Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1834
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АУДИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ПИСЬМО / РЕЧЕВОЙ НАВЫК / РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Е.Н., Мамедова Л.В.

На сегодняшний день, образовательные стандарты общего образования по английскому языку предусматривают овладение учениками следующими речевыми навыками: чтение, аудирование, письмо и говорение. Английский язык, как и русский язык, является основным инструментом общения, поэтому в обучении иностранному языку учителю необходимо уделять особое внимание видам речевой деятельности. Однако, педагог сталкивается с некоторыми разноплановыми трудностями, а от их преодоления зависит овладение школьниками коммуникативной компетенцией. Стоит отметить, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение вступать в диалог, умение выстраивать конструктивное взаимодействие с собеседником, и многое другое. Проблема формирования речевых навыков в обучении иностранному языку является актуальной темой так, как в современных условиях развитию речевого навыка у учеников отводится недостаточно времени в учебном процессе, что ведет за собой ряд проблем, ввиду которых дети не способны грамотно строить предложения с их последующим высказыванием, не способны воспринимать английскую речь на слух, а также испытывают трудности в письме и чтении. Более того, учащиеся могут столкнуться с лингвистической интерференцией, с экстралингвистическими трудностями, с языковым барьером и с другими аспектами, затрудняющими развитие речевого навыка у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Е.Н., Мамедова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH SKILLS AND ABILITIES IN LEARNING ENGLISH

To date, the educational standards of general education in English provide for students to master the following speech skills: reading, listening, writing and speaking. English, like Russian, is the main communication tool, therefore, in teaching a foreign language, the teacher needs to pay special attention to the types of speech activity. However, the teacher faces some diverse difficulties, and the mastery of students' communicative competence depends on overcoming them. It is worth noting that communicative actions provide social competence, the ability to enter into a dialogue, the ability to build constructive interaction with the interlocutor, and much more. The problem of the formation of speech skills in teaching a foreign language is an urgent topic, as in modern conditions, the development of speech skills in students is given insufficient time in the educational process, which leads to a number of problems, due to which children are not able to competently build sentences with their subsequent utterance, are not able to perceive English speech by ear, and also experience difficulties in writing and reading. Moreover, students may encounter linguistic interference, a language barrier and other aspects that hinder the development of the child.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Формирование речевых навыков и умений в процессе обучения английскому языку Елена Николаевна Мамедова

студентка группы ПО-21 кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри Нерюнгри, Россия lena.mamedova.99@bk.ru 0000-0000-0000-0000

Лариса Викторовна Мамедова

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри Нерюнгри, Россия larisamamedova@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 02.03.2022 Принята 17.04.2022 Опубликована 15.05.2022

« 10.25726/д2531-9016-9173-с

Аннотация

На сегодняшний день, образовательные стандарты общего образования по английскому языку предусматривают овладение учениками следующими речевыми навыками: чтение, аудирование, письмо и говорение. Английский язык, как и русский язык, является основным инструментом общения, поэтому в обучении иностранному языку учителю необходимо уделять особое внимание видам речевой деятельности. Однако, педагог сталкивается с некоторыми разноплановыми трудностями, а от их преодоления зависит овладение школьниками коммуникативной компетенцией. Стоит отметить, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение вступать в диалог, умение выстраивать конструктивное взаимодействие с собеседником, и многое другое. Проблема формирования речевых навыков в обучении иностранному языку является актуальной темой так, как в современных условиях развитию речевого навыка у учеников отводится недостаточно времени в учебном процессе, что ведет за собой ряд проблем, ввиду которых дети не способны грамотно строить предложения с их последующим высказыванием, не способны воспринимать английскую речь на слух, а также испытывают трудности в письме и чтении. Более того, учащиеся могут столкнуться с лингвистической интерференцией, с экстралингвистическими трудностями, с языковым барьером и с другими аспектами, затрудняющими развитие речевого навыка у ребенка.

Ключевые слова

английский язык, речевая компетенция, экстралингвистические трудности, структура речевой деятельности, аудирование, чтение, письмо, речевой навык, речевое умение..

