Научная статья на тему 'Формирование речевых компетенций учащихся при изучении официально-делового стиля речи'

Формирование речевых компетенций учащихся при изучении официально-делового стиля речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Марина Анатольевна

В статье представлена характеристика речевых компетенций, которыми должен обладать современный специалист в области официально-делового стиля речи. Рассмотрены методы и приемы, способные обеспечить повышение эффективности формирования данных речевых компетенций. Наиболее продуктивно знания, умения и навыки деловой коммуникации усваиваются при использовании в учебном процессе проблемно-поисковых и активных методов обучения. Приведены примеры разработки учебных занятий с применением методики ролевых игр, лингвистических тренингов, заданий творческого, аналитического и поискового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование речевых компетенций учащихся при изучении официально-делового стиля речи»

УДК 378.016:811.161.1

Бондаренко Марина Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Академии труда и социальных отношений, marbondina@mail.ru, Москва.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫх КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАщИхСя ПРИ

изучении официально-делового стиля речи

Аннотация. В статье представлена характеристика речевых компетенций, которыми должен обладать современный специалист в области официально-делового стиля речи. Рассмотрены методы и приемы, способные обеспечить повышение эффективности формирования данных речевых компетенций. Наиболее продуктивно знания, умения и навыки деловой коммуникации усваиваются при использовании в учебном процессе проблемно-поисковых и активных методов обучения. Приведены примеры разработки учебных занятий с применением методики ролевых игр, лингвистических тренингов, заданий творческого, аналитического и поискового характера.

Ключевые слова: речевые компетенции, деловая коммуникация, профессиональная ориентированность, ролевые игры.

Bondarenko Marina Anatolyevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Docen, Professor of the Department of Russian Language, Academy of Labor and Social Relations, marbondina@mail.ru, Moscow.

FORMATION OF STUDENTS' SPEECH COMPETENSES while STUDYING OFFICIALL-BUSINESS STYLE

Abstract. The article is devoted to the modem specialists' competence in the questions of the officiall-business style of speech. As the consequence of negligence of this element in the structure of specialist's training is the absence of corresponding abilities necessary in different professional fields. The author of the article examines methods and receptions that provide the increase of efficiency of forming of these speech competenses. It is the problem-searching and the active methods of educating. The author makes examples of employments, role plays, linguistic training, tasks of creative, analytical and searching character, are used in that.

Keywords: speech competences, business communication, professional oriented, linguistic games.

Одним из ведущих понятий современной педагогической науки и практики стало понятие компетенций. Под компетенциями принято понимать совокупность знаний, умений и навыков, формирующихся в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность применять полученные знания, умения и навыки на практике [4]. В федеральных государственных образовательных стандартах ВПО именно через компетенции - общекультурные и профессиональные - формулируются требования к освоению основных образовательных программ. Среди общекультурных компетенций, которыми должны обладать бакалавры и специалисты, государственный стандарт называет «умение логически верно, аргу-

ментированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке» [5]. Данная компетенция относится к числу речевых, в свою очередь входящих в состав коммуникативных, которые отражают способность участника общения использовать единицы языка и речи в зависимости от того, в какой сфере это общение происходит.

Деловая сфера коммуникации развивается наиболее интенсивно и для успешного общения выпускнику вуза необходимо обладать значительными речевыми компетенциями, опирающимися на устойчивые представления об особенностях делового стиля речи. В их число входит: знание функциональных особенностей делового стиля речи, его дифференциации, языковых осо-

бенностей, способов выражения императивности, правил оформления документации, умение использовать устойчивые обороты при создании устных и письменных текстов, активное владение лексикой, применяемой в деловых переговорах, навык оформления документов в соответствии со стандартами и с соблюдением норм современного русского языка. Развитие этих компетенций - необходимая составляющая подготовки в любой области деятельности.

Изучение в вузе делового стиля речи предусматривается, в зависимости от специальности или направления обучения, стилистикой русского языка, культурой речи и основами делового общения. Однако стандарты последнего поколения не предполагают обязательного изучения русского языка для всех специальностей и направлений, и вопрос о его введении в учебный план решает вуз. Отрицательные последствия такого ограничения языковой подготовки не раз становились предметом обсуждения педагогического сообщества.

Примеры тому есть и в истории отечественного образования, в том числе военного, сыгравшего значительную роль в формировании системы российского образования в целом. В истории Артиллерийского училища, например, сохранились свидетельства, как во время экзамена лучший ученик не смог по требованию генерал-адъютанта И. О. Сухозанета написать рапорт, поскольку не знал установленной для этого формы. В результате инспектор классов получил строгий выговор, а начальник училища -замечание [2, с. 132]. Изменения начались с приходом на должность преподавателя А. В. Никитенко, сумевшего так организовать учебный процесс, что скоро были получены весьма значительные результаты в подготовке юнкеров к составлению всевозможных реляций, необходимых офицерам по службе. После исключения курса русского языка из системы подготовки юнкеров-артиллеристов выпускники училища, на деле испытавшие проблемы при подготовке служебных документов, рекомендовали руководству учебного заведения ввести курс деловой переписки в программу обучения офицеров. С 1875-1876 уч. г. началось преподавание этой дисциплины благодаря усилиям начальника Артиллерийского училища

и академии генерала К. И. Рота, убедившего Конференцию (аналог современного ученого совета) в необходимости ввести в курс подготовки офицеров предмет, не составлявший, как считали многие, профессиональной надобности будущим офицерам-артиллеристам.

