Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 127PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Данилова А.Н. Формирование региональной идентичности подростков через усиление ее краеведческого компонента // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/127PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Danilova A.N. (2020). Formation of local identity of teenagers through strengthening of its local lore component.
World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/127PDMN620.pdf (in Russian)
УДК 37.01 ГРНТИ 14.07.07
Данилова Анастасия Наильевна
ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, Россия
Ассистент Аспирант E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1084687
Формирование региональной идентичности подростков через усиление ее краеведческого компонента
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования региональной идентичности у подростков. Для полного понимания проблемы производится теоретический обзор подходов к формированию идентичности личности. Анализ литературы указывает на существование разных видов идентичности. Центральная проблема исследования заключается в необходимости использования краеведческого подхода в учебном процессе для формирования региональной идентичности у подрастающего поколения. С этой целью выявления уровня региональной идентичности проведено тестирование старшеклассников общеобразовательного учреждения. Анализ тестирования показал, что подростки обладают разным уровнем региональной идентичности и способом восприятия информации, что определяет главные задачи исследования. Дальнейшая работа строилась на взаимодействии с учениками, показавшими низкий уровень сформированности региональной идентичности. Для решения данной задачи разработана специальная программа занятий, ориентированная на получение знаний в области краеведения с учетом возрастных особенностей школьников. Программа содержит в себе рекомендации по организации учебных и внеурочных занятий для повышения уровня сформированности региональной идентичности у школьников экспериментальной через создание комплексного представления о регионе и позитивного отношения в трех направлениях: образ региона, процессы, происходящие в регионе и потребность в деятельности, направленная на развитие благополучия региона. По окончанию эксперимента проводились повторные замеры уровня региональной идентичности, которые указали на различия в динамике у экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования показывают на необходимость внедрения краеведческого компонента в целостный образовательный процесс с целью формирования позитивной региональной (локальной) идентичности, что в свою очередь влияет на процессы профессионального самоопределения подростков и развитие экономического потенциала региона.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: региональная идентичность; идентичность; профессиональное самоопределение; краеведение; родной край; экономический потенциал
Понятие «идентичность» имеет междисциплинарный характер. Основные исследования данного термина проводятся представителями гуманитарных наук: социология, психология, история, философия, политология. Сейчас этот термин играет ключевую роль в процессах образования и воспитания.
Концепция идентичности стала острой проблемой в последние десятилетия. Важные теоретические вопросы, связанные с изучением феномена идентичности представлены в трудах Э. Эриксона, Дж. Герберта Мида, У. Джеймса, Ч. Кули, А. Тэшфела и Дж. Тернера. Подробный анализ развития теории идентичности содержится в работах П. Берке, М.В. Заковоротной, О.Н. Павловой и др.
Идентичность в широком смысле - это сознательная система представлений индивида о самом себе1. Ученые выделяют следующие типы идентичности: гендерная, гражданская, политическая, региональная, социальная, этническая, профессиональная и др. Существование разных видов идентичностей обосновывает наличие различных подходов к формированию идентичности.
Наиболее развит психоаналитический подход к определению идентичности. В рамках данного подхода были разработаны теории психологов: теория личности Э. Эриксона и Д. Локка, теория статуса личности Джеймса, проблема идентификации в психоанализе З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма. Основное внимание данного подхода ориентировано на психологические свойства личности, выражающиеся в соотнесении себя с чем-то или кем-то, с идентификацией своих чувств, становлением собственного «Я» во времени и пространстве в зависимости от социального окружения, идеалов для подражания, конкретной исторической эпохи [1]. Представители психоанализа закладывают фундамент для дальнейшего исследования идентичности, оформляют теоретические основы разработки данного феномена.
Конструктивистский подход изучения идентичности связан с формированием новых традиций на основе старых, их повторением, укоренением и запоминанием. Среди наиболее видных сторонников конструктивистского подхода необходимо также назвать Б. Андерсона, П. Бергера, П. Бурдье, Э. Геллнера, Т. Лукмана, Э. Хобсбаума, В.А. Тишкова. Конструктивистский подход к пониманию идентичности широко использовался в работах британского политолога и социолога Бенедикта Андерсона [2]. Основной акцент конструктивисты делали на том, что идентичность конструируется людьми, хотя и обусловлен этот процесс не биологическими особенностями, а культурой. Таким образом, в рамках конструктивистского подхода идентичность трактуется как продукт социального конструирования воображаемых общностей (что соответствует базовым установкам конструктивистского тренда в целом), основанный на вере в то, что они связаны естественными связями, едином типом культуры и мифом об общем происхождении2.
