Научная статья на тему 'Формирование разумных потребностей как фактор успешной социализации школьников'

Формирование разумных потребностей как фактор успешной социализации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1997
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / EDUCATION / SPIRITUAL NEEDS / MATERIAL REQUIREMENTS / CONSUMPTION / RATIONALITY / SOCIALIZATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степченко Т.А.

В статье рассматриваются базовые концепции формирования потребностей, показывается их неразрывная связь с ценностными ориентациями личности, приводятся конкретные формы и приёмы работы педагогов в данном направлении в рамках конкретного курса «Основы потребительской культуры», приводятся данные экспериментального исследования базовых потребностей с подростками. Даются рекомендации по повышению эффективности педагогического процесса для достижения результата - формирования разумных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REASONABLE REQUIREMENTS AS FACTOR OF THE SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF SCHOOL STUDENTS

In article basic concepts of formation of requirements are considered, their indissoluble communication with valuable orientations of the personality is shown, concrete forms and working methods of teachers are given in this direction within the concrete course "Bases of Consumer Culture", data of a pilot study of basic requirements with teenagers are provided. Recommendations about increase of efficiency of pedagogical process for achievement of result formation of reasonable requirements are made.

Текст научной работы на тему «Формирование разумных потребностей как фактор успешной социализации школьников»

УДК -373.1.013

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Т.А. Степченко

В статье рассматриваются базовые концепции формирования потребностей, показывается их неразрывная связь с ценностными ориентациями личности, приводятся конкретные формы и приёмы работы педагогов в данном направлении в рамках конкретного курса «Основы потребительской культуры», приводятся данные экспериментального исследования базовых потребностей с подростками. Даются рекомендации по повышению эффективности педагогического процесса для достижения результата - формирования разумных потребностей.

Ключевые слова: воспитание, духовные потребности, материальные потребности, образование, потребление, рациональность, социализация, ценности.

Приоритетный национальный проект «Образование» остаётся одним из ключевых механизмов развития общего образования. Школа относится к микрофакторам, решающим образом, влияющим на социализацию. И одной из основных задач стратегического направления «Наша новая школа» является проектирование образования как ведущей социальной деятельности общества, формирующей менталитет, нормы поведения социальных групп, ценности.

Разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений, возникновение феномена бездуховности, возникновение новой системы требований общества к личности, порождёнными новыми социальными реалиями обусловливает безотлагательное решение данных проблем.

Рыночная экономика прямо или косвенно, также, сделала отпечаток на формировании интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, она создаёт рыночного человека (homo marketing). Рыночные отношения стали значимым эталоном, по которому зачастую строятся и нравственные отношения людей. Выгода, торгашеский расчёт, принцип купли-продажи ложатся в основу нравственной оценки поведения. Бескорыстие и человечность часто в этот расчёт не принимаются.

Ряд трудностей для социализации молодёжи создают и современные СМИ [8; с.8.]., которые должны были бы делать упор «на формировании всего духовно-нравственного пространства страны, конструировании системы ценностей человека, мотивации к той или иной деятельности, бытового поведения и т.д.» [4;10.].

Поощряются и утверждаются в жизни низкопробные потребности, ориентирующие молодого человека на материальное обогащение любыми средствами.

Существенный отпечаток на формирование потребностей наложила и эпоха технотронной цивилизации в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. По выражению М. Маклюэн «человек превращается в «весёлого робота», который не затрудняет себя в следовании разумным потребностям, в преодолении трудностей и жизненных коллизий»». В этих условиях недостаточно оснований для положительных изменений человека - «это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком разумным (homo sapiens). Это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности» [2].

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.

Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, возникают не вдруг, их формирование требует концентрации воли, характера и, в целом, больших воспитательных усилий.

Сегодня ребёнок поставлен в принципиально новую ситуацию, уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном, в том числе, знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей и открывая бесконечное число разного рода форм отношений, связей действий [6;2].

Представляется важным исследовать, как происходят процессы социализации,

индивидуализации и идентификации школьников. Актуализируется необходимость выявления средств, механизмов, условий формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и ориентаций, введения в мир большой духовной культуры.