Введение

Развитие речевого навыка является крайне необходимым в современном мире, поскольку он позволяет людям обмениваться информацией, установить контакт и обеспечить взаимодействие. Формирование речевых навыков и умений в обучении английскому языку, как правило, начинается в школе, что значительно облегчает работу педагога, так как дети в связи с возрастными особенностями усваивают иностранный язык лучше взрослых людей (Зимняя, 2000).

Более того, опираясь на научные исследования, стало известно, что учащиеся начальной школы реже сталкиваются с таким явлением, как языковой барьер, что также обуславливается психологическими особенностями возрастной категории.

Однако, дети, как и взрослые, порой сталкиваются с внешними и внутренними факторами, которые носят разный характер. Внутренние факторы, как правило, не зависят от условий среды обучения и к ним относят: психологическое состояние учащегося, незнание грамматических и фонетических норм, нехватка языковых и речевых средств, уровень самооценки ребенка, мотивация к обучению, степень эрудированности, недостаточное владение метапредметными знаниями и другие.

Материалы и методы исследования

Перечисленные факторы представляют собой особую проблему, так как для ее решения учитель должен владеть знаниями в разных областях. Более того, решению таких проблем также способствует тесное взаимодействие учителя с учениками, а также методы обучения, которыми педагог руководствуется в своей деятельности (Пикеева, 2015).

Внешние факторы подразумевают недостаточное техническое оснащение классного кабинета, высокую численность класса, несоответствие образовательных программ и отсутствие учебного времени.

Необходимо уделить внимание такому явлению, как языковой барьер. Данный феномен характеризуется трудностями в развитии речевых навыков, ввиду чего человеку тяжело вступать в контакт с человеком, относящимся к другой языковой группе. В таком случае оба собеседника испытывают сложности в общении, так как один человек не может воспроизвести и грамотно донести свою мысль, а слушатель не может понять говорящего.

Языковой барьер может быть, как лингвистическим, так и психологическим, но чаще всего ученик имеет дело с двумя видами сразу. Так как лингвистический вид подразумевает отсутствие языковой практики, отсутствие навыка слушания, отсутствие словарного запаса или знаний в определенной сфере и так далее (Хужаниязова, 2013).

Психологический вид, в свою очередь, представляет собой неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и так далее. С лингвистическим барьером чаще сталкиваются ученики начальной школы, но несмотря на это, большинство детей не испытывают психологических трудностей, что позволяет преодолевать лингвистический барьер быстрее и эффективнее. Что касается детей средней и старшей школ, то здесь преобладает психологический барьер в совокупности с лингвистическим, так как дети из-за нехватки знаний боятся допустить ошибку из-за которой получат неудовлетворительную оценку.

Результаты и обсуждение

Стоит отметить, что межъязыковая и внутриязыковая интерференция также оказывает негативное влияние на формирование речевых навыков и умений. Данное явление характеризуется осознанным или неосознанным наложением языковых систем одного языка на другой. Рассматривая английский и русский языки можно привести следующий пример межъязыковой интерференции: в русском языке каждому одушевленному и неодушевленному предмету присущ средний, женский или мужской род. В английском языке неодушевленные предметы и животные в единственном числе являются существительными только среднего рода и при обозначении в качестве местоимения пишется «it» - оно, вместо «he» - он или «she» - она. То есть при построении предложений: «У меня есть собака. Она большая.» - «I have got a dog. It is big.», дети, накладывая знания системы русского языка на английский язык говорят: «I have got a dog. She is big.», допуская подмену местоимения «it» - оно, на «she» - она.

Еще одним примером данного явления может послужить строгий порядок слов в предложении, предусмотренный в английском языке. Носители русского языка знают о том, что в родном языке свободный порядок, поэтому предложение, которое несет одну и ту же смысловую нагрузку может выглядеть по-разному:

- вчера я гуляла с друзьями;

- с друзьями гуляла я вчера.

В английском языке данное предложение будет выглядеть исключительно таким образом: «I walked with my friends yesterday». Стоит отметить, что в английском языке утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения имеют разные конструкции, что доставляет учащимся трудности в изучении языка.

