Научная статья на тему 'Формирование российской элиты Севастополя'

Формирование российской элиты Севастополя Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ / SEVASTOPOL´S GOVERNMENT / ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ / THE FORMATION OF THE REGIONAL ELITE / РЕКРУТИРОВАНИЕ / ELITE RECRUITMENT / СRIMEA INCLUSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Быстрова А.С.

Работа посвящена исследованию процесса формирования российской элиты нового субъекта РФ города Севастополя. Автор базировался на теоретических положениях относительно процессов формирования элит, в частности рекрутирования, разработанных отечественными и зарубежными авторами. Источники информации для анализа: материалы официального сайта Правительства Севастополя, электронные и иные СМИ и т.д. По ряду причин исследование пришлось ограничить анализом состава Правительства Севастополя. В 2014-2017 гг. было три правительства, различающихся по числу и составу. Первое и особенно второе правительство во главе с вице-адмиралом С. И. Меняйло имели в своем составе значительное число членов, имевших большой опыт службы в силовых структурах. Отличительной чертой второго правительство является частая смена его членов. Третье правительство, возглавляемое молодым чиновником Д.В. Овсянниковым, отличается более профессиональным составом. Все его члены выходцы из управленческих структур местного, регионального и федерального уровня. Примечательно, что все три правительства имели в своем составе значительную долю чиновников из других регионов или федерального центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATI ON OF THE RUSSIAN ELITE OF SEVASTOPOL

Th e work is dedicated to the research of the formation process of the Russian elite of the new RF city of Sevastopol. Th e author is basing on theoretical outlays concerning elite’s formation processes, in particular the process of recruiting, which was elaborated by both domestic and foreign authors. Th e information sources for the analyses are: materials of the offi cial site of the Sevastopol’s government, the electronic and other sources of mass information and so on. Due to a row of causes, we had to limit the research by the analyses of the Sevastopol’s government. In the years’ 2014-2017 there were three governments, which diff ered by both the number and composition. Th e fi rst, and especially, the second government, led by the vice-admiral S.I. Menaylo, had in its composition a signifi cant number of members, who had a big experience of the service in the force structures. Th e diff ering feature of the second government is the frequent change of its members. Th e third government, led by a young bureaucrat D.V. Ovssiannikov, is diff erentiated by a more professional structure. His all members are outcomes of the governing structures of the local, regional and the federal levels. It is noteworthy, that in their compositions all three governments had offi cers from other regions or from the federal center.

Текст научной работы на тему «Формирование российской элиты Севастополя»

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ СЕВАСТОПОЛЯ1

А.С. Быстрова

DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2016.3.6

Аннотация. Работа посвящена исследованию процесса формирования российской элиты нового субъекта РФ города Севастополя. Автор базировался на теоретических положениях относительно процессов формирования элит, в частности рекрутирования, разработанных отечественными и зарубежными авторами. Источники информации для анализа: материалы официального сайта Правительства Севастополя, электронные и иные СМИ и т.д. По ряду причин исследование пришлось ограничить анализом состава Правительства Севастополя. В 2014-2017 гг. было три правительства, различающихся по числу и составу. Первое и особенно второе правительство во главе с вице-адмиралом С. И. Меняйло имели в своем составе значительное число членов, имевших большой опыт службы в силовых структурах. Отличительной чертой второго правительство является частая смена его членов. Третье правительство, возглавляемое молодым чиновником Д.В. Овсянниковым, отличается более профессиональным составом. Все его члены — выходцы из управленческих структур местного, регионального и федерального уровня. Примечательно, что все три правительства имели в своем составе значительную долю чиновников из других регионов или федерального центра.

Ключевые слова: присоединение Крыма, Севастополь, правительство Севастополя, формирование региональной элиты, рекрутирование.

Цель статьи — проанализировать и показать, как идет процесс формирования российской элиты нового субъекта РФ города Севастополя. Источники информации для анализа: материалы официального сайта Правительства Севастополя, электронные и иные СМИ и т.д. В исследовании пришлось ограничиться только анализом состава Правительства Севастополя, то есть, не включая руководителей комитетов, управлений, подведомственных правительству, если они не являлись членами

1 Работа выполнена по государственному заданию (тема «Социально-культурные изменения и структурирование властных отношений в современной России», № государственной регистрации AAAA-A17-117030110144-3).

правительства. Анализ проводился по трем замерам: состав правительства города на 22 мая 2014 года, состав правительства на 10 апреля 2016 года и состав правительства Севастополя на 10 ноября 2016 года, поскольку летом 2016 года произошла смена первого лица в городе. В ходе исследования были изучены следующие характеристики членов правительства: возраст, образование, предшествующая и предпредше-ствующая должности, опыт работы в силовых ведомствах, укорененность по месту предшествующей и предпредшествующей работы.

