Научная статья на тему 'Формирование региональной составляющей основной образовательной программы дошкольной образовательной организации'

Формирование региональной составляющей основной образовательной программы дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / THE ELECTIVE PART OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION / PARTIAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабынина Т. Ф., Кагуй Н. В., Хаертдинова Р. М., Хабибулина И. З.

В статье дана краткая характеристика парциальных программ, которые могут быть включены в содержание вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Показана цель и задачи программ, их структура. Парциальные программы прошли апробацию в дошкольных организациях города Набережные Челны и могут быть использованы в качестве части, формируемой участниками образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабынина Т. Ф., Кагуй Н. В., Хаертдинова Р. М., Хабибулина И. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A REGIONAL COMPONENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article gives a brief description of the partial programs which may be included in the content of the variable part of the basic educational program of preschool organizations. The goal and objectives of the programs and their structures are specified. Partial programs have been tested in preschools of Naberezhnye Chelny and can be used as a part formed by participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной составляющей основной образовательной программы дошкольной образовательной организации»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бабынина Т.Ф., КагуйН.В., ХаертдиноваР.М., Хабибулина И.З.

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

В статье дана краткая характеристика парциальных программ, которые могут быть включены в содержание вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Показана цель и задачи программ, их структура. Парциальные программы прошли апробацию в дошкольных организациях города Набережные Челны и могут быть использованы в качестве части, формируемой участниками образовательных отношений.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования; парциальная программа.

DEVELOPMENT OF A REGIONAL COMPONENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Babynina T.F., Kaguy N. V, Khaertdinova R.M., Khabibulina I.Z.

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

This article gives a brief description of the partial programs which may be included in the content of the variable part of the basic educa-

tional program of preschool organizations. The goal and objectives of the programs and their structures are specified. Partial programs have been tested in preschools of Naberezhnye Chelny and can be used as a part formed by participants of educational relations.

Keywords: Federal state educational standard of preschool education; the elective part of the basic educational program of preschool education; partial program.

Начиная с дошкольного возраста, в период, когда дети наиболее восприимчивы к человеческим ценностям, особое значение приобретает поиск эффективных путей воспитания гуманного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности. В связи с этим необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой народов совместного и отдаленного проживания, овладение начальными знаниями об английском языке как системе, коммуникативными умениями и навыками владения иностранным языком (английским) на элементарном уровне.

Система образования дает уникальные возможности для расширения знаний о других народах и формирования взаимной толерантности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) должна содержать две части: обязательную и часть, формируемую участниками образовательных отношений (часто её называют вариативная часть). Одним из инструментов региональной образовательной политики, позволяющим увязать цели развития региона с задачами системы дошкольного образования, является формирование региональной составляющей вариативной части основной общеобразовательной программы (далее ООП) дошкольного образования, которая позволяет учитывать современные требования ФГОС ДО.

Для создания вариативной части Программы необходим выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и ин-

тересам воспитанников и педагогических работников организации. Важно провести отбор образовательных программ из числа парциальных или созданных самостоятельно образовательной организацией. Предлагаемые к использованию в статье парциальные программы разработаны преподавателями НГПУ (Набережные Челны), прошли апробацию в дошкольных организациях Республики Татарстан.

Целью программы «В мире национальных культур» (автор Т.Ф. Бабынина) является формирование личности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Автор программы убежден, что национальная культура народов, населяющих Республику Татарстан, является достаточно сильным фактором формирования личности. Ознакомление дошкольников 5-6 лет с национальной культурой народов строится по принципу диалогичности культур русского, татарского, чувашского и удмуртского народов. Используются различные средства национальных культур, которые находятся в синкретическом единстве друг с другом. Структура программы представлена логически взаимосвязанными четырьмя разделами: «В Татарстане живут русские», «В Татарстане живут татары», «В Татарстане живут чуваши», «В Татарстане живут удмурты» и реализуется через блоки: «Я познаю», «Играем», «Мы художники», «Музыка», «Мы трудимся». «Погружение» детей в среду национальных ценностей достигается через накопление окружающей средой новых для ребенка предметов-образцов декоративно-прикладного искусства, элементов национальных костюмов; проведения занятий-экскурсий в «музее говорящих вещей», праздников именинников в «кафе», совместных занятий с детьми другой национальности. Предусматривается использование методов организации творческой деятельности, методов стимулирования интереса к активному усвоению знаний о национальной культуре (моделирование, индивидуальное проектирование творческих возможностей детей, манипулятивные, символические игры).

В программе «Мой мир, моё окружение» (автор И.З. Хабибули-на) большая роль отводится раннему пробуждению положительных стимулов национального самосознания как совокупности значимых

для личности ребенка воздействий, побуждающих действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями. Такими стимулами являются сказки, стихи, беседы, рассказы, изделия народных промыслов, национальные кухня и костюм, игры, праздники. Содержание программы представлено пятью взаимосвязанными разделами. Содержание раздела «Мое имя... Моя семья... Моя родословная» направлено на формирование у детей знаний и представлений о родовой и этнической принадлежности, о взаимосвязи образа «Я» и своего народа, о праве на имя, знание о своей семье, родословной.

