Научная статья на тему 'Формирование региональных туристских кластеров как фактор развития территорий'

Формирование региональных туристских кластеров как фактор развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM / КЛАСТЕР / CLUSTER / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / REGION DEVELOPMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / TOURIST-RECREATIONAL CLUSTER / COMPETITIVE STRENGTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтко Софья Игоревна

В статье рассмотрен кластерный подход в туризме как новое решение социально-экономического развития региональных структур и способ повышения конкурентоспособности территорий. В первой части работы приводится анализ концепций и определений понятия «кластер», который позволил обозначить их общие признаки, которыми руководствуются современные экономисты. Далее раскрываются теории, описывающие причины формирования кластерных образований, а также их влияние на социально-экономическое развитие регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных туристских кластеров как фактор развития территорий»

стимулом для муниципалитетов к работе с частными компаниями, а не к традиционным методам государственных закупок.

Список литературы / References

1. Журнал Евромоней публикации ПЛК, 2002. Приватизация и государственно-частное партнерство. С. 56-58.

2. Вининг А.Р., Бордман А.Е. Государственно-частное партнерство в Канаде: Теория и фактические свидетельства. Государственное Управление Канады, 2008. № 51 (1). С. 9-44.

3. Китайский Экономический Еженедельник. Минфином впервые раскрыты китайские «Большие данные» ГЧП, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/fortune/2016—03/08/c_128782164.htm/ (дата обращения: 20.04.2017).

4. Ван М. Государственно-частное партнерство в Китае. Обзор государственного управления, 2013. № 73 (2). С. 311-312.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Войтко С.И. Email: Voitko629@scientifictext.ru

Войтко Софья Игоревна — магистрант, факультет туризма и гостеприимства, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассмотрен кластерный подход в туризме как новое решение социально-экономического развития региональных структур и способ повышения конкурентоспособности территорий. В первой части работы приводится анализ концепций и определений понятия «кластер», который позволил обозначить их общие признаки, которыми руководствуются современные экономисты. Далее раскрываются теории, описывающие причины формирования кластерных образований, а также их влияние на социально-экономическое развитие регионов.

Ключевые слова: туризм, кластер, туристский кластер, развитие региона, конкурентоспособность.

FORMATION OF REGIONAL TOURIST CLUSTERS AS A FACTOR OF TERRITORIES' DEVELOPMENT Voitko S.I.

Voitko Sofya Igorevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article is devoted to the cluster approach in tourism - a brand new solution for the social and economic development of the areal structures as well as a method for competitive recovery of the local regions. In the first part an analysis of the cluster concepts and terms is considered. That allowed to identify their common features, which are guided by modern economists. Finally, the reasons of the cluster organization and their impact on the socio-economic development of the regions are explained. Keywords: tourism, cluster, tourist-recreational cluster, region development, competitive strength.

УДК: 338.48

В настоящее время возрастающая конкуренция субъектов рынка оказывает значительное влияние на развитие национальной экономики. Политико-экономическая ситуация и научно-технический прогресс приводят к глобальным изменениям в мире, что в свою очередь, обуславливает потребность в поиске новых решений в социально-экономическом развитии страны и ее региональных структур. Отсюда разработка и реализация указанных решений должны быть одним из важных факторов в обеспечении конкурентоспособности каждого из регионов.

Данное положение в полной мере распространяется на индустрию туризма, занимающего все более весомое место в экономике страны в целом и ее регионов. В этой связи актуализируется потребность в проведении экономических исследований в области регионального туризма как фактора устойчивого социально-экономического развития региона. К числу перспективных направлений в этих исследованиях относится определение содержания и эффективности реализации кластерного подхода в региональном туризме.

Согласно этому подходу конкурентоспособность региона во многом зависит от нахождения на его территории кластера взаимосвязанных организаций. Стратегии развития сферы туризма, которые разрабатываются на национальном и региональных уровнях, диктуют необходимость развития и поддержания туристских кластеров. В этой связи оценка воздействия кластеров на формирование конкурентных преимуществ региона приобретает всё большую популярность.