1 Идентичность: Личность, общество, политика. - М.: Издательство «Весь Мир», 2017, С 28.
2 Буракевич И.Э. Конструктивистский тренд в современных исследованиях феномена идентичности Белорусский государственный университет Минск, Республика Беларусь, С. 161. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/230986/1/159-163.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
Страница 2 из 10
Введение
127PDMN620
Главная задача когнитивно-ориентированного подхода заключается в ориентации на социальную среду и ориентацию на уникальность личности. В рамках когнитивно-ориентированной психологии значительный вклад в понимание идентификации и идентичности внесли такие яркие представители, как Г. Тэджфел и Дж. Тернер [10].
Огромный вклад в изучение идентичности внесли известные философы. Кант разработал критическую теорию самосознания в философии. Хайдеггер исследовал идентичность и существование. Спенсер разработал учение о принципе социальной преемственности.
Важно отметить существование еще одного подхода к изучению идентичности. Дж. Брунер описал формирование идентичности в рамках нарративного подхода. Отличительной особенностью теории нарративной идентичности является то, что истории, которые мы рассказываем о себе, связаны с более широким культурным контекстом. Любая конкретная история создается с учетом ожиданий типичных сюжетов, мотивов, причин и следствий, присущих определенной культуре. Эта связь между личной историей и культурными нормами нарративного конструирования позволяет нарративу быть связующим звеном между культурой и индивидуальным сознанием [3].
Стоит отметить, что мало исследований в области формирования региональной идентичности. Развитая региональная идентичность связана с особым чувством территории у членов данного сообщества, которое нуждается в их поддержке каждый день.
В этом отношении интересны для данного исследования работа Завалишина А.Ю. и Рязанцева И.П. о территориальном поведении субъектов, проявляющееся в трех составляющих: действие, на территории которой оно непосредственно происходит; включение территории в акт социального взаимодействия как источник ресурсов; эмоциональное отношение к месту проживания [4]. Большое значение для изучения феномена региональной идентичности оказали работы отечественного исследователя Крылова М.П. В его трудах описаны концептуальные подходы, историко-географический аспект, методика социографического изучения, методика изучения и пространственная организация региональной идентичности отдельных регионов Европейской России. Автор считает, что региональная идентичность - это системная совокупность культурных отношений, связанная с понятием «малая родина» [5].
В исследованиях других авторов региональная идентичность часто является тождественной понятиям «локальная или местная идентичность», «идентификация», «самость», основанные на процессах укоренённости и соотнесении себя с социумом, окружающей средой и историей места проживания.
Цель данной статьи - расширить знания о способах формирования региональной идентичности у подростков, опираясь на их возрастные и социальные особенности, мотивы и потребности к деятельности в рамках места проживания. Важным аспектом является краеведческая составляющая при подборе методик для оценки педагогического эксперимента. Совмещение научных парадигм позволит охарактеризовать региональную идентичность не только как дискурсивный, но и как когнитивный феномен.
С.Л. Соловьев писал о формировании идентичности как об особом факторе адаптации. И. Погодин описывал неразрывную связь формирования региональной идентичности и становления профессиональной идентичности. Козулин В.Н. и Ю.Г. Чернышев в своих исследованиях поднимают проблему формирования идентичности через формирование имиджа региона в сознании людей разного возраста.
Поэтому формирование региональной идентичности у подростков является одной из центральных проблем современных педагогов, тесно связанной с профессиональным самоопределением и как следствие экономическим и трудовым потенциалом региона. Особое
https:// mir-nauki. com
внимание следует уделить формированию региональной идентичности подрастающего поколения на основе занятий по краеведению. В рамках занятий важной задачей становится разработать и единую модель для формирования региональной идентичности. Формирование региональной идентичности является необходимым условием развития актуальных профессиональных компетенций, что важно учитывать в современном быстро меняющемся обществе.
Изучая формирование региональной идентичности в аспекте краеведческого подхода, стоит учитывать, что краеведческий подход - это уникальный способ отбора познавательного и учебного материала по истории, географии, экономике и современной жизни родного края.
