УДК 005:330.322
Н.А. Скворцова, канд. экон. наук, ст. преп., 8-910-747-90-02, [email protected], (Россия, Орел, ОГИЭТ),
Н.В. Пьянова, канд. экон. наук, ст. преп., (Россия, Орел, ОГИЭТ)
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК ПРАКТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
Рассмотрен региональный стратегический менеджмент как наука и практика управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики.
Ключевые слова: регионы, стратегия, инвестиционный потенциал, региональный менеджмент
Противоречия и неурегулированность взаимоотношений между федеральными, региональными и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения. Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.
1. Система новых отношений создается в условиях, когда плановодирективные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные до сих пор находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям и принципам функционирования.
2. В современных условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является субъектом собственности, который делегирует функциями собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных образований.
3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации — муниципалитет; муниципалитет — основное производственное звено; субъект Федерации — основное производственное звено.
4. В настоящее время меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования всех сфер деятельности, а с другой — вынуждены формировать ме-
ханизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач.
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона [1].
С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям [3].
Суть системы управления хозяйством региона состоит в следующих изменениях:
- ориентация развития региона на решение социальных проблем, воспроизводство условий, обеспечивающих качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
- формирование организационно-экономических условий для реализации всеми хозяйствующими субъектами региона принципов экономической свободы и хозяйственной самостоятельности;
- ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
- формирование и развитие регионального маркетинга как основа разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
- переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
- оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.) [6].
Региональный стратегический менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Зарубежный опыт мало пригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, ис-
торических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального управления экономикой в России [7].
Региональное управление экономикой функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социальноэкономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.
Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.
В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления экономикой, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т. д. В число основных задач регионального управления экономикой входят:
- обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни;
- экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
- оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
- обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;
- формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
Содержание стратегического управления экономикой как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона [8].
В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые — по всем другим объектам.
Функционирование экономики региона обусловливается действием объективных экономических законов и эволюционных изменений, представленных в трудах классиков эволюционных теорий, а также определенной степенью государственного регулирования [9].
В современных условиях решаются проблемы возрождения на региональном уровне хозяйского отношения ко всем сторонам экономической жизни. Создание подобного механизма сочетания всех интересов в рамках региональных экономических систем и будет решением важной задачи регионального управления экономикой.
С точки зрения системы целей и задач региональная экономика противоречива по своему содержанию, прежде всего она развивается в интересах всей страны. В то же время наряду с общегосударственными требуется поддержка и региональных интересов с учетом специфических особенностей данного региона [2]. В этой связи региональная экономика должна не только отстаивать интересы региональных экономических субъектов, но и способствовать достижению оптимального функционирования, механизма учета интересов отдельных регионов и всего российского общества.
В основе региональной экономической политики лежит несколько концептуальных положений. Ключевая посылка — поддержка развития территорий путем стимулирования роста производственного сектора.
Важно учитывать критерий, из которого исходят при разработке управления региональной экономикой. Этим критерием является степень выравнивания экономического развития регионов. Еще один критерий связан с правовым и социальным аспектами: длительно сохраняющиеся межрегиональные различия в уровне благосостояния противоречат социальноправовым представлениям общества.
Немалую роль играет и критерий экономической безопасности и стабильности. Регионы должны иметь определенную экономическую цельность и самообеспеченность. Обычно стремятся к относительному сближению экономических параметров различных регионов. Считается, что чрезмерная зависимость отдельных регионов от находящихся на других территориях или за границей рынков сбыта повышает вероятность конъюнктурных колебаний в них с вытекающими отсюда нежелательными социальными последствиями.
Достаточно высокая величина инфраструктурного и инновационного потенциалов и низкая величина природно-ресурсного потенциала существенного влияния на общий инвестиционный потенциал не оказала.
Таким образом, анализ особенностей инвестиционного потенциала регионального хозяйственного комплекса позволил отметить невысокий его уровень. Это не позволяет привлекать необходимый объем инвестиций, и поэтому проблема повышения инвестиционного потенциала и России, и ее регионов требует новых подходов и решений.
Особенностью инвестиционного потенциала региональных хозяйственных комплексов является создание и ускоренное развитие нового, ориентированного на реальный рынок платежеспособного спроса такого сектора, который станет фундаментом экономики. Новый сектор возникает, как правило, благодаря активности хозяйственных лидеров на базе имеющихся основных фондов для производства продукта повышенного спроса и при эффективности инвестирования всего процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимов Ю.П. Региональный инвестиционный центр: механизм создания, его функции / Ю.П. Анисимов, Е.В. Сибирская // Регионология. 2004. № 2. С. 66-78.
2. Бояркин Г. Трудовая миграция и экономический потенциал региона / Г. Бояркин // Человек и труд. 2003. № 2. С. 25-26.
3. Валинурова Л.С. Управление инвестиционным процессом в экономических системах / Л.С. Валинурова. М.: Палеотип, 2002. 295 с.
4. Вахрин П.И. Инвестиции: учебник / П.И. Вахрин. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. 384 с.
5. Деева А.И. Инвестиции: учеб. пос. / А.И. Деева. М.: Экзамен, 2004.
320 с.
6. Жданов В.П. Инвестиционный механизм регионального развития / В.П. Жданов. Калининград: БИЭФ, 2002. 375 с.
7. Заварина Е.С. Система показателей муниципальной статистики и опыт ее внедрения в статистическую практику: проблемы региональной статистики / Е.А. Заварина // Вопросы статистики. 2001. № 7. С. 49-50.
8. Осинцев Ю.В. Свердловская область готова к инвестициям / Ю.В. Осинцев // ЭКО. 2003. № 5. С. 133-143.
9. Самогородская М.И. Современные технологии управления региональными инвестиционными процессами / М.И. Самогородская // Финансы и кредит. 2006. № 25. С. 23-36.
10. http: // www.raexpert.ru.
SkvortsovaN.A., PjanovaN.V.
Formation of regional management as practice of achievement of interaction of economy and investment potential
Regional strategic management as a science and practice of management by social and economic processes of region, in conditions of market economy is considered.
Key words: regions, strategy, investment potential, regional management