Научная статья на тему 'Формирование регионального рынка логистического аутсорсинга'

Формирование регионального рынка логистического аутсорсинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР / LOGISTICS PROVIDER / КОНТРАКТНАЯ ЛОГИСТИКА / CONTRACTUAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волошина А. С., Широченко Н. В.

Изучаются характерные черты применения аутсорсинга в логистике. Выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование регионального рынка логистического аутсорсинга. Рассмотрены основные виды логистических провайдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A REGIONAL MARKET OF LOGISTICS OUTSOURCING

The article identifies outsourcing features in logistics. It deals with main factors affecting the development of the regional market of logistics outsourcing. The research reviews main types of logistics providers.

Текст научной работы на тему «Формирование регионального рынка логистического аутсорсинга»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 658

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА

А. С. Волошина, Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Изучаются характерные черты применения аутсорсинга в логистике. Выявлены ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование регионального рынка логистического аутсорсинга. Рассмотрены основные виды логистических провайдеров.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, логистический провайдер, контрактная логистика.

THE FORMATION OF A REGIONAL MARKET OF LOGISTICS OUTSOURCING

А. S. Voloshina, N. V. Shirochenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article identifies outsourcing features in logistics. It deals with main factors affecting the development of the regional market of logistics outsourcing. The research reviews main types of logistics providers.

Keywords: outsourcing, logistics, logistics provider, contractual logistics.

Аутсорсинг в логистике представляет собой частичную или полную передачу функций внешней организации - аутсорсеру. Аутсорсером является логистический посредник. Среди логистических посредников выделяются организации, которые оказывают комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Сфера деятельности таких посредников называется контрактной логистикой.

В основе логистического аутсорсинга лежит цель организаций к снижению логистических затрат и желание сконцентрироваться на основном виде деятельности. Использование услуг аутсорсеров, которые располагают нужными знаниями, ресурсами и компетенциями, приводит как к уменьшению общего уровня затрат, так и к достойному уровню обслуживания конечного потребителя [1-5].

Главными причинами для использования логистического аутсорсинга являются:

- нехватка знаний и опыта у компаний в области логистики;

- возможность заказчика сконцентрироваться на основных видах деятельности;

- использование всех нюансов логистического подхода к управлению собственной деятельностью без затрат на развитие собственной компетенции в этой сфере;

- изменение структуры затрат;

- комплексное логистическое обслуживание высокого качества, которое обеспечивает аутсорсер.

Логистический аутсорсинг может быть комплексным или фрагментарным, т. е. могут быть переданы только части логистической операции (например, управление входящими потоками, процедурами заказов, упаковкой, транспортировкой, складированием).

В настоящее время можно выделить 4 главных фактора, влияющих на развитие рынка логистического аутсорсинга:

1. Глобализация, территориальное расширение снабженческих сетей. Изменения в работе с межрегиональными и международными поставщиками, вызванные санкциями против России, усложнили управление логистическими цепями. Поэтому для компаний сотрудничество с логистическими провайдерами является возможностью облегчить управление международной логистикой.

2. Сложность управления цепями поставок. Компаниям для работы нужно увеличивать количество персонала, количество транспорта и др. Логистический посредник же может предоставить все логистические ресурсы без дополнительных затрат на зарплату, содержание автотранспорта. Внешний партнёр также преодолевает внутреннюю инерцию организации, препятствующую компании производить улучшение логистического процесса своими силами.

3. Дифференциация спроса. Обязательное условие выживания в конкурентном рынке услуг и достижения компанией уровня прибыли - это соблюдений растущих требований конечного потребителя, повышение оборота запасов, управление сложными внутренними и международными цепями поставок, поддержание баланса между качеством сервиса и затратами. Логистического посредника можно назвать средством, с помощью которого можно снизить логистические затраты, обеспечить необходимый уровень информационных технологий без инвестиций и улучшить логистический процесс более быстро, чем это могло быть сделано внутренними силами компании.

Логискики и управление цепями поставок^на предприятии

4. Применение аутсорсинга как бизнес-процесса организации. Аутсорсинг - неотъемлемое средство для разработки, реализации и управления бизнес-моделью организации, которая позволяет направить ресурсы на основной вид деятельности.