Методологическим основанием исследования послужили известные общие теории элит, теории (концепции) трансформации общества и государства, смены политических режимов. Автор базировался также на теоретических положениях относительно процессов формирования элит, в частности рекрутирования, разработанных отечественными и зарубежными авторами.

Так как в центре нашего внимания формирование элиты нового субъекта РФ, то есть региональной элиты, естественен повышенный интерес к достижениям отечественных и зарубежных исследователей именно в этой области. По мнению одного из ведущих авторов — специалистов по элитологии нашей страны О.В. Гаман-Голутвиной, «региональные элиты представляют собой наиболее основательно изученный сегмент российских элит» (Гаман-Голутвина 2015: 177). Уважаемый исследователь указывает на особенность исследования региональных элит в стране. Это «множественность использовавшихся методов: глубинные неформализованные интервью, экспертные и массовые опросы, case-studies, анализ биографий, включенное наблюдение и др.» (Гаман-Голутвина 2015: 177). О.В. Гаман-Голутвина дает краткий обзор основных достижений наиболее известных ученых, работающих в данной области. При этом отмечается вклад А.В. Дуки и возглавляемого им сектора социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН (Гаман-Голутвина 2015: 174, 176). Нельзя не сказать о большом вкладе самой О.В. Гаман-Голутвиной в развитие отечественной элитологии, включая исследования региональных элит.

Возвращаясь к исследовательской деятельности сектора социологии власти и гражданского общества, напомним, что в секторе сформирована база данных, обнимающая сведения об элитных группах более чем десятка субъектов РФ, начиная с 2004-2005 годов. Материалы «привязаны» к периодам смены глав регионов. Последнее расширение числа

исследуемых территорий связано с вхождением в состав РФ двух субъектов — Республики Крым и города Севастополя (2014 год).

Созданная база данных содержит бесценный материал для исследователей процесса формирования региональных элит РФ. Она послужила эмпирическим основанием для выполнения ряда академических научных проектов. Полученные результаты отражены в большом числе публикаций в научных изданиях.

Накопленный опыт позволил адекватно сформулировать цели и задачи исследования процесса формирования российских региональных элит на территории Крымского полуострова, на котором после его присоединения к РФ в 2014 году образовано два новых субъекта российского государства. Сотрудники сектора вполне отдают себе отчет в немалых трудностях, которые предстоит преодолеть властным группам новых субъектов РФ. Эти трудности во многом обусловлены проблемами включения в правовое и экономическое пространство страны, разрывом сложившихся связей с Украиной, необходимостью решать в короткие исторические сроки накопившиеся социальные и иные проблемы.

В ходе обсуждения процесса трансформации крымских и в частности севастопольских властных элит в секторе социологии власти и гражданского общества сотрудниками (2016 год) были высказаны ряд гипотез и предположений относительно процесса формирования новых элит, их характеристик, бассейна рекрутирования и т.д. Подытоженные научным руководителем сектора они приобрели следующий вид:

Можно предположить, что те элитные группы, которые выступали за независимость и дальнейшее присоединение к РФ, сохранили свои позиции. Но их политико-организационная структура приблизилась к общероссийским характеристикам.

Экономический сектор элитного сообщества, в зависимости от структуры собственности, направленности экономической деятельности, экономических связей (Украина, РФ, полуостров, зарубежные партнеры), будет ориентироваться и, соответственно, сохранять/не сохранять свои позиции на полуострове.

После присоединения Крыма и Севастополя часть экономических акторов будет вытеснена с полуострова и на их место придет российский бизнес. «Вторжение» российской экономической элиты будет сопровождаться выстраиванием представительства ее интересов в политико-административной сфере.

Часть политико-административной элиты будет рекрутироваться (приезжать «на укрепление») из «континентальной» России. Скорее всего, она будет назначаться на стратегические социально-политические и экономические позиции.

Возможные конфликты между «кремлевскими назначенцами» и местной элитой и способы их разрешения зависят от массовой поддержки той или иной стороны. В севастопольском случае это отчетливо прослеживается.

Предыдущее связано с характером исторического развития политической сферы полуострова. В частности, активность населения, элит и контрэлит во внутриполитической борьбе за автономию, независимость, присоединение к РФ и связанное с этим осознание своих возможностей, эффективности политических действий, чувство политической ответственности.

Можно предположить, что часть региональной элиты будет состоять из перебежчиков, «перекрасившихся», «прозревших».

Город Севастополь — субъект РФ1. Святой, достойный поклонения — так сами севастопольцы презентируют свой город. Город-Герой Севастополь — морская крепость Юга России, главная база Черноморского флота, город, устремленный в будущее — так определяют город официальные лица. Севастополь основан в 1783 г. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в настоящее время Севастополь — город федерального значения, отдельный субъект Федерации. 18 марта 2014 года был подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов». Договор ратифицирован 21 марта 2014 года. Представительная власть — Законодательное Собрание города Севастополя, исполнительная власть — Правительство города Севастополя. Здесь действуют федеральные законы РФ и законы города федерального значения Севастополя.

