Научная статья на тему 'Формирование самоконтроля и оценки на уроках физики в системе развивающего обучения'

Формирование самоконтроля и оценки на уроках физики в системе развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самоконтроля и оценки на уроках физики в системе развивающего обучения»

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

99

И.В. Лежникова

Формирование самоконтроля и оценки на уроках физики в системе развивающего обучения

Действие оценки - это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

Г.А. Цукерман

Контроль и оценка - важнейшие компоненты учебной деятельности в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Именно контроль и оценка являются сигналом о том, как происходит формирование других учебных действий. Поэтому усилия учителя должны быть направлены не на оценку работы ученика и не на контроль за выполнением его действий, а на организацию его собственных контрольно - оценочных действий. Мы предлагаем условия, которые необходимы для формирования рефлексивных действий:

1)выделение плана действий, в котором четко зафиксированы состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное решение задачи. Это условие наиболее явно проявляется при работе с гипотезами решения задач, при решении расчетных задач по заданному алгоритму, при решении графических задач по заданному алгоритму и т. д.

2) контроль для ученика должен стать особой задачей. Это наиболее сложный процесс, так как даже если учитель ставит перед учеником задачу контролировать свои действия, ученик, стараясь выполнить это требование, еще раз выполняет действие. Поэтому начинать формирование контроля необходимо с контроля за действиями другого человека (учителя, учащихся класса, родителя). С этой целью мы рекомендуем использовать на уроках «вопросы-ловушки», которые необходимо специально продумывать. В этих вопросах ошибки должны быть типичными для

данного вида деятельности, требующими развертывания и использования всего плана действия. В этом могут помочь задания такого плана: можно предложить решить задачу заведомо с недостатком или излишком данных; учитель может попросить использовать прибор, имеющий неградуированную или некалиброванную шкалу; учитель может сделать ошибку при решении расчетной задачи в наименовании величин, в написании единиц измерения, в написании формул, в выполнении вычислений и др.; можно изобразить несовершенную модель и т. д.

После этого необходимо переходить к контролю ученика за действием других учеников. Для этого, по нашему мнению, необходимо тщательно обсуждать на уроке версии по решению учебных задач, выслушивая мнения каждого с обоснованием согласия и несогласия по поводу высказываний с обязательной аргументацией; создавать на уроке ситуации контроля за решением расчетных задач, когда проверяется не результат, а ход решения задачи; попросить при анализе ответа учащегося задать вопрос на уточнение, на понимание и т.д.

3)тщательная организация процесса контроля. Контроль не должен быть заключен только в проведении традиционных контрольных, тестовых, самостоятельных работах на проверку результата действия, хотя и такие работы необходимы. Контроль должен быть тщательно продуман для каждого урока, и результаты действий учащихся долж-

ны обсуждаться во время урока. При проверке знаний, умений и навыков с целью определения степени распознавания того или другого явления и его объяснения на основе физических законов мы предлагаем:

а) Использовать количественные задачи обобщенного характера. Например,

• Опишите движение по графику зависимости скорости движения от времени движения.

• Рассчитайте электрическую цепь. Три проводника 2Ом, Я=4Ом, Я=5Ом соединили параллельно относительно источника тока и=42В.

• Рассчитайте стоимость электроэнергии за месяц.

• Рассчитайте силу, с которой надо удержать гранитную плиту в воде.

• Рассчитайте силу тока, на которую рассчитана электроплитка определенного образца, и т.д.

Эталон составления

б) Наибольшее предпочтение отдать качественным задачам. Так, например, можно предложить учащимся задания такого плана, как

• Почему лужи, испаряясь, не замерзают?

• Найдите ситуацию, где тело, получая тепло, не нагревается (вопрос-ловушка).

• Придумать конструкцию настольной лампы, изменяющей свет в зависимости от атмосферного давления.

• Как охладить напитки в пустыне? и др.