Опираясь на вышеизложенные проблемы, можно сформировать ряд педагогических условий, которые окажут влияние на успешно формирование языковых навыков и умений процессе обучения иностранному языку:

- создание насыщенной языковой среды на уроках английского языка;

- руководствоваться современными технологиями в формировании речевых навыков;

- обеспечение доброжелательного микроклимата в классе во избежание появления психологического барьера;

- учет индивидуально-возрастных особенностей учащихся;

- разработка системы мотивации учеников;

- создание среды для естественной потребности в коммуникации;

- продвижение по направлению от речи к языку;

- соблюдение в процессе обучения закономерностей формирования и развития навыков и

умений;

- обучение посредством коммуникативной основы и так далее.

Важно помнить о том, что для формирования речевых навыков и умений, ребенок должен уметь воспринимать и чужую речь, что указывает на важность развития аудирования, чтения, письма и говорения в совокупности, поэтому педагогу следует руководствоваться модульной технологией в образовательном процессе (Артемов, 2002). В таблице 1 представлены порядок и методы развития навыков, оказывающих влияние на формирование речевых навыков и умений.

Таблица 1. Номенклатура навыков.

№ Навык Методы формирования

I Аудирование Применение интерактивных современных технологий: просмотр видеороликов или мультфильмов на английском языке, прослушивание песен и диалогов и так далее.

П Говорение Применение игровых методов и обучения в сотрудничестве в совокупности с расширением кругозора и словарного запаса у учащихся.

Ш Чтение Руководство учебными пособиями уровня «Beginner». Использование в учебном процессе коротких текстов с опорой на возрастную категорию учеников для развития интереса к обучению.

N Письмо Применение тандем-метода, обучения в сотрудничестве, проектного метода. Возможно применение дистанционных технологий при наличии «pen friend» -друга по переписке.

Опираясь на порядок формирования навыков, представленный в таблице 1, можно сделать вывод о том, что овладение речевыми навыками и умениями зависит от определенного алгоритма, а связь между перечисленными навыками обуславливается сложной мыслительной деятельностью, которая опирается на внутреннюю речь. Даже в обучении родному языку малыши сперва учатся воспринимать информацию на слух, затем воспроизводить свои мысли, и только после овладения устной рецептивной и устной продуктивной речевыми деятельностями ребенок может перейти к обучению чтению и письму.

Далее необходимо выделить основные виды речевой деятельности, которые оказывают влияние на формирование речевых навыков и умений. Для начала следует рассмотреть такой вид, как дискуссия. Преимущество данного вида в том, что учащиеся будут взаимодействовать не только друг с другом, но и с учителем, что стимулирует микроклимат в классе. Более того, выбор темы для обсуждения не менее

важен, поскольку следует учитывать интересы и возрастную категорию учащихся. На начальном этапе учителю следует разделить учащихся на подгруппы, объявить для каждой команды тему (желательно спорную) и приступить к обсуждению. Результатом такой деятельности послужит эффективное формирование речевых навыков, вовлеченность в учебный процесс и развитие критического мышления.

Обучение в сотрудничестве и игровые методы - неотъемлемые части образовательного процесса в рассматриваемой сфере (Зиновьева, 2013). Примером такой деятельности могут послужить ролевые игры, где учащиеся могут разыгрывать короткие сценки посредством использования в устной речи только английского языка. Педагогу необходимо предоставить учащимся информацию о выданной роли и о теме постановки. Благодаря такому виду речевой деятельности, устная речь детей будет приобретать эмоциональную окраску, постепенно будет становиться беглой и более грамотной.

Также можно использовать упражнения, направленные на завершение рассказа какого-либо рассказа. Педагогу следует рассказать учащимся историю на английском языке, но при этом не раскрывать развязку. Ученикам нужно будет на английском языке придумать продолжение истории. Такое упражнение поспособствует развитию творческого потенциала и быстрому усвоению лексических норм и средств выразительности.

Следует обратить внимание на задание, которое по сей день применяется в государственных экзаменах по английскому языку - описание или сравнение картинок. За основу следует взять определенную тему, например, «Different kinds of table games», что в переводе означает «Различные виды настольных игр», и подобрать соответствующую пару картинок. Сравнивая или описывая представленные картинки, ученики расширяют свой кругозор и активизируют словарный запас (Соловьева, 2015).