Социализированность представляет результат процесса социализации, характерный для конкретного возрастного этапа. Социализированность отличает наличие собственных ценностных ориентаций. Для успешной социализации личность должна обладать способностью к изменению своих ценностных ориентаций [3;34].

Социокультурная детерминация воспитания человека является комплексной проблемой, которая всегда находилась в центре внимания учёных. Ценностные ориентации личности исследовались в трудах П. К. Анохина, Е. И. Артамоновой, Н.А. Асташовой, Б. С. Батищева, А. Г. Здравомыслова, М С. Кагана и др.

«Ценности определяются как стержневое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности» [1; 13].

Исследованию потребностей, как основы жизнедеятельности человека, посвящены работы таких зарубежных авторов, как В. Мак Дауголл, Р. Кэттелл, Ш. Летурно, А Маслоу, А Моль, К. Мюррей, Э. Фром, П. Хейне и др. Отечественные психологии рассматривают потребности как объективную нужду организма в определённых условиях внешней среды, обеспечивающих его жизнь и развитие (В.В. Веденев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.); как осознание этой нужды (А.Н. Леонтьев) или её отражение (А.В. Петровский, Г.А. Фортунатов и др.).

Проблема формирования потребностей актуальна и была предметом исследования Ю.Е. Заятдиновой, С.Ю. Ивановой, К.В. Мамонтова, С.П. Рощина и др.

Существует, на наш взгляд, несколько базовых концепций формирования потребностей, через призму которых мы предлагаем решение проблемы в целом, и в учебной деятельности, в частности.

В концепции воспитания И.М. Ильинского [5] делается упор на то, что молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

- иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;

- иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни.

Как видим, автор заостряет внимание на разумности и рациональности, как основных постулатах деятельности и поведения личности.

Ярко выраженной концепцией воспитания, направленной на социализацию личности является концепция коллектива учёных (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк и др.) [10;77-80], которые представляют воспитание как педагогический компонент процесса социализации. Одной из трёх групп воспитательных задач является - развитие потребностей и мотивов нравственного поведения. Содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической и др. Механизмами воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников.

Концепция Н.Е. Щурковой [13] «Формирование образа жизни, достойной Человека» определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение воспитанника к культуре строить свою жизнь, достойную человека. Выделяемый ею принцип ориентации на социально-ценностные отношения предписывает формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника, анализа повседневной предметной ситуации.

Механизмом формирования образа жизни, достойной человека, является постепенное, пошаговое движение к формированию духовной и душевной зрелости. А показателями эффективности воспитательного процесса, наряду с другими параметрами, является поведение человека, его образ жизни.

У В.П. Созонова [10; 80-82] суть рассматриваемой нами проблемы отражена даже в названии авторской концепции «Воспитание на основе потребностей человека». По его мнению, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из его потребностей и внутренних проблем. Воспитанием при этом, является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности, к которым он относит потребности: в творческой деятельности; здоровом образе жизни;

защищенности, безопасности; уважении, признании, необходимого социального статуса; смысле жизни; самореализации; удовольствии, наслаждении. Для этого педагог должен руководствоваться принципами природосообразности (доверять человеческой природе) и целостности, должен учитывать возрастные особенности. Среди направлений содержания воспитательного процесса упор должен делать на организацию разнообразной, творческой деятельности и создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности.

Обобщая сущность указанных концепций, мы делаем вывод о том, что педагог должен иметь отчетливые представления о половозрастных особенностях становления личности ребенка, этапах развития его мотивационно-потребностной сферы. Он всегда должен помнить о том, что каждый период детской жизни представляет собой целостный цикл полноценной жизни, обеспечивающий развертывание сущностных сил. В каждом возрастном периоде у детей обнаруживается ведущая потребность и соответствующее ей противоречие. Разрешение противоречий и удовлетворение ведущей потребности способствуют развитию многообразия потребностей, интересов, подготовке к полноценной жизнедеятельности в следующем возрастном цикле.