Общая численность населения по данным Всекрымской переписи 2014 года — 395 тыс. человек. Большинство населения (70 %) — русские, более 90 % — русскоязычные.

1 Сведения приводятся по официальному сайту Правительства города Севастополя и некоторым другим источникам. В частности, использованы «Итоги социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год», подготовленные Департаментом экономики города Севастополя (Итоги... 2016).

На 01.01.2017. количество предприятий промышленности (без учета предприятий по производству пищевых продуктов, табака и напитков, по распределению газа, воды и энергии) составило 578 единиц (по сравнению с 01.01.2016. — рост на 13 ед.). В 2016 году действовала государственная программа развития промышленности Севастополя на 2015-2020 годы (постановление Правительства Севастополя от 26.03.2015 № 220-ПП с изменениями). Сельскохозяйственные предприятия города Севастополя специализируются на выращивании винограда, плодов семечковых и косточковых культур, первичном виноделии. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2016 год по сравнению с 2015 годом составил 102,6 %. В январе — сентябре 2016 года предприятиями и организациями (включая инвестиции всех хозяйствующих субъектов с учетом неформальной деятельности) освоено 6912,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал (120,8 % к сопоставимому периоду 2015 года).

Уровень материального достатка, судя по опубликованным статистическим данным, по сравнению со временем существования Севастополя в составе Украины повысился довольно существенно, несмотря на некоторый рост цен. Это улучшение, прежде всего, является результатом распространения на новые субъекты РФ законодательных норм российского государства. С 01.07.2016 минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по городу Севастополю установлен на уровне МРОТ по Российской Федерации и составляет 7500,0 руб. в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций в ноябре 2016 года составила 25579 руб., что меньше на 2,6 %, чем в предыдущем месяце и на 3,6 % — чем в ноябре 2015 года. По сравнению с уровнем заработной платы за ноябрь 2016 года по Российской Федерации в целом — меньше на 29,3 %. Средний размер пенсионной выплаты — 12643,82 рублей. Уровень безработицы — 8,7 % к численности экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы снизился по сравнению с 01.01.2016 (0,23 %) и составил 0,19 % от численности экономически активного населения.

Общий вывод, который можно сделать после ознакомления с документами Правительства Севастополя, заключается в том, что экономика города в целом постепенно преодолевает трудности переходного периода, связанные с вхождением в состав РФ.

Министерство экономического развития Республики Крым опубликовало Итоги развития Республики Крым в составе Российской Федерации (июль 2017 года). Ряд показателей приводится в сравнении с трехлетним периодом в составе Украины, предшествовавшим присоединению к РФ (2011-2013 годы), иногда захватывая и более ранние годы (Итоги. 2017). Сравнение итогов двух новых субъектов скорее не в пользу города Севастополя. Проблемы, с которыми сталкивается население и власти двух новых субъектов РФ во многом схожи, поскольку обусловлены одними причинами. Последние, прежде всего, проистекают из былой несогласованности правового и экономического пространства новых субъектов РФ как бывшей части другого государства и самой РФ, наследия иной управленческой культуры.

Об особенностях менеджмента на полуострове как о важной проблеме говорят многие. Так, по словам А. Ольховского, бывшего депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, бывшего члена экспертного совета комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ, а ныне главы филиала Института стратегического планирования Республики Крым в Санкт-Петербурге, современных знаний о стратегическом планировании сейчас в Крыму на муниципальном уровне практически нет, а на региональном уровне эти знания не соответствуют требованиям федерального российского законодательства (Интеграция Крыма 2017). Писатель и бизнесмен Д. Лекух, комментируя упоминавшийся выше документ Министерства экономического развития Республики Крым «Итоги развития Республики Крым в составе Российской Федерации», главной проблемой считает качество управления, особенно среднего звена управленцев и в государственных структурах, и в бизнесе (Лекух 2017).

Однако у города-героя есть и свои специфические проблемы. В частности, более острыми, чем в других частях Крыма, представляются проблема дефицита земли, прав собственности, недоразвитость инфраструктуры и т.д. Развиваются протесты населения против генплана развития города. Севастополь настигла «голландская болезнь», когда предприятия города не в состоянии «переварить», освоить выделяемые региону средства на развитие. Об этом упомянул Президент РФ на встрече с педагогами в Кремле: в Севастополе «даже нет строительных мощностей, чтобы необходимое количество дорог построить». При этом В.В. Путин напомнил о проблеме воровства. Поэтому федераль-

ный центр не стал выделять больше средств (в 2-3 раза!), хотя такая возможность была (Замахина 2017).

Социально-демографические характеристики Правительства города Севастополя. В первом (из трех наших замеров) составе правительства — на 22.05.2014. было всего 12 человек, включая главу субъекта РФ города Севастополя С. И. Меняйло. С. И. Меняйло занимал должность губернатора и одновременно являлся председателем правительства.

