Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная политика / экономика Китая / дифференциация регионов / пространственное развитие / региональное развитие / межрегиональная дифференциация / regional policy / Chinese economy / regional differentiation / spatial development / regional development / interregional differentiation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лю Яи

Многие страны, обладающие значительной по площади территориями (в частности, Китайская Народная Республика), имеют проблемы, связанные с асимметрией регионального развития. Эта дифференциация регионального развития является вызовом устойчивости национальной экономики и социальной стабильности (с учетом текущей геополитической напряженности и целенаправленных мер США и их союзников по блокированию экономического и технологического развития Китая). Таким образом, большое значение имеет разработка рекомендаций по устранению этой дифференциации. Исследование направлено на разработку единого подхода к формированию региональной политики, направленной на снижение межрегиональной дифференциации Китая. Информационной базой исследования послужили работы российских и китайских ученых по проблемам региональной экономической политики. Для проведения исследования использовался общенаучный метод анализа и синтеза. В результате обоснован комплекс рекомендаций по формированию новой модели региональной политики (для Китайской Народной Республики), направленной на снижение межрегиональной дифференциации. Перспективы дальнейших исследованию обуславливают обоснование возможности использования предложенных рекомендаций для разработки региональной политики в отношении других государств, имеющих сходные проблемы неравномерного регионального экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лю Яи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A REGIONAL POLICY TO REDUCE INTERREGIONAL DIFFERENTIATION (ON THE EXAMPLE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

Many countries with large territories (in particular, the People's Republic of China) have problems related to the asymmetry of regional development. This differentiation of regional development is a challenge to the stability of the national economy and social stability (taking into account the current geopolitical tensions and targeted measures by the United States and its allies to block China's economic and technological development). Thus, it is of great importance to develop recommendations to eliminate this differentiation. The research is aimed at developing a unified approach to the formation of regional policy aimed at reducing the interregional differentiation of China. The information base of the study was the work of Russian and Chinese scientists on the problems of regional economic policy. The general scientific method of analysis and synthesis was used to conduct the study. As a result, a set of recommendations on the formation of a new model of regional policy (for the People's Republic of China) aimed at reducing interregional differentiation is substantiated. The prospects for further research determine the justification of the possibility of using the proposed recommendations for the development of regional policy in relation to other states with similar problems of uneven regional economic development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

DOI: 10.54861/27131211_2023_7_5

Специальность ВАК: 5.2.5

УДК 339.97

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО

СНИЖЕНИЮ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ (НА

ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Лю Яи, преподаватель кафедры международных отношений и

государственного управления, Юго-Западный государственный

университет, г. Курск, Россия

Аннотация. Многие страны, обладающие значительной по площади

территориями (в частности, Китайская Народная Республика), имеют

проблемы, связанные с асимметрией регионального развития. Эта

дифференциация регионального развития является вызовом устойчивости

национальной экономики и социальной стабильности (с учетом текущей

геополитической напряженности и целенаправленных мер США и их

союзников по блокированию экономического и технологического развития

Китая). Таким образом, большое значение имеет разработка рекомендаций по

устранению этой дифференциации. Исследование направлено на разработку

единого подхода к формированию региональной политики, направленной на

снижение межрегиональной дифференциации Китая. Информационной базой

исследования послужили работы российских и китайских ученых по

проблемам региональной экономической политики. Для проведения

исследования использовался общенаучный метод анализа и синтеза. В

результате обоснован комплекс рекомендаций по формированию новой

модели региональной политики (для Китайской Народной Республики),

направленной на снижение межрегиональной дифференциации. Перспективы

5

дальнейших исследованию обуславливают обоснование возможности

использования предложенных рекомендаций для разработки региональной

политики в отношении других государств, имеющих сходные проблемы

неравномерного регионального экономического развития.

Ключевые слова: региональная политика, экономика Китая,

дифференциация регионов, пространственное развитие, региональное

развитие, межрегиональная дифференциация.

