ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
FORMATION OF REGIONAL CLUSTER STRUCTURES
AS A TOOL FOR THE REGION'S SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
УДК 332.14
DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10010
БУЛОЧНИКОВ Павел Андреевич
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
BULOCHNIKOV, Pavel Andreevich
Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, the Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, [email protected]
STRATEGY
В статье рассматриваются преимущества пространственно-экономического инжиниринга с использованием кластерного подхода, которые могут быть использованы при формировании региональных стратегий социально-экономического развития. Выявлены особенности формирования кластеров и межотраслевых территориально-производственных комплексов, функционировавших в плановой экономике СССР. Показано, что в условиях рыночной экономики, на региональном уровне целесообразно выявлять потенциальные и органически формирующиеся кластерные структуры и оказывать преимущественно недирективное содействие их развитию путем управления ключевыми условиями создания экономической заинтересованности участников бизнес-сообщества, учитывая целевые стратегические ориентиры национального и регионального развития. При этом отмечается, что в ключевых секторах экономики является целесообразным формирование аналога территориально-производственных комплексов на основе скелета из якорных организаций (основного технологического процесса) с государственным участием с использованием программно-целевого управления.
Ключевые слова: регион, стратегия регионального развития, кластеризация, формирование кластеров, кластерная политика, кластер.
© Булочников П. А., 2020.
Abstract.
The article discusses the advantages of spatial-economic engineering using the cluster approach which can be used in the formation of regional strategies for socio-economic development. The features of clusters formation and intersectoral territorial-industrial complexes that functioned in the planned economy of the USSR are revealed. It is shown that in a market economy, at the regional level, it is advisable to identify potential and organically formed cluster structures and provide mainly non-Directive assistance to their development by managing the key conditions for creating economic interest of business community participants, taking into account the target strategic guidelines for national and regional development. At the same time, it is noted that in key sectors of the economy, it is advisable to form an analog of territorial production complexes based on a skeleton of anchor organizations (the main technological process) with state participation using program-targeted management.
Key words: region, regional development strategy, clusterization, cluster formation, cluster policy, cluster.
Поставленная на государственном уровне задача снижения дифференциации экономического развития регионов Российской Федерации обусловливает необходимость внедрения современных, экономически обоснованных практик развития территорий. Примером создания эффективной формы функционирования организаций региона может служить кластерный подход, отличительной чертой которого, по сравнению с традиционным отраслевым подходом, является комплексная постановка цели развития региона как единой социально-экономической системы. Отметим, что в настоящее время кластеры уже являются составными элементами региональных экономических систем, а их функционирование увеличивает социально-экономическую эффективность региона за счет совокупности синергетических эффектов. Широкое распространение термин «кластер» получил после публикации научного исследования М. Портера, в котором было показано, что наиболее успешные транзакционные компании имеют тенденцию располагаться на территории одной страны или региона с целью интеграции синергетического эффекта за счет эффективного взаимодействия различных организаций и их структурных подразделений
[1]. Таким образом, кластер - это территориально близкая совокупность организаций, в том числе из различных отраслей, которые в процессе взаимовыгодного взаимодействия способствуют увеличению конкурентоспособности друг друга. Американский экономист М. Энрайт особо подчеркивал географический, территориальный аспект кластеризации: он ввел в экономическую литературу понятие «региональный кластер» [2]. Данный исследователь выдвинул гипотезу, согласно которой кластер является источником конкурентных преимуществ региона. Следует также отметить, что в правовом поле понятие «кластер» в нашей стране впервые было закреплено в 2005 г. Федеральным законом об особых экономических зонах, в котором под данным термином понимается «совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством и управление которой осуществляется одной управляющей компанией» [3].
Отметим целесообразность реализации особой кластерной политики, которая должна базироваться на перманентном взаимодействии и определенной организации взаимоотношений внутри кластера: между органами региональной власти, научно-образователь-
ными учреждениями и бизнес-структурами для координации усилий, а также роста инноваций. При этом для эффективного функционирования кластерных структур необходимо рациональное и сбалансированное сочетание определенных отраслей и субъектов экономики, собранных в единое целое. В целом региональные кластерные структуры выступают точками роста экономического развития, поскольку обладают потенциалом к увеличению производительности труда, снижению совокупных издержек производства, росту конкурентоспособности продукции на основе стимулирования инновационной активности организаций-участников данного объединения. Кластер, являясь в своей основе открытой системой, не имеющей жестких рамок, которые ограничивали бы творческую и предпринимательскую инициативу, способствует научно-техническому и социальному прогрессу.