В исследовании приняли участие подростки общеобразовательного учреждения Лицея № 40 города Ульяновска с углубленным изучением предметом математического профиля. Обучающиеся 10 классов в возрасте 16-17 лет обучаются по трем профилям: технологический, предполагающий углубленное изучение математики, физики и информатики; социально-экономический, направленный на подготовку в области истории, географии, экономики; естественно-научный профиль ориентирован на изучение биологии и химии. Ученики 11 класса в возрасте 17-18 лет имеют многопрофильное направление. Обучающиеся, принявшие участие в исследовании, проживают в городе, занимающем статус административного центра региона и относящемся к среднему по количеству населяющих его жителей. Всего в исследовании приняли участие 84 ученика, из которых 39 - юноши, 45 - девушки.
В ходе эксперимента необходимо было подтвердить гипотезу о том, что занятия краеведческой направленности оказывают непосредственное влияние на формирование региональной идентичности подростков. Для подтверждения данной гипотезы нужно было оценить действующий уровень региональной идентичности. Чтобы решить данную задачу был произведен теоретический обзор литературы на предмет подходящих диагностик. В ходе анализа трудов было составлено и проведено тестирование подростков. В основу тестов была положена модификация рефлексивного теста-самоотчета «Кто я? Кто мы такие? Кто они такие?» [6]. Данный тест был основан на идее теста «Двадцать утверждений» М. Куна и Т. Макпартленда [7]. Вопросы по изучению региональной идентичности были адаптированы автором исследования под условия группы респондентов. Тестирование проводилось в несколько блоков течение трех недель. Каждый из классов отвечал на вопросы теста в разные дни. Опросник состоит из 24 открытых и закрытых вопросов, структурно и содержательно объединенных в 4 тематических блока. Первый блок вопросов направлен на знание общих исторических, географических, экологических особенностей территории проживания респондента, выражающихся в определенных образах. Личностях. символах. Второй блок вопросов отражал знание и отношение к процессам, происходящим в регионе в исторической ретроспективе и в современности. Третий блок вопросов позволил оценить личностную мотивацию опрашиваемых к участию в деятельности, направленной на позитивные изменения в регионе. Четвертый блок посвящен оценке знаний о возможностях профессионального обучения, экономическом и трудовом потенциале региона, возможностью к самореализации своего творческого и профессионального потенциала в пределах места проживания.
При анализе данных входной диагностики, полученных в ходе тестирования, было установлено, что в группе респондентов выделяется незначительна часть подростков (32 %),
Методы исследования
Результаты и их обсуждение
которые обладают средним и высоким уровнем знаний по истории, экономике, географии родного края, определяющими уровень региональной идентичности (рис. 1).
Анализ рисунка 1 позволяет сформулировать вывод о том, что уровень региональной идентичности у подростков данного образовательного учреждения развит слабо. Более половины респондентов по этому критерию отнесены к группе с низким уровнем. Входная диагностика позволила оценить в большей части когнитивный компонент региональной идентичности, являющийся наиболее значимым в условиях развития региональной идентичности на первых этапах.
Рисунок 1. Уровень региональной идентичности подростков по итогам входной диагностики (составлено автором)
Группу с высоким и средним уровнем региональной идентичности было принято обозначить за контрольную. В эту группу вошли 27 человек, 12 из которых юноши, 15-девушки. Вторая группа состояла из испытуемых с низким уровнем знаний о своей малой родине. Эту группу было принято считать экспериментальной. В нее вошли 57 человек (68 %), 17 из которых юноши и 30-девушки. Испытуемые имели низкий уровень самоидентификации с родным краем, не имели эмоциональной «привязки» к месту проживания, не знали элементарных «брендов» области. А также не считали малую Родину перспективным местом для своего дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Для обучающихся экспериментальной группы была составлена программа по повышению уровня региональной идентичности. Основная задача программы - сформировать комплексное представление о регионе в трех направлениях:
1. Создание положительного образа региона через усиление когнитивного компонента региональной идентичности. По словам Д.Н. Замятина «устойчивые пространственные представления (знания), которые формируются в различных сферах культуры в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне)» [8]. Ключевым при формировании географических образов оказывается как природный, так и культурный ландшафт.
2. Создание положительного отношения к процессам, происходящим в регионе через усиление эмоционального компонента региональной идентичности. Эмоциональный компонент территориальной идентичности основывается на стереотипных представлениях возможного психоэмоционального поведения субъекта, его поведенческих реакций, их быстрота и интенсивность [9].