FORMATION OF A REGIONAL POLICY TO REDUCE

INTERREGIONAL DIFFERENTIATION (ON THE EXAMPLE OF THE

PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

Liu Yai, Lecturer of the Department of International Relations and Public

Administration, South-Western State University, Kursk, Russia

Abstract. Many countries with large territories (in particular, the People's Republic of China) have problems related to the asymmetry of regional

development. This differentiation of regional development is a challenge to the

stability of the national economy and social stability (taking into account the current

geopolitical tensions and targeted measures by the United States and its allies to block China's economic and technological development). Thus, it is of great

importance to develop recommendations to eliminate this differentiation. The

research is aimed at developing a unified approach to the formation of regional

policy aimed at reducing the interregional differentiation of China. The information

base of the study was the work of Russian and Chinese scientists on the problems of

regional economic policy. The general scientific method of analysis and synthesis

was used to conduct the study. As a result, a set of recommendations on the

formation of a new model of regional policy (for the People's Republic of China)

aimed at reducing interregional differentiation is substantiated. The prospects for

further research determine the justification of the possibility of using the proposed

6

recommendations for the development of regional policy in relation to other states with similar problems of uneven regional economic development.

Keywords: regional policy, Chinese economy, regional differentiation,

spatial development, regional development, interregional differentiation.

JEL classification: R58, R28, F02.

Для цитирования: Лю Яи. Формирование региональной политики по

снижению межрегиональной дифференциации (на примере Китайской

Народной Республики) // Прогрессивная экономика. 2023. № 7. С. 5–19.

Введение

Межрегиональные диспропорции в развитии прослеживаются во многих

странах, что является предметом изучения специалистов [1; 13; 14; 15]. В

целом некоторая асимметрия присуща любой большой системе, в том числе

национальной экономике, различные территориальные подсистемы которой

(особенно в случае больших по площади стран, таких как Россия и Китай)

обладают существенной спецификой [8]. Наличие этой специфики не

позволяет этим территориальным подсистемам развиваться синхронно. В то

же время чрезмерная дифференциация становится тормозом в развитии,

блокируя его [9].

В этой связи возникает необходимость проведения специальной

политики, направленной на снижение дифференциации развития социально-

экономических систем регионов, входящих в единое государство. Следует

отметить, что меры этой политики могут приниматься и реализовываться как

на общестрановом, так и на региональном уровне, что порождает ее некоторую

противоречивость [3]. В этой связи целью исследования является разработка

подхода к формированию единой региональной политики, направленной на

снижение межрегиональной дифференциации, что весьма актуально,

например, для Китая [5].

7

Была

проанализирована

динамика

уровня

дифференциации

регионального развития современного Китая. Анализ показал, что

наблюдается снижение уровня дифференциации между провинциями КНР, но

по-прежнему велика разница между пространственными макроподсистемами

национальной экономики: между Севером и Югом, городом и селом, при этом

особенно высока дифференциация по показателю располагаемого дохода на

душу населения.

Последнее обстоятельство вызывает социальное напряжение в

обществе, вызывает ощущение несправедливости у населения, что негативно

сказывается на восприятии экономической политики в целом. В этой связи

предполагается, что в государственной экономической политике Китайской

Народной Республики есть как преимущества, так и недостатки, в том числе

связанные с недостаточным учетом пространственной дифференциации в

развитии. Эти недостатки требуют преодоления.

Обзор литературы

Многие страны в своих региональных политиках фокусируются на

проблемных регионах [2; 7], таких как отстающие, депрессивные и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые китайские ученые считают, что китайская региональная политика

тоже должна быть направлена на проблемные регионы, включая отстающие,

депрессивные и – напротив – чрезмерно развитые регионы (это чрезмерное

развитие вызывает «перегрев экономики» и может в дальнейшем привести к

кризису) [18].

Другие ученые предлагают более широкий подход, основанный на трех

типах регионов: проблемные, функциональные и политические [19].

