Научная статья на тему 'Формирование ресурсосберегающей политикипредприятия'

Формирование ресурсосберегающей политикипредприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЛИТИКА / РАЗРАБОТКА / ЭТАПНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / RESOURCE-SAVING POLICY / DEVELOPMENT / STAGES / PLANNING / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиев Вусал Ниязович

В статье раскрывается содержание каждой из четырех стадий формирования ресурсосберегающей политики в условиях горного предприятия. Наибольшее внимание уделено учету основополагающих принципов, отражающих требования, предъявляемые к процессу разработки ресурсосберегающей политики. Подчеркивается, что принципы и обязательства, присущие экологической политике, характерны и для зарубежных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the enterprise’ resource policy

The article reveals the contents of four stages of the resource policy formation on the mining enterprise. Greatest attention is paid to the fundamental principles reflecting the requirements of the process of resource-saving policy developing. It is emphasized that the principles and obligations inherent to environmental policy are typical for foreign companies.

Текст научной работы на тему «Формирование ресурсосберегающей политикипредприятия»

УДК 330.15:338.242

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЛИТИКИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Валиев В. Н.

В статье раскрывается содержание каждой из четырех стадий формирования ресурсосберегающей политики в условиях горного предприятия. Наибольшее внимание уделено учету основополагающих принципов, отражающих требования, предъявляемые к процессу разработки ресурсосберегающей политики. Подчеркивается, что принципы и обязательства, присущие экологической политике, характерны и для зарубежных компаний.

Ключевые слова: ресурсосберегающая политика; разработка; этапность; планирование; контроль.

Ресурсосберегающая политика (РП) играет важную роль в деятельности горнодобывающих предприятий, поэтому она не должна носить формальный характер. Она должна служить основой обоснования реальных целей и приоритетов принятия обдуманных

непротиворечивых решений. Только в этом случае участие руководства предприятия и всего персонала в ее реализации становится неформальным. Формирование ресурсосберегающей политики предприятия имеет многостадийный характер (табл. 1).

Таблица 1

Стадийность формирования РП предприятия

Стадии Этапы

Предварительная Предварительное (внутреннее) согласие высшего руководства относительно целесообразности разработки РП Обоснование масштаба, охвата РП Оценка исходной ситуации в части ресурсосбережения, выявление приоритетных проблем, требующих решения Оценка соответствия законодательным и нормативным актам, регулирующим ресурсосберегающую деятельность Обеспечение со стороны руководства доступности ресурсов, необходимых для реализации РП

Начальная Подготовка рабочего варианта РП с учетом ресурсосберегающей стратегии и результатов оценки исходной ситуации Ознакомление с рабочим вариантом РП сотрудников предприятия, заинтересованных лиц, в т. ч. общественности Обоснование цели и задач, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели Обобщение и анализ высказанных замечаний и предложений Подготовка окончательного варианта РП, утверждение его высшим руководством и документирование

Основная Доведение окончательного варианта РП до сотрудников предприятия и заинтересованных сторон Публичное декларирование РП Разработка программы или программ, включающих мероприятия по решению поставленных задач Обеспечение обмена информацией с внешними сторонами и собственными подразделениями

Заключительная Осуществление процедур мониторинга и контроля Постановка внутреннего аудита Корректировка РП по результатам мониторинга, контроля и результатов аудита Оценка результативности РП Анализ со стороны руководства

Ресурсосберегающая политика, как и экологическая в целом, является определяющим документом, который декларирует содержа-

ние экологической деятельности предприятия, экологические цели и задачи. Важность РП для успешного решения проблемы мини-

52

Известия Уральского государственного горного университета

мизации антропогенного воздействия требует привлечения к ее разработке высшего руководства, занимающегося постановкой цели и задач совместно с рабочей группой - командой специалистов, сформированной для разработки и внедрения РП. Естественно, что ресурсосбережение должно иметь общепроизводственный характер и охватывать все подразделения, все бизнес-процессы предприятия, однако вполне приемлемыми являются и усеченные варианты, когда объектом управления в отношении ресурсосбережения выступают отдельные подразделения (карьер, шахта) или виды деятельности (взрывные работы и др.). Учитывая, что ресурсосберегающая политика должна высвечивать приоритетные направления экологической деятельности, началом ее разработки служит проведение оценки исходной ситуации, позволяющей получить необходимую информацию в отношении как проблем, так и возможностей их решения. Как показывает опыт, в условиях горных предприятий наиболее значимые проблемы ресурсосбережения связаны с потерями, сопровождающими изъятие ресурсов: земельных, минеральных, водных.

