КАЧЕСТВО ОБРАЗОВА В ЕВРАЗИИ
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО (ШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАХИР ЮЛИЯ СИМАНОВНА
Директор ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» e-mail: yzakhir@gmail.com Новосибирск, Россия
АННОТАЦИЯ. В статье приведено описание основных процедур и электронных сервисов, функционирующих на современном этапе развития региональной системы оценки качества образования Новосибирской области. Сформулированы основные уроки и проблемы ее развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: объекты оценки, процедуры оценки, электронные сервисы, информационное сопровождение.
BUILDING A REGIONAL SYSTEM FOR SCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT: A CASE OF NOVOSIBIRSKAYA OBLAST
YULIYA ZAKHIR
Head of Institute of Monitoring and Development of Education Novosibirsk Region
e-mail: yzakhir@gmail.com Novosibirsk, Russia
ABSTRACT. The basic procedures and electronic services which operate at the present stage of development of regional system of education quality assessment of the Novosibirsk region has been describe in the article. The basic lessons and problems of its development. Also key lessons and problems of development are formulated.
KEYWORDS: objects of evaluation, procedures of evaluation, electronic services, information support.
Региональная система оценки качества образования Новосибирской области (далее - РСОКО НСО) начала формироваться более 20 лет тому назад и развивалась вместе со стандартами образования, развитием представлений о качестве образования и инструментарии оценивания, ростом востребованности результатов оценивания в процессах управления образованием. Объектами РСОКО НСО последовательно становились предметные достижения и общеучебные умения обучающихся учреждений среднего общего, начального и среднего профессионального образования (2012), основные образовательные программы школ (2011), муниципальные системы образования, профессиональные компетенции руководящих и педагогических работников системы образования (2013), универсальные учебные действия (2015) [5]. В настоящее время проводится разработка программы мониторинга региональной системы дополнительного образования детей.
С 2011 года начал реализовываться региональный проект «Система управления качеством образования в школе», который предусматривает в том числе создание условий для возможности получения внешней оценки всеми субъектами образовательного процесса. Это определило новый вектор развития РСОКО: от контроля за школой - к поддержке школы. Были разработаны сервисы, позволяющие субъектам образования - руководителям и учителям школ, родителям - стать полноценными участниками РСОКО, самостоятельно проводить оценочные процедуры для самооценки и самодиагностики с использованием профессионального инструментария, инициативно заявляться к участию в процедурах оценки.
Перечень основных региональных процедур оценки качества образования и электронных сервисов приведен в таблице.
Приведем краткое описание отдельных процедурных элементов РСОКО.
Мониторинг качества начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - мониторинг) проводится с 2013 года и является логическим продолжением аналогичного регионального мониторинга 2007-2012 гг. [1, 3]. Его существенным отличием от предыдущего является организация проведения:
1) осуществляется на основе данных процедуры оценки качества учебных достижений обучающихся и проводится двухлетними циклами для всей генеральной совокупности образовательных организаций (далее - ОО), кроме вечерних (сменных) и специальных (коррекционных) образовательных организаций. Каждый цикл мониторинга состоит из двух
Таблица 1. Перечень основных процедур оценки качества образования и электронных сервисов Новосибирской области
Наименование Заказчик Объект оценки
Минобрнауки области Родители Муниципальные органы управления образованием Школы Муниципальные образовательные системы Образовательные достижения Образовательные программы Школы
Процедуры оценки качества образования
Мониторинг качества начального, основного и среднего общего образования + + +
Мониторинг систем общего образования + +
Экспертиза рабочих учебных планов + + +
Мониторинг информационной открытости + +
Электронные сервисы и базы данных для оценки качества образования
Электронный сервис оценки профессиональных компетенций + +
Электронный сервис для сбора результатов самообследования + +
Электронный сервис для оценки школ + + +
Электронный сервис «Родительское оценивание» + +
оценочных процедур. Участниками оценочной процедуры являются учащиеся 4-х, 6-х, 8-х, 10-х классов репрезентативной группы школ, составляющих половину генеральной совокупности, в которых в равных долях присутствуют все виды школ. Таким образом, в каждом цикле мониторинга школа участвует один раз;
2) участие в мониторинге регулируется региональными нормативными документами. Мониторинг проводится по двум предметам «Математика» (обязательно) и «Русский язык» (по выбору школы). Участие школы в оценочной процедуре возможно и на заявительной основе. Так, в течение ряда лет часть сельских муниципалитетов области ежегодно участвуют в мониторинге полным списком школ;
3) для четвероклассников предлагается комплексная метапредметная работа, участие в которой школа заявляет самостоятельно.