Очевидно, что стратегия регионального экономического развития

должна учитывать специфику регионов. Однако рассмотренные выше

подходы к классификации регионов являются слишком укрупненными, что

создает риск того, что меры региональной экономической политики не будут

в полной мере адаптированы к их особенностям.

8

Таким образом, представленные в литературе рекомендации по

обеспечению сбалансированного развития регионов Китайской Народной

Республики носят слишком общий характер и, как следствие, могут быть

недостаточно эффективными. По этой причине есть потребность в разработке

более детализированных рекомендаций.

Материалы и методы

При проведении исследования были использованы данные официальной

статистики Китая [15; 16], результаты теоретических исследований китайских

и российских ученых [4; 6; 10; 17; 18; 19], официальные документы

управления пространственным развитием и регламентирующие региональную

политику в указанных странах.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования предложены следующее конкретные

меры, направленные на снижение асимметрии в развитии регионов Китая,

которые могут быть положены в основу единого подхода к формированию

соответствующей региональной политики:

1.

Дальнейшее

совершенствование

существующих

дифференцированных региональных политик, направленных на разные типы

регионов.

Для стимулирования развития регионов, обеспечения согласованного

развития и повышения эффективности, целенаправленности и устойчивости

реализации региональных политик, центральное правительство Китая уже

разработало и внедрило региональные политики с дифференцированным

управлением регионами, такими как экономические функциональные зоны,

основные функциональные регионы и регионы особых типов. Эти политики

основываются на принципах дифференцированного подхода, что может

повысить эффективность реализации региональных политик.

Однако эти политики необходимо продолжать совершенствовать. По

этому вопросу рекомендуется детализировать существующую политику

основных функциональных зон, которую выдвинули в Китае 2006 г., и

9

выделить более конкретные типы регионов, уменьшить границы реализации

политик развития до уровня малых поселений или уездов [15].

Для стандартизации и повышения согласованности развития территорий

страны, центральное правительство Китая определило разные типы

функциональных зон: территория запрещенной застройки, территория

ограниченной застройки, зоны с требованием оптимизации развития,

ключевые зоны развития и т.д., и для каждого типа функциональной зоны

реализуется своя дифференцированная политика. В государственном

территориальном планировании разделяется территория всей страны на

городские территории, земледельческие территории и экономические

территории на основе основных функциональных зон.

Однако такого деления, по нашему мнению, недостаточно. Для

достижения эффективности региональной политики она должна быть столь же

разнообразна, как и региональные условия развития. Поэтому на следующем

этапе, по мнению автора, центральное правительство должно детально

проработать и нормативно закрепить типы функциональных зон, например,

выделить различные типы зон земледелия, особенно необходимо выделить

зоны выращивания зерновых культур и зоны с фирменными сельскими

продуктами, и дальше уменьшить территориальную единицу реализации

политики до малых поселков и т.п., чтобы повысить эффективность и

целенаправленность реализуемых мер. Цифровая трансформация системы

государственного управления в Китае позволяет собирать необходимую для

такой детализации региональной экономической политики информацию и

использовать ее для принятия решений [11].

Хотя для государства с обширной территорией трудно разработать

целенаправленные меры для развития каждого малого поселка или участка

земли, но для снижения дифференциации развития регионов и уровня жизни

населения разных регионов и повышения благосостояния своих граждан,

государство должно обдумать этот вопрос и внедрить необходимые действия.

10

2. Уменьшение количества различных льгот и иных атипичных условий,

предоставляемых экономическим функциональным зонам, стандартизация и

унификация региональной политики, а также усиление поддержки

инновационного развития.

Начиная с момента введения политики реформ и открытости,

правительство

Китая

предоставляло

различные

льготы

разным

экономическим

функциональным

зонам,

таким

как

специальные

экономические зоны, зоны технологического и экономического развития,

зоны

промышленного

развития

высоких

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых

технологий,

экспериментальные свободные экономические зоны и т.д.