в) С целью проверки и оценки уровня знаний, умений и навыков по физике учащихся может быть использована итоговая проверочная работа, предусмотренная для системы Д.Б. Элько-нина-В.В. Давыдова, эталон составления которой отображен в табл. 1.

Таблица 1

й проверочной работы

Цели Содержание проверочной работы Оценка освоения программы, %

- Проверить уровень освоения учащимися программного материала - Определить уровень выполнения предложенных задач - Определить уровень сформированности компонентов учебной деятельности. Включает все базовые, ведущие темы года. Задания должны подбираться так, чтобы они могли выполняться учащимися на 2 уровнях: 1 уровень - соответствует Госстандарту (репродуктивный уровень, зона актуального развития) 2 уровень - соответствует развивающему обучению (требует применение знаний в нестандартной ситуации, определение "ловушек", объяснение выявленных связей и закономерностей, поиск разных способов решения и т.п.- зона ближайшего развития) 100%-85% - достаточно хорошо, 84%-60% - хорошо, 59%-30% - среднее, менее 30%-не освоил.

Итоговая проверочная работа за курс физики 9 класса, разработанная на основе эталона (см. табл. 1), может иметь содержание следующего вида (см. табл. 2):

Таблица 2

Итоговая проверочная работа за курс физики 9 класса

Уровень сложности 1 вариант 2 вариант

1 уровень 1. Лыжник массой 60 кг скатывается с горы. При этом за любые 3 с его скорость увеличивается на 1,5 м/с. Определите равнодействующую всех приложенных к лыжнику сил. 1. Рассчитайте путь, который преодолел велосипедист (см. график)

2. Определите по графику амплитуду, период и частоту колебаний (см. график). 2. В океанах длина волны достигает 270 м, а период колебаний 13,5 с. Определите скорость распространения такой волны.

3. Рассчитайте дефект масс ядра атома лития с ядерным числом 3, массовым числом 7. 3. Определите второй продукт ядерной реакции:

2 уровень 1. Разложите в схему эксперимента: при бомбардировке изотопа бора (А=10, 2=5) нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается альфа-частица. Выделяется или поглощается энергия в данной ядерной реакции? 1. Разложите в схему эксперимента: как поведет себя стрелка, если под ней находится провод с током?

2. В однородное магнитное поле индукцией В=10мТл под углом 60 градусов к линиям индукции влетает электрон с кинетической энергией 30 кэВ. Каков радиус кривизны траектории движения электрона в поле? 2. Орудие, не имеющее противооткатного устройства, стреляет снарядом под углом а к горизонту. Масса снаряда М1, его начальная скорость относительно Земли V. Какова скорость отката орудия, если его масса М2?

3. Как можно управлять движением велосипеда при езде " без рук"? 3.Какая конструкционная деталь и с какой целью сделана на нижней поверхности лыж для управления движением?

График движения велосипедиста

30

м * км/ч

> 10

0

0 10 20 30 40 50 60 1 мин

График колебаний

1, сек

Эти итоговые проверочные работы могут быть использованы и в качестве вводных контрольных работ, которые проводятся в начале учебного года и определяют уровень сохранности знаний, умений и навыков.

г) Анализ уровня сформированности компонентов учебной деятельности мы предлагаем проводить для каждого учащегося по следующей схеме (см. табл. 3):

Таблица 3

Схема анализа итоговой проверочной работы по физике

Компоненты учебной деятельности Критерий проверки Параметры проверки уровня сформированности компонентов учебной деятельности Уровень сформи-рованности компонентов учебной деятельности

Учебно- познава- тельный интерес Правильное выполнение заданий 1 и 2 уровней 6(3+3) заданий 6 уровень

5(3+2) заданий 5 уровень и т.д.