Претерпела изменение и цель проведения мониторинга. Она определена как «получение достоверной информации о состоянии системы общего образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество общего образования в Новосибирской области». Задачами мониторинга стали следующие:
- оценить уровень предметных достижений обучающихся и сфор-мированности таких общеучебных умений, как умение извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, схема), и умение сравнивать и сопоставлять;
- сформировать систему индикаторов и показателей результатов образовательной деятельности школ.
Подходы к формированию пакета диагностического инструментария оценивания не изменились.
Постоянно совершенствуется специальное программное обеспечение (СПО), предусматривающее возможность приема заявок от ОО, загрузку, обработку и анализ информации о результатах мониторинга. Использование личных кабинетов школ гарантирует информационную безопасность и доступность результатов мониторинга исключительно для использования администрацией и педагогами школ для работы. Органы управления образованием, в том числе Минобрнауки Новосибирской области, получают информацию о результатах мониторинга только в обобщенном виде.
В последние три года начали формироваться методологические подходы к разработке программ исследований, сервисов и инструментария, которые обеспечивают изменение направленности оценки от контроля
знаний к мониторингу удовлетворенности получателей образовательных услуг, эффективности систем образования.
Так, в 2013 году впервые проведен мониторинг систем общего образования муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области [6]. Целью мониторинга систем общего образования стало стимулирование развития систем общего образования муниципальных районов, городских округов Новосибирской области.
За основу взята методика, разработанная НП «Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования» в рамках межрегионального проекта в 2011 году. Модельная методика адаптирована при участии автора с учетом задач развития региональной системы образования и особенностей ее муниципальных подсистем. Методика состоит из двух разделов: «результативность» и «эффективность».
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
В разделе «результативность» используется четыре направления оценки:
• качество учебных результатов обучающихся;
• социализация детей и подростков;
• доступность общего и дополнительного образования;
• охрана и укрепление физического здоровья обучающихся и воспитанников.
Расчеты производятся на основании данных ведомственной и вневедомственной статистики за три года и сравниваются в динамике, чтобы избежать случайного результата. Особое внимание уделяется приведению данных к сопоставимому виду из-за различных единиц измерения и размерности шкал.
Эффективность рассматривается как отношение результатов к затратам. В качестве затрат используется величина субвенций из областного бюджета местным бюджетам в расчете на одного обучающегося (проводится их корректировка с учетом доли сельского населения, проживающего на данной территории).
К формированию перечня показателей методики, используемых при оценке, привлекались в качестве экспертов и руководители органов управления образованием муниципальных районов, городских округов.
Результат оценки - группировка муниципальных районов по уровню эффективности систем общего образования. Результаты предназначены для внутреннего пользования на региональном и муниципальном уровнях управления образованием. Используются при определении содержания соглашений между Минобрнауки Новосибирской области и органами местного самоуправления о реализации мер по повышению качества и эффективности деятельности муниципальной образовательной сети на год. Для каждого муниципалитета формируются отдельные сборники сравнительных данных муниципалитета и средние по области. Полученные результаты используются для аналитической работы в каждом муниципальном районе.
Еще одним примером процедуры РСОКО является региональная экспертиза рабочих учебных планов школ [7, 8]. Экспертиза проводится как в ходе государственной аккредитации школ, так и в заявительном порядке как профессиональная поддержка с 2010 года. Задачи, решаемые экспертизой:
• установление степени соответствия содержания образования, реализуемого в ОО Новосибирской области, требованиям федеральных государственных стандартов;
• выявление тенденций, проблемных зон при формировании ОО основных образовательных программ и учебных планов;
• подготовка рекомендаций и оказание методической помощи ОО для устранения выявленных несоответствий.
Для проведения экспертизы разработаны специальные оценочные средства. Многолетнее обучение руководителей школ применению этих оценочных средств позволило создать достаточно широкий круг экспертов, которые активно привлекаются к процедурам государственной аккредитации. Ежегодная аналитическая справка о результатах анализа рабочих учебных планов находится в открытом доступе (например, http:// nimro.ru/uploads/analytics/product/files/spravka.pdf).