Предпосылкой для передачи дел на аутсорсинг может быть:

- высокие затраты на содержание и обеспечение транспортной структуры;

- неудовлетворенность качеством выполнения функции в рамках предприятия.

Прежде чем принять решение о передачи дел по логистике на аутсорсинг, большинство компаний опираются на собственную бизнес-стратегию. Другими словами, необходим логистический оператор на нужной территории, который обладает нужным профилем и компетенциями. На аутсорсинг могут передаваться как относительно простые операции (например, перевозка из пункта А в пункт Б в стандартных грузовиках), так и более сложные: от формирования и отслеживания транспортных проектов, подбора подходящего транспорта в зависимости от номенклатуры товара (клиент заказывает доставку необходимого товара в нужное время, а не тип транспорта) до полного управления всеми логистическими потоками крупных производственных компаний.

Грамотно сформированная логистика дает возможность значительно уменьшить затраты за счет общего управлениями всеми видами потоков, объединения потоков и организации кругорейсов. Однако достоинства применения логистического аутсорсинга состоят в наиболее глубоком осознании провайдером особенностей рынка, наличии штата грамотных и квалицированных работников, досконально знающих свою область и имеющих специализацию по разным областям логистики, возможности тщательно отслеживать и скорее реагировать на всевозможные изменения в данной сфере.

В России уже существует опыт управления логистикой. Так, например, есть логистические компании, профилирующие в разных сферах и имеющие опыт, взятый как образец из других стран и накопленный в России. Но все-таки Россия по масштабу проникновения логистического аутсорсинга на рынок значительно отстает от зарубежный стран. Так, например, для сравнения, в России передается всего лишь 20-25 % операций логистическому провайдеру, в то время как за рубежом эти показатели достигают 70 %.

Региональный рынок логистических услуг активно развивается несмотря на финансовый кризис. Например, транспортная компания ООО «Системы консалтинга и аутсорсинга», опыт работы которой более 6 лет, в 2015 г. образовала региональные подразделе-

ния (Восточно-Сибирское региональное подразделение, Красноярское региональное подразделение, Дальневосточное региональное подразделение, Северо-Кавказское региональное подразделение). Акцентируя внимание регионально, компания в целом дает высококлассное обслуживание, увеличивая объем заявок и парка транспортных средств, расширяя сферу деятельности, охватывая даже маленькие города и близлежащие места.

Грамотно сформированная логистика на региональном рынке дает возможность значительно уменьшить затраты за счет общего управления всеми видами потоков и их объединения. В свою очередь, правильный аутсорсинг дает возможность изолировать логистические издержки на единицу выпускаемой продукции (например, на один автомобиль, включая логистику компонентов для сборки и доставку собранного автомобиля до дилера) и контролировать их.

Таким образом, получается, что логистический рынок в регионах начинает становиться «цивилизованным», погружая Россию в сеть производственно-кооперационных связей и становясь часть глобальной воспроизводственной системы.

Библиографические ссылки

1. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аут-стаффинг. Высокие технологии менеджмента. М. : Инфра-М, 2011.

2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / под ред. проф. Б. А. Аникина. М., 2003.

3. Ефимова С., Пешкова Т., Коник Н., Рытик С. Аутсорсинг. М., 2014.

4. Мерешко Н. Неосвоенная территория // Эксперт. 2012. № 49.

5. Юданов А., Барсукова А., Яценко Н. Нос на аутсорсинг // Эксперт Юг. 2013. № 2-4.

References

1. Anikin B. A., Ruda I. L. Outsourcing and outstaffing. High technology management. Infra-M, 2011.

2. Outsource the creation of highly efficient and competitive organization / ed. prof. B. A. Anikin. M., 2003.

3. Efimova S., Peshkov T., Konik N., Rytik S. Outsourcing. M., 2014.

4. Mereshko N. Wildland // Expert. 2012. № 49.

5. Yudanov A. Barsukov A., Yatsenko N. Nose outsourcing // Expert South. 2013, № 2-4.

© Волошина А. С., Широченко Н. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.