В мировой экономической литературе существует множество подходов к определению понятия «кластер». М. Портер, являющийся основоположником современной концепции кластерных образований, проследив за рядом крупных организаций в условиях мировой конкуренции и проанализировав динамику их развития, пришел к выводу, что предприятия, пытающиеся найти пути и возможности для построения кооперационных отношений в пределах совместного бизнес-процесса, достигают более высокого экономического результата. Объединение указанных предприятий в сеть впервые получило название «кластер» [1, с. 258]. В результате взаимовыгодного сотрудничества различных организаций, находящихся на одной территории, возникает синергетический эффект, на основе которого и базируются конкурентные преимущества данных бизнес-структур. В составе кластера хозяйствующие субъекты за счет прямых контактов могут гораздо проще и быстрее получать информацию, обмениваться опытом и знаниями. По мнению М. Портера, характер и качество отношений, образующихся между членами кластера, способствуют усилению конкурентоспособности как самих организаций, так и всего кластерного объединения.

Обобщив особенности и место кластера в экономике, М. Портер определил его как сосредоточенные по территориальному принципу группы взаимосвязанных организаций, поставщиков услуг, соответствующих отраслевых компаний и предприятий, относящихся к их деятельности, которые в одно время и конкурируют, и сотрудничают [2, с. 303]. В трактовке М. Портера ярко выражены основные признаки кластера: географическое ограничение, единый род деятельности и ориентация на рыночные отношения. Тем самым можно сказать, что классическое понимание кластера определяет его как сконцентрированную на определенной местности группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний, которые характеризуются единым видом деятельности.

Как в России, так и за рубежом было проведено большое количество научных исследований с целью формирования представления о первопричинах формирования и развития таких структур, как кластер. Самыми существенными можно считать приведенные ниже социально-экономические теории о кластерном развитии регионов [7, с. 17]:

Теория локализации изучает причины увеличения количества производственных комплексов на выбранных территориях в зависимости от обеспеченности ресурсной базы и количества совокупных производственных издержек, как основных определителей повышения уровня жизни населения региона и предполагаемого роста экономики. В соответствии с данной теорией нельзя не принимать во внимание вопрос транспортных издержек, которые возможно сократить при наличии доступа к ресурсной базе при помощи использования фактора территориальной близости.

Теория внутрирегионального взаимодействия исследует ключевые достоинства формирования кластера на выбранной территории за счет усиления взаимодействия между участниками бизнес-структур региона благодаря сокращению транзакционных издержек, быстрому внедрению инноваций в процесс производства, и, как следствие, росту конкурентоспособности продукции региона на внутреннем и внешнем рынках.

Известный ученый А.О. Хиршман в 1970-е годы сделал заключение о том, что уровень взаимосвязи всех субъектов рынка напрямую влияет на рост экономики региона. Отсюда была сформулирована теория «связей заказчиков с поставщиками». Участники рынка, оказывающие непосредственное влияние на весь цикл производства от закупок сырья до сбыта продукции, должны сотрудничать друг с другом на всех этапах цикла для того, чтобы противостоять появлению возможного нарушения баланса экономики между отраслями и не допускать распределения инвестиций исходя из уровня доходности бизнес-проектов.

Теория роста экономики за счет осуществления экспортного потенциала территории акцентирует внимание на значимости экспорта, связанного с добычей и многоэтапной

переработкой натурального сырья, для внутреннего развития региона. Экспорт является неотъемлемой частью внешней экономики территории, что подразумевает создание необходимой инфраструктуры должного уровня, расположение производственных предприятий на одном пространстве, предоставление финансирования социально значимым объектам. Иначе говоря, в формировании локальных объединений между субъектами рынка экспортная деятельность занимает важное место.

Кластерная модель регионального развития М. Портера предполагает, что только достижение наивысшего уровня частоты и многообразия коммуникаций между всеми субъектами кластерного объединения делает возможным создание экономически зрелого и независимого общего производственного комплекса. Подобные связи основываются на четырех фундаментальных принципах: во-первых, требуется общая ресурсная база высокого качества открытая для коллективного использования, во-вторых, необходимо обеспечить кластерное объединение инфраструктуры производства, соответствующей высоким современным стандартам, и предоставить возможность пользоваться ею всем участникам кластера, в третьих, необходимо принимать во внимание уровень спроса на предлагаемую продукцию или услуги, и наконец, учитывать благоприятные ситуации в соприкасающихся отраслях и во внешнем окружении.