В рамках реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы образования Новосибирской области на 2013-2015 годы» было разработано программное обеспечение и инструментарий оценки профессиональных компетенций работников образования образовательных организаций [2, 10]. На основе единых методологических подходов создано 25 тестов по отдельным педагогическим специальностям, четыре теста для воспитателей дошкольных учреждений, руководителей, заместителей руководителей и руководителей структурных подразделений школ. Тематика заданий
теста по большей части определяется Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Тесты разработаны для каждой специальности/должности отдельно. Оценка профессиональных компетенций работников образования проводится в форме компьютерного тестирования в режиме online на ресурсе http://pedkurs.edu54.ru/. Участники проходят тестирование в своей ОО или в управлении образования своего района. Тестирование проводится по мере поступления заявок от муниципалитетов, руководителей школ, индивидуальных заявок педагогов. Результаты тестирования применяются:
• муниципальными органами управления образованием для оценки профессионального уровня претендентов при проведении конкурсных процедур на должность «директор школы»;
• руководителями ОО для определения профессиональных дефицитов и формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации педагогов;
• педагогами как результат независимой оценки для подтверждения профессионального уровня при прохождении аттестации, участии в профессиональных конкурсах и т. д.
В 2014 году внедрен в эксплуатацию региональный электронный сервис для сбора информации о показателях деятельности организаций, подлежащих самообследованию [9], благодаря которому стало возможно:
• оптимизировать работу школ по подготовке отчета о результатах самообследования;
• представлять стандартизированный отчет учредителю с публикацией открытых данных на сайте;
• автоматически накапливать данные о деятельности школы в динамике за три года для последующего самоанализа;
• облегчить работу с открытыми данными для экспертов и родителей;
• исключить повторный сбор информации со школьного уровня, так как автоматически формирует сводный отчет данных самообследования по школам для муниципальных и региональных органов власти.
Электронный сервис устроен таким образом, что часть информации (около 30% всех показателей) подгружается автоматически из федеральных и региональных информационных систем, в том числе из форм федерального статистического наблюдения. Специалисты муниципальных и регионального органов управления образованием используют данные
электронного сервиса в текущей работе, в том числе при подготовке ак-кредитационной экспертизы, проведении независимой оценки качества образования, подготовке ежегодного итогового отчета о результатах анализа состояния и перспективах развития системы общего образования. В их распоряжении находится корректная информация для принятия управленческих решений.
Приведем краткое описание еще одного действующего с 2015 года электронного сервиса - «Родительское оценивание», http://nscm.ru/ro. Его назначение - предоставить родителям обучающихся возможность самостоятельно оценить уровень знаний своего ребенка, определить конкретные проблемы в усвоении учебного предмета. Сервис предоставляет свободный доступ к комплектам измерительных материалов по разным предметам и разным классам. Комплект состоит из проверочной работы, описания порядка действий по ее использованию, описания типов заданий проверочной работы, инструкции по проверке выполнения работы, рекомендаций по интерпретации результатов проверочной работы.
Сервис периодически пополняется новыми материалами. Все представленные материалы - часть открытого сегмента региональных банков тестовых заданий, которые позволяют оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся и имеют хорошие статистические показатели, полученные на больших выборках. Воспользоваться сервисом можно в любое время.
Несмотря на многолетний опыт функционирования РСОКО, остаются и некоторые проблемные вопросы. Среди них:
1) достоверность и надежность данных, собираемых в ходе региональных и федеральных мониторинговых исследований, в частности в ходе федеральных электронных мониторингов комплекса мер по модернизации общего образования и развития систем дошкольного образования. Следствием этого является невостребованность огромного массива собранных данных;
2) наличие доступных данных по сопоставимым регионам для межрегиональных сопоставлений при подготовке, в частности, региональных докладов о состоянии и развитии региональной системы образования;
3) попытки администрации/учителей ОО «повлиять» на результаты процедур оценки. Так, в период с 2007 по 2012 гг. элементарными статистическими методами неоднократно выявлялись фальшивые результаты регионального мониторинга качества общего образования. В этот период он проводился как оценочная процедура в ходе государственной аккредитации ОО. Изменение целей и получателя результатов мониторинга
привело к частичному улучшению лишь спустя два года после большой информационно-методической работы с директорами и заместителями директоров ОО;
4) отсутствие федерального информационного банка инструментария эмпирических исследований для их применения в регионе;
5) формирование экспертного и кадрового потенциала РСОКО. Частично в нашей области этот вопрос решается за счет реализации программ повышения квалификации «Современные средства оценивания» и «Экспертиза качества образования в общеобразовательной организации», проведения годичных методологических семинаров «Проблемы формирования школьных систем оценки качества образования», направления на специализированное обучение разработчиков тестовых материалов. Однако в целом это незначительно меняет ситуацию к лучшему.