Пример из практики организации учебного процесса в высшем военном заведении приведен потому, что традиционно военная сфера мыслится как наиболее отдаленная в рамках задач, которые стоят перед ее представителями, от необходимости обладать развитыми речевыми компетенциями. Однако именно военный - наполеоновский генерал Дюэм - в начале XIX в. сказал: «Армия, которая не пишет, - это армия, которая не мыслит». Думается, эту мысль можно использовать для актуализации процесса языкового развития в любой профессиональной сфере.

Деловая коммуникация занимает сегодня одну из лидирующих позиций не только по месту в иерархии общественных предпочтений, но и по количеству отступлений от литературных норм, и по числу ситуаций, в которых обнаруживается явная коммуникативная неудача. Проведенный анализ позволил выделить методы, при использовании которых формирование речевых компетенций в процессе усвоения специфики официально-делового стиля речи наиболее продуктивно. В первую очередь это проблемно-поисковые методы, базирующиеся на принципе деятельностного подхода, предусматривающего проектирование в учебном процессе таких ситуаций, в которых студент выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах. Такой подход опирается на интеграцию учебных предметов, в том числе на сочетание профессиональных и общеобразовательных дисциплин, предполагает использование разнообразных проблемно-деятельностных форм проведения занятий, с применением коллективной работы, работы в малых группах и индивидуальной деятельности. В совокупности это создает условия для реализации индивидуальных творческих способностей и формирования навыка коллегиального решения поставленных задач, развивая социально важные качества.

Профессиональная ориентированность содержания обучения, которая опирается на

использование игровых технологий, имитирующих профессиональную деятельность при обучении студентов, играет важную роль, тем более, что именно решение вопросов служебного характера требует от работника любой сферы грамотного, сознательного, четкого использования навыков делового общения как в устной, так и в письменной форме. Успех разрешения многих ситуаций зависит от того, в какой мере он овладел необходимыми для этого речевыми компетенциями.

Изучение курса культуры речи, как правило, предлагается студентам на первых курсах, когда специальные дисциплины еще не представлены в их учебном процессе в полной мере, а интерес к будущей сфере деятельности велик. Этот интерес и можно использовать, делая работу профессионально ориентированной. Для всех специальностей и направлений это использование законодательных актов, регулирующих функционирование определенного ведомства, должностных инструкций, требований к работнику. Создание с применением механизмов ролевой игры ситуации, когда студенту необходимо отрегулировать определенный административный вопрос, пробуя себя в роли руководителя какого-либо звена, ответственного за организацию того или иного мероприятия, за создание благоприятной атмосферы в подразделении, за подбор кадров и регулирование отношений с ними (проведение собрания с составлением протокола и подготовкой выписок из него, издание приказов, разработка инструкций, написание поздравительных адресов, благодарственных писем и пр.), или в роли подчиненного, нарушившего должностную инструкцию либо проявляющего свой творческий потенциал и вносящего предложение по улучшению организации служебной или производственной деятельности (докладная записка, предложение, доклад, переговоры и пр.), создает все условия для того, чтобы усвоение норм делового общения получило объективную значимость в глазах студентов.

В школьной практике такой прием также имеет хорошие предпосылки для реализации: учащиеся как среднего, так и старшего звена достаточно активно включаются в ролевые игры. Интерес вызывает у них предложение сформировать параллельную администрацию и создать необходимые для

руководства школой документы: устав, инструкции, положения, приказы; провести административные расследования каких-либо дисциплинарных или хозяйственных нарушений, сопровождаемых созданием протоколов, актов, доверенностей, заявлений, служебных записок и пр.; организовать ревизию хранящихся в кадровой службе личных дел и написать автобиографии, характеристики, заявления и др.

Организация занятий в такой форме предполагает тщательный отбор материала, чтобы игровая форма не увела на задний план основную задачу - развитие речевых компетенций, а сделала ведущим формирование в деятельности учащихся алгоритма использования определенных синтаксических конструкций, лексических рядов, грамматических форм и норм организации текстового пространства. Чтобы сохранить заявленную форматом игровой организации учебного процесса заинтересованность, все необходимые для создания текстов компоненты также стоит предлагать не в виде готовых стандартных вариантов, а в режиме поиска, когда приходится отбирать подходящие для конкретного случая комбинации среди множества имеющихся, применяемых в самых разных ситуациях.

