение работы по формированию интереса к занятиям и сплочению группы.
Приветствие (2 мин.)
Упражнение-разминка «Построение круга» (10 мин.) [11, с.72]
Цель: развитие навыков координации совместных действий, невербального общения и саморегуляции.
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы. По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т.п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении. Данное упражнение
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
15
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности (с этой целью оно может проводиться в ходе тренинга неоднократно). Фиксируется форма получившейся фигуры и время ее построения.
Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли: дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
Упражнение «Поиск сходства» (10 мин.) [5, c.286]
Цель: сплочение группы.
Вариант 1. Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перебрасывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т.п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом - общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т.п.
Вариант 2. Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают. Если ведущий хочет оживить обстановку, можно не просто вставать, а подпрыгивать с одновременным хлопком в ладони или совершать какое-либо подобное заметное движение. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно предлагать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Встаньте все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении») .
Постараться подвести участников к мысли, что хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «На льдине» (10 мин.)
Цель: активизация участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, сплочение, формирование взаимного доверия.
Участники делятся на команды по 4 человека. Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина - это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и про-
держаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя -кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по четверти от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2-3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше -выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом - своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.
Упражнение «Запоминание позы» (10 мин.)
Цель: развитие наблюдательности по отношению к другим людям, тренировка памяти.
Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».
Обсуждение. Какие характеристики позы было легче запоминать? Какие изменения в первую очередь бросались в глаза?
Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)
Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.
По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.
Занятие 4. Сплочение и доверие [7, c.56] .
Цель занятия: формирование доверительной обстановки.
Приветствие (2 мин.)
Упражнение-разминка «Скалолаз» (10 мин.)
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего - пройти вдоль этой
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки -участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.
Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?
Упражнение «Передача движений» (10 мин.)
Цель: развитие телесной чувствительности, сплочение группы, эмпатии между участниками.
Участники встают в круг затылками друг к другу, чтобы расстояние между ними было 30-40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди подростка (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т.д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника, и т.д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий участник, «запускающий» по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывала половина участников, ведущий тренинга дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении.
Какие движения больше всего понравились? Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга? А может, кому-нибудь было неприятно? Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано?
Упражнение «Маятник» (10 мин.)
Цель: развитие взаимного доверия участников, умение расслабиться, снять напряжение.
Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. Два человека встают лицом друг к другу на расстоянии 120-150 см, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Третий участник встает между ними, расслабляется и начинает, выпрямившись, свободно падать вперед или назад на руки одного из двух. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, средний участник свободно и расслабленно раскачивается между двумя крайними. Желательно, чтобы в роли среднего участника побывал каждый. Это упражнение, как и последующие, оставляет довольно широкий простор для творчества ведущего: можно менять расстояние между партнерами (если кто-нибудь боится выполнять упражнение, то сначала расстояние должно быть минимальным, потом оно увеличивается), состав ловящих и т.д.
Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие, грубые - их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?
Упражнение «Круг доверия» (10 мин.)
Цель: развитие взаимного доверия участников, умение расслабиться, снять напряжение.
Оно похоже на предыдущее, но раскачивание происходит не в парах, а в небольшом плотном кругу. Диаметр круга около 1,5 м, водящий находится в центре. Оптимальна такая ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Впечатлениями обмениваются после каждого качания.
Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффективность упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.
Обсуждение - как в упражнении «Маятник».
Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)
Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.
По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.
Занятие 5. Учимся взаимопониманию [6, c.165] .
Цель занятия: развитие социальной наблюдательности и вербального взаимодействия.
Приветствие (2 мин.)
Упражнение-разминка «Копирование движений» (8 мин.)
Цель: подключение к работе всех участников, развитие наблюдательности.
Участники встают в круг. Выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Без него группа определяет участника, чьи движения будут копироваться. Тот начинает делать какое-то несложное упражнение (наклоны, движения руками, вращения головой и т.п.), группа копирует это движение. Водящий возвращается и внимательно наблюдает за действиями группы. Каждые 10-15 секунд участник, упражнение которого копируется, меняет выполняемое движение, и вслед за ним новое движение начинают воспроизводить остальные участники. Задача водящего - понять, за кем группа повторяет упражнения.
Обсуждение. На какие признаки ориентировался водящий, выполняя задание?
Упражнение «Снежки» (8 мин.)
Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги, оставшейся от предыдущих упражнений, 4 «снежка». По команде
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
17
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ведущего начинается игра, задача которой - перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Имеет смысл провести 2-3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше четырех «снежков» запрещается (иначе участники начнут прибегать к уловке: собирать много «снежков» в руках и перекидывать их на противоположную сторону в последнюю секунду игры).
Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.
Упражнение «Глаза, рты, руки» (15 мин.)
Цель: развитие умения действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, совершенствование навыков вербального и невербального общения.
Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего» или какие-либо похожие по размеру предметы, из которых можно построить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т.п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши или создавать сооружения из бумаги.