Во втором замере — на 10.04.2016. было уже 25 человек. Губернатор С. И. Меняйло по-прежнему одновременно являлся председателем правительства.

Летом 2016 года произошла смена первого лица в городе, поэтому был произведен третий замер — на 10.11.2016. Численный состав правительства вернулся к первому варианту — членов правительства всего 12 человек. Обязанности губернатора исполняет Д.В. Овсянников. Он также является председателем правительства.

Первое, что следует отметить: ни в первом, ни в третьем замерах в составе правительства нет ни одной женщины. И только во втором замере обнаруживаем единственную женщину — директора Департамента культуры города Севастополя.

Возрастной состав правительства во всех трех замерах представлен в сводной по трем замерам таблице 1.

Как видно из данных таблицы 1, в первом составе правительства только один из его членов моложе 40 лет. В то же время половина членов правительства старше 50 лет. Четверть членов правительства находятся в диапазоне от 41 до 50 лет. Во втором составе правительства Севастополя (на 10.04.2016.) доля лиц, возраст которых более 50 лет,

Таблица 1

Члены правительства города Севастополя — субъекта РФ (2014-2016 годы): возрастной состав (человек)

Дата замера До 40 лет 41-50 лет 51-60 лет иное итого

22.05.2014 1 3 6 2* 12

10.04.2016 3 8 11 3** 25

10.11.2016 2 6 4 12

*нет данных о возрасте **старше 60 лет

еще больше — 56 %. Также увеличился по сравнению с первым замером удельный вес тех членов правительства, возраст которых в диапазоне от 41 до 50 лет — с 25 % до 32 %. По-прежнему невелика доля чиновников моложе 40 лет.

Радикальным образом меняется картина в третьем замере (на 10.11.2016.). Главе региона Д.В. Овсянникову всего 39 лет. 67 % членов правительства молодого губернатора — это лица моложе 50 лет. В этом составе правительства города нет ни одного чиновника старше 60 лет.

Образование членов Правительства города Севастополя. М. Харт-манн (Michael Hartmann) выделяет три различных типа формирования элиты. Они отличаются друг от друга двумя важными аспектами — специфическими путями рекрутирования (как институциональными, так и социальными) и степенью их внутрисекторальной мобильности. Традиционно рассматриваемые три типа (модели) формирования элит в Европе не являются уникальными, чисто европейскими (Hartmann 2010; Хартман 2012). Различия в типах формирования элит связывают с системой школьного и высшего профессионального образования, в рамках которых для граждан имеется различный набор возможностей использования имеющихся социальных лифтов. И школьное, и высшее профессиональное образование последовательно выступают институтами, осуществляющими функции фильтров, сита в процессе реализации индивидом потенциальных возможностей/ограничителей вертикальной мобильности. Об этом писал еще П. Сорокин: «Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома» (Сорокин 1992: 252). Степень доступности качественного школьного и высшего профессионального образования являются в этом смысле важнейшим фактором. В то же время чрезмерное увеличение числа выпускников, претендующих на занятие высоких должностей и получение высоких доходов, ведет к чрезмерному же росту конкуренции и появлению большого числа недовольных, склонных к разрушительным действиям людей. (Сорокин 1992: 265).

И РФ и два ее новых субъекта, расположенные на Крымском полуострове, — это части бывшего Советского Союза. В СССР действовал номенклатурный принцип формирования высших эшелонов власти. В процессе формирования «советской элиты» важными оказывались иные факторы. Так, большое значение имел тип высшего образования — преимущество имели лица, получившие технические специальности, и почти обязательным было окончание партийной школы. В то же время почти обязательным было прохождение срочной службы в армии (для мужчин). Во многих биографиях встречается работа на управленческих должностях среднего уровня. Понятно, что в разные периоды существования советской власти роль образования менялась. Существовали различные институты ускоренной подготовки партийных и советских кадров, адекватные ускоренному же «обновлению» корпуса управленцев высшего звена в периоды репрессий.

Случай города Севастополя особенный. Анализ трех составов правительства города после его присоединения к РФ показывает, что преобладающий тип образования членов правительства изменялся, поскольку в него входили люди, образовательная подготовка которых (на взгляд тех, кто его формировал) и управленческий опыт в наибольшей степени соответствовали задачам «текущего момента».

Видимо, с обстоятельствами присоединения города к РФ связано то, что первое правительство на три четверти состояло из лиц, имеющих высшее военное образование. Во втором правительстве лиц, имеющих высшее военное образование меньше, чем в первом, но все еще велико — почти половина. Во втором составе появляются чиновники, имеющие профессиональную подготовку в области экономики, финансов и управления — 20 %, а также несколько человек с высшим юридическим образованием. Наконец, в третьем составе правительства, во главе которого молодой чиновник с довольно успешной карьерой, около 60 % членов имеют высшее экономическое, финансовое и управленческое образование. Как следует из приведенных данных об образовании членов правительства города, тип и качество полученного ими высшего образования существенно изменился — в сторону большего соответствия задачам регионального управления.