Для этого используются различные лингвистические игры, например, лото, материал и содержание которого организуется в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед преподавателем и учащимися, в том числе в условиях деловой игры. Так, в работе с подстилями официально-делового стиля речи в лото можно ввести термины, называющие речевые жанры, с предложением соотнести их с подстилями, при этом выборку осуществлять в формате групповой работы, разделив аудиторию на мини-коллективы. Дипломаты, законодатели, администраторы получают специальные карты, в которых одинаковое количество «открытых» ячеек, требующих заполнения. Одновременно лингвистические консультанты, приставленные к каждой группе, оказывают помощь, используя различные словари. Работа эта проходит в быстром темпе, и проконсультироваться по каждому слову группа не сможет, но получить ответ на какой-либо трудный вопрос ей удастся. При этом консультанты получают и собственное задание: выявить происхождение слов и определить

языки заимствования. Одновременно с работой над терминами учащимся предлагаются языковые формулы, которые надо соотнести с определенным видом документа и обоснованно использовать в ситуациях, предусматривающихся при создании конкретных типов деловых текстов.

К работе привлекаются документы личного характера, составленные какими-либо авторитетными личностями. Среди опубликованных материалов встречаются не только автобиографии: например, в собрании сочинений В. В. Маяковского есть деловые письма, прошения, заявления, доверенности, объяснительные записки и др. [3]. Поскольку данные тексты созданы в начале ХХ века, учащиеся имеют возможность сравнить использованные поэтом языковые средства и формы с характерными для современной деловой коммуникации. Анализ таких текстов продуктивен в силу интереса к автору и сознания того, что документ - это сочинение публичное, которое может стать общественным достоянием, а это накладывает на пишущего определенную ответственность.

К формам организации учебного процесса, способствующим активизации сознания учащихся, относится также работа по оценке уместности применения канцелярского языка в иных сферах коммуникации. При подготовке таких заданий предложим учащимся познакомиться с шестой главой книги К. И. Чуковского «Живой как жизнь» [6]. Книга дает много примеров нелепого использования канцеляризмов и формирует активное неприятие их употребления в неделовой сфере. По аналогии учащиеся создают собственные мини-импровизации на заданные темы, отрабатывая конструкции, характерные для официально-делового стиля речи. При этом формируется опыт создания комического текста, что способствует развитию творческого компонента личности, и осознанное использование языковых средств в связи с функциональным стилем текста. Параллельно с оценкой неуместности «делового» языка в межличностном общении для работы используются предложения, взятые из реальных официально-деловых текстов. Они в свою очередь демонстрируют то, как нелепо и смешно выглядят авторы, не соблюдающие нормы литературного языка в сфере деловой коммуникации. В предлагаемых фразах учащиеся выявляют

виды ошибок и находят варианты их исправления. Такие примеры можно найти, например, в книге Б. Н. Григорьева «Повседневная жизнь советского разведчика». Автор называет их засоризмами и во вступительной статье характеризует так: «По-моему, еще никто не решался выносить на суд широкой публики «перлы», принадлежащие сотрудникам разведки, безвестно павшим в борьбе с правилами русского языка при написании оперативных отчетов» [1, с. 12].

Подбор аналогичного материала можно предложить сделать самим учащимся. Найти их можно в объявлениях в общественных местах: в транспорте, на щитах городских организаций, в студенческих общежитиях, у деканатов, отделов по воспитательной работе, финансовых и кадровых отделов. Многочисленные примеры ошибок разного характера подбирают учащиеся в рекламных текстах. Важно, что все эти иллюстрации находятся под рукой - в той среде обитания, в которой человек проводит большую часть своей жизни. Это способствует формированию неприятия низкой речевой компетентности и постановке задачи преодоления такого речевого поведения в рамках собственного личностного и профессионального роста.

Применение представленных здесь форм организации учебной деятельности, как показывает практика, интенсифицирует учебный процесс, что в итоге способствует формированию значимых для будущей профессиональной деятельности выпускников вузов речевых компетенций в области деловой коммуникации.

Библиографический список

1. Григорьев Б. Н. Повседневная жизнь советского разведчика, или Скандинавия с черного хода. - М.: Мол. гвардия, 2004. - 471 с.

2. Исторический очерк образования и развития Артиллерийского училища. - СПб.: Тип. 2-го отделения Собственной Его Имп. Вел. канцелярии, 1870. - 374 с.

3. Маяковский В. В. Письма и другие материалы. - Т. 13. — М.: Гослитиздат, 1961. - 627 с.

4. Новый словарь методических терминов и понятий. - М.: ИКАР, 2010. - 448 с.

5. Федеральные государственные стандарты ВПО по направлениям подготовки бакалавриата [Электронный ресурс]. - www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm221-1.pdf (дата обращения: 15.12.2011).

6. Чуковский К. И. Живой как жизнь - Т. 1. -М.: Правда, 1990. - С. 467-651.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.