Анализ существующих подходов к изучению особенностей кластерных образований позволил обозначить их общие признаки, которыми руководствуются современные экономисты (H. Schmitz, M. Steiner, M. Prevezer, W. Elsner, G. Swann, D. Stout, E.M. Bergman и др.).

- расположение в пределах географической зоны;

- принадлежность к одной отрасли, родственная друг к другу деятельность;

- группа взаимосвязанных предприятий, взаимодействующих и взаимодополняемых субъектов;

- вертикальная и горизонтальная функциональная связь между организациями;

- участниками кластера выступают как коммерческие, так и некоммерческие предприятий, частные и общественные организации, научно-исследовательские институты [3].

Следует отметить, что различие между понятийными определениями кластера, как правило, носят не концептуальный характер, а заключаются в акцентировании внимания на тех или иных его сторонах.

Невзирая на многозначность теорий о формировании и функционировании объединенных производственных структур, включая такие как кластеры, многие исследователи соглашаются в том, что способность отдельной компании справляться с растущей конкуренцией, можно увеличить, благодаря сотрудничеству с другими организациями в пределах одной географической области.

В целом в экономической науке сформировалось единое представление о сущности и особенностях кластеров. Однако вопросы, связанные с формированием различных моделей кластерных объединений, в значительной мере остаются открытыми, требующими проведения дальнейших научных исследований и анализа их результатов.

В полной мере это утверждение применимо и к сфере туризма. Здесь, как и при рассмотрении общего определения кластера, следует указать на существования целого ряда подходов к толкованию данной категории в сфере туризма. В частности, в [4, с. 16] достаточно объемно понятие туристско-рекреационного кластера трактуется как «сосредоточенная на одной территории группа сотрудничающих организаций: туроператоров, турагентов, средств размещения, транспортных компаний, соответствующей инфраструктуры, поставщиков туристических услуг, научно-исследовательских институтов и других взаимодополняющих предприятий, которые усиливают конкурентные преимущества отдельных субъектов и кластера в целом».

В 2010 году Госдумой был принят законопроект, который зафиксировал понятия туристского кластера и его управляющей компании. Было определено, что туристский кластер - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению Правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. При этом управляющей компанией туристского кластера признавалось юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению Правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер [5, с. 18].

Здесь следует отметить, что в рамках вышеприведенного определения туристских кластеров предусматривается непосредственное влияние государства на всех этапах формирования кластера. Государственное участие осуществляется на стадии планирования и создания, организации и управления, инвестирования и контроля.

В целом ряде работ, посвященных исследованию различных аспектов использованию кластерного подхода в индустрии туризма, предлагаются иные определения кластера туристского типа. В частности, в [6, 40] автор подразумевает под ним «группу географически ограниченных взаимодействующих предприятий, поставщиков специализированных услуг, научно-исследовательских центров, инфраструктуры, органов государственного управления и других взаимодополняющих компаний, которые направлены на достижение двух основных целей: 1) оказание качественного сервиса и удовлетворение потребностей общества в отдыхе, путешествиях, оздоровлении и иных формах туризма. 2) создание конкурентоспособного экономического сектора, который обеспечит социально-экономическое развитие туристского региона, а также рост благосостояния населения. В данном определении особое внимание уделяется региону, в котором создается кластер.

Некоторые специалисты убеждены, что формирование туристского кластера напрямую влияет на позиционирование региона и определяет его имидж [4, с. 36].

Достаточно детальный анализ места и роли кластера в индустрии туризма позволил автору сформулировать следующие основные положения. [7, с. 23]

1. Взаимодействие в рамках кластера положительно влияет на экспансию специализации участников рынка туризма как на определенной территории, так и на национальном уровне, благодаря появлению возможности реализовать новые конкурентные преимущества и воспользоваться связями с кооперирующимися компаниями.

2. В условиях достаточно высокого риска ведения туристического бизнеса актуализируется необходимость и возможность создания общего долгосрочного плана пользования конкурентными преимуществами.

3. Кластерная система ведения коммерческой деятельности на рынке туризма и гостеприимства позволяет увеличить возможности всех ее участников по доступности финансовых источников и повышению предполагаемой прибыли.

4. Процесс кластеризации способствует повышению работоспособности не только в сферах, напрямую связанных с туризмом, но и в смежных направлениях деятельности. К ним относятся: развитие инфраструктуры транспорта, создание единых туристских продуктов, включающее в себя поиск инвесторов, повышение уровня безопасности.