Отметим здесь также, что по происхождению высшие чиновники Севастополя в основном приехали из других регионов РФ (не Крыма), что отчасти можно объяснить дефицитом профессиональных кадров. Приведем в связи с этим слова главы Республики Крым Сергей Аксено-

ва. «Снять с должности человека легко, однако тогда возникает вопрос: кого назначить на его место. Если бы у нас была скамейка запасных, состоящая сплошь из профессионалов, прошедших серьезный жизненный путь и готовых мгновенно приступить к реализации вопросов, то многое в Крыму было бы совсем иначе, с другими результатами. К большому сожалению, ситуация обстоит не так», — по сообщению ТАСС, таким образом описал ситуацию глава Республики Крым на своей странице в Facebook. Далее С. Аксенов сообщил, что «кадровая скамейка практически пуста и зачастую состоит из тех, кто уже работал в органах власти при Украине». Глава РК при этом считает, что этих чиновников надо вовлекать в управленческую деятельность (Аксенов 2017). Задачу обучения местных чиновников ставит для себя филиал Института стратегического планирования Республики Крым в Санкт-Петербурге (Интеграция Крыма 2017).

Обобщенные данные по образованию членов правительства города Севастополя приведены в таблице 2.

Таблица 2

Члены правительства города Севастополя — субъекта РФ (2014-2016 годы): первое высшее образование (человек)

Дата замера Экономическое, Финансовое, управленческое юридическое техническое военное прочее итого

22.05.2014 2 8 2* 12

10.04.2016 5 3 2 12 3 25

10.11.2016 7 1 4 12

*нет сведений об образовании

Предшествующая работа членов Правительства города Севастополя. Показатель предшествующей работы, то есть работы, предшествующей занятию нынешней должности, демонстрирует, из какой сферы деятельности рекрутируются чиновники.

В таблице 3 приводятся сводные данные о том, в какой сфере занимали ответственные должности члены правительства Севастополя — субъекта РФ. Мы видим, что основной бассейн рекрутирования правительственных чиновников — это сфера управления. Так, в первом составе правительства города (22.05.2014.) 50 % членов правительства до этого работали на различных должностях в высшем менеджменте предприятий и банков. Еще 33 % — это люди, занимавшие различные

Таблица 3

Члены правительства города Севастополя — субъекта РФ (2014-2016 годы): предшествующая работа (человек)

Дата замера Различные должности в высшем менеджменте предприятий и банков Различные посты в администрациях (муниц., город.,регион., федеральных органов) Депутаты различного уровня Различные должности в армии или служба в другом силовом ведомстве прочее итого

22.05.2014 6 4 1 1* 12

10.04.2016 5 19 1 25

10.11.2016 12 12

*нет сведений о предшествующей работе

посты в администрациях различного уровня в органах муниципального и государственного управления. Другими словами, основной бассейн рекрутирования севастопольских правительственных чиновников — это менеджмент бизнеса и сфера муниципального и государственного управления.

Второй состав правительства (10.04.2016.) демонстрирует тенденцию усиления роли муниципального и государственного управления как бассейна рекрутирования правительственных чиновников (76 %). Объяснение, на наш взгляд, лежит на поверхности: город нуждается в квалифицированных управленцах на всех уровнях, прежде всего, уровне правительства субъекта РФ. Доля выходцев из бизнеса, занимавших различные должности в высшем менеджменте предприятий и банков, составила 20 %.

Наконец, в третьем составе правительства города, во главе которого сравнительно молодой (39 лет), но имеющий богатый опыт чиновник, все члены правительства (100 %) — люди, занимавшие до прихода в правительство различные посты в администрациях (муниципальных, городских, региональных, федеральных органов управления) и имеющие, как мы показали ранее, профессиональное образование в обла-

сти экономики, финансов и управления. Обозначившаяся тенденция свидетельствует о серьезности намерений улучшить качество управления. На рис. 1 хорошо видна динамика бассейна рекрутирования по показателю предшествующей работы.

□ Различные должности в высшем менеджменте предприятий и банков

■ Различные посты в администрациях (муниц., город.,

регион. Федеральных органов)

□ Депутаты различного уровня

□ Различные должности в армии или служба в другом силовом ведомстве

■ Прочее

Рис.1. Динамика бассейна рекрутирования по предшествующей работе: члены правительства города Севастополя (2014-2016 годы)

Предпредшествующая работа членов Правительства города Севастополя. Показатель предпредшествующей работы позволяет бросить ретроспективный взгляд на процесс рекрутирования в элитные группы, оценить также степень профессионализации элитных персон, представляющих различные сектора элиты. То есть появляется возможность через карьерные перемещения индивидов проследить процесс формирования корпуса элиты и ее различных сегментов, в данном случае административно-политической элиты города Севастополя. В таблице 4 размещены сводные данные о предпредшествующе работе членов правительства города Севастополя — субъекта РФ.