Однако регионам Российской Федерации необходимо упорядочить процесс капитализации своего потенциала (квалифицированные трудовые ресурсы, богатство природных ресурсов, выгодное географическое положение и емкий внутренний рынок), что осложняется недостаточным развитием общественных институтов и финансовых рынков, конкуренции; национальные компании обладают более низким уровнем конкурентоспособности относительно зарубежных.
В Российской Федерации кластерная политика осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На федеральном уровне разработаны документы стратегического характера: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [4], Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5], Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [6]. В процессе реализации кластерной политики важнейшее значение имеют органы региональной власти, обладающие полнотой информации об экономических, институциональных, этнических и социокультурных особенностях региона. В рамках реализации кластерной политики в 2013 г. был проведен конкурсный отбор [7] среди субъектов Российской Федерации на оказа-
ние финансовой поддержки региональным проектам развития кластеров: к 2017 г. было определено 27 пилотных программ, которым в течение последующих пяти лет будет оказана государственная помощь в виде субсидии [8]. Недостатком данного подхода является то, что большинство отобранных кластеров образованы по инициативе органов государственной власти, процесс их формирования не был «органическим», объективно целесообразным, данные экономические образования не проходили апробацию и жесткий отбор в реальных экономических условиях. Поэтому применение сугубо директивных методов управления в процессе формирования кластеризованной региональной среды представляется нецелесообразным - прежде чем развивать и поддерживать тот или иной кластер, региональным властям нужно убедиться в его объективном появлении в соответствии с исторической и социально-экономической спецификой.
Поскольку с 2008 г. Россия находится в процессе перехода к новой модели пространственного развития экономики, согласно которой в регионах должны образовываться различные типы кластеров [9], а принятая Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. представляет собой принципиально новый документ, который определяет принципы стратегического и территориального планирования, в настоящее время происходит активное формирование прогрессивной модели пространственного развития экономики, создание новых центров социально-экономического развития, кластеров. Так, примером успешно функционирующего кластера является кластер автомобильной промышленности Самарской области, организованный в 2016 г. и производящий более 21% валового регионального продукта региона, на его предприятиях занято более 60 тыс. человек [10]. В настоящее время кластер насчитывает 109 участников, в числе которых ООО «ВАЛЕО Сервис», ООО «ТПВ РУС», ООО «Рулевые системы», ООО «Брозе Тольятти Автомотив», ООО «ДСК», АО «АД ПЛАСТИК», АО «АКОМ», «Форесия Аутомотив Девелопмент», «Континентал Калуга», «Федерал-Могул Пауэртрейн Восток», «Спрингс Альянс» и др., их товарооборот в
2019 г. составил более 5,5 млрд евро. Кроме того, кластер активно сотрудничает с основными автокластерами Калужской области, Нижегородской области, Калининградской области, Ульяновской области, Ленинградской области, Республики Татарстан. На рисунке 1 представлена организационная структура
кластера автомобильной промышленности Самарской области.
Согласно рисунку 1 кластер включает в себя не только промышленные предприятия, но и научно-образовательные организации, финансовые учреждения. Региональные органы власти оказывают административную и
Рисунок 1
Организационная структура кластера автомобильной промышленности Самарской области
Примечание: источник [10].
организационную поддержку, согласовывают программы его развития, участвуют в разработке нормативно-правовой документации.
Особенность образования кластеров в Российской Федерации состоит в том, что они формируются, как правило, в диверсифицированных регионах, в которых база для развития отраслей была заложена еще в период существования СССР. Согласно данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2019 г. лидерами по числу кластеров являлись: Ульяновская область, Калужская область, Омская область, Пензенская область, Воронежская область. Большая часть промышленных кластеров располагается в 28 регионах, которые обладают инновационным потенциалом, широким представительством научно-образовательных организаций в Приволжском, Центральном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах [11].
Кластеры являются современной формой межотраслевого взаимодействия, поскольку позволяют максимально реализовать потенциал отдельных организаций, вовлеченных в работу кластера, а также достичь синергети-ческого и мультипликативного эффекта для региона и национальной экономики в целом.
Необходимость формирования кластеров в регионах Российской Федерации обоснована объединением интересов отраслевых хозяйственных структур и важнейших субъектов социально-экономического развития региона. Важнейшим условием формирования кластерных структур является наличие многоступенчатой системы интересов между потенциальными участниками кластера.
Рассматривая сущностное содержание кластеризации, самого понятия «кластер», неизбежно возникает вопрос: что же нового в применении тех или иных форм пространственной межотраслевой кооперации и специализации? Так, в СССР широко использовалось понятие территориально-производственных комплексов, в рамках которых эффективно реализовы-валось межотраслевое взаимодействие.