Этап оценки исходной ситуации предусматривает также ее выполнение с точки зрения соблюдения законодательных и других требований, обоснованных самим предприятием. В качестве таковых могут подлежать рассмотрению: добровольные кодексы поведения, требования договоров с поставщиками, подрядчиками, соглашения и т. д. Выполнение требований экологического законодательства является обязательным. Правда, в России они иногда слишком строги, а механизм их реализации зачастую несовершенен или переусложнен, что затрудняет их выполнение.

Обязательным условием разработки РП является ее увязка с экологической (ресурсосберегающей) стратегией предприятия, а также функциональными политиками. Не менее значима ее взаимоувязка с политикой в области качества (при наличии последней в рамках исследуемого хозяйствующего субъекта) и непротиворечивость общей стратегии и политике развития предприятия. Решение о раз-

работке РП, принятое руководством, должно подтверждаться гарантией обеспеченности ресурсами, необходимыми для ее внедрения и контроля (человеческие ресурсы, технологии, финансовые ресурсы и т. д.). Важным моментом в процессе разработки РП является также учет мнений персонала предприятия, заинтересованных сторон, в т. ч. местных органов власти, подрядчиков, местного населения и др. Предприятие должно быть готово к учету замечаний и рекомендаций со стороны специалистов предприятия, руководителей среднего и низшего звена подразделений, ответственных за соответствующие действия, а также диалогу с заинтересованными лицами с целью принятия разумных компромиссных решений. При внесении изменений в рабочий вариант РП необходимо их согласование с руководством предприятия, с исполнителями, которые могут повлиять на внедрение РП, а также с теми, на которых данные изменения могут оказать негативное воздействие. Окончательный вариант РП утверждается руководством и документируется.

Наиболее ответственная стадия - начальная, когда окончательный вариант РП доводится до всех сотрудников предприятия, заинтересованных лиц, а также общественности, благодаря ее публичному декларированию. Содержательный аспект РП определяется в первую очередь перечнем обязательств и принципов, которые ориентированы на минимизацию использования ресурсов природы, что способствует обеспечению экологической безопасности окружающей среды. Сбережение природных ресурсов предполагает нацеленность на рациональность их использования, что становится возможным: при применении ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, максимально приближающих антропогенный обмен к биологическому; сокращении потерь и разубоживания; повышении комплексности использования сырья и недр; вовлечении в процесс производства минеральных ресурсов с низким содержанием полезных компонентов; снижении удельных расходов сырья, топлива и других ресурсов. Обязательства

№ 3(39), 2015

53

политики ресурсосбережения всегда нацелены на предотвращение, в худшем случае - на стабилизацию загрязнения окружающей среды, что полностью согласуется с основополагающими принципами современной концепции экологически чистого производства, предполагающей минимизацию отрицательных изменений качества окружающей среды (снижение уровня всех видов загрязнения): это обеспечивает реальную безопасность и охрану здоровья персонала, а также оздоровление (защиту) окружающей среды.

В процессе ресурсопотребления происходит постепенное исчерпание ресурсов, загрязнение (нарушение), что выводит природные ресурсы из хозяйственного оборота, снижает ассимиляционную емкость территории. В силу данного обстоятельства РП предусматривает также принятие обязательств по возобновлению использованных возобновимых природных ресурсов и восстановлению тех из них, качественные параметры которых были ухудшены (рекультивация земельных ресурсов, очистка загрязненных водных ресурсов и т. д.).