Таблица 4

Члены правительства города Севастополя — субъекта РФ (2014-2016 годы): предпредшествующая работа (человек)

Дата замера Различные должности в высшем менеджменте предприятий и банков Различные посты в администрациях (муниц., город.,регион., федеральных органов) Депутаты различного уровня Различные должности в армии или служба в другом силовом ведомстве прочее итого

22.05.2014 5 3 2 2* 12

10.04.2016 6 11 7 1 25

10.11.2016 1 10 1 12

*нет сведений о предпредшествующей работе

Из данных таблицы 4 видно, что по показателю предпредшеству-ющей работы роль управленческой сферы — и менеджмента бизнеса, и муниципального и государственного управления несколько ниже. Зато появляется служба на различных должностях в армии или других силовых ведомствах. В первом составе правительства это 17 %, во втором — 28 %, в третьем — один человек. Третий состав правительства в этом смысле все равно демонстрирует подавляющую роль сферы управления, преимущественно муниципального и государственного, как бассейна рекрутирования в процессе формирования элитного кор-

пуса. Роль силовых структур в процессе формирования административной элиты коррелирует со значительной долей лиц, имеющих высшее военное образование в первом и втором составах правительства Севастополя.

ОПЫТ РАБОТЫ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ ЧЛЕНОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Севастополь — это город военно-морской, здесь расположена база Черноморского флота РФ. Видимо, поэтому власти РФ назначили исполнять обязанности губернатора Севастополя вице-адмирала в запасе (уволен в запас в 2011 году), бывшего заместителя командующего Черноморским флотом РФ С. И. Меняйло. С. И. Меняйло, несомненно, выглядел человеком, подходящим по многим параметрам. Для наших целей важно, что с ним прибыла команда людей, также имеющих большой опыт работы-службы в силовых структурах. Сам С. И. Меняйло прослужил в вооруженных силах более 30 лет. 25% членов первого состава правительства и.о. губернатора Меняйло прослужили более 27 лет каждый. О четырех персонах сведений об их опыте службы в силовых структурах нет.

Второй состав правительства, во главе которого стоял уже избранный губернатор С. И. Меняйло, численно превосходил первый в два раза. Важнее, что в его составе 2/3 членов имели значительный опыт службы в силовых структурах. Конечно, это не означает, что данные персоны «десантировались» в правительство непосредственно из силовых структур. Таковых практически не было ни в одном составе правительства города. Они успели потрудиться в бизнесе и органах муниципального и государственного управления. Однако навыки работы, методы управления персоналом, способы решения проблем не могли не нести на себе печати «силовиков». Так что в профессиональном плане им предстояло адаптироваться не только к переходной ситуации нового субъекта РФ, но и гражданским условиям управленческой деятельности.

Третий состав правительства во главе с и.о. губернатора Д.В. Овсянниковым имел в своем составе только одного бывшего военного высокого ранга.

Укорененность формирующейся элиты Севастополя по показателю места предшествующей работы. Быстро разворачивавшиеся

события «русской весны» в Крыму в целом и в Севастополе в частности означали необходимость быстрых решений относительно руководства Севастополем. Ситуация породила и.о. губернатора С. И. Меняйло и его правительство, в котором половина членов в Севастополе до событий весны 2014 года не жила.

Второе правительство, сформированное после избрания губернатора, также наполовину состояло из жителей других регионов. 28% были выходцами из Москвы и Московской области. Анализ биографий «понаехавших тут» выявил странное обстоятельство. Некоторые «пришельцы» оказались замешаны в различных скандалах коррупционного свойства. Местные журналисты не оставили обнаруженные факты без внимания. Очень скоро появились многочисленные публикации в региональной прессе с заголовками, в которых мелькали слова «мафия», «коррупция». Публикации сопровождались карикатурами. Население города, привыкшее публично выражать свое мнение о делах власти на митингах, требовало на этих митингах отставки губернатора. Некоторые члены второго правительства скоро попали под следствие, кое-кто был уволен.

Третье правительство не нарушило сложившейся тенденции. Три четверти состава правительства Овсянникова также представляют выходцы из других регионов РФ, в том числе один — бывший житель столицы. Представляется, что такое положение — вынужденное ввиду недостатка в регионе квалифицированных кадров, соответствующих задачам, стоящим перед региональными и федеральными властями. Кроме того, недостаточное присутствие в складывающейся элите местных активистов, во многом воплощавших «русскую весну», выглядит несколько неожиданным в то время, как можно было бы ожидать большей циркуляции местной элиты. Поскольку некоторые исследователи выявили значимую связь между активностью населения в период назревающих перемен и степенью циркуляции элит (см.: Parliamentary Elites in Central and Eastern Europe 2014).

