Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/64SAVN318.pdf Статья поступила в редакцию 09.06.2018; опубликована 31.07.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Рафикова Д.М. Формирование регионального туризма Южного Урала на основе структурного метода // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/64SAVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Rafikova D.M. (2018). Formation of regional tourism of the Southern Urals on the basis of the structural method. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/64SAVN318.pdf (in Russian)
УДК 711+721 ГРНТИ 67.25.21
Рафикова Динара Маратовна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Санкт-Петербург, Россия
Аспирант E-mail: Rafikova-di@mail.ru
Формирование регионального туризма Южного Урала на основе структурного метода
Аннотация. В статье рассматривается региональное развитие туризма на примере Южного Урала, с позиции градостроительных и архитектурных решений. Автором сформулированы основные проблемы сектора туризма в масштабах страны. Освещены существующие данные и методы исследования по Южному Уралу. Выявлен характер региона, определена специфика регионального туризма, отмечены опорные кластеры и туристические объекты. Освещены основные проблемы развития туристского сектора в Южном Урале. Предложено развитие региона на градостроительном и архитектурном уровне с помощью структурного метода на основе организации туристских центров регионального развития. Описан структурный метод регионального развития туризма. В исследовательской работе автора демонстрируется разделение градостроительного и архитектурного анализа. С точки зрения градостроительного подхода, автором были сформированы графические материалы и данные, по степени изученности территорий. Указаны проблемные точки развития в регионе. Описаны воздействующие факторы на развитие регионального туризма. С позиции архитектурного анализа предложено развитие типологии объектов туризма с помощью Центров регионального развития туризма (ЦРРТ). Описаны типы центров. Указаны краткие характеристики их функционального планирования. В зависимости объемно-планировочной структуры ЦРРТ выделены три группы. Дано описание типов ЦРРТ (крупный, средний и малый). Охарактеризована структура центров по уровню воздействия на структуру регионального развития. Предложена оптимизация сети Центов регионального развития туризма. Оформлена графическая схема развития Южного Урала с авторскими решениями по расположению ЦРРТ. На основе двойного подхода анализа сформирован метод структурного развития региона.
Ключевые слова: региональный туризм; структурный метод; градостроительный уровень; архитектурный уровень; туристский центр; Южный Урал; центр регионального развития туризма (ЦРРТ)
Туризм на протяжении продолжительного периода времени остается одним из перспективнейших отраслей экономики. Этот факт подтверждает статистика Всемирной туристской организации (ВТО) и данные федерального агентства по туризму (Ростуризм) 1 Последние десятилетние характеризуется стабильным ростом туристической сферы в масштабах страны.
На сегодняшний день, развитие внутреннего туризма в России приобрело стратегическую значимость на федеральном уровне. Федеральными и муниципальными органами управления были сформированы основные проблемы. В изложенных документах (распоряжения 2 , государственные программы, комплексные исследования 3 , стратегии социально-экономического развития) отмечены общие минусы в области развития инфраструктуры путешествий, которые не позволяют реализовывать полномасштабное применение природного и историко-культурного потенциала регионов, в том числе Южного Урала:
• слабо развитая инфраструктура туризма;
• отсутствие положительного туристского имиджа;
• недостаточное кадровое обеспечение в области туризма;
• нехватка гостиничных номеров средней категории, малых гостиниц высокого класса;
• отсутствие навигации для путешественников;
• отсутствие туристско-рекреационных кластеров общероссийского и международного уровней;
• неудовлетворительное состояние объектов показа, большинство из которых нуждается в реконструкции, реставрации, расширении спектра услуг;
• отсутствие общего коммуникативного пространства;
• устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база.
В границах регионального туризма выявлены проблемы: неэффективной градостроительной структуры развития городов; отсутствия архитектурной типологии региональных туристических центров; регрессивного характера объектов культурного и природного наследия.
Становится очевидным, необходимость поиска результативных методов восстановления и стабилизации деятельности туризма.
В рамках развития архитектуры Южного Урала исследованиями занимались Е.В. Пономаренко [1], В.А. Нагорная, А.И. Уразова, Л.П. Холодова [2] и др. Учеными, различных направлений, были сформированы принципы и пути развития рекреационно-туристической
1 Федеральное агентство по туризму [Electronic resource] / Статистические данные по РФ - Электрон. текстовые дан. - URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/ (дата обращения: 20.05.2018).
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.01.2012. - № 1. - Ст. 216.