Однако с повышением уровня экономического развития и постепенным

формированием структуры открытой экономики, правительство Центра

должно постепенно уменьшать льготы для этих зон и поощрять эти зоны

внедрять структурные и институциональные инновации, чтобы построить

единый национальный рынок и создать равные условия конкуренции. Лучше

поддерживать территориальное развитие с помощью институциональных и

структурных инноваций, а не полагаться на центральное правительство. То

есть в проведении региональной политики требуется разумная

децентрализация.

3. Отделение региональной политики от региональной стратегии,

корректирование и включение нынешней региональной политики в единой

рамке региональной политики с дифференцированным управлением разными

типами регионов.

Для того, чтобы построить единую региональную политику с

унифицированными стандартами в единой рамке, важно различать

региональную политику и региональную стратегию. Региональная стратегия

является долгосрочным, комплексным планом для регионального развития. В

рамках нынешних региональных стратегий Восточный, Западный,

Центральный, Северо-Восточный регионы, интеграционный район дельты

реки Янцзы, район согласованного развития Пекин-Тяньзинь-Хэбэй, район

11

Большого залива Гонконг-Макао, экономический пояс реки Янцзы,

экономический пояс Хуанхэ являются территориальными единицами

региональных стратегий.

Эти макрорегионы в течение последних 20 лет постоянно определяются

как важные единицы реализации региональной политики, и для каждой

стратегии существуют соответствующие политики на всех уровнях

пространственной иерархии. Однако, как уже было отмечено, единицей

реализации региональной политики должны быть различные типы регионов, а

не территориальные единицы региональных стратегий. Поэтому важно

корректировать существующие региональные политики, которые были

разработаны и реализованы для региональных стратегий, чтобы их реализация

соответствовала единым стандартам и требованиям дифференцированных

региональных политик, направленных на разные типы регионов.

4. Совершенствование региональной политики, направленной на

развитие менее развитых и проблемных регионов, и включение этих политик

в единую рамку дифференцированных региональных политик, направленных

на разные типы регионов.

Для того, чтобы построить единую региональную политику с

унифицированными

стандартами

в

одной

рамке,

необходимо

совершенствовать региональные политики, направленные на развитие менее

развитых регионов и районов особого типа. В последние годы центральное

правительство Китая выполнило значительную работу по борьбе с бедностью

и добилось некоторых успехов. После того, как были выведены 832 бедных

уезда и 128 тыс. бедных деревень из нищеты, центральное правительство

Китая установило пятилетний период для предоставления бедным регионам

предыдущих политических и финансовых поддержек, чтобы сохранить и

укрепить полученные успехи в борьбе с бедностью.

Однако эти политики по ликвидации бедности не могут быть

зафиксированы на длительный период, с учетом интересов социально-

экономического развития общего характера. Поэтому разработка целевых и

12

рациональных политик для менее развитых регионов является приоритетной

задачей для государства.

После выполнения работ по ликвидации бедности центральное

правительство выдвинуло стратегию развития села, которая направлена на

повышение уровня жизни сельского населения и развитие сельских регионов.

В тот же период центральное правительство запустило стратегию

возрождения и развития районов особого типа, которая направлена на

поддержку развития этнических районов, приграничных районов, районов с

истощенными природными ресурсами, ресурсоориентированных районов,

старых промышленных баз, экологически деградированных районов и т.д.

На взгляд автора, этнические районы и старые индустриальные районы

не являются типичными проблемными регионами. Поэтому важно установить

единые стандарты для выделения регионов, которые действительно

нуждаются в государственной поддержке.

Заключение

Для координации политик, направленных на развития менее развитых

регионов и проблемных регионов, по нашему мнению, центральное

правительство должно реализовать ряд специальных мер государственного

регулирования.