Формирование разумных потребностей, интересов, мотивов, взглядов детей в различные возрастные периоды должно осуществляется в тесном взаимодействии привычного поведения, эмоций, сознания.

Если человек не озадачен формированием возвышенных потребностей, а сосредоточил своё развитие только на удовлетворении биологических и материальных потребностей, не расширяет горизонт своего социального общения, то он идёт по нисходящей линии развития, линии вырождения. Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими.

Насущные потребности сильно зависят от ценностной ориентации отдельного индивида и общества в целом. Ценности - это материальные предметы или идеи, на которые направлены потребности человека. Как и потребности ценности могут быть материальными и духовными, личными и общественными, приоритетными и второстепенными. Представления о ценностях оказывают мощное воздействие на мир потребностей, а через него - складывающуюся в обществе сферу оказываемых услуг.

Потребности делятся на разумные и неразумные на основе представления о ценностях. Разумными признаются потребности, связанные с практической реализацией ценности человеческой жизни и свободного развития личности, с раскрытием всех способностей личности, обеспечением возможности её творческого развития.

Потребности, удовлетворение которых обедняет и укорачивает жизнь отдельного человека (употребление наркотиков, алкоголя и т.п.) признаются вредными и неразумными.

На основе системы ценностей устанавливается очерёдность удовлетворения потребностей, их градация по уровню значимости и способы их удовлетворения. Деятельность по целенаправленному формированию и изменению потребностей также строится с учётом системы ценностей личности.

Фраза «разумные потребности» сегодня обретает особую актуальность. По статистике - в мире всего лишь 1% людей живёт по критериям разумного потребления. Потребности формируются под влиянием множества факторов, сгруппировав и проанализировав которые, можно определить их роль и формировать разумные потребности, используя все рычаги воспитательного и образовательного механизмов.

Наибольшим потенциалом, на наш взгляд, в этом плане, обладает содержание элективного курса «Основы потребительской культуры» [8], который изучают школьники всех возрастных групп.

Особое внимание в ходе изучения курса уделяется вопросам формирования грамотного, разумного поведения потребителя. Учащиеся изучают различные классификации человеческих потребностей и анализируют факторы, которые оказывают влияние на их формирование. Целый раздел учебника и программы посвящён рациональному потреблению, под которым понимается «возможность удовлетворять свои основные потребности без ущерба для окружающей среды» [8;24] . «Потребность - это нужда или недостаток в чём-либо необходимом». Из этого постулата следует и исходить (необходимость, но не излишество). Древнегреческий философ Аристотель, также, считал необходимым учить детей делать правильный выбор между недостатком и излишеством.

Рассматривая вопросы о культуре питания, учащиеся учатся составлять меню, знакомятся

с различными системами здорового питания, анализируют рациональные нормы потребления продуктов и т.п. Изучение раздела «Рациональное потребление» завершается выполнением практической работы «Рациональный бюджет». Учащиеся выполняют практические задания по нахождению цепочек сопряжённых потребностей; пишут мини-сочинения «Как социальный фактор влияет на потребности?»; анализируют потребности, удовлетворяемые с различной частотой; выбирают товары (услуги), удовлетворяющие потребности различными способами.

Помимо этого, в ходе изучения курса, учащиеся активно знакомятся с вопросами о доходах и расходах потребителей, налогах, потребительской корзине, что заставляет их задумываться постоянно о своих потребностях и в отдельных случаях их «подкорректировать».

В ходе экспериментальной работы с учащимися 9 класса (50 человек) мы исследовали базовые потребности личности, для того, чтобы преподаватель мог эффективно строить систему мотивации школьников и, соответственно, своей деятельности. Для этого мы использовали методику диагностики степени удовлетворённости основных потребностей (метод парных сравнений В.В. Скворцова) [12].

Методика предназначена для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей: материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении.

