Научная статья на тему 'Формирование речевой компетентности у будущих учителей в процессе усвое- ния основ безопасности жизнедеятельности'

Формирование речевой компетентности у будущих учителей в процессе усвое- ния основ безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вяткин Максим Евгеньевич

В данной статье раскрыто содержание речи как средства педагогического труда, проведён анализ терминов: «компетентность», «речевая компетентность», а также рассматриваются методы и приёмы формирования речевой компетентности у будущих учителей в процессе усвоения основ безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой компетентности у будущих учителей в процессе усвое- ния основ безопасности жизнедеятельности»

УДК 378.937

Вяткин Максим Евгеньевич

Аспирант кафедры теории и методики обучения русскому языку в начальной школе Орского гуманитарно-технологического института (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственныйуниверситет», berkut444@mail.ru, Орск

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Vyatkin Maxim Evgenjevich

Post-graduate department of theory and methodology of teaching Russian language in elementary school Orsk Humanities Technological Institute (branch) SEIHPE «Orenburg state University», berkut444@mail.ru, Orsk

FORMATION OF SPEECH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF MASTERING THE FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY

Основным средством педагогического труда является речь. Речь служит проводником знаний, она выполняет функцию управления при формировании учебных умений. К тому же она несет в себе силу убеждения в необходимости беречь здоровье каждого из нас.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в настоящее время занимает полноправное положение наряду с другими предметами, обеспечивающими подготовку будущих учителей, независимо от профиля образования. Эта дисциплина становится нормой и по специальности «Педагогика и методика начального образования». Кроме того, преподавание основ этой дисциплины имеет место в начальной школе. Многие уроки должны начинаться здесь с напоминания техники безопасности. От того, насколько подготовлен будущий специалист к владению речью, во многом зависит поведение его подопечных.

Однако владение речью является еще несовершенным. Так, имеют место случаи детского травматизма даже на уроках в школе. Причиной этому может служить учитель, преподающий безопасность жизнедеятельности и не имеющий (что не исключено) достаточной подготовки к поиску, обработке, донесению информационного материала. Такое неумение является порой результатом невнимательного отношения к процессам восприятия, порождения дидактических высказываний.

Отличительная особенность современного профессионального образования заключается в том, что набирает силу компетентностный подход к определению готовности специалиста к трудовой деятельности [10, с. 53].

Рассмотрим его суть. Обратимся к истолкованию термина «компетентность».

Компетентность, по мнению многих авторов, является результатом образовательного процесса, проявляющимся в овладении определенным на-

111

бором способов деятельности [1, с. 75]. Под этим термином имеют в виду также свойство личности, обеспечивающее эффективность ее деятельности [7, с. 41]. Кроме того, под ним понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, комплекс психолого-пе-дагогических, социально-мировоззренческих и методических знаний, профессионально значимых качеств, позволяющих реализовать педагогические технологии, профессиональную подготовленность специалиста и т. д.

Практически все версии истолкования термина «компетентность» применительно к сфере образования предполагают профессиональное взаимодействие, коммуникацию, диалог.

Компетентным считается тот, кто обладает знаниями в определенной сфере деятельности, умениями ее организовать и провести, способами осуществления этой деятельности.

Одним из видов компетентности является речевая компетентность. Такая компетентность характеризуется как знание законов языка и речи, способность их использования для решения профессиональных задач [11, с. 18]. По словам Л. В. Меркуловой, это интегративное качество личности учителя, которое регулирует и направляет его речь, обеспечивает языковое употребление ее средств, индивидуальное развитие личности [8, с. 9]. К такому пониманию анализируемого понятия примыкают и взгляды М. Б. Мусохра-новой [9, с. 11].

Однако уже изложенные определения не в полной мере отражают сущность речевой компетентности, т. к. недостаточно воплощают в себе понимание процессуальной стороны речи.

В исследованиях психологов, педагогов раскрытие содержания речи претерпело изменения.

Первоначально речь рассматривается, как деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка [4, с. 32].

Другое определение речи: деятельность, совершающаяся при помощи языковой системы [2, с. 67].