Во-первых, исследовать и установить стандарты для менее развитых

районов. В настоящее время может быть учтено множество факторов, таких

как уровень скопления населения с низким уровнем доходов, способности и

уровни развития территории и т.п., чтобы точно определить и

классифицировать менее развитые районы. Исходя из опыта прошлых лет,

можно использовать административные районы на уровне уезда в качестве

основной единицы. При комплексном рассмотрении численности населения с

низким уровнем доходов и его доли, уровня базовых общественных услуг,

дохода на душу населения и других показателей, районы, оказавшиеся на

последних местах в национальном рейтинге развития регионов, могут быть

включены в число менее развитых.

13

Во-вторых, следует усилить поддержку наименее развитых районов.

Требуется сосредоточиться на новом этапе развития, внедрении и

формировании новых концепций развития, строительстве новой структуры

развития, и как можно скорее изучить и установить соответствующие

политики государственной поддержки развития менее развитых районов. В

аспектах инвестирования, налоговых льгот, промышленного развития,

обучения кадров, развития инфраструктуры и уровня общественных услуг

необходимо увеличить политическую поддержку для помощи менее развитым

районам в ускорении развития, чтобы они не отставали и не выбивались из

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рамки общей постройки социалистической модернизированной страны,

обеспечивая общее благосостояние населения.

В-третьих, разработать и реализовать механизм стимулирования

инноваций в менее развитых регионах. В июле 2016 года глава государства Си

Цзиньпин во время посещения провинции Нинся заявил: «Чем менее развитые

районы, тем необходимее реализовывать стратегию стимулирования развития

за счет инноваций». Для менее развитых регионов требуется больше

инноваций, чтобы они обрели способность к эндогенному развитию. Можно

сказать, что инновации являются основным драйвером внутреннего развития

менее развитых регионов. Однако из-за слабой базы и недостатка ресурсов для

инноваций, помимо собственных усилий, нужна поддержка со стороны

государства.

Государственные

ведомства

должны

предоставлять

соответствующую поддержку в финансовом и политическом аспектах, а также

направлять и мобилизовать центральные государственные органы,

государственные предприятия, развитые региональные правительства,

частные предприятия и общественные организации для поддержки научных и

технологических инноваций, инноваций в управлении и создании брендов,

чтобы ускорить развитие менее развитых регионов с помощью инноваций.

В-четвертых, важно включить все политики для развития менее

развитых и проблемных регионов в единую рамку дифференцированных

региональных политик, направленных на разные типы регионов.

14

Предложенные меры могут выступать в качестве основы для единого

подхода по формированию региональной политики, направленной на

устранение различий в региональном развитии Китая. Несмотря на то, что

рекомендации были разработаны для КНР, они могут быть также

использованы и для региональной политики в Российской Федерации, которая

также характеризуется значительными различиями в региональном развитии.

Поскольку Российская Федерации обладает важными региональными

особенностями в сравнении с Китаем, применение данных рекомендации для

России требует соответствующей адаптации. Проведение такой адаптации

может быть перспективным направлением дальнейших исследований.

Литература

1.

Алдохина Т.П., Беляева Т.А., Вертакова Ю.В., Козьева И.А.

Интеграция стратегического и территориального планирования в разработке

стратегии пространственного развития // Известия Юго-Западного

государственного

университета.

Серия:

Экономика.

Социология.

Менеджмент. 2017. Т. 7. № 3 (24). С. 45–54.

2.

Бобкова Е.Ю., Фурсов А.Л., Тушавин В.А., Росс С.Р., Редина Е.М.

К вопросу о развитии региональных рынков социальных услуг //

Гуманитарный научный журнал. 2021. № 1. С. 195–200.

3.

Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Плотников В.А., Положенцева

Ю.С. Механизм структуризации социально-экономического пространства

региона: кластерный подход: монография. М.: Русайнс, 2017. 296 с.

4.

Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С., Некипелова

А.С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития:

модифицированная методика оценки структурного цикла // Известия Санкт-

Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3

(93). С. 15–19.

15

5.

Вертакова Ю.В., Лю Яи. Стратегический подход к снижению

межрегиональной экономической дифференциации: опыт Китая // Вестник

университета. 2021. № 10. С. 122–132.