Отметим, что «кластер» и «территориально-производственный комплекс» (ТПК) являются близкородственными понятиями. Их сравнительный анализ представлен на рисунке 2.
Таким образом, ТПК формировались на научно обоснованном фундаменте целенаправленно, директивно на государственные средства в рамках плановой экономики для решения комплексных задач в интересах страны; кластеры изначально складываются добровольно (стихийно) на частные средства с учетом экономической целесообразности. Последние также формируются вокруг любых значимых хозяйственных субъектов, обладающих существенным потенциалом, и решают как региональные, так и национальные задачи. Общей чертой ТПК и кластера является территориальная близость организаций, позволяющая минимизировать производственные расходы, тем самым увеличить конкурентоспособность производства, региона и государства в целом.
В настоящее время происходит сближение рассматриваемых понятий, поскольку на государственном и региональном уровнях делается попытка целенаправленного формирования кластеров, как ранее в случае с ТПК. Как уже было сказано ранее, в формировании и развитии кластеров заинтересованы органы законодательной и исполнительной власти как на уровне государства, так и на уровне региона, поэтому представляется целесообразным выделить принципы, способствующие их перспективному развитию:
• принцип первостепенного развития уже сформировавшихся естественным путем кластеров, что позволяет наиболее эффективно распределить материальные, финансовые, трудовые и организационные ресурсы;
• принцип единства стратегического управления кластером и целей участников, заключающийся в необходимости создания организованной системы, цели функционирования которой будут соответствовать приоритетным отраслям экономического развития региона и не противоречить целям деятельности организаций-участников кластера. Кроме того, согласно данному принципу должен осуществляться прогнозный мониторинг факторов воздействия на кластер. Важным аспектом эффективного функционирования кластера является разработка и внедрение взаимосвязанных планов работы на всех уровнях функционирования кластера по строго определенному спектру показателей;
Происхождение
Место возникновения
Цель
Роль информации в формировании пространственных структур
Роль человеческого капитала в развитии
Социалистическая система
Результат научных исследований советских ученых с целью оптимизации промышленного производства
Новые, неосвоенные регионы с низкой плотностью населения
Технико- экономическое образование, целью функционирования которого является создание продукта для дальнейших стадий технологического процесса
Характерно для отраслей тяжелой промышленности и машиностроения, ориентированного на производителя
Крупные, носят единичный характер, влекут пространственные преобразования как в регионе, так и в стране в целом
Проекты носят инновационный характер
Человеческие ресурсы - один из факторов развития, который рассматривается наравне с природными ресурсами и инфраструктурой
Капиталистическая система
Результат функционирования рыночной экономики
Густонаселенные территории в пределах агломераций
Социально-экономическое образование, в функционировании которого особое значение имеют человеческие ресурсы, с ориентацией на конечного потребителя
Включает множество равноправных, разных по величине компаний, состоящих в добровольном объединении с целью достижения общих задач. Особое распространение получили в новых традиционных отраслях промышленности, сфере услуг, ориентированных на клиента
Постоянные мелкие и средние изменения в сложившейся хозяйственной структуре
Происходит развитие информационных потоков, которые обеспечивают конкурентоспособность
Целью развития кластеров является увеличение уровня конкурентоспособности как региона, так и страны в целом, что в результате повышает уровень жизни населения
Рисунок 2
Сравнение понятий «ТПК» и «Кластер» Примечание: составлено автором.
• принцип единой нормативно-правовой базы, способствующий формированию транс-парентных условий для всех участников кластера, что в перспективе значительно снизит транзакционные издержки;
• принцип связанного взаимодействия элементов кластера, который включает в себя скоординированную мотивацию, согласованную информационную базу, согласованное планирование;
• принцип прозрачности финансовых потоков кластера;
• принцип эквивалентной выгоды и условий для организаций-участников кластера [12].
Сущностными характеристиками кластера являются:
• географический аспект, который заключается в необходимости географической близости его подсистем;
• инновационный аспект, заключающийся в формировании на базе кластера центров генерации научных знаний;
• отраслевой аспект, состоящий в применении преимуществ отраслевого расположения организаций и эффективного управления кластером;
• конкуренция и сотрудничество;
• технологический аспект, суть которого состоит в производстве взаимодополняющей продукции;
• экономический аспект, состоящий в экономии ресурсов по системе в связи с эффектом агломерации, синергии, аспект увеличения конкурентоспособности.
Важнейшей причиной естественного образования кластеров является интенсивное развитие экономики региона, которое находит проявление в следующих характеристиках:
• рост темпов и качества регионального экономического роста;
• увеличение числа реальных инвестиций в развитие региона, объемов экспорта/импорта и качественное улучшение его структуры;
• развитие инфраструктуры экономики знаний и повышение качества образования;
• создание инновационной бизнес-среды [13].