3. Формирование мотивационных потребностей, отражающихся в деятельности, направленной на развитие благополучие места проживания через акцентирование
внимания на регулятивном компоненте региональной идентичности. Регулятивный компонент основывается на способах поведения и представляет собой конкретные поведенческие реакции в тех или иных условиях в пространстве региона, мотивы и способы ориентирования на данной территории в процессе ее преобразования.
Для реализации программы был составлен так же список мероприятий и занятий или элементов занятий, которые нужно было провести. При этом, важное значение уделялось целостности этого процесса. В этих целях содержательный аспект краеведческой направленности был максимально внедрен как в урочные, так и внеурочные виды деятельности. Формы реализации программы изложены в таблице 1.
Таблица 1
Реализация мероприятий краеведческого характера с целью повышения уровня региональной идентичности
№ Содержание краеведческого аспекта Форма реализации Исполнитель
1 Трудовые ресурсы и экономический потенциал региона Урок географии и экономики, обществознания Профориентационные тесты Посещение главнейших промышленных организаций города Учителя-предметники Школьный психолог Классные руководители и учителя-предметники
2 Географические особенности региона Уроки географии (региональный компонент) Курсы внеурочной деятельности «Я-краевед», «Я и мой край» Учителя-предметники
3 Выдающиеся личности региона Уроки литературы, истории, географии, биологии Экскурсии в музеи города (в том числе и виртуальные), посещение тематических выставок Учителя-предметники Классные руководители, представители музеев и выставок
4 Памятники культуры и природы, достопримечательности, символы региона Уроки литературы, истории, географии, биологии Посещение Краеведческого музея Лекции в рамках работы Регионального отделения Русского географического общества Учителя-предметники Классные руководители, представители музеев Представители Регионального отделения Русского географического общества
5 Экологическая обстановка в регионах Уроки биологии, географии, курсы внеурочной деятельности Участие в тематических научно-исследовательских проектах, олимпиадах и конференциях Учителя-предметники Классные руководители и учителя- предметники
6 Профессиональная, творческая самореализация и обучение Тематические классные часы Участие в «Днях открытых дверей» высших и средне-специальных учебных заведений города Игра «Атлас новых профессий» Классные руководители, выдающиеся представители профессий Представители учебных заведений высшего и средне-специального образования Активисты ученического совета, представители молодежных организаций.
№ Содержание краеведческого аспекта Форма реализации Исполнитель
7 Деятельностный компонент Участие в географическом, этнографическом, экологическом, краеведческом диктантах, диктанте Победы Проведение экологических субботников по очистке пришкольной территории, уборке берега Волги в рамках акции «Живая Волга» и др. Краеведческо-поисковая деятельность в рамках подготовки к Дню Победы, встреча с ветеранами и др. Классные руководители, учителя-предметники Учителя-предметники, организаторы акций Учителя-предметники, классные руководители
Составлено автором
Анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что в целях реализации программы по повышению уровня региональной идентичности был организован целостный процесс, включающий в себя как деятельность учителей-предметников, классных руководителей, так и представителей других организаций. При этом мероприятия не ограничиваются только учебными занятиями. Большое количество мероприятий организовано в рамках внеучебной деятельности обучающихся. Особое значение имело то, что помимо традиционных методов обучения и экскурсий, использовался онлайн-формат: интерактивные квесты и викторины, виртуальные экскурсии в музеи, онлайн-встречи и др., что повышает интерес к данным видам деятельности.
В конце исследования для контрольной и экспериментальной групп были проведены тесты для оценки уровня региональной идентичности. В тестах были представлены как вопросы первичной диагностики, так и вопросы новые, ориентированные на оценку эмоционального компонента региональной идентичности. Полученные результаты показали, что у испытуемых, посещающих большое количество мероприятий и занятий из списка, обозначился переход на более высокий уровень сформированности региональной идентичности. Обучающиеся стали рассматривать свой регион не только как место, где родились и выросли, но и как место с уникальными природными, историческими и экономическими особенностями, место, где можно успешно реализовывать свой творческий и научный потенциал, место для получения престижной профессии и реализации трудового потенциала.