6.

Казакова С.М., Климанов В.В. Зарубежный опыт применения

дифференцированного подхода в регулировании регионального развития //

Региональная экономика. Юг России. 2018. № 4. С. 55–68.

7.

Карманова А. Е. Феномен привлекательности отдельных регионов

Арктики для развития туристской индустрии // Журнал правовых и

экономических исследований. 2020. № 4. С. 212–217.

8.

Курбанов А.Х., Плотников В.А. Экономический потенциал страны

как экономическая категория // Экономическое возрождение России. 2016. №

3. С. 45–56.

9.

Лю Яи. Методы оценки дифференциации регионального

экономического развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная

сфера, технологии. 2022. № 2. С. 10–14.

10.

Мороз Н.А., Плотников В.А. Дифференциация российского

экономического пространства как фактор обеспечения экономической

безопасности // Экономика и управление. 2018. № 1 (147). С. 70–78.

11.

Плотников В.А. Цифровизация как закономерный этап эволюции

экономической системы // Экономическое возрождение России. 2020. № 2

(64). С. 104–115.

12.

Плотников В.А., Лисина Е.А. Оценка уровня региональной

дифференциации в Российской Федерации // Теория и практика сервиса:

экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 5–15.

13.

Скуфьина Т.П., Баранов С.В., Самарина В.П. Эконометрическая

оценка развития межрегиональной дифференциации в России и прогноз

влияния ВТО на динамику процесса: монография. Апатиты: Изд-во Кольского

науч. центра РАН, 2015. 150 с.

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.

Ускова Т.В. Совершенствование региональной социально-

экономической политики – стратегическая задача государства // Проблемы

развития территории. 2014. № 1. С. 7–13.

15.

中华人民共和国国家统计局

[Национальная

статистическая

служба КНР] (на кит. яз.). URL: http://www.stats.gov.cn/.

16.

中国统计年鉴2022 [Статистический ежегодник Китая в 2022 г.]

(на кит. яз.). URL: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexch.htm.

17.

中国如何让区域经济成为发展引擎?[Как Китай может сделать

региональную экономику двигателем своего развития?] (на кит. яз.). URL:

https://www.chinanews.com.cn/cj/2019/03-31/8796127.shtml.

18.

张可云

[Чжан

Кэйюн].

区域协调发展应聚焦“穷堵老

[Региональное координированное развитие должно сфокусироваться на

решении проблем "бедности, застоя и депрессии"]. (на кит. яз.). URL:

https://baijiahao.baidu.com/s?id=1686635903603793680&wfr=spider&for=pc.

19.

魏后凯 [Вэй Хоукай]. 促进区域协调发展的战略抉择与政策重构

[Стратегический выбор и перестройка политики для стимулирования

координации развития регионов]. 技术经济 [Технико-экономический журнал].

2023. № 1. С. 14–23. (на кит. яз.).

References

1. Aldohina T.P., Belyaeva T.A., Vertakova YU.V., Koz'eva I.A. Integraciya

strategicheskogo

i

territorial'nogo

planirovaniya

v

razrabotke

strategii

prostranstvennogo razvitiya // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo

universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2017. T. 7. № 3 (24).

S. 45–54.

2. Bobkova E.YU., Fursov A.L., Tushavin V.A., Ross S.R., Redina E.M. K

voprosu o razvitii regional'nyh rynkov social'nyh uslug // Gumanitarnyj nauchnyj

zhurnal. 2021. № 1. S. 195–200.

17

3. Vertakova YU.V., Klevcova M.G., Plotnikov V.A., Polozhenceva YU.S.

Mekhanizm strukturizacii social'no-ekonomicheskogo prostranstva regiona:

klasternyj podhod: monografiya. M.: Rusajns, 2017. 296 s.