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ процесса формирования российской элиты нового субъекта РФ города Севастополя позволил проверить некоторые гипотезы, сформулированные в секторе социологии власти и гражданского общества Социологического института РАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В период 2014-2017 годы в Севастополе действовали три правительства. Анализ их состава показал, что имеет место положительная динамика в формировании элитного корпуса. Речь идет об известном омоложении состава, преобладании членов правительства с высшим образованием в сфере экономики, финансов и управления. Последний по времени состав представляется более профессиональным и адекватным задачам поддержания жизни города.

2. В двух первых составах правительства Севастополя был значительный удельный вес людей, имевших длительный опыт работы на высоких должностях в силовых структурах. Видимо, это связано как с персоной губернатора — он вице-адмирал в запасе, так и опасениями федеральных властей, что могут потребоваться специальные навыки организации жизни города в условиях адаптации региона к российскому политическому, экономическому и правовому пространству.

3. Все три правительства выглядят как «десант с материка», особенно это чувствуется в третьем составе. Активность населения в «русской весне» не воплотилась в интенсивной циркуляции местных элит. В то же время два первых правительства «приютили» людей с неоднозначной репутацией и соответствующими привычками. Их присутствие вызвало протесты населения, вслед за этим увольнение и возбуждение уголовных дел.

4. Переходный, неусточивый характер формирующегося корпуса административной элиты представляется естественным, поскольку с момента присоединения Крыма к РФ прошло всего около трех лет.

Литература и источники

Аксенов: Крым испытывает дефицит кадров, готовых заменить ушедших в отставку чиновников. 31.07.2017 // Сайт Информационного агентства России ТАСС. http://tass.ru/politika/4452495. Доступ 31.07.2017.

Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты в фокусе отечественных исследований // Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии: Научное издание/ Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. С. 157-193.

Замахина Т. Путин: Севастополю не дали больше денег, чтобы не «расты-рили» // Официальный сайт «Российской газеты» 21.06.2017. https://rg. ru/2017/06/21/reg-ufo/putin-sevastopoliu-ne-dali-bolshe-deneg-chtoby-ne-rastyrili.html. Доступ 18.07.2017.

Интеграция Крыма: «Бизнес реально ощутил ухудшение». Интервью А. Лобановского с А. Ольховским, главой филиала Института стратегического

планирования Республики Крым в Санкт-Петербурге. 24.07.2017 // Информационный сайт «Общественный контроль», https://ok-inform.ru/business/97786-integratsiya-kryma-biznes-realno-oshchutil-ukhudshenie.html. Доступ 24.07.2017.

Итоги развития Республики Крым в составе Российской Федерации (июль 2017 года) // Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/07-July/27/ Crimea%202014-2017.pdf Доступ 7.08.2017.

Итоги социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год / Департамент экономики города Севастополя // Портал Правительства Севастополя. https://sevastopol.gov.ru/city/economic/. Доступ 2.08.2017.

Лекух Д. «Экономическая правда» Крыма: что мешает республике развиваться // информационный сайт «ruposters», https://ruposters.ru/news/31-07-2017/krymskaya-pravda. Доступ 31.07.2017

Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомо-нов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 184-269.

Хартманн М. Модели образования элит в Европе // Властные структуры и группы доминирования: Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / под ред. А.В. Дуки. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 10-39.

Hartmann, M. Elites and Power Structure. In: Handbook of European Societies. Social Transformations in the 21st Century Berlin New York, Springer (co-editor and co-author), 2010, pp. 291-323.

Parliamentary Elites in Central and Eastern Europe. Recruitment and Representation / Ed. by Elena Semenova, Michael Edinger and Heinrich Best. London: Routledge, 2014.

FORMATION OF THE RUSSIAN ELITE OF SEVASTOPOL

A. Bystrova

DOI: https://doi.org/10.31119/pe.2016.3.6

Abstract. The work is dedicated to the research of the formation process of the Russian elite of the new RF city of Sevastopol. The author is basing on theoretical outlays concerning elite's formation processes, in particular the process of recruiting, which was elaborated by both domestic and foreign authors. The information sources for the analyses are: materials of the official site of the Sevastopol's government, the electronic and other sources of mass information and so on. Due to a row of causes, we had to limit the research by the analyses of the Sevastopol's government. In the years' 2014-2017 there were three governments, which differed by both the number and composition. The first, and especially, the second government, led by the vice-admiral S.I. Menaylo, had in its composition a significant number of members, who had a big experience of the service in the force structures. The differing feature of the second government is the frequent change of its members. The third government, led by a young bureaucrat—D. V. Ovssiannikov, is differentiated by a more professional structure. His all members are outcomes of the governing structures of the local, regional and the federal levels. It is noteworthy, that in their compositions all three governments had officers from other regions or from the federal center.

Keywords: Crimea inclusion, Sevastopol, Sevastopol's government, the formation of the regional elite, elite recruitment.