С точки зрения А. А. Леонтьева, речь - это обычно - не замкнутый акт деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственно промежуточную цель, подчинённую цели деятельности как таковой [5, с. 28].

Позже И. А. Зимняя пишет о том, что речь - это способ формирования и формулирования мысли посредством языка [3, с. 53]. Этого определения придерживается и Т. М. Дридзе.

Речь является процессом двусторонним, она складывается из восприятия и конструирования текста.

Речь обладает целью, в ней употребляются фактическое и смысловое содержание, аргументы. Она обладает типовыми построениями, т. е. в ней реализуются определенные речевые жанры [6, с. 107].

Значит, речевая компетентность педагога должна проявляться, прежде всего, в вопросах эффективного извлечения учебного материала для достижения дидактических целей, его применения в условиях урока.

Для работы по формированию речевой компетентности уже имеются предложения.

Л. В. Меркулова предлагает формировать речевую компетентность у студентов через приобретение ими новых речемыслительных действий, наполненных ценностным содержанием внутренней формы слова, воспитание ответственности за речь. Её технология формирования речевой компетентности у студентов включает в себя три этапа: а) репродуктивный, б) поисково-исполнительский, в) творческий.

Репродуктивный этап включает в себя выделение речевой компетентности, как значимого качества личности: 1) формирование речевых образцов в сознании студентов, 2) диагностика уровней развития качеств речи студента.

Поисково-исполнительский этап предполагает стимулирование процесса выражения речевой деятельности, формирование содержательного и операционального компонентов речевой компетентности, диагностику процесса формирования речевой компетентности.

На творческом этапе идёт выявление динамики сформированности уровней речевой компетентности студентов: стимулирование студентов к самостоятельному оперированию речевой деятельностью, закрепление у студентов мотивов познания и воздействия в речевой деятельности, диагнос-тикауровней сформированности речевой компетентности [8, с. 15].

М. Б. Мусохранова основывает формирование речевой компетентности также на приобретении новых речемыслительных действий, но использует при этом другие методы работы. Она предлагает объяснение, комментирование, педагогические задания, тезауросостроение, речевые ситуации, педагогическое наблюдение, динамические диалоги, дискуссии, оценивание высказывания с анализом причин неуспеха и намерений студента в отношении достижения успеха.

Конечно, предложенные виды работ представляют стройную систему по формированию речевой компетентности. Однако, при всей многогранности этих работ, можно внести ряд новых дополнений, используя при этом иные методы и приёмы. Во-первых, следует совершенствовать у будущих учителей такие виды речевой деятельности, как чтение, слушание. Этому содействуют учебные тексты (тексты, обладающие профессиональным содержанием), специальные группы приемов. Во-вторых, необходимо со студентами работать над созданием учебных текстов. Это возможно, если мы будем обращать их внимание на усвоение зависимости высказывания от его цели, посвятим часть учебного времени вопросам аргументации речи, построению дидактически значимых высказываний [9, с. 14].

Приведём примеры использования приёмов, направленных на развитие чтения и слушания посредством активизации внимания, памяти.

Предлагаем студентам для ознакомления текст. Тема: «Состояние городской природной среды». В этом тексте следует выбрать любое слово. Глядя только на него, не двигая зрачками, нужно постараться прочитать как мож-

но больше близлежащих слов. Затем представляется список слов, выстроенный в пирамиду (год, зона, форма, угодья, культура, застройка, территория, агломерация, расположение, неблагополучие). Необходимо прочитать этот список слов, скользя взглядом сверху вниз только по первым буквам слов.

Затем просим студентов за 7 сек. прочитать, запомнить названия столиц 12 государств: Багдад, Париж, Вена, Каир, Гавана, Осло, Хошимин, Кабул, Бразилиа, Прага, Пекин, Тегеран. К тому же им необходимо одновременно сгруппировать их по частям света.

Другое задание заключается в следующем. Студентам следует прочитать в течение 20 сек. список из 10 слов с порядковыми номерами: 1. источник,

2. облучение, 3. население, 4. установка, 5. материал, 6. реактор, 7. человек,

8. значение, 9. радионуклиды, 10. топливо. По памяти следует записать запомнившиеся слова и их номера. Если слово и номер совпадают, то такой ответ оценивается в 10 баллов. Если вспомнилось только слово - 5 баллов. Сумма баллов покажет процент эффективности зрительной памяти.

