Научная статья на тему 'Формирование речевой регуляции учебной деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи в системе работы над связным высказыванием'

Формирование речевой регуляции учебной деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи в системе работы над связным высказыванием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
838
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Наталия Эдуардовна

В статье представлены результаты исследования формирования речевой регуляции в процессе учебной деятельности. Предложенная комплексная методика диагностики предпосылок формирования связного высказывания и регулирующей функции речи позволит определить уровень актуального и потенциального развития школьников с тяжелыми нарушениями речи. Разработанная методика коррекционного воздействия, осуществляемая в условиях дифференцированного обучения, будет способствовать нормализации взаимосвязи речи и учебной деятельности, компенсации недостатков речевой регуляции, что в конечном счете повысит эффективность логопедической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Наталия Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой регуляции учебной деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи в системе работы над связным высказыванием»

N.V. Kolmogorovа Siberian State University of Physical Culture and Sport FORMING OF CLASS COLLECTIVE BY MEANS OF EXTRACURRICULAR WORK In the article the problem of forming of class collective marks by means of extracurricular work. Research materials can be used by the teachers of schools during organization of extracurricular work. The worked out program will help the teachers of initial classes more effectively to conduct work on rallying of class collective.

Key words: class collective, schoolchildren, teachers, parents, extracurricular work, program of forming of class collective.

References

1. Krivosheeva O.R., Ystinova O.S. Prophylaxis and correction of diviantnogo behavior of teenagers in the conditions of school-boarding-school. Omsk scientific announcer, 2010, no. 1 (85), pp. 146-150.

2. Lebedeva N.V., Dombek S.O. Class businesses are at initial school: methodical developments of educator businesses in a class [Class businesses are at initial school: methodical developments of educator businesses in a class]. Moscow, 2007, vol. 2, 192 p.

3. Moskaluc O.V., Pogontseva L.V. Pedagogics of the mutual understanding : reading with parents [Pedagogics of the mutual understanding : reading with parents]. Teacher, 2011, 123 p.

4. Syromyatnikova L.M. Pedagogical advices (development, preparation and flowsheets, traditional and unconventional forms of realization) [Pedagogical advices (development, preparation and flowsheets, traditional and unconventional forms of realization)]. Teacher, 2006, vol. 1, 157 p.

© Колмогорова Н.В., 2014

Автор статьи - Наталья Владимировна Колмогорова, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

О.Р. Кривошеева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;

З.А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

УДК 370.153

Н.Э. Логинова

Институт развития образования Омской области

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ

В статье представлены результаты исследования формирования речевой регуляции в процессе учебной деятельности. Предложенная комплексная методика диагностики предпосылок формирования связного высказывания и регулирующей функции речи позволит определить уровень актуального и потенциального развития школьников с тяжелыми нарушениями речи. Разработанная методика коррекционного воздействия, осуществляемая в условиях дифференцированного обучения, будет способствовать нормализации взаимосвязи речи и учебной деятельности, компенсации недостатков речевой регуляции, что в конечном счете повысит эффективность логопедической работы.

Ключевые слова: регулирующая функция речи, речевая регуляция, нарушения речи, логопедическая коррекция, учебная деятельность.

Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

В младшем школьном возрасте, когда продолжается общее развитие ребенка, одной из важнейших задач коррекционной работы является нормализация взаимосвязи речи и деятельности. Взаимодействие речи и деятельности является одной из важных предпосылок успешного психического развития и адаптации ребенка в обществе [1; 4]. Ведущая роль второй сигнальной системы сохраняется и при дизонтогениях, где имеются явно выраженные нарушения в формировании речи, потому что элементы регулирующей речи формируются в результате усвоения общечеловеческого опыта, через контакты с людьми и участие в совмест-

ной с ними деятельности [3; 4]. Однако у всех категорий детей с отклонениями в развитии в той или иной степени оно нарушается и без специальной коррекционной работы, формирование значимых для обучения и успешного развития функций и форм речи затруднено.

Целью нашего исследования стало определение и обоснование необходимых условий и путей формирования речевой регуляции в процессе учебной и практической деятельности у младших школьников, имеющих нарушения речевого развития.

Под нашим наблюдением находились учащиеся начальных классов специальных (кор-рекционных) учреждений г. Омска для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основным показателем для направления детей в специальную (коррекционную) школу V вида служит замедленный темп как речевого, так и общего психического развития, выявленный еще в дошкольном возрасте. По результатам логопедического обследования у большинства детей выявлено общее недоразвитие речи (ОНР) при дизартрии. Механизм становления речевой регуляции деятельности у всех наблюдаемых в той или иной степени затруднен, что отрицательно сказывается на эффективности их обучения, снижает познавательные возможности детей с тяжелой речевой патологией.

