ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
А.Е. Баранов
Ключевые слова:
педагог, воспитатель, репутация, личностно-профессиональная позиция, профессиогенез, образовательная практика.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ ПЕДАГОГА КАК ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОФЕССИОГЕНЕЗЕ1
Предпринята попытка анализа представлений о педагоге как воспитателе в современной системе образования. Выявлены и проанализированы факторы, детерминирующие формирование и изменение репутации педагога как воспитателя.
Обращение к проблематике формирования репутации педагога-воспитателя актуализировано изменением отношения общества к этой профессии (профессиональной роли), социальными ожиданиями от ее носителей, уровнем позиционирования в различных профессиональных сообществах, рассмотрением репутации как фактора профессиогене-за - личностно-профессионального становления и развития специалиста.
Изучению феномена педагога-воспитателя в отечественной педагогике уделялось значительное внимание. Работы К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Д.И. Писарева, которому принадлежит ставшая крылатой фраза «В воспитании все дело в том, кто воспитывает», открыли перспективы развития теории и методики воспитания. Значительное влияние на формирование репутации педагога-воспитателя оказали «романтические» перио-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 12-06-00792а
ды советской педагогики, связанные с появлением ярких воспитательных практик и именами их создателей. В истории 20-30-х гг. прошлого века -это И.В. Ионин, А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий и др., затем - В.А. Сухомлинский. Дальнейшее развитие этого направления в педагогике связано с разработкой и апробацией идей коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов, Л.Г. Борисова, Ф.Я. Шапиро и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, С.Л. Соловейчик и др.), концепции освобожденного классного воспитателя (О.С. Газман, Н.Е. Харитонова и др.).
Современные исследования, посвященные анализу труда учителя, отмечает Н.Л. Селиванова, показывают, что серьезные изменения произошли в его жизненных ценностях, а это, безусловно, оказывает существенное влияние на формирование личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя [8, с. 136].
Исторически сложилось, что в качестве профессиональных воспитателей обычно рассматривают:
- педагогов, в наименовании должности которых используется слово «воспитатель» (воспитатель дошкольного образовательного учреждения, общежития, группы продленного дня, летнего оздоровительного лагеря, классный воспитатель и т.п.);
- педагогов, в должностных обязанностях которых доминирует воспитательная функция (классный руководитель, куратор, педагог-организатор, вожатый, руководитель структурного подразделения (отдела, управления), в функции которого входит организация воспитательной работы и т.п.);
- педагогов, добровольно и осознанно принимающих на себя роль воспитателя, последовательно реализующих личностно-профессиональную позицию педагога как воспитателя (учитель, преподаватель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, руководитель образовательного учреждения и другие - независимо от занимаемой должности).
Анализ современных представлений о педагоге как воспитателе мы попытались провести сквозь призму не совсем привычной для педагогики категории «репутация», которая традиционно рассматривалась с психологической, социальной, культурологической, а в последние годы и с экономической точек зрения. Словарный вариант удерживает ее в следующей рамке: «приобретенная кем - чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого - чего-нибудь» [6, с. 624], репутация синонимична славе (в сочетании с прилагательными. добрый, дурной и т.д.), реноме [9, с. 500]. В контексте данного определения
Формирование репутации педагога как воспитателя в профессиогенезе I
репутацию педагога как воспитателя мы понимаем как объективно сформировавшуюся на уровнях различных сообществ совокупность мнений о профессиональном педагоге, в той или иной степени реализующем воспитательные функции.
При определении уровней сообществ мы основывались на подходе А.В. Мудрика, реализованном при анализе факторов социализации [5]. Это позволило нам гипотетически представить следующую их классификацию.
На микроуровне образ педагога как воспитателя начинает складываться в сознании отдельного человека на фоне детского запечатления и восприятия «хорошего» или «плохого» педагога (воспитателя, учителя и т.п.), затем он привносится в те сообщества, в которые входит человек, корректируется и может (при совпадении) транслироваться как общее мнение этих сообществ.
У тех, кто выбирает педагогическую профессию на этапе профессиональной подготовки, возможно как дальнейшее закрепление, так и кардинальное изменение образа педагога-воспитателя, которое связано с открывшейся информацией, изменившейся позицией - «будущий учитель», первыми профессиональными пробами, знакомством с широким спектром эффективных воспитательных практик, опытом ярких педагогов и коллективов прошлого и современности. Особое значение при этом приобретает обращение к работам в области педагогической персоналистики (М.В. Богуславский, И.А. Колесникова и др.), а также современным пронзительно искренним изданиям благодарных учеников и последователей, среди которых, например, книги-посвящения Л.И. Новиковой, К.Д. Радиной,
A.Н. Лутошкину, О.С. Газману и книги-признания любимым Учителям
B.А. Караковскому, И.Д. Демаковой.
Следующим этапом коррекции может стать начало регулярной профессиональной педагогической деятельности, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, начало самостоятельного научного исследования, а иногда - встреча с авторитетным педагогом-воспитателем или знакомство с деятельностью авторского образовательного учреждения. В каждом случае новый взгляд на репутацию воспитателя меняет отношение начинающего педагога к воспитательной деятельности, становится фактором развития его личностно-профессиональной позиции и через ее трансляцию может оказывать прямое влияние на формирование концепции воспитательной деятельности образовательной организации, в которой он работает. Подтверждение нашей позиции мы находим в работе
C.Д. Полякова, который отмечает: «Главные события происходят, как правило, на уровне образовательного учреждения. Именно здесь, несмотря на
его чаще всего жесткую вписанность в «верхнюю структуру», возникает -не возникает, создается - не создается конкретная воспитательная политика, конкретные условия, стимулирующие - не стимулирующие, направляющие - не направляющие деятельность «прямых» воспитателей (классных руководителей, вожатых, руководителей кружков-клубов и т.п.)» [7, с. 15].