Непременным условием реализации РП является учет экономической ценности ресурсов природы при принятии управленческих решений, связанных с использованием ресурсов недр, т. к. данная категория служит основой формирования всех отношений по поводу воспроизводства ресурсов, их использования, восстановления (экономии, перерасхода и т. д.). Долгое время господствующей в нашей стране была концепция бесплатности природного капитала. Необходимость в экономической (стоимостной) оценке ресурсов природы появилась лишь с развитием рыночных отношений, где она служит своего рода индикатором полезности ресурса, определяемого дефицитностью последнего. Природный капитал в интерпретации исследователей с позиции его экономической оценки предлагается рассматривать аналогично физическому и финансовому капиталам. Нарушение природных ресурсов обусловливает снижение величины периодически приносимых ими доходов, что служит базовым условием при

стоимостной оценке ресурсов природы как основы определения величины природного капитала.

Проблемность выполнения экономической оценки связана в первую очередь с отсутствием общепризнанной методологии и соответствующей нормативно-правовой базы. В настоящее время в связи с тем, что в Гражданском кодексе РФ согласно ст. 130 природные ресурсы отнесены к недвижимости, исследования по рассматриваемой тематике существенно расширились, однако исчерпывающего решения данной проблемы, к сожалению, пока не найдено. Несомненный интерес в этом отношении имеют разработки группы ученых Института экономики УрО РАН по комплексной экономической оценке земель [1], оценке экономического ущерба, обусловленного снижением ценности природных ресурсов [2-5], экономической оценке минеральных ресурсов [6-8], лесных ресурсов с учетом их многофункциональной роли в народном хозяйстве [9, 10].

Не менее важное обязательство, отражаемое в РП, - это нацеленность на последовательное повышение уровня экологизации производственной деятельности, что полностью согласуется с требованиями перехода на устойчивое развитие и внедрением системы экологического менеджмента, ориентированного на последовательное улучшение экологических характеристик в соответствии с требованиями международного стандарта. Ресурсосберегающая политика представляет собой инструмент, позволяющий достигать стоящие перед предприятием цели, что требует ее систематического пересмотра и развития вместе с ними. Непрерывное улучшение прогнозируется во всех областях экологической деятельности предприятия, в связи с чем экологические цели требуют увязки с развитием долгосрочных процессов и тенденций, а не с разовыми действиями. Ресурсосберегающая политика, реализующая концепцию устойчивого развития, предусматривает исполнение принципов экосправедливости и экоэффективности, которые отражают суть перехода к устойчивому развитию. В част-

54

Известия Уральского государственного горного университета

ности экоэффективность декларирует тезис о повышении экономической эффективности экологической деятельности, в связи с чем обязательства РП нацелены на нее, и в первую очередь на ресурсосберегающие мероприятия. Исполнение данного обязательства требует роста величины предотвращаемого экономического ущерба (экологического эффекта) и снижения экономических затрат. На практике необходима постановка учета и оценки экологических издержек, обеспечение благоприятного «зеленого» имиджа предприятия, который способствует стимулированию инвестирования природоохранных проектов, снижению экологического риска и т. д.

«Экосправедливость» в деятельности предприятия находит отражение в его стремлении к обеспечению устойчивого развития не только в рамках предприятия, но и на местном и региональном уровнях. В практическом плане это требует принятия обязательств в части населения, местной власти, общественности и др., касающихся экологического образования, общественной экологической экспертизы, поддержки местных и территориальных экологических программ, обеспечения информированности заинтересованных лиц об экологической деятельности предприятия и др.

Непременной составляющей РП является обеспечение условий для экологического образования персонала, что приводит к сознательному вовлечению его в экологическую деятельность, ориентированную на ресурсосбережение, рассмотрению экологического образования и информированности в качестве обязательного условия эффективной экологической деятельности сотрудников. Экологическое образование, воспитание экологи-

ческого мировоззрения и культуры находит свое отражение в повышении экологической ответственности. Экологическое образование, которое оказывает несомненную помощь в разрешении экологического кризиса, чаще всего рассматривается исследователями как проблема психологического характера. Результативность работы сотрудников при разработке и внедрении РП во многом определяется успешностью мотивации последних, что требует использования информации о постановке конкретных экологический целей для предприятия и его подразделений, а также обратной связи об их выполнении. В свою очередь эффективное использование систем мотивации оказывается возможным только при условии утверждения положений о стимулировании и их мотивации и систематической реализации.