Безусловно, существуют и другие методы, направленные на формирование речевых навыков и умений, однако мы привели виды речевой деятельности, которые следует использовать в обучении младших школьников.

В завершении пройденных заданий, педагогу необходимо провести контроль. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Однако, для объективной оценки полученных знаний и умений педагогу следует руководствоваться всеми видами контроля в процессе обучения, таким образом учитель сможет своевременно выявить «пробелы» в знаниях и принять меры по их устранению.

Заключение

Формирование речевых умений учеников начальной школы при изучении английского языка невозможно без обеспечения педагогических условий, которые включают в себя новые технологии в образовании, а также важную роль играет порядок освоения навыков, направленных на развитие устной речи.

Применение вышеперечисленных методов не только активизирует речевой аппарат и создаст благоприятный микроклимат, но и окажет комплексное положительное влияние на всестороннее развитие ребенка: получение краеведческих знаний, развитие критического мышления и творческого потенциала, расширение кругозора и словарного запаса, развитие коммуникативных навыков в фронтальной работе, создание стимула для усовершенствования знаний английского языка и многое другое.

Список литературы

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2002. 256с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

3. Зиновьева Л.А. Говорите по-английски! Speak English!: Развитие навыков устной речи. Рн/Д: Феникс, 2013. 239c.

4. Пикеева Е.Н. Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. № 9.1 (89.1). С. 73-75.

5. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2015.

6. Хужаниязова Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). Т. 0. Уфа: Лето, 2013. С. 15-18.

Development of speech skills and abilities in learning english

Elena N. Mamedova

student of group PO-21 of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov in the city of Neryungri Neryungri, Russia lena.mamedova.99@bk.ru 0000-0000-0000-0000

Larisa V. Mamedova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education

TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov in the city of Neryungri Neryungri, Russia larisamamedova@yandex.ru 0000-0000-0000-0000

Received 02.03.2022 Accepted 17.04.2022 Published 15.05.2022

i 10.25726/g2531-9016-9173-c

Abstract

To date, the educational standards of general education in English provide for students to master the following speech skills: reading, listening, writing and speaking. English, like Russian, is the main communication tool, therefore, in teaching a foreign language, the teacher needs to pay special attention to the types of speech activity. However, the teacher faces some diverse difficulties, and the mastery of students' communicative competence depends on overcoming them. It is worth noting that communicative actions provide social competence, the ability to enter into a dialogue, the ability to build constructive interaction with the interlocutor, and much more. The problem of the formation of speech skills in teaching a foreign language is an urgent topic, as in modern conditions, the development of speech skills in students is given insufficient time in the educational process, which leads to a number of problems, due to which children are not able to competently build sentences with their subsequent utterance, are not able to perceive English speech by ear, and also experience difficulties in writing and reading. Moreover, students may encounter linguistic interference, a language barrier and other aspects that hinder the development of the child.

Keywords

english, speech competence, extralinguistic difficulties, structure of speech activity, listening, reading, writing, speech skill, speech skill

References

1. Artemov V.A. Psihologija obuchenija inostrannym jazykam. M.: Vysshaja shkola, 2002. 256s.

2. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija. Uchebnik dlja vuzov. M.: Izdatel'skaja korporacija «Logos», 2000.

3. Zinov'eva L.A. Govorite po-anglijski! Speak English!: Razvitie navykov ustnoj rechi. Rn/D: Feniks, 2013. 239c.

4. Pikeeva E.N. Pedagogicheskie uslovija razvitija ustnoj rechi na urokah anglijskogo jazyka // Molodoj uchenyj. 2015. № 9.1 (89.1). S. 73-75.

5. Solov'eva E.N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam. Bazovyj kurs lekcij. M.: Prosveshhenie, 2015.

6. Huzhanijazova G.Ju. Govorenie kak cel' obuchenija anglijskomu jazyku // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki : materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, mart 2013 g.). T. 0. Ufa: Leto, 2013. S. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.