Участники делятся на мини-группы из трех человек каждая. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из деталей «конструктора», включающее порядка 10-15 деталей (домик, машинка и т.п.), и еще один комплект таких же деталей, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. Внутри каждой мини-группы между участниками распределяются следующие роли:
- «глаза» - способны видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т.п.;
- ««рты» - способны говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется;
- ««руки» - слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат ото «рта».
Задача каждой из троек - работая при таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 минут) .
Обсуждение. Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, делятся возникшими
в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 минут). На второй стадии участники объединяются в три группы: «глаза», «рты» и «руки», и обсуждают, какие затруднения возникли у них и каким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 минут). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выводам пришла их подгруппа (2-3 минуты на подгруппу) .
Игра-загадка «МПС» (8 мин.)
Цель: развитие социальной наблюдательности.
Выбираются 2-3 водящих, которым дается такая инструкция: «Сейчас мы загадаем какого-то участника группы. Вам нужно будет угадать, кто имеется в виду, задавая присутствующим вопросы об этом человеке. На ваши вопросы будет всего три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». После этого водящие выходят за дверь, и ведущий инструктирует группу: «МПС расшифровывается как Мой Правый Сосед. На все вопросы водящих вы будете отвечать от лица человека, который сидит справа от вас! Помните, что в вашем распоряжении всего три варианта ответов». Потом зовут первого водящего, он начинает задавать вопросы. Когда он поймет, что под загаданным членом группы имеется в виду находящийся справа сосед каждого участника, зовут и вводят в игру следующего водящего.
Обсуждение. Что помогало отгадать загадку, а что препятствовало?
Завершение занятия (обратная связь) (5 мин.)
Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.
По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.
Занятие 6. Подведение итогов [8, с.55].
Цель занятия: получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Приветствие (2 мин.)
Упражнение-разминка (по выбору участников) (8 мин.)
Участникам предлагается повторить любую разминку, которая им больше всего понравилась и запомнилась.
Упражнение «Двойник» (15 мин.)
Цель: побуждение задуматься, что в каждом из нас есть неповторимого, каким уникальным жизненным опытом и внутренними психологическими ресурсами мы обладаем.
«Наверно, вы смотрели фильмы про Терминатора. Помните, в одном из этих фильмов Терминатор мог принимать облик любого другого человека,
18
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
становиться его двойником? Представьте себе, что он принял Ваш облик... Как в таком случае другие люди смогли бы узнать, кто перед ними - Вы или двойник, не пытаясь Вас «разобрать на запчасти», а просто побеседовав?.. Что в Вас есть уникального, неповторимого, такого, что ему не удалось бы скопировать? Какие вопросы Вам нужно задать, чтобы по ответам было очевидно, что Вы - это именно Вы, и никто другой? Что в Вас невозможно повторить?..» Участникам дается 3-5 минут на размышления, потом они рассказывают, к каким выводам пришли.
Обсуждение. «Каждый из нас в чем-то уникален. Для чего и когда важно задумываться над собственной неповторимостью, понимать, в чем она состоит? А когда, наоборот, лучше обращать внимание на то, что между людьми есть общего, в чем мы все похожи»?
Упражнение «Чепуха» (10 мин.)
Цель: побуждение участников более осмысленно отнестись к прошедшему тренингу.
Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т.п. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы. Примерный перечень вопросов: (Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось?)
Обсуждение. Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет, достаточно попросить подростков высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным.
Анкета обратной связи по тренингу (10 мин.)
Цель: получение ведущим обратной связи касательно прошедшего тренинга.
Заполненные анкеты остаются у ведущего, их коллективное обсуждение не предусмотрено, хотя если кто-нибудь из участников захочет обсудить свою анкету индивидуально, следует предоставить ему такую возможность.
Инструкция. Заверши, пожалуйста, эти предложения так, как считаешь нужным. Подписывать этот листок не обязательно.
1. На этом тренинге я.
2. Основное, чему я научился на наших занятиях.
3. Больше всего мне запомнилось.
4. Мне не очень понравилось, что на тренинге.
5. Я бы хотел, чтобы при проведении следующих тренингов ведущий.
6. Думаю, что после тренинга изменится.
7. Мне больше всего понравилось, что на тренинге.
Таким образом, обучение направлено на то, чтобы ввести учащегося в социальные роли, научить его быть успешным. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000. 213 с.
2. Гоецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2012. 416 с.
3. Гоецов А., Азбель А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2012. 203 с.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000. 362 с.
5. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 636 с.
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. СПб., 2002. 278 с.
7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения / Авт,- сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. М., 2005. 293 с.
8. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности» // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6. С.52-63.
9. Сиденко А. С. Типы и особенности педагогических разработок в условиях введения в школе стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 5. С.10-14.
10. Сиденко Е.А., Селюкова М. А. «Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5.С.32-35.
11. Середа О. А. Тема урока: «Всё в твоих руках» // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.70-73.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2014
19