Все воспитанники данных коррекционных учреждений получают специализированную помощь в преодолении речевого недоразвития. Однако традиционные методики коррекци-онного обучения не учитывают в полной мере механизма формирования речевой регуляции, не способствуют целенаправленной нормализации взаимодействия речи и различных видов деятельности, что препятствует успешному решению проблемы предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в трудностях включения в учебную деятельность, в отклонениях от норм поведения. Поэтому становится необходимым изучение психолого-педагогических условий формирования словесной регуляции у детей с дизонтогенезом речевого развития в процессе овладения различными видами деятельности и разработка комплексной системы преодоления затруднений в становлении словесной регуляции.

Предполагается, что результаты исследования позволят расширить и углубить научные представления об особенностях развития речи у детей с отклонениями психофизического развития. Формирование связного речевого высказывания во всех компонентах учебной и практической деятельности будет эффективным, если методика коррекционной работы будет учитывать психолого-педагогическую и клиническую характеристики ребенка; структуру и характер речевого нарушения.

Методами изучения сформированности психологических предпосылок развития различных функций речи и особенностей деятельности на диагностическом этапе нашего исследования явились анализ психолого-педагогической документации, метод беседы, наблюдения в учебной и продуктивной деятельности; метод эксперимента, включающий проведение обследования с использованием комплексной методики [5]. Как известно, при негрубой степени органической недостаточности наблюдается дефицитарность восприятия памяти, внимания, речи, интеллектуальных функций, поэтому для использования отдельных компонентов познавательной деятельности детей с дизартрией данный метод, позволяющий анализировать состояние высших психических функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности, мы сочли наиболее целесообразным.

Поскольку уровень сформированности речевой регуляции в большей степени зависит от состояния анализаторной системы, интеграции в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем, в диагностическую программу были включены методики, позволяющие изучить психологическую базу речевого развития [5; 7]. При анализе полученных данных учитывалось соблюдение методических принципов развития, системного подхода, взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Определено, что у учащихся нарушения речедвигательного анализатора (а именно, иннервации двигательных актов) обусловили нарушения моторной сферы. Вследствие нарушенной речевой моторики страдает фонетическая сторона речи, которая приводит к недоста-

точности развития фонематических процессов (при этом страдает и слухоречевая память) и, как следствие, к задержке в развитии словаря и затруднениям в грамматическом оформлении речевого высказывания.

Анализ данных диагностики позволяет утверждать, что у детей с тяжелой речевой патологией нарушены операционные компоненты мышления, как следствие общего недоразвития речи, несформированности зрительно-пространственных представлений, недостаточности вербальной памяти, а также неумения полноценно регулировать свою деятельность, что привело к недостаточной сформированности отдельных компонентов деятельности. Выявлена взаимозависимость уровня сформированности речи, речевой регуляции и общего психического развития детей с дизартрией, что наглядно демонстрируют материалы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Распределение результатов комплексного диагностического обследования школьников

с общим недоразвитием речи по уровням от высшего к низшему, %

Проводимые исследования Уровень

I II III IV

Состояние моторики - 22,2 44,5 33,3

Зрительно-пространственная организация движения - 27,8 55,5 16,7

Динамический праксис - 16,6 33,5 49,9

Графические пробы - 33,4 55,5 11,1

Слухомоторная координация - 38,8 33,3 27,9

Акустический гнозис 16,6 61 22,4 -

Зрительный гнозис и праксис 27,9 66,6 5,5 -

Слухоречевая память - - 16,7 83,3

Связная речь - 16,7 72,3 11

Уровень регуляции в учебной и продуктивной деятельности - 22,3 27,8 49,9

Однако, как показали наблюдения, ученики имеют потенциальные возможности развития в условиях педагогического воздействия. В то же время выявленные выраженные нарушения зрительно-пространственного восприятия, речевой памяти, двигательной сферы говорят о необходимости дополнительных комплексных мер, направленных на исправление или ослабление имеющихся нарушений в рамках специальной коррекционной работы с учетом дифференцированного подхода.

Разработка комплексной методики коррекционной работы производилась на основе программ специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, направлений работы по формированию предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у младших школьников с речевой патологией в условиях логопедического пункта. При отборе содержания коррекционного обучения нами были использованы традиционные методики логопедического воздействия при дизартрии, а также наши авторские методы коррекции речи и формирования связного высказывания у младших школьников в условиях учебно-практической деятельности [2; 6].