3 Комплексное исследование состояния дел в туризме во взаимосвязи с культурой в регионах Российской Федерации с целью развития культурно-познавательного туризма // Отчет НИР - Минкультуры, 2013 г. - 736 с.
отрасли региона. «Создание в малых городах культурно-туристских зон обеспечит охрану и восстановление историко-культурных ценностей, сохранности зон исторической застройки, образованию условий для развития въездного и восстановления внутреннего туристского потока с культурно-познавательными целями», считал профессор БНТУ (Белорусский национальный технический университет) Потаев Г.А. [3]. Кандидатом архитектуры Булатовой Е.К. был предложен авторский метод развития архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов, где результаты сводились к формированию комплексной схемы территориального развития туристского центра в условиях конкретного поселения [4]. Поэтапное развитие региона с рекомендациями по формированию инфраструктуры, туристских объектов, услуг и ресурсов на примере Челябинской области, говорится в работе кандидата экономических наук Бекасовой О.Е. [5]. В целом, современное состояние архитектурно -градостроительного наследия Южного Урала вызывает серьезную озабоченность. Территория региона обследована неравномерно. Следует отметить, что особых исследований, посвященных планированию регионального туризма Южного Урала, включающих в полном масштабе Оренбургскую, Челябинскую и Башкирскую области в градостроительном и архитектурном уровнях не проводилось.
Остается необходимым зафиксировать существующие городские поселения и объединить их с необжитыми участками, привлекательными с точки зрения туризма. Структурный метод внедрения туристических центров в региональную структуру позволит сформировать новые точки роста на регрессирующих территориях.
Структурный метод выражен сложноорганизованной формой, в центре внимания которого находится изучение цельной структуры, состоящей из самоорганизующихся объектов. Согласно этому методу, свойства объекта определяются характером и типом взаимодействия элементов.
Основные этапы структурного метода в региональном развитии туризма следующие:
1. Изучение территориальных особенностей - градостроительный уровень (анализ территории);
2. Формирование объектов структуры - архитектурный уровень (архитектурные объекты туризма);
3. Составление структуры (объединение градостроительного и архитектурного уровней).
Градостроительный уровень
Южный Урал, как регион, определен границами Оренбургской губернии середины XIX в. Эти рамочные понятия выделены не административным разделением, а природно-климатическими, историческими и экономическими особенностями формирования территории. Южный Урал - это географическое представление. Регион охватывает территории Челябинской и Оренбургской областей и часть Башкирии. Регион, расположенный в центральной части страны, характеризуется мощным промышленным центром федерального значения с высоким уровнем развитости сельского хозяйства. Центральные административные города: Оренбург; Уфа; Челябинск, исторически сформировали вокруг себя устойчивую антропогенную структуру (см. рис. 1). Южный Урал обладает яркими национальными особенностями, оригинальными объектами культуры, связанными с историческими событиями на этих территориях, уникальными археологическими памятниками, неповторимой природой, характерными горными и водными объектами. Однако, территориальная отдаленность данных объектов от областных центров, делает их безучастными в региональных событиях,
заброшенными и невзаимосвязанными в общей структуре развития. А малая доля туристической деятельности говорит об отсутствии структурированных подходов и методов формирования регионального развития.
Основываясь на картографических данных регионального планирования, впервые выведена совмещенная схема, объединившая три области. Выявлены города с перспективным и угасающим развитием (подобный анализ используются городскими градостроительными учреждениями при планировании и комплексной оценки территорий). Включение в общую схему Свердловской области, стало необходимым в образовании связанной структуры регионов Урала.
Рисунок 1. Схема территориального функционирования (разработано автором)
На схеме (см. рис. 1) указаны крупные и крупнейшие города региона, отобранные по численности населения. Согласно ежегодным данным Росстата4, демография в Оренбурской, Челябинской и республики Башкортостан, с 2010 по 2017 имеет тенденцию к уменьшению.
Отрицательная динамика демонстрирует замирание городов промышленного уклона. Массово вымирают сельские поселения Стагнация и отрицательный рост экономики малых городов и поселений, говорит об острой необходимости введения стимулирующих факторов развития. Переориентация города на туристский сектор, становится во многом спасательным решением, о чем свидетельствуют намерения федеральных властей и ряда образованных движений как проекты «Живые города» и «Конкретика».
Для формирования устойчивого метода развития регионального туризма, необходим анализ существующего потенциала (см. рис. 2). Подобные аналитические работы применяются во многих экономических, географических и градостроительных исследованиях, позволяющих оценить масштабы существующего туризма [6].
