ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
УДК 373.3
Наталья Анатольевна Пришвицына
г. Шадринск
Формирование самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира в процессе использования рабочих листов
Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам решения одной из важнейших проблем начального образования - формирование самостоятельности у учащихся начальной школы. Автор раскрывает виды рабочих листов, приводит их примеры, описывает проведенное исследование. Анализирует проблемные моменты и пути их решения. Отмечает, что наиболее благоприятными условиями для формирования познавательной самостоятельности младших школьников обладает курс «Окружающий мир», так как многие практические упражнения, способствуют развитию данного личностного качества. Подчеркивает, что применение на уроках рабочих листов, позволяет сформировать у младших школьников способность к самостоятельному мышлению, анализу, синтезу, поиску необходимой информации и применению ее на практике. Использование рабочих листов на уроках окружающего мира позволяет обучающимся дополнить материал учебной книги, более детально изучить информацию, облегчить процесс ее усвоения. Работа с листом на уроке окружающего мира способствует трансформации теоретического материала в практические умения и навыки.
Ключевые слова: самостоятельность, младшие школьники, рабочие листы, окружающий мир.
Natalya Anatolyevna Prishvitsina Shadrinsk
Formation of junior schoolchildren's independence in the process of using worksheets in
science lessons
The article is devoted to the theoretical and methodological aspects of the formation of junior schoolchildren's independence. The author reveals the types and examples of worksheets. The author analyzes problematic issues and ways to solve them. The author stresses that science lessons have the most favourable conditions for the formation of junior schoolchildren's independence as many practical exercises (working with laboratory equipment, measuring instruments, maps) contribute to the development of this personal quality. Using worksheets allows to develop the ability to think independently, analyze, synthesize, search for the necessary information and apply it in practice. Using worksheets supplements the material in the textbook, studies the information in detail and facilitates the process of assimilation. Worksheets in science lessons help to transform theoretical material into practical skills.
Keywords: independence, junior schoolchildren, worksheets, science lessons.
Введение. Современному обществу требуются специалисты умеющие принимать самостоятельные решения, находить неординарные подходы к решению возникающих проблем [6]. Фундаментальные основы самостоятельности, как одного из ведущих качеств личности, проявляющегося в умении ставить цели и самостоятельно достигать их, прилагая собственные усилия, закладываются на начальной ступени обучения в школе. Актуальность решения данного вопроса отражена в Национальной доктрине образования до 2025 года,
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [10].
Научная новизна состоит в том, что изучение и анализ проблемы становления самостоятельности младших школьников, позволит проиллюстрировать траекторию формирования данного личностного качества на уроках окружающего мира посредством рабочих листов.
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что материалы и основные рекомендации по решению исследуемой проблемы могут быть использованы учителями начальных классов в своей профессиональной деятельности; студентами, магистрантами, молодыми учеными при написании научных статей.
Цель статьи: выявление особенностей формирования самостоятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира посредством рабочих листов.
В отечественной и зарубежной педагогике существует множество подходов к вопросу формирования познавательной самостоятельности. Данная проблема нашла свое отражение в трудах Б.В. Всесвятского, Б.Е. Райкова, П.И. Плотникова, Е.Я. Таланта, К.Д. Ушинского. Ученые рассматривают различные формы и средства, способствующие формированию данного феномена у школьников. Л.Н. Соколова предлагает использовать нестандартные уроки, Б.И. Есипов и П.И. Пидкасистый - познавательную деятельность. Эффективным средством, по мнению А.М. Матюшкина и М.И. Махмутова, выступают проблемные ситуации и кейсы. Интересным для нашего исследования являются идеи Г.А. Цукерман, которая рекомендует использовать разноуровневые индивидуальные задания, выполняемые учащимися самостоятельно [11].
Проблему использования рабочих листов как средство формирования самостоятельности в начальной школе освещают в своих трудах Т.В. Быстрова, Г.Ф. Гаврилычева, Т.А. Капитонова, Ю.А. Круглова [4]. Не достаточно раскрыт вопрос использования рабочих листов с целью формирования самостоятельности на уроках окружающего в современных условиях (реализации новых федеральных образовательных программ в начальной школе).
Исследовательская часть.