К числу важнейших обязательств РП относится и ее активная демонстрация через инициативную экологическую отчетность. «Зеленая» отчетность - это специальный документ, предназначением которого служит демонстрация широкой общественности активной экологической деятельности предприятия. Она формируется предприятием добровольно и несет целый ряд положительных аспектов. Из анализа зарубежной практики следует, что требование «зеленой» отчетности очень скоро приобретет обязательный характер, как это в настоящее время имеет место во Франции, Великобритании. Анализ содержания экологической отчетности, в т. ч. ее ресурсосберегающих аспектов, показывает, что принципы и обязательства, присущие отечественной экологической политике, характерны и для зарубежных компаний (табл. 2) [11].

Таблица 2

Основные принципы и обязательства, включаемые зарубежными и нефтяными компаниями

в экологическую политику

Декларируемый принцип Количество компаний, использующих данный принцип, %

Минимизация отрицательного воздействия на окружающую среду 85

Сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах 81

деятельности сторонами

Доступность объектов и результатов экологической деятельности 80

(«экологическая прозрачность»)

№ 3(39), 2015

55

Декларируемый принцип Количество компаний, использующих данный принцип, %

Соответствие действующему природоохранному законодательству 77

Участие всего персонала в природоохранной деятельности компании 67

Достижение экономической эффективности природоохранной 66

деятельности

Рациональное использование ресурсов 522

Предотвращение отрицательного воздействия на окружающую среду 50

Обеспечение охраны здоровья и безопасности персонала и населения 44

Последовательное улучшение во всех областях природоохранной 42

деятельности

Разработка и распространение экологической отчетности 42

Рассматриваемые обязательства РП, специфичные для конкретных хозяйствующих субъектов, отражают особенности производства и внешнюю ситуацию, хотя суть их остается неизменной. Основная стадия начинается с этапа доведения окончательного варианта до персонала предприятия и заинтересованных сторон, а также ее публичного декларирования. Реализация РП требует обо-

снования экологических целей, задач, системы экологических показателей планирования системы мероприятий, проектов и программ, обеспечивающих достижение поставленных целей и задач. На заключительном этапе осуществляется мониторинг, внутренний аудит и анализ результатов контролирующей деятельности с целью оценки результативности внедрения РП.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

1. Логинов В. Г., Литвинова А. А., Мельников А. В. Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала северных территорий: препринт. Екатеринбург: ИЭУрОРАН, 2007. 76 с.

2. Методические положения оценки комплексного ущерба природными ресурсами Севера: препринт / В. П. Пахомов [и др.]. Екатеринбург. ИЭУрОРАН, 2002. 44 с.

3. Методические материалы по взаимоотношениям коренных малочисленных народов Севера с хозяйствующими субъектами: препринт / В. П. Пахомов [и др.]. Екатеринбург: ИЭУрОРАН, 2000. 63 с.

4. Экономическая оценка вреда, причиняемого арктическим экосистемам при освоении нефтегазовых ресурсах / М. Н. Игнатьева [и др.] // Экономика региона. 2014. № 1. С. 102-111.

5. Косолапов О. В., Игнатьева М. Н., Литвинова А. А. Формирование экономического ущерба, обусловленного последствиями воздействия горнопромышленного комплекса на окружающую среду // Экономика региона. 2013. № 1. С. 158-166.

6. Шабаева Л. И. Совершенствование и использование системы рентных отношений при производстве минеральных удобрений: автореф. ... канд. экон. наук. Пермь, 2000. 25 с.

7. Боярко Г. Ю. Экономика минерального сырья. Томск: Изд-во «Аудит-Информ», 2000. 365 с.

8. Стоимостная оценка минерально-сырьевого потенциала региона / М. Н. Игнатьева [и др.] // Изв. вузов. Горный журнал. 2002. № 4.

9. Лебедев Ю. В. Оценка лесных экосистем в экономике природопользования. Екатеринбург: УрОРАН, 2011. 574 с.

10. Воронин И. В., Смородин В. П. О стоимостной оценке леса // Лесной журнал. 1970. № 5. С. 123-128.

11. Учебный материал для внутренних аудитов СЭС ОАО «ИТМК». Н. Тагил, 2003. 46 с.

Поступила в редакцию 1 сентября 2015 года

Валиев Вусал Ниязович - аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства. 620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30, Уральский государственный горный университет.

56

Известия Уральского государственного горного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.