Согласно методу доктора географических наук А.Н. Дунец «анализ состояния и развития туризма как сферы хозяйственной деятельности» [7] формируется по следующим основным направлениям:
• маршруты туристских потоков в регионе, структура;
• специфика регионального туризма: сезонность, преобладающие виды и формы туризма, важные цели визита т. д.;
• туристская политика, отношение управляющих организаций к проблемам туризма;
• экономическая роль туризма в хозяйственной определенной территории;
• перспективы развития туризма на данной территории.
Учитывая малую степень изученности Южного Урала, проведен анализ территорий по определению преобладающих видов туризма, отношения властей, перспективности развития туризма. Горнолыжный, познавательный, индустриальный, экологический, лечебный виды туризма отражают профильные направления региона (см. рис. 2). Стоит подчеркнуть и узкую направленность видов туризма на регионе, обусловленную исторически заложенными маршрутами, которые во многом исчерпали свой потенциал и нуждаются в реновации.
Кроме того, на развитие туристических маршрутов важную значимость оказывает транспортный фактор. Уровень дорожно-транспортных сетей, федеральная значимость, вид транспортного сообщения формируют степень доступности объектов туризма [8]. В регионе существуют «пустые» территории, не имеющие связи с сетью крупных путей сообщения. Таким образом, наглядно указывается, слабое или отсутствующее развитие туристской инфраструктуры в южных и северо-западных районах Республики Башкортостан, юго-восточных территориях Челябинской и Оренбургской областей. Путь стабильного развития лежит через формирование единой туристской транспортной сети в регионах, планирование новых информационно-логистических систем обслуживания, интеграции узлов транспорта.
4 Росстат - Федеральная служба государственной статистики [Electronic resource] / Официальная
статистика - Электрон. текстовые дан. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 20.05.2018).
Страница 5 из 15
Органами власти федерального и местного значения была проведена теоретическая работа по развитию опорных кластеров на регионе с целью повышения туристической привлекательности (см. рис. 3). Оценивая намерения властей по инвестированию выбранных районов (Республика Башкортостан5, Оренбургская6, Челябинская7 и Свердловская область8) и формированию кластерного подхода, представляется возможным спрогнозировать территориальное планирование всего региона. Очевидным является развитие центральной части каждой области, с безотрывным формированием прилегающих территорий при крупнейших городах, а так же реновации туристической местности (ТРК «Соленые озера» в Оренбургской области, ТРК «Павловское водохранилище» в Республике Башкортостан, Национальный парк спорта и отдыха в Челябинской области и т. д.).
Формирование туризма на малоразвитых территориях силами влияния могут стать:
• наличие или открытие региональных ресурсов природного и культурного значения (музей-заповедник «Аркаим»);
• индивидуальный культурный образ региона и продвижение национальных традиций и местной продукции (республика Башкортостан);
* В основу анализа территорий включены: Оренбургская область, Челябинская область, Республика Башкортостан и дополнительно принята Свердловская область, как крупнейший регион Урала (позволяющий дополнительно сравнить уровень развития и взаимодействия центральной части Урала и ее юга).
• существующие или вновь образованные центры промышленности, сельского хозяйства, культуры и образования (создание промышленного центра на базе нового месторождения);
• строительство линейных путей сообщения, трасс федерального значения, увеличение воздушно-транспортных узлов9 (МТК-«Шелковый путь).
5 Постановление Правительства РБ от 30.09.2009 N 370 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года".
6 Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года // Приложение к постановлению Правительства области от 20.08.2010 № 551-пп.
7 Постановление от 26 марта 2014 г. N 1949 // "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".
8 Постановление от 27 августа 2008 года N 873-ПП О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (с изменениями на 29 декабря 2010 года).
9 Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
Рисунок 2. Схема путей сообщения и туризма (разработано автором)
Вестник Евразийской науки 2018, №3, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today
ЗОНЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ЗОНЫ С ОТСУТСТВУЮЩИМ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА [ | ЗОНЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
МТК - «ЕВРОПА-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ»
Рисунок 3. Схема перспективного развития туризма (разработано автором)
Для возрождения и стабильного роста туризма необходимым является образование крупной структурированной сети, состоящей из центров притяжения и маршрутов между туристскими центрами, захватывающих всю территорию Южного Урала. Формирование уникального метода на основе «территориальных каркасов» [9] в планировочной структуре представит эффективные пути стабильного роста и точки/кластеры нового развития территорий. Необходимым является тесная взаимосвязь с соседними крупными регионами, демонстрирующими высокий уровень инфраструктуры и качество туризма (Свердловская область).