80% 70% 71% 63% 72%
60%
50% 40% 41%
30%
20%
10%
0%
Контрольная группа Экспериментальная группа ■ Входная диагностика ■ Итоговая диагностика
Рисунок 2. Сравнительная характеристика результатов входной и итоговой диагностики уровня региональной идентичности экспериментальной и контрольной группы подростков (составлено автором)
https:// mir-nauki. com
Результаты диагностических тестов контрольной группы показали незначительные повышения уровня региональной идентичности. Сравнительная характеристика результатов повторной диагностики уровня региональной идентичности экспериментальной и контрольной групп проводилась по количеству правильных ответов, полученных в ходе тестирований, представлена на рисунке 2.
Анализ рисунка 2 позволяет отметить значительный переход на более высокий уровень региональной идентичности школьников из экспериментальной группы. Обучающиеся из числа контрольной группы тоже повысили свой уровень региональной идентичности, но этот переход в динамике менее значителен.
В ходе данного исследования, вопрос о том, как влияют занятия краеведческого характера на формирование региональной идентичности подростков, решился. Эксперимент показывает, что именно целостный процесс по повышению уровня региональной идентичности наиболее эффективен, что не отмечалось в предыдущих исследованиях. Важно учитывать комплексный подход в сочетании элементов учебной и внеучебной деятельности, грамотно вводить все компоненты региональной идентичности (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) с учетом специфики возрастных, социальных, познавательных особенностей испытуемых. Стоит отметить, что знания о родном крае, о людях, потенциале и развитии, формируя региональную идентичность, помогают подростку выбрать актуальную профессию в пределах региона. Только в случае положительной региональной идентичности у подростков появляется желание изменить свою жизнь к лучшему на этой территории, и, следовательно, это отражается на жизни региона в целом. Таким образом, специально созданные условия способствуют формированию региональной идентичности подростков.
Автор выражает благодарность за возможность данного исследования руководителю и педагогическому коллективу образовательного учреждения Лицея № 40 при УлГУ города Ульяновска, на базе которого оно организовано, научному руководителю Шубович М.М., доктору педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и социальной работы УлГПУ им. И.Н. Ульянова за значимые замечания и советы при проведении настоящего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - № 1. - 350 с.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С.П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
3. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология, 2005. - № 1. - С. 9.
4. Завалишин Ю.А., Рязанцев И.П. Территориальное поведение: опыт теоретико-методологического анализа // Социологические исследования, 2005. - № 10. - С. 83.
5. Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России / М.П. Крылов -М.: Новый хронограф, 2010. - С. 14.
6. Иванова // Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. - С. 126-165.
7. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. - С. 180188.
8. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. - 488 с.
9. Славкина И.А., Шмульская Л.С., Мамаева С.В., Веккессер М.В. Вербальные маркеры региональной идентичности (на материале современных чоконимов / журнал Современные исследования социальных проблем, 2016. - № 3-2(27). -332 с.
10. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // S. Worchel, W.G. Austin (eds). Psychology of intergroup relations. 2nd ed. Chicago: Nelson-Hall, 1986. - P. 277-293.
https:// mir-nauki. com
Danilova Anastasia Nailyevna
Ulyanovsk state university of education, Ulyanovsk, Russia
E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1084687
Formation of local identity of teenagers through strengthening of its local lore component
Abstract. The article deals with the problem of formation of local identity in adolescents. For a complete understanding of the problem, a theoretical review of approaches to the formation of personal identity is made. Analysis of the literature indicates the existence of different types of identity. The Central problem of the study is the need to use the local lore approach in the educational process for the formation of local identity in the younger generation. In order to identify the level of local identity, high school students of a General education institution were tested. The analysis of testing showed that adolescents have different levels of local identity and the way of perception of information, which determines the main objectives of the study. Further work was based on interaction with students who showed a low level of local identity formation. To solve this problem, a special program of classes has been developed, focused on obtaining knowledge in the field of local lore, taking into account the age characteristics of schoolchildren. The program contains recommendations on the organization of educational and extracurricular activities to increase the level of formation of local identity among experimental students through the creation of a comprehensive view of the region and a positive attitude in three directions: the image of the region, the processes taking place in the region and the need for activities aimed at developing the well-being of the region. At the end of the experiment, repeated measurements of the level of local identity were carried out, which indicated differences in the dynamics of the experimental and control groups. The results of the study indicate the need to introduce the local lore component into the holistic educational process in order to form a positive regional (local) identity, which in turn affects the processes of professional self-determination of adolescents and the development of the economic potential of the region.
Keywords: local identity; identity; professional self-determination; local lore; native land; economic potential
127PDMN620