С.И. Ожегов рассматривает категорию «самостоятельный» как «...свободный, способный к независимым действиям, суждениям; обособленный от других; осуществляемый своими силами без посторонней помощи и руководства; свободный от постороннего влияния, оригинальный.» [8]. Интересным для нашего исследования является определение, данное Л.В. Жаровой, которая рассматривает «самостоятельность», следующим образом: «... независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.» [3]. Адаптируя к теме нашего исследования, мы можем утверждать, самостоятельный младший школьник - это учащийся, обладающий сформированной потребностью быть самостоятельной личностью. Такой ребенок может принять дозировано внешнюю помощь, сопротивляется гиперопеке [9].
Умение самостоятельно искать нужную информацию, обрабатывать ее, применять имеющиеся знания на практике, выступает одним из главных условий повышения качества современного образования [5]. Для учителей начальных классов важно правильно подбирать дидактический инструментарий, направленный на формирование структурных компонентов категории «самостоятельность»: мотивационного, когнитивного, деятельностного [1].
Наиболее благоприятными условиями для формирования познавательной самостоятельности младших школьников обладает курс «Окружающий мир», так как многие практические упражнения (работа с лабораторным оборудованием, измерительными приборами, картами), способствуют развитию данного личностного качества.
Использование на уроках рабочих листов, позволяет сформировать у младших школьников способность к самостоятельному мышлению, анализу, синтезу, поиску необходимой информации и применению ее на практике [7].
Исследование, проведенное в рамках данной статьи, позволило нам выявить уровень сформированности самостоятельности у младших школьников. В нашем эксперименте приняло участие 28 учащихся 3 класса (УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков). Нами были определены критерии и показатели по каждому структурному компоненту понятия «самостоятельность». Опытно-поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Ее целью являлось определение уровня сформированности самостоятельности третьеклассников в процессе обучения окружающему миру; определение особенностей формирования исследуемого феномена и разработка рекомендаций для учителей начальных классов по использованию рабочих листов.
С целью выявления уровня сформированности самостоятельности у учащихся 3 класса, по мотивационному компоненту, нами была проведена анкета, разработанная на основе методики А.Д. Андреевой и опросника Ч.Д. Спилберга. Третьеклассникам нужно было по каждому предложенному утверждению выставить себе балл от 1 до 4. Мы получили следующие результаты: высокий уровень выявлен у 6 обучающихся, что составило 21,5 % (дети набрали от 48 до 38,2 баллов); средний уровень определен у 14 человек (50 %) - от 38,1 до 28,3 баллов; низкий уровень (менее 28 баллов) показали 8 человек (28,5 %). Необходимо отметить, что эксперимент проводился в начале учебного года. Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности
(мотивационный компонент)
Уровни Количество детей Количество детей, %
высокий 6 21,5
средний 14 50
низкий 8 28,5
Определение уровня сформированности самостоятельности у третьеклассников по когнитивному компоненту проходило в процессе интенсивного индивидуального интервью каждого респондента, с целью определения их осведомленности по исследуемому вопросу. Анализ результатов позволил нам распределить опрошенных по уровням: высокий - 8 человек (28,5 %); средний - 14 обучающихся (50 %), низкий - 6 третьеклассников (21,5 %). В таблице 2 представлены результаты сформированности самостоятельности по когнитивному компоненту.
Таблица 2.
Распределение третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности
(когнитивный компонент)
Уровни Количество детей Количество детей, %
высокий 8 28,5
средний 14 50
низкий 6 21,5
Для оценивания деятельностного компонента мы выбрали диагностику А.А. Горчинской [2], позволяющую выявить уровень сформированности самостоятельности
у учащихся 3 класса в деятельности познавательного характера. Проанализировав ответы учащихся, мы пришли к следующим выводам. Респонденты с высоким уровнем - 7 учащихся (25 %) могут самостоятельно выполнять задания, различного уровня сложности, без помощи учителя; со средним уровнем - 13 детей (46,4 %) в целом выполняют самостоятельно, без помощи взрослых и одноклассников, редко испытывают трудности при выявлении проблемы или столкновении противоположных взглядов. Учащиеся с низким уровнем затрудняются выполнять задания или упражнения самостоятельно, им нужна помощь учителя или родителей. На данном уровне самостоятельность сформирована у 8 человек (28,5 %). Распределение третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности в познавательной деятельности (деятельностный компонент) представлено в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности
(деятельностный компонент)
Уровни Количество детей Количество детей, %
высокий 7 25
средний 13 46,4
низкий 8 28,5
Обобщив результаты всех диагностических методик (посчитав количество баллов), проведенных на констатирующем этапе, мы получили следующие результаты: высокий уровень выявлен у 7 обучающихся (25 %), средний уровень у 14 учащихся (50 %), низкий уровень - 7 третьеклассников (25%). Распределение обучающихся по уровням сформированности самостоятельности в познавательной деятельности представлено в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности
(деятельностный компонент)
Уровни Количество детей Количество детей, %
высокий 7 25
средний 14 50
низкий 7 25
Графическое отображение результатов распределения третьеклассников по уровням сформированности самостоятельности представлено на рисунке 1.