5. Распространение знаний, разработок, новых туристских практик относятся к результатам функционирования кластера. В итоге деятельность каждой кластерной составляющей приводит к повышению конкурентной способности отдельной организации, входящей в его состав, что является крайне затруднительным для автономно существующих компаний.

6. Кооперация с научными и образовательными центрами способствует обеспечению доступа к результатам прикладных исследований рынка туризма и закономерностей его развития.

7. Создание кластеров создает условия для рационального использования доступных ресурсов производства. При этом снижается конечная себестоимость производимого продукта и появляется возможность увеличения масштаба деятельности в условиях рынка туризма.

8. Наличие сконцентрированной группы взаимодействующих предприятий придает вспомогательный толчок к развитию региональной экономики, повышению уровня жизни населения за счет образования новых рабочих мест и предоставления социальных гарантий;

9. В рамках туристского кластера его участники способны оказывать более внушительное влияние на внешнюю среду, совместно защищая свои интересы.

Обобщая содержание и результаты исследований, посвященных кластеру как категории и его месту в социально-экономическом развитии, можно заключить, что создание туристского кластера благотворно влияет на конкурентоспособность территорий. В, частности, весомую роль в развитии экономического сектора региона играют налоговые поступления в бюджет, привлечение зарубежных инвестиций увеличение количества новых рабочих мест, рациональное использование природно-ресурсного потенциала территории.

Список литературы / References

1. ПортерМ. Конкуренция. М.: Вильямс, 2010. 592 с.

2. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина

Паблишер, 2016. 947 с.

3. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика

региона, 2007. № 18. С. 28.

4. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей, 2008. 72 с.

5. Евпланов А. Договорились о термине. Депутаты выяснили, что такое туристический кластер // Российская Бизнес-газета, 2011. № 800. С. 18.

6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления, 2003. № 5. С. 40.

7. Гришин С.Ю. Управление региональными кластерами. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 210 с.

8. Войтко С.И. Развитие инфраструктуры туризма как фактор развития региона // Наука и образование сегодня, 2016. № 9 (10). С. 56.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКИХ

ОТРАСЛЕЙ

Хицкова Д.В. Email: Khitskova629@scientifictext.ru

Хицкова Дарья Владимировна — магистрант, кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: развитие экспортного потенциала российских отраслей необходимо для повышения национальной конкурентоспособности, обеспечения стабильного экономического и технологического развития и формирования человеческого капитала. В статье рассмотрены факторы и критерии, способствующие формированию экспортного потенциала страны. Проанализировано современное состояние экспорта России на основе данных Федеральной таможенной службы и Российского экспортного центра, выявлены препятствия для реализации экспортного потенциала несырьевых отраслей. Учитывая полученные результаты, представлены рекомендации по дальнейшему развитию экспорта. Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, конкурентоспособность, отрасли промышленности.

THE IMPLEMENTATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF RUSSIAN

INDUSTRIES Khitskova D.

Khitskova Daria — Graduate Student, DEPARTMENT OF WORLD ECONOMICS AND MANAGEMENT, KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: the development of the export potential of the Russian industry is necessary to enhance national competitiveness, sustained economic and technological development and human capital formation. The article describes the factors and criteria contributing to the forming of country's export potential. Analyzes the current state of Russia's exports, based on data of the Federal customs service and Russian export centre and identified barriers to the export of non-oil industries. Using the obtained results, the article gives recommendations for further export development. Keywords: export, export potential, competitiveness, industry.

УДК 339.564.2

Для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и расширения мирохозяйственных связей необходимо формировать и развивать экспортный потенциал страны. Ежегодное сокращение совокупного российского экспорта указывает на наличие барьеров для реализации потенциала и обеспечения стабильного роста производительности реальных секторов экономики. В связи с этим актуальным является выявление критериев для формирования экспортного потенциала отраслей, изучение особенностей и показателей несырьевого неэнергетического экспорта и формирование мер для преодоления ключевых препятствий на пути развития экспортного потенциала в России.

Экспортный потенциал, в широком смысле, представляет собой способность национальной экономики, отраслей, предприятий производить конкурентоспособные товары и услуги и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.