Архитектурный уровень
Вся архитектура, в структуре туризма, является неотъемлемой частью обширного процесса. Существующий или вновь образованный центр туризма, как средовой объект,
состоит из многоуровневых и многофункциональных элементов, с главным объемом в виде архитектурного объекта.
Центр регионального развития туризма (ЦРРТ) это многофункциональная структура, туристического и исследовательского направления, с целью устойчивого развития туризма на регионе. Основными функциями ЦРРТ является контроль и развитие туристско-рекреационного потенциала на региональном уровне, с функциями управления объектами туризма, обслуживания путешественников, планирование развития региона.
Предлагаемые ЦРРТ располагаются в каждой из областей региона, с учетом существующей обстановки социально-экономического положения территорий и перспективных намерений органов федерального и местного управления. В виду уникальности каждой территории и различию по составу элементов управления, форма и функции центров различны.
ЦРРТ- 1 УРОВЕНЬ
Рисунок 4. Классификация по уровню ЦРРТ (разработано автором) Страница 9 из 15
Количество и типы каждого из ЦРРТ индивидуальны для каждой из областей, составляющих Южный Урал.
Обобщая ЦРРТ, можно выделить два крупных блока по всем классификациям. Первый блок характеризуется описанием классификаций по туристским свойствам, которые фокусируются на: виде туризма, масштабах предполагаемых мероприятий, сфере воздействия, административном управлении, интересах туристов на определенной территории. Второй блок характеризуется архитектурными и пространственным свойствами. Данный блок уточняет архитектурно-художественную выразительность, объемно-планировочные решения, вместимость центра и расположение проектируемого Центра относительно городской структуры. Классификации имеют условный характер, так как каждый ЦРРТ представлен, как относительно уникальный объект.
В зависимости объемно-планировочной структуры ЦРРТ подразделяются на три группы (см. рис. 4):
• крупные, расположенные в крупнейших городах. Такие объекты имеют широкий спектр предоставляемых услуг, включают в свой состав развлекательные, оздоровительные, спортивные центры, имеют широкие управляющие функции способные координировать туризм во всем регионе, а также влиять своей деятельностью на образование нового центра притяжения в регионе. Крупные центры выражены многофункциональными центрами или комплексами со сложной объемно-планировочной структурой имеющие дополнительные филиалы в городской структуре.
• средние, расположенные в малых и средних городах. Данные центры имею небольшой спектр предоставляемых услуг, связанных с первичным обслуживанием туриста, либо узкой направленностью туристской деятельности. Данные туристские центры представляются отдельно стоящими объемно-пространственными объектами, включенными в городскую структуру, либо расположенные вблизи от ценных туристских объектов. Туристские центры выражаются яркими культурными, туристскими, спортивно-оздоровительными центрами и курзалами.
• малые, располагаются в малых населенных пунктах, районных центрах или крупных туристически и стратегически важных объектах, значительно отдаленных от городской структуры. Малые центры имеют одну или две специализированные функции, связанные с развлекательной, оздоровительной, научной, спортивной деятельностью. Такие объекты имеют упрощенную объемно-планировочную структуру и зачастую способны встраиваться в существующие здания с доминирующими функциями (гостиницы, театры, торговые и культурные центры), при этом являться дополнительным сервисом по обслуживанию туристов.
Для оптимизации сети Центов регионального развития туризма предлагается:
1. реорганизация заброшенных туристских баз отдыха, устаревших центров творчества, дворцов спорта и туризма, домов отдыха и лечения. Внедрение в такие объекты свежего направления с расширенными функциями откроет дополнительные возможности в их развитии;
2. оптимизация архитектурно-планировочной структуры курортных и горнолыжных комплексов, увеличение площадей существующих объектов туристического притяжения за счет реконструкции существующих помещений под дополнительные функциональные требования, пристройки к зданию новых блоков, усложнению функций;
3. связь архитектурных объектов с пространственной средой, образование на их основе туристских маршрутов и инфраструктуры;
4. строительство новых центров туризма, в которых будут предусматриваться наиболее полное туристское образование с местами отдыха и развлечений, получения информации, выставочными залами, магазинами, пунктами питания и сервиса. Размещения такого центра необходимо организовывать в непосредственной близости к важным объектам притяжения или непосредственно на туристских маршрутах.