Рис.1. Результаты исследования уровня сформированности самостоятельности у третьеклассников (констатирующий этап)
Анализ результатов, привел нас к осознанию необходимости целенаправленной, систематической работы по формированию самостоятельности у учащихся 3 класса.
Нами были определены основные средства, способствующие эффективному решению исследуемой проблемы - рабочие листы к урокам окружающего мира.
Е.В. Миренкова, дает следующее определение понятию «рабочий лист»: «.это дидактическое средство организации самостоятельной учебной деятельности ученика по итогам изучения материала или этапа тематического блока или урока в целом. Рабочий лист - то лист, где прописаны задания с указанием, как и что следует сделать, содержится теоретический материал в кратком изложении. Это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы» [3].
В процессе использования рабочих листов на уроках окружающего мира, нами были определены особенности данного процесса, которые необходимо знать учителям начальных классов:
1) данное дидактическое средство позволяет ученику самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
2) строить свою траекторию усвоения новых знаний и выработку необходимых умений (навыков), состоящую из следующих структурных компонентов: восприятие, осмысление, запоминание; применение, обобщение, самоанализ (рефлексия).
Обобщив собственный опыт работы, мы составили методические рекомендации по использованию рабочих листов, способствующих формированию самостоятельности третьеклассников в ходе познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Нами выделены основные принципы реализации исследуемого процесса:
1) единства структуры и смысловой наполняемости рабочего листа;
2) эргономичного разнообразия (выполняя задание рабочего листа, ребенок проявляет творчество, использует свои лучшие способности и личностные качества в деятельности и создает значимый для себя продукт);
3) минимализма (все задания четко сформулированы, лаконично изложены, в соответствии с целевой направленностью);
4) индивидуализации и поддержки обучающихся с различными образовательными потребностями;
5) цикличности (композиционная повторяемость заданий по изучаемому материалу, его разносторонняя проработка);
6) экономичности (достижение учеником определенных учебных результатов при оптимальном соотношении времени выполнения и качества).
С целью формирования самостоятельности у младших школьников в познавательной деятельности на уроках окружающего мира, мы рекомендуем использовать различные виды рабочих листов. Остановимся на некоторых из них:
1) обучающий рабочий лист, позволяет активизировать работу с информацией (текстом учебника) при изучении нового материала и закреплении его в ходе выполнения заданий и упражнений, ценным является то, что ребенок самостоятельно делает выводы, усваивая знания не в готовом виде, а в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности;
2) тренировочный рабочий лист чаще всего содержит: таблицы, схемы, графические изображения, небольшие тексты. Его главная цель заключается в отработке знаний и способов самостоятельных, познавательных действий;
3) исследовательский рабочий лист содержит программу эксперимента, предполагающую выдвижение и доказательство гипотезы (утверждения, факта) или опровержения;
4) рефлексивный рабочий лист;
5) комбинированный рабочий лист, содержит задания разных видов.
Использование рабочих листов на уроках окружающего мира позволяет обучающимся
дополнить материал учебной книги, более детально изучить информацию, облегчить процесс ее усвоения. Работа с листом на уроке окружающего мира способствует трансформации теоретического материала в практические умения и навыки.
В структуре рабочего листа выделены следующие структурные единицы: тема, инструкция, опорные слова, разноуровневые варианты одного и того же задания. Все компоненты листа должны подчиняться одному сюжету («легенде»), отражающему интересы третьеклассников. Рабочие листы содержат текстовую информацию, включающую интересные факты, которые побуждают обучающихся к познавательной активность в изучении окружающего мира, формируют внутреннюю мотивацию к учению.
По нашему мнению, рабочие листы целесообразно применять на любом этапе урока окружающего мира и в качестве домашнего задания. Задания рабочих листов, рекомендуем использовать на различных этапах урока, в зависимости от уровня сложности: на этапе мотивации к учебной деятельности - более легкие или игровые задания; на этапе первичного закрепления - задания средней сложности; на этапе включения в систему знаний и повторения - сложные.