Целепо- лагание Проверяется при выполнении задания №1 второго уровня, когда учащийся формулирует гипотезу эксперимента, определяет условия эксперимента, описывает план доказательства гипотезы, делает вывод о том, совпадает ли гипотеза с результатом эксперимента или нет. Умения: -1,2,3,4,5 уровней -делать вывод о том, совпадает ли гипотеза с результатом эксперимента или не совпадает 6 уровень

Умения: -1,2,3,4 уровней -выявлять причины явления 5 уровень

Умения: -1,2,3 уровней -определять условия эксперимента 4 уровень

Умения: -1, 2 уровней -описывать план доказательства гипотезы 3 уровень

Умения: -1 уровня -формулировать вывод 2 уровень

Умение формулировать гипотезу 1 уровень

Учебные действия Проверяются при выполнении всех заданий 2 уровня -1,2,3,4,5 уровни -формулировка вывода 6 уровень

-1,2,3,4 уровни -решение задачи, -определение условий для возможности решения задачи 5 уровень

-1,2,3 уровни, -моделирование, -определение условий для возможности решения задачи 4 уровень

- 1, 2 уровень -постановка задачи 3 уровень

- 1 уровень -определение физического явления 2 уровень

-оформление задачи, -работа с физическими величинами, -работа с единицами измерения, -умение пользоваться справочной литературой, -определение условий для возможности решения задачи 1 уровень

Действия контроля Проверяются при выполнении заданий 1 и 2 уровня. Критерием проверки является логика выполнения действий при решении задач. 6(3+3) заданий 6 уровень

5(3+2) заданий 5 уровень и т.д.

Действия оценки После проверки учителем итоговой проверочной работы учащимся предлагается работа по определению критериев проверки и проводится самопроверка работы по критериям. После этого определяется область пробелов и учащийся прописывает план для ликвидации пробелов. -1,2,3,4,5 уровни, -самостоятельное определение критериев, 6 уровень

-1,2,3,4 уровни, -правильная проверка работы по критериям 5 уровень

-1,2,3 уровни, -полный план работы над ликвидацией пробелов 4 уровень

-1,2 уровни, -неполный план работы над ликвидацией пробелов 3 уровень

-1 уровень, -неполная проверка работы по критериям 2 уровень

-участие в совместном определении критериев проверки, -частичная проверка работы по критериям 1 уровень

Далее можно определить уровень сформированности компонентов учебной деятельности по классу в целом.

4) Атмосфера на уроке должна быть такой, чтобы дети не стыдились указать однокласснику на ошибку или признать собственную. Это достигается посредством организации учебного диалога на уроке. На протяжении школьной жизни учебное сотрудничество остается главной формой

взаимодействия, в котором происходит освоение теоретических понятий.

5) Действие контроля складывается на основе действия оценки. Сформированное учебное действие оценки - это развитая способность точно знать о своем незнании или знании, умение провести границу между известным и неизвестным, умение сформулировать запрос на недостающее знание в форме «я смогу решить эту зада-

чу, если буду знать о ...». Для формирования оценочной самостоятельности мы предлагаем следующие приемы:

а) Так как самооценка ученика всегда предшествует учительской оценке, то при выборе заданий для самооценивания надо обратить внимание на то, чтобы они имели объективный однозначный критерий (например, правильно ли использована формула в задаче; правильно ли выполнена схема электрической цепи и др.), а не субъективный (например, красиво ли выполнен график; красиво ли оформлена задача и др.)

б) Не оценивается только правильность получения результата, для оценки выбираются несколько критериев. Например, при оценивании физической задачи мы предлагаем пользоваться следующим набором критериев: правильность оформления задачи, полнота записи данных; правильность обозначения физических величин; правильность выбора единиц измерения физических величин; правильность использования

формул; приведение формул к общему виду, правильность математических действий.

В этом случае учащийся сможет научиться оценивать свою работу как сумму многих умений, каждое из которых может быть оценено по своему критерию. С этой целью нами пересмотрен подход к выполнению лабораторных работ. Он заключен в следующих позициях:

1) Лабораторная работа проектируется дома учащимися. На уроке мы определяем цель практической задачи, необходимые условия и приборы. Дома учащиеся описывают порядок выполнения (указания к работе) и продумывают порядок оформления результатов эксперимента. Таким образом, в лабораторных опытах мы предоставляем учащимся возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.