Основными уроками опыта построения РСОКО НСО можно считать следующее:
1) развитию процедур оценки способствуют не столько нормативные условия, сколько заинтересованность первых лиц (руководителей системы образования, в том числе - директора школы) в получении объективного результата для понимания ситуации и их способность поставить проблемный вопрос для оценки;
2) одним из обязательных условий функционирования РСОКО является организация широкого и грамотного информационного сопровождения процедур оценки на всех этапах проведения [4]. В связи с этим представляется важным подчеркнуть, что информационное сопровождение процедуры и результатов оценки должно быть направлено не только на участников, но и на заинтересованные в них органы власти, общественные организации, родителей и пр. При этом отметим, что непреложно должна соблюдаться конфиденциальность результата. Результат должен быть доступен только заказчику оценки, остальным заинтересованным субъектам сообщается обобщенный результат в виде аналитических сборников, аналитических записок, публикаций, в том числе в СМИ, инфографики и т. д.;
3) негативная реакция руководителей муниципальных систем образования и учителей на информирование системы образования или широкое опубликование результатов оценки неизбежна. Это необходимо учитывать при разработке программ оценки (мониторинга качества образования). Минимизировать или предотвратить такую реакцию можно, например:
• привлекая руководителей и учителей ОО к соавторству при создании или экспертизе методик оценки;
• обучая методам интерпретации результатов;
• организуя семинары/вебинары/круглые столы по обсуждению результатов оценки и т. д.;
4) контроль не может быть целью оценки. В противном случае результат оценки будет сфальсифицирован.
Результаты процедур РСОКО широко используются при подготовке региональных докладов о состоянии и развитии системы образования Новосибирской области; при анализе деятельности и разработке программ развития образовательных организаций, муниципальных систем образования; для корректировки программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Методологические основы проекта «Мониторинг качества предметной обученности в Новосибирской области» / И. Л. Беленок, А. Н. Величко, Ю. С. Захир, С. Ю. Полянская ; Областной центр мониторинга образования. - Новосибирск, 2007. - 38 с.
2) Величко, А. Н. Квалификационное испытание: как оценить профессионализм учителя? / А. Н. Величко, Ю. С. Захир, О. М. Хлытина // Журнал руководителя управления образования. - 2014. - № 2(37). - С. 39-42.
3) Захир, Ю. С. Мониторинг качества предметной обученности выпускников школ / Ю. С. Захир // Справочник заместителя директора школы. -2008. - № 11. - С. 12-25.
4) Захир, Ю. С. Разработка информационных продуктов для разных групп пользователей: из опыта участия в федеральном проекте / Ю. С. Захир, Е. И. Пиотух, О. В. Недосып // Качество образования в Евразии. - 2013. -№ 1. - С. 135-148.
5) Захир, Ю. С. Формирование и развитие региональной оценки образовательных достижений // Управление образованием: теория и практика. -2013. - № 4. - С. 93-100.
6) Захир, Ю. С. Муниципальные системы образования как объект оценки качества образования: нормативный и методический аспекты // Качество образования в Евразии. - 2015. - № 3. - С. 75-88.
7) Захир, Ю. С. О самооценке рабочих учебных планов школы / За-хир Юлия Симановна, Екимова Светлана Болеславовна // Педтехно-логии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.pedt.ru/ categoпes/2/artides/145.
8) Захир, Ю. С. Проблемы формирования основной образовательной программы школы / Ю. С. Захир, С. В. Павлючик, С. Б. Екимова // Качество образования в Евразии. - 2014. - № 2. - С. 107-114.
9) Захир, Ю. С. Как сделать оценочные процедуры полезными для школы? / Ю. С. Захир, Е. И. Пиотух, О. В. Недосып // Журнал руководителя управления образованием. - 2015. - № 3 (46).
10) Захир, Ю. С. Автоматизированная система мониторинга профессионального развития педагогических работников Новосибирской области как инструмент эффективной кадровой политики региона / Ю. С. Захир, С. В. Смирнова // Вестник образования России. Приложение. - 2015. -№ 1. - С. 32-36.