Следует отметить, что уже по умолчанию элементы органически сформировавшегося кластера гармонично дополняют и усиливают
друг друга, способствуя тем самым созданию синергетического эффекта, источниками которого выступают:
• институциональные преимущества, формирующиеся за счет базовых характеристик кластера, наличия в нем общих структур управления и транзакционного аппарата. Присутствие данных элементов в структуре кластера способствует сокращению совокупных транзакци-онных издержек, направленных на поиск актуальной информации, мониторинг исполнения текущих задач, росту возможностей реализации участниками кластера совместных проектов, получения поддержки со стороны государства;
• инновационные преимущества способствуют формированию на базе кластера площадок для обмена информацией и созданию инновационных продуктов и технологий;
• высокий уровень развития инфраструктуры и ее совместное использование;
• мультипликативный рост производственной активности и эффективности у участников кластера [14].
В целом, совместная экономическая деятельность участников кластера позволяет сокращать транспортные расходы, прибегать к совместному использованию ресурсов и пр. Качественными параметрами оценки потенциала синергетического эффекта являются:
• формирование целесообразных технологических и кооперационных связей в рамках реализации базовых производственных процессов на всех уровнях функционирования;
• интенсивный обмен всеми видами ресурсов между участниками кластера;
• оптимизация товарно-финансовых потоков в процессе взаимодействия участников кластера;
• реализация эффекта масштаба производства;
• рост инвестиционного и инновационного потенциала, оптимизация программ функционирования;
• наращивание конкурентоспособности организаций участников кластера [15].
По стадиям развития кластеры классифицируют на сформировавшиеся, которые функционируют на протяжении долгого времени и включают в себя полный спектр участников, обеспечивающих максимальную конкуренто-
Тип кластера
Инфрастурктурно-инновационный
С принципиально
новыми инфраструктурами
Ультраструктурный метапромышленный
Характеристика
Формирование кластера происходит вокруг отраслей, в которых реализуются новые технологические решения. При этом одни технологические новинки влекут за собой следующие и т. д., которые происходят в соответствии с теорией диффузии инноваций. Достоинством данного типа кластера является то, что его формирование происходит в отраслях гарантированного потребления продукции. Сложность создания такого типа кластера состоит в том, чтобы при наличии широких взаимосвязей и в процессе постоянных технологических внедрений инфраструктура стабильно функционировала
Формирование данного типа кластера происходит на ранее не освоенных территориях, с неразвитой инфраструктурой. Данный тип кластера не нужно вписывать в уже существующие системы производств. Недостатком и риском данного типа кластера является то, что не представляется возможным рассчитать спрос на его продукцию
Данный тип кластера формируется на основе преобразования действующих промышленных предприятий. Основным достоинством данного кластера является то, что существует возможность формирования вокруг него совокупности новых предприятий, на которых будет реализовываться продукт. Сложность построения данного типа кластера состоит в том, что существует постоянная потребность в согласовании научно-технологических, финансово-организационных и про-мышленно-производственных решений
Кластер заимствования и переосвоения в системе российской промышленности передовых технологических платформ
Предприятия данного типа кластера осваивают и внедряют в отечественную экономику технологические решения, которые являются передовыми в мире. Важнейшими задачами функционирования данного типа кластера являются освоение нового типа технологического процесса производства продукции, а также его усовершенствование. Достоинством данного типа кластера является то, что его основанием служат импортозамещающие технологии. Недостаток состоит в том, что себестоимость и издержки производства значительно выше, чем на аналогичных производствах за рубежом
Рисунок 3 Типы кластеров
Примечание: составлено автором на основе [17].
способность; формирующиеся, включающие широкую сеть организаций, обладающих потенциалом стать сформировавшимся кластером, и потенциальные, представляющие собой объединение организаций вокруг успешно развивающихся отрасли или компании и имеющие тенденцию к объединению [16].
На рисунке 3 представлены существующие типы кластеров: в одном региональном кластере может сочетаться несколько перечисленных видов кластеров.
Следует отметить, что кластеры могут функционировать в виде формального организационно-правового объединения, а также
в рамках неформализованных, однако взаимовыгодных отношений.