С целью развития поля зрения полезны задания на выработку смысловой догадки. Например, студентам необходимо прочитать текст, в котором пропущены окончания слов: «Автомобиль... трансп... прочно вошёл в ка-тегор... сам... опасн... За последн... несколько десятилет. не проходило недел..., чтобы то из одного, то из друго. район. земно. шар. не приходи. сообщен. о жутк... авар. с участи., пассажирско. автобус., а иной раз и о катастро. сразу нескольк. автомобил... Большинст. по-добн. происшеств. случал. в «рискован.» район., среди котор. традицион. числят. Кит., Инд., страны Латинск. Амери. Однако, увы, не стали исключен. Великобритан., Франц., Испан., Итал., США, Россия».

Другая разновидность выполнения подобного задания предусматривает текст с пропущенными в словах двумя первыми буквами: «В ночь на 4 июня 1989 г. .оизошла утечка газа из .зопровода, .оходящего вдоль . лезной дороги. .опившийся в низине газ .орвался от искры, .сеченной .лесами, в тот момент, когда мимо .едовали два .тречных .сажирских поезда. .здушной .арной .лной от .ездов было .орвано и .рошено под откос 11 вагонов (5 от одного и 6 от другого). .ненный вихрь со ... рашной силой .ошелся по вагонам, 7 полностью сгорели. .тальные 26 вагонов .горели .аружии .лностью .горели .нутри. В поездах .ед-положительно .едовало 1284 человека. .асения не было нигде. На месте и позднее в .льницах .гибли 575 человек, 623 .лучили .нения».

Для пресечения регрессий при чтении возможно применение нижеследующего задания. Следует прочитать текст за 10 сек., ни разу не возвращаясь к уже прочитанным словам: «Скорость распространения наркомании в России «перехлестывает» цифры всех европейских стран. Мы стали быстро догонять США по уровню употребления наркотиков. Если в 1990 г. СССР отставал от США в этой области на 20 лет, в 1991 г. - на 15, то в 1993-м -лишь на пять лет. Скоро по употреблению наркотиков мы обгоним Соеди-

ненные Штаты. К началу 1990-х гг. в России от 1500000 до 5000000 человек потребляли время от времени или регулярно наркотики, к концу 1990-х годов число наркоманов перешло 7%-ный рубеж и составляет ныне более 10 млн. человек. В России сегодня уже нет людей, так или иначе, не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали зелье сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики». Студентам дается задание: не глядя в текст, записать запомнившиеся слова, без прочтения которых невозможно было бы усвоить содержание текста.

Охарактеризуем работу, направленную на совершенствование у студентов умений в области говорения, письма. Заметим, эти виды речевой деятельности обеспечивают создание учебных текстов, в качестве которых могут выступать профессионально значимые высказывания. Такие высказывания представляют собой рассказ учителя, его выводы, вытекающие из ответов школьников, комментарий к выполнению задания на уроке, объяснение нового материала и т. п.

Остановимся на работе по осмыслению зависимости вида речи от её цели. Так, предлагаем студентам внимательно прослушать проблемную лекцию на тему «Изменение климата и угроза здоровью населения России». Просим определить, какая речь использована здесь: убеждающая, информационная, агитационная, пропагандистская? Почему? Затем для закрепления умений определять виды речи, просим привести примеры, где и кем могут использоваться данные виды речи и сделать выводы.

В другом случае предлагаем дискуссию по актуальной проблеме: «Авария на Саяно-Шушенской ГЭС». В процессе дискуссии студенты должны предопределить причины аварии на ГЭС, раскрыть актуальность данной проблемы, чётко описать хронологию событий, рассказать о разрушениях, о жертвах этой аварии, указать масштабность этой трагедии для страны, определить материальный ущерб, предложить возможные пути выхода из этой сложной ситуации, а также предложить меры предотвращения подобных аварий, сделать выводы по решению этой проблемы.

С целью совершенствования умений использовать аргументы и факты в убеждающей речи рекомендуем опереться уже на готовые высказывания, в которых эти элементы речи присутствуют. Для сравнения даем, например, два текста.