Раздел «Есть только на Каме, в Набережных Челнах» преследует цель ознакомления детей с ближайшим окружением. Благодаря организованной деятельности дети получают знания и представления о своем городе, о его достопримечательностях, о заводах КамАЗа, о труде людей, работающих на предприятиях города; у них развивается интерес к ближайшему национальному окружению; создаются условия для воспитания эмоционально-действенного отношения к родному городу, доброжелательного отношения к людям, чувства гордости за свой город.

Цель раздела «Страницы истории моих предков»: развитие интереса к жизни наших предков, формирование элементарных представлений о том, как начиналось государство наших предков (булгар), создание условий для воспитания уважения к своему народу, к его историческому прошлому.

Четвертый раздел «Край мой - Татарстан!» посвящен современному Татарстану. Его цель - формирование у детей представлений о республике: о ее символике, городах, флоре, фауне, национальной культуре татарского и русского народов, знаменитых людях, под держание, развитие и стимулирование интереса к Татарстану, содействие воспитанию чувства национальной гордости и положительных эмоций. Цель работы раздела «Моя страна - Россия!» формирование историко-географических знаний о России, развитие интереса к жизни россиян, содействие воспитанию любви к родной стране. Познавательный материал представлен подразделами: «Я живу в России», «Москва - столица России», «Путешествие по России», «Мы живем в дружной семье».

Формирование положительных взаимоотношений между детьми, чувств доброжелательности, взаимопомощи в условиях много-этничной среды зависит от создания вокруг детей атмосферы внимания друг к другу, интереса к изучению языка, к общению между сверстниками и взрослыми разных национальностей. Парциальная программа Р.М. Хаертдиновой «Путешествие в прошлое» способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста конкретных знаний об истории и культуре своего народа и народов ближайшего национального окружения, в процессе усвоения системы знаний об истории народа, о его материальной и духовной культуре. В данной программе четыре раздела. Первый раздел о ^евшге предки современных татар» нацелен на формирование у детей знаний и представлений о первых людях на земле, о зарождении и развитии древних государств («Первые поселения людей», «Путешествие в Древнее племя гуннов», «Зарождение государства», «Богатства Бул-гарской земли», «О тех временах, когда была Золотая Орда», «История Казанского ханства»). Содержание второго раздела «Особенности национальной культуры татарского народа» направлено на то, чтобы вызвать интерес у детей к татарской национальной культуре. Любой народ, являясь единой нацией, состоит из этнических / локальных групп. У каждой группы своя традиционная культура, представляющая интерес для изучения. В разделе «Историческое прошлое русского народа» предусматривается формирование у детей ценностного отношения к культуре русского народа («Восточные славяне - предки русского народа», «Первое государство славян -Древняя Русь», «Русские земли и княжества», «Единое Российское государство»). Раздел «Древняя и великая земля Россия» знакомит уже с современными Россией и Татарстаном. Делается акцент на преобразованиях, которые внесла современная жизнь и в одежду, и в пищу, и в обычаи всех народов России.

Стратегия парциальной программы Н.В. Кагуй «Здравствуй, Великобритания! / «Hi, Great Britain!» в расширении информационного поля старшего дошкольника знаниями о культуре Великобритании. Стержнем программы являются знания о компонентах национальной британской культуры, что позволяет дошкольнику

осознанно включиться в процесс приобщения к искусству, жить в мире непохожих людей. Тематический план образовательной деятельности Программы предусматривает заблаговременное определение последовательности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками при планировании всех направлений их развития, включает модули, соответствующие реалиям британской культуры. Организованная образовательная деятельность обогащает словарь дошкольника доступными географическими названиями Великобритании, совершенствует виды речевой деятельности детей (монолог, диалог), способствует приобретению знаний в сфере культуры, развитию интереса к британским традициям. Исходным моментом воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к британскому народу и его культуре, как части национального многообразия всей планеты. Контент Программы может быть соотнесен с содержанием раннего билингвального образования детей, являться «надстройкой» к основной образовательной программе в дошкольной образовательной организации.

Все парциальные программы четко структурированы, насыщены богатыми приложениями, что делает их востребованными в практике дошкольного образования и организации воспитательно-образовательной работы по реализации вариативной части основной ООП дошкольного образования.

Список литературы

1. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие / Т.Ф. Бабынина. Казань: Школа, 2004.

2. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Ерак-сы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.

3. Хабибулина И.З. Мой мир, моё окружение: программа раннего пробуждения национального самосознания старших дошкольников / И.З. Хабибуллина, Л.Ф. Сафуанова и др. Казань, 2014.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.