2) Алгоритм подготовки учащегося к эксперименту (см. табл. 4).

Таблица 4

Алгоритм подготовки к эксперименту

гипотеза о явлении (что произойдет?)

гипотеза о причине (почему так, а не иначе изменится?)

результат экспериментальной проверки гипотезы

Вывод (согласуется ли результат с гипотезой?)

3) Использование излишнего количества оборудования. Для выполнения лабораторных работ учитель готовит приборы и материалы, часть из которых может оказаться неиспользованной для данного эксперимента. Учащимся необходимо отобрать для опыта необходимый набор оборудования.

4) Учащиеся приносят часть оборудования для эксперимента из дома. Согласно поставленной гипотезе эксперимента они продумывают ход экспериментальной проверки гипотезы с помощью материалов, используемых в быту или природе.

5) Для выполнения опыта учитель выдает измерительные приборы, у которых стрелка шкалы находится не на нулевой отметке.

В качестве примера этими приборами могут быть вольтметр, амперметр, динамометр и др. Это прием дает возможность поставить учащихся в ситуацию решения практической задачи по определению способа градуирования шкалы прибора.

6) Способ определения погрешности измерения величин может быть осуществлен посредством задачи такого содержания: измерьте длину 2 клеток в вашей тетради. В результате выполнения данного действия учащиеся получают разные результаты, несмотря на то, что им известна длина 2 клеток, равная 1 см. Вывод неоспорим: измерения имеют неточности или погрешности.

7) Определение критериев оценки лабораторной работы, которые

разрабатываются учащимися вместе силы, действующей на погруженное в

с учителем. Например, в 7 классе для жидкость тело» мы предлагаем сле-

урока физики по теме «Лабораторная дующий план оценки работы по шкале

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работа 7 «Определение выталкивающей от 0% до 100% (см. табл. 5):

Таблица 5

План оценки лабораторной работы по физике

ученик учитель

оформление

ход работы

умение пользоваться формулами

вычислительный навык

умение пользоваться динамометром

умение сделать вывод

в) Создание условий для способа производства формализованной оценки. В этом случае ребенок может не только оценить в баллах результат своей работы, но и составить самостоятельную программу подготовки к аналогичной работе, то есть определить объем и содержание требуемой дополнительной тренировки. По нашему мнению, именно этому способу формирования действия контроля и оценки должно уделяться наибольшее внимание в школе. С этой целью мы пересмотрели подход к выполнению самостоятельных и контрольных работ, которые оцениваются по ряду критериев, отражающих определенный набор знаний, умений и навыков по данной теме. После любой самостоятельной работы и перед контрольной работой каждый учащийся должен определить объем своих «незнаний», которые ему надо отработать самостоятельно для успешной сдачи за-

чета по теме. Для этого нами определяется набор домашних задач для отработки каждого «незнания».

Таким образом, контроль и оценка результатов обучения по теме должны включать в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и ее результатов. Именно данный анализ лежит в основе формирования учебной самостоятельности. Учебная самостоятельность формируется у школьника только в том случае, если

а) он будет уверен в себе,

б) у него будет сформировано учебное действие оценки.

Поэтому учитель должен заботиться и о первом условии, всячески поддерживая положительную общую самооценку детей, и о втором, развивая способность ребенка к конкретным оценкам своего учения.

О.Ю. Богданова

Лингвостилистический анализ заголовка как элемента англоязычного текста

Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело.

К. Д. Ушинский

тель не замечает своих новых мыслей и чувств и не реагирует на них. При таком поверхностном подходе к пониманию текста, неумении заметить отношение автора к написанному им произведе-

Немало трудностей возникает у студентов языковых факультетов при стилистическом разборе и толковании текстов. Заранее упрощая текст, не воспринимая неожиданное для себя, чита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.