Нами был разработан комплект рабочих листов для использования на уроках окружающего мира в третьем классе, с целью формирования самостоятельности учащихся в познавательной деятельности. Все задания составлены в соответствии с программным материалом, темы взяты из календарно-тематического планирования по курсу «Окружающий мир» 3 класс (УМК «Школа России», автор А.А. Плешаков). Данные рабочие листы соответствуют требованиям САНПиН к дидактическим материалам.
В основе разработки нашего комплекта лежит системно-деятельностный подход, позволяющий раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы и общества, влияние человека на природу.
Заключение.
Важнейшим условием повышения качества образования в начальной школе является формирование у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, умений самостоятельно добывать знания, анализировать и систематизировать полученную информацию. Самостоятельный младший школьник обладает сформированной потребностью быть самостоятельной личностью. Такой ребенок может принять дозировано внешнюю помощь, сопротивляется гиперопеке.
От уровня сформированности исследуемого нами личностного качества в дальнейшем зависит эффективность учения на последующих ступенях получения образования. Умение самостоятельно искать нужную информацию, обрабатывать ее, применять имеющиеся знания на практике, выступает одним из главных условий повышения качества современного образования. Поэтому для учителей начальных классов важно правильно подбирать дидактический инструментарий, направленный на формирование самостоятельности у обучающихся. В рамках данного исследования нами определены структурных компонентов категории «самостоятельность»: мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Для реализации задач по формированию самостоятельности на уроках окружающего мира эффективно применяются рабочие листы. Их использование в практике начального образования способствует становлению способности младших школьников к самостоятельному мышлению, поиску и применению знаний на практике. Исследование, проведенное среди обучающихся третьего класса, и дальнейшая работа в данном направлении показали, что рабочие листы, выступают эффективным средством формирования самостоятельности у третьеклассников. Продуктивность данного процесса, во многом, зависит от знания учителей особенностей использования рабочих листов на уроке. Данное дидактическое средство позволяет ученику самостоятельно формулировать цели и задачи урока; они помогают ребенку строить свою траекторию усвоения новых знаний и выработку необходимых умений (навыков). Необходимо помнить, что все задания в рабочих листах должны соответствовать изучаемому программному материалу, интересны и посильны детям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веденькина, М.В. Современный подход к сущности понятия «познавательная самостоятельность младших школьников» в педагогической науке и практике / М.В. Веденькина. - Текст : непосредственный // Современная наука в теории и практике : монография / науч. ред. С.П. Акутина. - Москва : Перо, 2018. - Ч. V. - С. 84-102.
2. Горчинская, А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А. В. Горчинская. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. университета, 1999. -187 с. - Текст : непосредственный.
3. Жарова, А.Г. Учить самостоятельности / А.Г. Жарова. - Москва : Просвещение, 2011. -183 с. - Текст : непосредственный.
4. Круглова, Ю.А. Педагогические возможности рабочего листа для организации деятельности ученика на уроке / Ю.А. Круглова. - Текст : непосредственный // Первый вестник. - 2023. - № 4. - С. 120-124.
5. Круцкий, В.М. Индивидуальный образовательный маршрут - средство развития детской одарённости в условиях образовательной среды / В.М. Круцкий. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2022. - № 4-2. - С. 143-147.
6. Малышева, Е.Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как помощь в развитии способности и самореализации ребенка / Е.Ю. Малышева. - Текст : непосредственный // Лучшие практики дополнительного образования и внеурочной деятельности города Ульяновска : материалы гор. открытой науч.-практ. конф., Ульяновск, 30 янв. 2020 г. -Ульяновск : КУБиК, 2020. - С. 91-94.
7. Миренкова, В.Е. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании / В.Е. Миренкова. - Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. - 2021. - № 1 (71). - С. 115-130.
8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва : Оникс, 2011.
- 736 с. - Текст : непосредственный.
9. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества : в 2 ч. / Е.В. Оспенникова. - Пермь, 2003.
- 301 с. - Текст : непосредственный.
10. Российская Федерация. Министерство просвещения Российской Федерации. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ от 31 мая 2021 г. № 286. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.
11. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Г.А. Цукерман. - Москва, 1992. - 39 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=55132. - Текст : электронный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Н.А. Пришвицына, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Шадринск, Россия, e-mail: prishvicyna.nata@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
N.A. Prishvitsina, Primary School Teacher, Secondary School No. 2, Shadrinsk, Russia, email: prishvicyna.nata@mail.ru.