Решение коррекционных задач в ходе обучающего этапа работы осуществлялось на основе выявленных особенностей психических функций детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией, закономерностей формирования речевой системы и ориентировалось на зону ближайшего развития [1; 3].

Апробация методики коррекционного обучения, направленной на коррекцию и развитие речи, проводилась в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сначала было необходимо сформировать психологические предпосылки успешного овладения регулирующей функцией речи, поэтому коррекционное обучение предполагало ра-

боту не только по речевому развитию детей, но и по активизации восприятия, памяти, мышления. В связи с этим на начальных этапах обучения опора велась на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в дальнейшем предусмотрен постепенный переход к словесно-логическому.

Для реализации задач коррекционной работы по усилению регулирующей и направляющей роли речи, нормализации взаимосвязи речи и деятельности учащихся учитывалось значение, которое имеет речедвигательная афферентация в процессе формирования умственных действий (усвоение понятий и оперирование ими). Начальные стадии усвоения отвлеченного материала детьми связаны с необходимостью его интенсивной вербализации (прого-варивание вслух, затем шепотом и, наконец, про себя). Предусмотрено было постепенное сокращение помощи со стороны в сочетании с постепенным повышением степени сложности заданий, так как необходимо придерживаться принципа активного воздействия на умственное развитие детей в целях использования потенциальных возможностей каждого ученика.

Содержание коррекционной работы по развитию речи у детей с дизартрией включало следующие направления: активизацию общения детей с помощью специальной организации их учебной и практической деятельности, развивающей сенсомоторную основу высших психических функций и создающей устойчивую мотивацию; поэтапное развитие самостоятельной речи в процессе учебной деятельности на основе обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи в условиях естественного общения.

Критерием эффективности работы явились данные, полученные в результате диагностических срезов, проведенных с целью выявления сформированности умений по основным видам учебной и практической деятельности и способности к программированию самостоятельного связного высказывания. Результаты обучения, представленные в табл. 2, показывают динамику в развитии учащихся по показателям сформированности речевой и практической регуляции деятельности, компонентов учебной деятельности.

Таблица 2

Динамика развития компонентов деятельности и программирования связного высказывания учащихся до и после применения разработанной методики, %

Уровень

I II III IV

До После До После До После До После

Сформированность компонентов деятельности 16,7 22,3 44,4 27,8 33,4 49,9 5,5

Программирование связного высказывания - 5,5 16,7 61,1 72,3 33,4 11 -

В процессе коррекционных занятий в условиях обучения словесной регуляции и планированию деятельности с учетом этапов порождения речевого высказывания, постепенного перехода от ситуативной речи к контекстной, развития психологической базы речи появились и усовершенствовались умения направлять собственную деятельность через проговари-вание инструкции и пунктов плана, перечисление учебных действий и операций, осуществлять самоконтроль через оценку выполненного задания. Повысилась адекватность оценки результатов собственных учебных действий.

В результате коррекционного обучения повысился уровень самоконтроля при выполнении заданий, уменьшилась импульсивность действий, уменьшилось количество ошибок как при оречевлении деятельности, так и при выполнении задания в отсутствии речевого сопровождения.

Учащиеся показали положительную динамику в развитии речевых функций (табл. 2). При составлении программы высказывания ученики продемонстрировали приобретенные умения составлять план высказывания и последовательно излагать события, развертывать

высказывание более полно; исправлять ошибки последовательности изложения событий. Диагностический срез показывает, что, несмотря на недостаточность связной речи детей с дизартрией в виду общего недоразвития речи, в условиях специально организованного коррек-ционного обучения у них значительно компенсируются недостатки речевой регуляции.

Анализ результатов обучения продемонстрировал обоснованность комплексного подхода, учитывающего связь речевых и неречевых психических функций, а также особенности учащихся в учебном процессе; последовательность этапов коррекционной работы, согласующуюся с этапами формирования умственных действий. Учебная деятельность, организованная и проводимая при соблюдении необходимых педагогических условий и в определенной последовательности, оказывает положительное влияние на формирование речи младших школьников с тяжелыми речевыми нарушениями, что имеет большое значение для их последующего обучения и адаптации.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. -С. 262-511.

2. Логинова, Н.Э. Методика коррекционной работы по развитию речи в процессе ручного труда у младших школьников с нарушениями в развитии // Формирование навыков практической деятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями : методич. реком. для педагогов коррекционной школы / под ред. Н.Э. Логиновой. - Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. - С. 5-27.

3. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В.И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1978. - 227 с.

4. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов/нД : Феникс, 1979. - 415 с.

5. Репина, З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи : учеб. пособие / З.А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1995. - 122 с.

6. Репина, З.А. Роль связной речи в становлении учебной деятельности младших школьников с общим речевым недоразвитием / З.А. Репина, Н.Э. Логинова // Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с тяжелой речевой патологией : сб. статей и методич. материалов. - Ч. 1 / под ред. профессора З.А. Репиной. - Омск : ГОУДПО «ИРООО», 2007. - С. 5-21.

7. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - М. : Когито-центр, 1998. - 128 с.

N.E. Loginova

Institute for the Development of Education in Omsk Region FORMING VERBAL SELF-REGULATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY AT JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS IN THE SYSTEM OF WORK ON THE COHERENT SENTENCE

In the article the results of research of forming of verbal self-regulation in the process of educational activity are presented. The complex methods of diagnostics of pre-conditions of forming of the coherent sentence and the regulative function of speech will allow determining the level of actual and potential development of schoolchildren with speech disorders. These methods in the correction of teaching and differentiated approach in the process of teaching will be instrumental in normalization of correlation of speech and educational activity, in compensation of defects of verbal self-regulation, which finally will promote efficiency of speech therapy correction.

Key words: a verbal self-regulation, speech disorders, a speech therapy, an educational activity.

References

1. Vygotsky L. S. Myshlenie i rech [Thought and Language]. Moscow, Eksmo-Press Publ., 2000, pp. 262-511.

2. Loginova N.E. The methods of correctional work on speech development in the process of manual labor in younger schoolchildren with disabilities. Formirovanie navyikov prakticheskoy deyatelnosti u mladshih shkolnikov s osobyimi obrazovatelnyimi potrebnostyami: Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov korrektsionnoy shkoly. Omsk, 2009, pp. 5-27.

3. Lubovskiy V.I. Razvitie slovesnoy regulyatsii deystviy u detey [The development of verbal regulation actions in children]. Moscow, Pedagogic Publ., 1978, 227 p.

4. Luria A.R. Yazyik i soznanie [Language and consciousness]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1979, 415 p.

5. Repina Z.A. Neyropsihologicheskoe izuchenie detey s tyazhelyimi defektami rechi: uchebnoe posobie [Neuropsychological diagnostics of children with speech defects : a training manual]. Ekaterinburg, 1995, 122 p.

6. Loginova N.E. The role of coherent speech in the formation of educational activity of younger schoolboys with speech underdevelopment. Korrektsionnaya rabota po razvitiyu svyaznoy rechi u mladshih Shkolnikov s tyazheloy rechevoypatologiey. Omsk, 2007, pp. 5-21.

7. Tsvetkova L.S. Metodika neyropsihologicheskoy diagnostiki detey [Technique neuropsychological diagnostics children]. Moscow, Cogito Centre Publ., 1998, 128 p.

© Логинова Н.Э., 2014

Автор статьи - Наталия Эдуардовна Логинова, старший преподаватель, Институт развития образования Омской области, e-mail: [email protected].

Рецензенты:

З.А. Репина, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет;

Л.Г. Карпова, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

УДК 376

И.М. Новикова

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОНИЖЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

Приводятся результаты изучения особенностей представлений о здоровом образе жизни дошкольников с пониженным зрением, и раскрывается предлагаемая автором педагогическая технология формирования этих представлений у детей, которая может быть успешно использована в практике педагогической работы с дошкольниками с пониженным зрением в условиях детских садов компенсирующего и комбинированного вида.

Ключевые слова: дети с пониженным зрением, представления о здоровом образе жизни, сбережение здоровья.

Воспитание сознательного отношения к сбережению зрения традиционно является одним из направлений педагогической работы с детьми с нарушением зрения в условиях специальных групп дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида. Однако, учитывая выявленные в науке закономерности увеличения заболеваемости различных органов и систем организма человека в условиях больших городов, закономерности проявления признаков ослабления и ухудшения здоровья детей и временные интервалы этих изменений, возрастание физических и психо-эмоциональных нагрузок в период начала обучения в школе, мы рассматриваем вопрос формирования у дошкольников с нарушением зрения более широких представлений о возможности поддержания и укрепления своего здоровья - представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

В современной ситуации отсутствия в науке единого подхода к формированию ЗОЖ и к его определению мы рассматриваем ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, которое характеризуется направленностью на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности [1].

По нашему мнению, представления о ЗОЖ должны опираться на сделанные ребенком самостоятельно или с помощью взрослых выводы о факторах вреда и пользы для здоровья, о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.