Научная статья на тему 'Формирование рефлексивных умений в учебной деятельности у младшего школьника'

Формирование рефлексивных умений в учебной деятельности у младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тополя Л.С., Савченко В.В.

В данной статье можно просмотреть формирование рефлексивных умений в учебной деятельности у младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование рефлексивных умений в учебной деятельности у младшего школьника»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 371

Л. С. Тополя

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

В. В. Савченко

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: О. Н. Шадрина старший преподаватель

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В данной статье можно просмотреть формирование рефлексивных умений в учебной деятельности у младшего школьника

Ключевые слова

Рефлексия, младший школьник, учебная деятельность.

В наше время активно растет область информационных ресурсов. В этом русле личности важно иметь и некоторые фиксированные знания, умения и навыки, а также, умение ориентироваться в информационной области, уметь ставить свою цель, достигать её, способность объективно себя оценить и предвидеть развитие дальнейших событий.

В.Г. Горецкий считает, что приоритетной целью сегодняшней образовательной системы становится формирование личности, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. На основе этого одной из задач обучения является формирование у младшего школьника умения к рефлексивности контроля своей работы как основы мотивации и умения обучаться [1, с. 4].

А. Соловейчик отмечает: основой новых государственных стандартов общего образования стало их ориентация на УУД, одним из которых являются универсальные рефлексивные умения. В начальных классах развиваются такие рефлексивные умения, как: объективно воспринимать себя; ставить цель деятельности; определять окончание деятельности; сопоставлять результаты с целью деятельности; видеть присутствие ошибок в своем поведении; описывать пройденную ситуацию. Обучающиеся осваивают ключевые компетентности, составляющие базу умения обучаться. Необходимое требование - сформировывать умения осознавать причины удачи/неудачи обучающей работы и способности адекватно реагировать даже в ситуациях неудачи. Концепцией организации обучения по ФГОС в системе непрерывного образования является приближение обучающегося к активной познавательной деятельности. Ребёнок не должен постоянно потреблять готовые знания. Он хочет стать активным, самостоятельным в познавательной деятельности обучения [5].

Рефлексия помогает привить обучающемуся самоконтроль, самооценку, саморегулирование и формирование привычки к пониманию событий, проблем, жизни, помогает формированию у школьников способности критически мыслить, понимающего отношения к собственной работе, а также формированию самоменджмента [2, с. 37].

По мнению И.В. Дубровиной в работе «Младший школьник: рефлексия в учебе» - это понимание в основе получения новых знаний, когда обучающийся: исследует и применяет имеющиеся ЗУН, увеличивает их, понимая выполнение задания, критико - оценочное отношение к сделанному, проверяет и исследует итог своей деятельности [3, с.22].

Л.Г. Олисова в работе «Мониторинг в практике развивающего обучения» считает, что в основе получения учебного результата должен происходить мониторинг сформированности педагогической деятельности, нового у каждого ученика в отдельности. Чтобы принять способ, ученик должен освоить основой деятельности (каждое действие - средство). Педагог обязан регулировать наличие каждого средства у ребенка, для знания, какую коррекцию использовать именно с этим ребенком. [4, с. 35].

Таким образом, краткое описание способов, оказывающих развитие на рефлексивную деятельность, означает, что использование их в начальных классах оказывает помощь не только для активизации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

познавательной деятельности обучающихся начальной школы, развития их мышления, а так же делает разнообразным урок, оказывает воздействие на принятие решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительным аргументам.

Список использованной литературы:

1. Горецкий В.Г. Методический журнал Начальная школа № 2. - М.: «Начальная школа». 2006.

2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. - Томск: «Пеленг». 1992.

3. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. «Младший школьник: развитие познавательных способностей» Пос. для учителя. - М.: Просвещение. 2011.

4. Олисова Л.Г. Мониторинг в практике развивающего обучения. - Томск: «Пеленг». 2002.

5. Соловейчик А. Газета Начальная школа №15. - М.: Издательский дом «Первое сентября». 2008.

© Тополя Л.С., Савченко В. В., 2017

УДК 371

Л. С. Тополя

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова

В. В. Савченко

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: О. Н. Шадрина старший преподаватель

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В данной статье рассмотрим влияние элементов модульного обучения на лидерские качества младшего школьника

Ключевые слова

Лидерские качества, младший школьник, модульное обучение.

Основными и наиболее необходимыми качествами человека в современном развивающемся мире становятся движение и развитие, конкурентоспособность.

Л.И. Божович пишет: проблема воспитания лидерского качества сейчас очень важна, без лидерской позиции невозможно и не может быть детского коллектива [3, с. 45].

Раннее выявление будущих лидеров даст положение для продвижения новых достижений теории и практики в разработке качественно новых методов к осуществлению и продумыванию педагогического процесса в любом образовательном учреждении.

По мнению А.А. Люблинской первого внимания заслуживает младший школьник. В данном возрасте реализуется дальнейшее расширение области совместных с другими людьми действий, развивается организация, положительная направленность, целеустремленность, предприимчивость. Результатом обучения и воспитания в начальной школе обязаны стать умения искать важную информацию и умение использовать её для получения знаний. Помимо этого, нужно учить ребёнка брать на себя ответственность и примыкать к совместному принятию решений. Это значит движение с объяснения иллюстрационного метода образования на деятельность, основе которого ребёнок является активным членом учебного процесса [4, с. 90].

В социальной психологии Г.М. Андреевой существует два основных взгляда. Автор предполагает, что лидером рождаются и обучение, и воспитание не имеют никакого значения и то, что при рождении на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.