Репутация педагога как воспитателя на мезоуровне представлена общественным мнением жителей того или иного поселения (сельское поселение, поселок, город), муниципального образования или региона и может декларироваться через решения, программы и проекты органов законодательной и исполнительной власти, общественных организаций и объединений, а также средствами массовой информации и коммуникации. Проведенные нами исследования убедительно доказывают, что репутация педагога как воспитателя значительно выше там, где сформировались профессиональные сообщества, организовано их взаимодействие, ведется работа по построению воспитательного пространства города, района, области.
На макроуровне полем формирования репутации педагога как воспитателя являются, например, этнос и его менталитет, воспитание как социальный институт. Мегауровень представлен виртуальными сообществами социальных сетей, которые формируют репутацию педагога-воспитателя у пользователей и их окружения.
В качестве детерминант формирования репутации педагога как воспитателя определяются следующие факторы: исторически сложившийся образ педагога-воспитателя; государственная политика в сфере воспитания или ее отсутствие; реальная практика образовательных учреждений; представленность в проблематике научных исследований вопросов, связанных с изучением различных аспектов деятельности воспитателей; информационная политика; наличие ярких педагогов-воспитателей и возможности трансляции их идей и т.п.
Будучи, несомненно, положительной в советский период, репутация педагога как воспитателя в массовой практике в 90-е годы прошлого века была существенно подорвана, воспитательная функция образовательных учреждений нивелирована, сформировались устойчивые стереотипы отношения к педагогу-воспитателю как носителю идеологии, оказывающему прямое воздействие на личность воспитанника.
Как показали наши исследования [1; 2], различной, очевидно, будет и интерпретация репутации педагога как воспитателя в системе основного, среднего и высшего профессионального образования. При наличии инвариантной составляющей в деятельности педагогов-воспитателей на разных
Формирование репутации педагога как воспитателя в профессиогенезе I
ступенях системы непрерывного образования она имеет определенные особенности, обусловленные возрастом, социальным статусом воспитанников, спецификой образовательных организаций и решаемых ими задач. Актуальным для современных условий является рассмотрение изменения репутации педагога как воспитателя посредством коммуникаций в глобальных информационных и социальных сетях.
Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, может также стать изучение механизмов и динамики изменения репутации педагога как воспитателя. Теоретическими основаниями исследовательского поиска в этом случае могли бы выступить работы, посвященные воспитательной деятельности педагога (Н.М. Борытко, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.), личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя (Н.А. Баранова, В.П. Бедерханова, А.И. Григорьева и др.), педагогической деятельности как «целостной и развивающейся» психологической реальности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов и др.). Определенный интерес в этой связи представляют различные типологии педагогов-воспитателей, отражающие особенности содержания их деятельности и взаимодействия с воспитанниками. Так, например, Б.В. Куприянов на основе ресурсного подхода выделяет и характеризует несколько типов классных руководителей: «чиновник», «художник», «воспитатель», «предприниматель», «прилипала» [4, с. 17]. В соответствии с функционально-ролевыми позициями Е.Н. Барышников и И.А. Колесникова условно так определяют классных руководителей: «контролер», «проводник по Стране знаний», «нравственный наставник», «носитель культуры», «социальный педагог», «старший товарищ», «фасилитатор» (цит. по: [3, с. 184]).
Сохранение и поддержание положительной репутации педагога-воспитателя в современных условиях детерминировано политикой государства в сфере образования, уровнем развития теории воспитания, новыми научными подходами, находящими последователей в педагогической практике, качеством подготовки педагога как воспитателя в системе профессионального образования.
Литература
1. Баранов А.Е. Репутация педагога как воспитателя в контексте модернизации образования /А.Е. Баранов // Культурно-исторический потенциал модернизации: парадоксы российской ментальности : сборник статей / Отв.
ред. Д.В.Монастырский , Е.Д.Дерябина , Г.А.Цветкова. М.: АПРИКТ, 2013. - С. 364-368.
2. Баранов А.Е. Репутация педагога как воспитателя в современных образовательных практиках/А.Е. Баранов //Вопросы воспитания. - 2012. -№ 2 (11). - С. 169-172.
3. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /И.А. Колесникова, Е.В. Титова. М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 256 с.
4. Куприянов Б.В. Ресурсный подход к совершенствованию практик классного руководства /Б.В. Куприянов //Классный руководитель в реалиях школы/ Под ред. Б.В. Куприянова; сост. О.В.Миновская. - Научно-метод. Сер.«Новые ценности образования» / Науч. ред. серии Н.Б. Крылова. -Выпуск 2. - 2009. - С. 9-20.
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику /А.В. Мудрик. Изд. 2-е, перераб. М. : МПСИ, 2009. - 568 с.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка /С.И. Ожегов [изд. 12-е, стереотип.] / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М. : Русский язык, 1978. - 846 с.
7. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание /С.Д. Поляков. М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. - 176 с.
8. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике /Н.Л. Селиванова. М. : УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.
9. Словарь синонимов. М. : ТОМ, 1997. - 648 с.