Функционально-планировочная структура ЦРРТ может представлять собой:
• универсальный тип здания: ЦРРТ малые и средние центры с универсальным набором помещений и функций - построенные по типовым проектам;
• универсальный тип здания: ЦРРТ малые и средние, но размещенные в приспособленных зданиях и помещениях (1 этажи или блоки, пристроенные к гостиничному комплексу, спортивно-развлекательным, бизнес центрам и т. д.);
• специализированное ЦРРТ, в структуре которого размещаются доминирующий крупный блок гостиницы, санатория, фитнес центра, музея, выставочного комплекса, развлекательного центра, конгресс центра и т. д. Такой тип здания может получить развитие за счет прилагаемых пространств, привлекательных с точки зрения туризма (заповедники, историко-культурные объекты, музеи под открытым небом, уникальные природные объекты и явления);
• новое здание, ЦРРТ спроектированное для данной территории, с учетом всех нормативных и рекомендательных требований.
Как говорилось ранее, все типы ЦРРТ находятся в подчинении и зависимости друг от друга. Все центры напрямую связаны с внешней средой и ее уровнем, туристскими маршрутами и опорными кластерами, воздействующими факторами социально-политической, экономической и культурной сферой. Уровень налагаемых функций отражается на типе центра и проявляется в его планировочной системе, то как крупный ЦРРТ обращен на мировую среду туризма проявляется на усложненной планировочной структуре объектов управления и научной деятельности, сервису гостеприимства и развлечений, обучении и развитии.
Расположение ЦРРТ прогнозирует развитие не только причастного элемента притяжения путешественников, но и целое направление туризма, которое задается центрами. Предполсылки развитии Южного Урала имеет ряд туристских направлений: сельский, экологический, паломнический, археологический.
Опираясь на функциональные различия и структурный подход исследования, предложены решения по расположению ЦРРТ на территории Южного Урала.
ЦРРТ 1 уровня - наиболее приближены к административным центрам. Многофункциональные туристские центры рекомендуется располагать в отдаленности от оживленной части города, промышленных и сельскохозяйственных центров, выводя на периферию жилой или промышленной зоны. Таким образом, внутри ЦРРТ образуется самостоятельный организм, питающий жизнедеятельностью всю прикасаемую городскую среду. Такие центры состоят из нескольких крупных архитектурных объемов, объединенных внутренним открытым пространством в виде площади, выставочного пространства или парка. В большом смысле все ЦРРТ имеют множество открытых - приглашающих, зон, позволяющих плавно перетекать из одной функциональной зоны в другую. В конструктивном исполнении наилучшим решением является принятие большепролетных конструкций, позволяющих
придать характер архитектурной форме. ЦРРТ занимают обширные рекреационные территории города или загородной части. Центры способны выражаться многоэтажными сооружениями, зависящими от функциональных назначений и планировочных решений.
ЦРРТ 2 уровня - размещаются на базе крупнейших туристских объектов, в средних или малых городах, а также городах, теряющих жизнеспособность и нуждающихся в введении новых стимулирующих факторов. Данный тип ЦРРТ представляется малоэтажными сооружениями со сложным архитектурным объемом. Архитектурной доминантой центра способны стать конфцеренц-зал или гостиничный комплекс.
Рисунок 5. Схема структурного расположения ЦРРТ (разработано автором)
64SAVN318
ЦРРТ 3 уровня - имеют прямую зависимость от местных условий и объекта туристического интереса, будь то природный заповедник или памятник архитектуры. Малые центры это самодостаточные филиалы от ЦРРТ 1 и 2 уровней. Их количество и расположение зависит от объектов туризма, крупных транспортных узлов сообщения и туристских маршрутов. В архитектуре выражаются одноэтажными обособленными постройками, вписанными в природные силуэты, а также яркими конструктивными мыслями в виде домов-мостов, подвешенных или перевернутых зданий и хижин. Данные ЦРРТ максимально полно способны отражать места туристических маршрутов.
По словам Булатовой Е.К «Деятельность туристского центра, его стабильная наполняемость могут быть обеспечены только при условии, что каждый туристский комплекс проектируют и рассчитывают не изолированно, а как одно из звеньев целостной системы туристских маршрутов и сценарных планов путешествий по этим маршрутам» [10].