References

Aksenov: Kryim ispyityivaet defitsit kadrov, gotovyih zamenit ushedshih v ot-stavku chinovnikov. 31.07.2017. // Sayt Informatsionnogo agentstva Rossii TASS. [Aksyonov: Crimea is experiencing a shortage of staff, ready to replace the retired officials. 31.07.2017. // The website of the Information Agency TASS.] http://tass.ru/ politika/4452495. Access 31.07.2017. (In Russian)

Integratsiya Kryima: «Biznes realno oschutil uhudshenie». Intervyu A. Loba-novskogo s A. Olhovskim, glavoy filiala Instituta strategicheskogo planirovaniya Respubliki Kryim v Sankt-Peterburge. 24.07.2017. // Informatsionnyiy sayt «Obsche-stvennyiy kontrol», [The integration of the Crimea: «Business tangible deterioration». Interview with A. lobanovskogo, A. Olkhovskiy, head of the branch of the Institute of strategic planning of the Republic of Crimea in St. Petersburg. 24.07.2017. // The information website «Public control»], https://ok-inform.ru/business/97786-integratsiya-kryma-biznes-realno-oshchutil-ukhudshenie.html. Access 24.07.2017. (In Russian)

Itogi razvitiya Respubliki Kryim v sostave Rossiyskoy Federatsii (iyul 2017 goda) // Ofitsialnyiy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Kryim. [The

results of the development of the Republic of Crimea in the Russian Federation (July 2017). // The official website of the Ministry of economic development of the Republic of Crimea]. http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/07-July/27/Crimea 2014-2017.pdf. Access 7.08.2017. (In Russian)

Itogi sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Sevastopolya za 2016 god / Departament ekonomiki goroda Sevastopolya // Portal Pravitelstva Sevastopolya. [The results of the socio-economic development of Sevastopol for the year 2016 / the Department of Economics of the city of Sevastopol // Portal of the Government of Sevastopol]. https://sevastopol.gov.ru/city/economic/. Access 2.08.2017. (In Russian) Gaman-Golutvina O.V. Politicheskie elityi v fokuse otechestvennyih issledo-vaniy// Strukturnyie transformatsii i razvitie otechestvennyih shkol politologii: Nauchnoe izdanie [Gaman-Golutvina O. V. Political elites in the focus of domestic research. In: Structural transformation and development of the national schools of science: the Scientific edition] / Pod red. O.V. Gaman-Golutvinoy. M.: Izdatelstvo «Aspekt Press», 2015. S. 157-193.

Hartmann, M. Elites and Power Structure. In: Handbook of European Societies. Social Transformations in the 21st Century Berlin New York, Springer (co-editor and co-author), 2010, pp. 291-323.

Hartmann M. Modeli obrazovaniya elit v Evrope [Hartmann, M. Models of elite formation in Europe In: Power structures and dominant groupes: proceedings of the tenth all-Russian seminar "Sociological problems of power institutions in the context of Russian transformation"] Vlastnyie strukturyi i gruppyi dominirovaniya: Materialyi desyatogo Vserossiyskogo seminara «Sotsiologicheskie problemyi institutov vlasti v usloviyah rossiyskoy transformatsii» / pod red. A.V. Duki. SPb.: Intersotsis, 2012. S. 10-39. (In Russian)

Lekuh D. "Economic truth" of Crimea: what prevents the country to develop / informational website "ruposters", [Lekuh D. "Ekonomicheskaya pravda" Kryima: chto meshaet respublike razvivatsya // informatsionnyiy sayt «ruposters» Lekuh D. "Economic truth" of Crimea: what prevents the country to develop / informational website "ruposters"], https://ruposters.ru/news/31-07-2017/krymskaya-pravda. Dostup 31.07.2017. (In Russian)

Parliamentary Elites in Central and Eastern Europe. Recruitment and Representation / Ed. by Elena Semenova, Michael Edinger and Heinrich Best. London: Routledge, 2014.

Sorokin P.A. Sotsialnaya stratifikatsiya i mobilnost // Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obschestvo / [Sorokin P. A. Social stratification and mobility. In: Sorokin P. A. Person. Civilization. Society] Obsch. red., sost. i predisl. A.Yu. Sogo-monov: Per. s angl. M.: Politizdat, 1992. S. 184-269. (In Russian)

Zamahina T. Putin: Sevastopolyu ne dali bolshe deneg, chtobyi ne "rastyirili" // Ofitsialnyiy sayt «Rossiyskoy gazetyi» 21.06.2017. [Zamakhina T. Putin: Sevastopol was not given more money to not "Rastelli" / the Official website "Russian newspaper" 21.06.2017.] https://rg.ru/2017/06/21/reg-ufo/putin-sevastopoliu-ne-dali-bolshe-deneg-chtoby-ne-rastyrili.html. Access 18.07.2017. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.