4. Vertakova YU.V., Klevcova M.G., Polozhenceva YU.S., Nekipelova A.S.

Differenciaciya regionov v sootvetstvii s fazami razvitiya: modificirovannaya

metodika ocenki strukturnogo cikla // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo

gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 3 (93). S. 15–19.

5. Vertakova YU.V., Lyu YAi. Strategicheskij podhod k snizheniyu

mezhregional'noj ekonomicheskoj differenciacii: opyt Kitaya // Vestnik universiteta.

2021. № 10. S. 122–132.

6. Kazakova S.M., Klimanov V.V. Zarubezhnyj opyt primeneniya

differencirovannogo podhoda v regulirovanii regional'nogo razvitiya //

Regional'naya ekonomika. YUg Rossii. 2018. № 4. S. 55–68.

7. Karmanova A.E. Fenomen privlekatel'nosti otdel'nyh regionov Arktiki dlya

razvitiya turistskoj industrii // ZHurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanij.

2020. № 4. S. 212–217.

8. Kurbanov A.H., Plotnikov V.A. Ekonomicheskij potencial strany kak

ekonomicheskaya kategoriya // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2016. № 3.

S. 45–56.

9.

Lyu

YAi.

Metody

ocenki

differenciacii

regional'nogo

ekonomicheskogo razvitiya // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya

sfera, tekhnologii. 2022. № 2. S. 10–14.

10.

Moroz

N.A.,

Plotnikov

V.A.

Differenciaciya

rossijskogo

ekonomicheskogo prostranstva kak faktor obespecheniya ekonomicheskoj

bezopasnosti // Ekonomika i upravlenie. 2018. № 1 (147). S. 70–78.

11.

Plotnikov V.A. Cifrovizaciya kak zakonomernyj etap evolyucii

ekonomicheskoj sistemy // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2020. № 2(64).

S. 104–115.

18

12.

Plotnikov V.A., Lisina E.A. Ocenka urovnya regional'noj differenciacii

v Rossijskoj Federacii // Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera,

tekhnologii. 2018. № 2 (36). S. 5–15.

13.

Skuf'ina T.P., Baranov S.V., Samarina V.P. Ekonometricheskaya

ocenka razvitiya mezhregional'noj differenciacii v Rossii i prognoz vliyaniya VTO

na dinamiku processa: monografiya. Apatity: Izd-vo Kol'skogo nauch. centra RAN,

2015. 150 s.

14.

Uskova

T.V.

Sovershenstvovanie

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

regional'noj

social'no-

ekonomicheskoj politiki – strategicheskaya zadacha gosudarstva // Problemy

razvitiya territorii. 2014. № 1. S. 7–13.

15.

中华人民共和国国家统计局 [Nacional'naya statisticheskaya sluzhba

KNR] (na kit. yaz.). URL: http://www.stats.gov.cn/.

16.

中国统计年鉴2022 [Statisticheskij ezhegodnik Kitaya v 2022 g.] (na

kit. yaz.). URL: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexch.htm.

17.

中国如何让区域经济成为发展引擎?[Kak Kitaj mozhet sdelat'

regional'nuyu ekonomiku dvigatelem svoego razvitiya?] (na kit. yaz.). URL:

https://www.chinanews.com.cn/cj/2019/03-31/8796127.shtml.

18.

张可云

[CHzhan

Kejyun].

区域协调发展应聚焦“穷堵老

[Regional'noe koordinirovannoe razvitie dolzhno sfokusirovat'sya na reshenii

problem

"bednosti,

zastoya

i

depressii"].

(na

kit.

yaz.).

URL:

https://baijiahao.baidu.com/s?id=1686635903603793680&wfr=spider&for=pc.

19.

魏后凯 [Vej Houkaj]. 促进区域协调发展的战略抉择与政策重构

[Strategicheskij vybor i perestrojka politiki dlya stimulirovaniya koordinacii

razvitiya regionov]. 技术经济 [Tekhniko-ekonomicheskij zhurnal]. 2023. № 1. S.

14–23. (na kit. yaz.).

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.