Согласно результатам исследований Российской кластерной обсерватории НИУ «Высшая школа экономики», с 1999 по 2017 г. в нашей стране было организовано 113 кластеров, однако только 8 % обладают высоким уровнем развития, 12,5 % - средним, оставшиеся -начальным [8]. Однако в список онлайн-платформы European Cluster Collaboration в 2013 г. попал лишь один отечественный кластер - Калужский кластер фармацевтики, биомедицины и биотехнологий [18]. В соответствии с данными Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2019 г. в нашей стране насчитывался 31 промышленный кластер, что на шесть больше, чем в предыдущие два года (2017 и 2018 гг.), численный состав которых составляет 718 организаций (в 2017 г. - 667, в 2018 г. - 676) [11]. Вышеперечисленные факты свидетельствуют о количественном отставании нашей страны от мирового уровня кластеризации региональной и национальной экономики. В последние годы наблюдается интенсивное развитие кластеров в Российской Федерации, однако показатели их развития не отражают стабильной позитивной динамики, кластерная политика осуществляется в догоняющем темпе относительно мировых лидеров и значительно дифференцирована по регионам: по степени вовлеченности региональных властей и результатам.
Отметим, не отрицая первостепенной важности органического формирования кластеров, целесообразно проведение взвешенной кластерной политики в формировании (поддержке развития) кластерных структур на территории регионов страны, поскольку данный инструмент позволяет эффективно и при этом рыночными методами значительно повысить конкурентоспособность административно-территориального образования. В настоящее время отличительной чертой
национальной экономики является высокая монополизация региональных рынков, что значительно снижает общую конкурентоспособность страны и регионов. Значительное отставание процессов кластеризации можно связать с директивной политикой государства в данной сфере, что противоречит природе кластера, который формируется органически с учетом специфики пространственной структуры экономики страны и рыночных приоритетов. В регионах не наблюдается достаточная организационная активность для формирования кластеров вследствие слабого продвижения «моды» и отсутствия четкого государственного «запроса» на кластеризацию.
Таким образом, в процессе формирования собственных стратегий социально-экономического развития регионам целесообразно использовать преимущества кластерного подхода, при этом проводя гибкую политику по выявлению потенциальных кластеров, формируя систему условий по поддержке их органического роста: следует избегать директивных методов управления и прямого финансирования. Кластеры на территории регионов Российской Федерации вследствие отсутствия сформированных инновационных зон становятся точками роста, что состоит в многоаспектности их роли: территориальный аспект делает кластерную политику одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития региона; их отраслевая специфика становится важным инструментом экономики; поддержка кластеров позволяет эффективно реализовывать инновационные проекты. Формирование региональных кластерных структур позволяет ускорять развитие его элементов, внедрять инновации, тем самым привлекая дополнительные инвестиции, свободно и активно обмениваться информацией, увеличивать потоки распространения инноваций, а также усиливать кадровый потенциал.
Список литературы
1. Porter M. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy. Economic Development Quarterly. 14 (1). P. 15-34.
2. Enright M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper. URL: https://www.researchgate.net/publication/228599616_Survey_on_ the_characterization_of_regional_clusters_initial_results (дата обращения: 20.03.2020).
3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 08 декабря 2011 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ № 642 от 01 декабря 2016 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7. О проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации № 514 от 4 сентября 2013 г. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20130906_1 (дата обращения: 20.03.2020).
8. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности / В. Л. Абашкин, С. В. Артемов, Е. А. Исланкина и др; Минэкономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 324 с.
9. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ № 207-р от 13 февраля 2019 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
10. Официальный сайт кластера автомобильной промышленности Самарской области. URL: http://caisr.org/obschaya-informaciya (дата обращения: 20.03.2020).
11. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам 2019 / Минпромторг РФ. URL: https://www.gisip.ru/#!ru/clusters/24/ (дата обращения: 20.03.2020).
12. Неустроева Н. А. Теоретические подходы и принципы формирования кластерных структур // Российское предпринимательство. 2013. № 10 (232). С. 114-125.
13. Левченко Т. А., Тунгусова Е. В. Кластерные структуры: основные характеристики и генерируемый эффект // Экономические науки. 2017. № 3. С. 144-148.
14. Лобанова Г. А. Формирование и развитие кластеров в экономике // Вестник ИжГТУ 2014. № 3 (63). С. 71-75.
15. Барсуков Д. П., Караева Ф. Е., Шогенова И. Б. Организационно- экономические аспекты развития региона в условиях кластеризации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 57-71.
16. Загородников К. А., Просвирина Н. В. Сущность и классификация кластеров в современной инновационной экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 12А. С. 107-117.
17. Кудрова Н. А. Формирование и развитие региональных кластеров как точек экономического роста территории // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 1. С. 43-48.
18. List of Cluster Organisations. European Cluster Collaboration Platform. URL: https:// www.clustercollaboration.eu/cluster-list (дата обращения: 20.03.2020).