Основываясь на структурном методе развития регионального туризме, все ЦРРТ распложены согласно территориальной востребованности и перспективности их развития (см. рис. 5). Крупные центры рассредоточены центральных территориях областей и республики, учитывая максимально короткое расстояние до административного центра. Расположение средних ЦРРТ на регионе связано с крупными городами, которые нуждаются в дополнительном источнике развития, либо на территории крупных курортов и туристских обьектах (города: Бузулук, Соль-Илецк, Орск, Магнитогорск, Красноусольск, Усть-Катав, Октябрьский и т. д. см. рис. 5). Малые центры располагаются, согласно существующим или предлагаемым туристским обьектам, на транспортных узлах и важных маршрутах. (Абдулино-Музей, Кваркино-Археологические раскопки древнего города, Туристический комплекс на озере и т. д. см. рис. 5). К тому же малые и средние центры могут нарастать свою силу и увеличиваться в различных частях региона, тем самым создавать новые опорные элементы по развитию и курьированию туризма.
В общем представлении ЦРРТ это единая структурная сеть, объединяющая многопрофильный туризм на регионе. Способная фиксировать точки роста туризма, создавать новые центры притяжения, а также влиять на повышение экономики региона, увеличивая привлекательность местности для путешественников. Все в целом, согласно структурному методу и ЦРРТ, представляется возможность развития обозначенных территорий с решением существующих проблем и формированием стабильной и самоуправляемой туристской среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономаренко Е.В. Особенности архитектуры городов-заводов Южного Урала в XVIII - начале XX века // Приволжский научный журнал №3. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2016. - С. 114-118.
2. Холодова Л.П. Исторические концепты организации Уральских промышленных городов // Управленец. - 2009. - №1-2 (28-29). - С. 39-45. изд. УрГЭУ.
3. Потаев Г.А., Дражин В.В. Культурно-туристские зоны в малых и средних исторических городах / Г.А. Потаев, В.В. Дражин // Архитектура и строительство. - Минск, 2003. - №7.
4. Булатова, Е.К. Формирование архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов (на примере Южного Урала): дис. ... канд. арх.: 05.23.20 / Е.К. Булатова; Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Нижний Новгород, 2014. - 139.
5. Бекасова, О.С. Технология планирования туристского сектора региональной экономики: дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бекасова Оксана Сергеевна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. - Челябинск, 2009. - 159 с.: ил.
6. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона // Экономический анализ: теория и практика, 2014, 13(14), 13-19.
7. Дунец АН, География туризма России / Изд-во АлтГТУ. - Барнаул, 2007. - 280 с.
8. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности // Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. - 288 с.
9. Яковлева С.И. Каркасные модели в региональных схемах территориального планирования // Псковский регионологический журнал. 2013. № 15. С. 15-25.
10. Булатова Е.К. Архитектура туризма: метод разработки системы сценарных планов маршрутных связей // Концепт. - 2016. - № 03 (март). - ART 16050. - 0,4 п.л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16050.htm. - ISSN 2304-120X.
Rafikova Dinara Maratovna
Saint-Petersburg state university of architecture and civil engineering, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: Rafikova-di@mail.ru
Formation of regional tourism
of the Southern Urals on the basis of the structural method
Abstract. The article examines the regional development of tourism in the example of the Southern Urals, from the standpoint of town planning and architectural solutions. The author formulated the main problems of the tourism sector in the country. All data and research methods for the Southern Urals are covered. The nature of the region has been identified, the specifics of regional tourism have been determined, reference clusters and tourist sites have been noted. The main problems of development of the tourist sector in the Southern Urals are highlighted. The development of the region at a town-planning and architectural level with the use of a structural method based on the organization of tourist centers of regional development is proposed. The structural method of regional development of tourism is described. In the author's research work, the division of town planning and architectural analysis is demonstrated. From the point of view of the town-planning approach, the author has generated graphic materials and data on the degree of study of the territories. The problem points of development in the region are indicated. The influence factors on the development of regional tourism are described. From the position of architectural analysis, the development of the typology of tourism objects with the help of the Centers for Regional Development of Tourism (CRDT) was proposed. The types of centers are described. Brief characteristics of their functional planning are indicated. Depending on the spatial planning structure of the MDRT, three groups are distinguished. A description of the types of MDGR (large, medium and small) is given. The structure of the centers according to the level of influence on the structure of regional development is characterized. The optimization of the network of Cents for regional tourism development is proposed. Drawing up a graphical scheme for the development of the Southern Urals with author's solutions for the location of the MDRT. Based on the double approach of analysis, the method of structural development of the region is formed.
Keywords: regional tourism; structural method; town-planning level; architectural level; tourist center; South Ural; Center for Regional Development of Tourism (CRDT)
64SAVN318