Первый текст: «Наркомания как медико-социальная проблема». В начале работы предлагаем определить проблемы, которые автор затрагивает в данном тексте. Затем просим найти аргументы, которые он приводит в доказательство собственных утверждений. Далее студентам необходимо изложить свою точку зрения на рассматриваемую автором проблему, при аргументации своих утверждений привести примеры, факты, использовать аналогию, сопоставления, а также сделать выводы по возможности решения этой проблемы.

Второй текст: «Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека». Сначала предлагаем ознакомиться с текстом, затем описать свой взгляд на рассматриваемую автором проблему, просим определить факторы,

способствующие загрязнению окружающей среды и здоровью человека. Далее студентам нужно предложить свою программу по защите окружающей среды и доказать правильность своих суждений, рассказать о методах и способах их защиты, привести примеры из жизни, из СМИ, серьёзных случаев загрязнения окружающей среды, сделать выводы по данной проблеме.

Будущему учителю необходимо знать государственные документы, регламентирующие деятельность специальных структур в области безопасности людей. Эти документы обладают своеобразным построением, предопределяющим их речевой жанр. Следовательно, возможна работа по совершенствованию умений использовать речевые жанры в профессионально значимых высказываниях.

Например, предлагаем студентам познакомиться с федеральным законом «О пожарной безопасности», с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. (№ 1011, «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»), с постановлением правительства РФ «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Просим студентов обратить внимание на объективность, точность, ясность, полноту изложения мыслей. Кроме того, проводим разбор построения этих текстов, нацеливаем студентов на приведение примеров высказываний, различающихся в структурном отношении.

На другом занятии объектом анализа становится инструкция по правилам поведения на воде. Требуется определить отличия этого документа от предыдущих документов, объяснить специфику анализируемого высказывания, привести примеры аналогичных инструкций.

Таким образом, факт обращения исследователей к разработке специальных приемов, технологий, ориентированных на совершенствование речи будущего учителя, в начале нового столетия свидетельствует об актуальности проблемы организации учебного процесса, как в школе, так и в вузе.

Успешность решения поставленных задач и формирования речевой компетентности в целом стало возможным при условии применения принципиально иных, более эффективных, отличных от традиционных, принципов и методов обучения и развития, разработанных С. В. Юртаевым.

Принципы развития речи: принцип вызывания речевой активности, принцип углубления смыслового восприятия речевого сообщения, принцип формирования научных понятий, принцип градуальности.

Методы развития речи: метод создания проблемных речевых ситуаций, метод анализа содержания речевого сообщения, метод сообщения признаков изучаемых понятий, виды упражнений, углубляющие знания студентов, совершенствующие их умения и навыки [10, с. 117].

Работа по формированию речевой компетентности на научной основе является для высшей школы новой, во многом ещё не до конца приведённой в систему. Поэтому настоящая статья не претендует на всеобъемлемое решение, она лишь мысленный проект перспективного творческого претворения.

Библиографический список

1. Балыхина, Т. М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. Научное издание [Текст] / Т. М. Балыхина. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 400 с.

2. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 272 с.

3. Зимняя, И. А. Речевая деятельность: язык и речь // Лингвистика и методика в высшей школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М., 1981. - Вып. 170. - С. 78-93.

4. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст] / Е. В. Коротаева. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

5. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность. В.кн.: Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. - М., 1974. - С. 21-28.

6. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с.

7. Любимов, А. Мастерство коммуникации [Текст] / А. Любимов. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.

8. Меркулова, Л. В. Формирование речевой компетентности студента в образовательном процессе [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. В. Меркулова. - Оренбург, 2006 г. - 23 с.

9. Мусохранова, М. Б. Формирование речевой компетентности будущего врача в процессе обучения иностранному языку [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08. / М. Б. Мусохранова. - Омск, 2002. - 21 с.

10. Юртаев, С. В. Основы совершенствования речевой деятельности младших школьников [Текст] / С. В. Юртаев. - Орск: Издательство ОГТИ, 2006. - 243 с.

11. Янушевский, В. Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога [Текст]: практико-ориентированная монография / В. Н. Янушевский. -Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.