Теоретической основой теста послужила модифицированная пирамида потребностей А. Маслоу. Данная методика позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы личности. Ее основой является процедура парных сравнений. Испытуемым предлагается15 утверждений, которые они должны оценить, попарно сравнивая их между собой, и выбрать из пары предложенных утверждений то, которое наиболее желанно в данный момент. Знание таких потребностей позволяет определить систему мотивации личности. В результате теста мы получаем список мотивирующих испытуемого в данный момент потребностей (неудовлетворенные потребности), а также список удовлетворенных и частично удовлетворенных потребностей, которые в данный момент не играют решающую роль в активности индивида.

Исследования показали, что по степени неудовлетворенности самая значительная часть исследуемых (40%) имеет неудовлетворенную потребность в самовыражении, 10 % -неудовлетворенные социальные (межличностные) и материальные потребности, 5% - потребности в безопасности. Стоит отметить, что среди исследуемых нет лиц с неудовлетворенными потребностями в признании. Малозначимость в мотивации данной потребности также показали и результаты анкетного опроса.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивирующими испытуемых потребностями в значительной степени являются неудовлетворенные потребности в самовыражении.

Анализ результатов по степени удовлетворенности потребностей показал: у 40% исследуемых удовлетворены потребности в безопасности, у 20% - социальные (межличностные), у 10% - в признании, у 5% - в самовыражении и материальные.

Анализ анкетного опроса подтверждает общую тенденцию, сложившуюся в молодёжной среде: приоритет отдаётся материальным, а не духовным потребностям (ответы: зарабатывать на жизнь; обеспечить себе материальный комфорт; покупать хорошие вещи). Культ «красивой жизни» для большинства естественен и необходим («бери от жизни всё»), «формирование разумных потребностей» - пережиток прошлого, высшие (духовные) потребности - «ни о чём» -из ответа респондента.

Как писал М. Горький: «росту человеческих потребностей нет предела. Чем дольше человек будет жить, тем больше он будет хотеть. Человек никогда не будет доволен, никогда, и это лучшее качество. Самое требовательное существо на свете - это человек...». Но эти требования и желания должны быть разумными.

Общество само выработать модели поведения не может. Задача же педагогов, как специально подготовленных для воспитательной деятельности людей, заключается в том, чтобы в этом потоке безмерных желаний устанавливать грань оптимальности, учить детей, школьников, молодёжь, в целом, соизмерять свои потребности, прежде всего, на экономическом уровне - с учётом возможностей.

При решении вышеназванной проблемы каждый педагог, как в учебной, так и в воспитательной деятельности должен оптимально использовать возможности своих дисциплин, инновационных технологий, личный пример и образцы грамотного потребительского поведения. При формировании потребностей к освоению ценностей, общечеловеческой и национальной культуры, созданию и приумножению ценностей духовной культуры, потребности к труду, здоровому образу жизни следует, также, опираться на основы семейного воспитания детей, с учётом принципа рациональности и разумности, стремясь из «человека-потребляющего» сделать

«человека-творца». Только в этом случае мы сможем рассчитывать на результат успешной социализации подрастающего поколения.

In article basic concepts of formation of requirements are considered, their indissoluble communication with valuable orientations of the personality is shown, concrete forms and working methods of teachers are given in this direction within the concrete course "Bases of Consumer Culture", data of a pilot study of basic requirements with teenagers are provided. Recommendations about increase of efficiency of pedagogical process for achievement of result - formation of reasonable requirements are made.

The key words: education, spiritual needs, material requirements, education, consumption, rationality, socialization, values.

Список литература

1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика. 2002.№8. С.

13.

2. Бережной Н.М. Человек и его потребности. М.: Форум. 2000.

3. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 240с.

4. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации в современной России// Педагогика. 2011.№ 9.С.10

5. Ильинский И.М. Между прошлым и будущим: социальная философия происходящего.М.,

2006.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010г. Пр.271.

7. Никандров Н.Д Воспитание и социализация молодёжи: проблемы гармонизации: доклад в Совете Федерации по социальной политике и здравоохранению 7 июня 2011г.// Педагогика.2011. № 9. С.8.

8. Симоненко В.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры.- учебник для учащихся старших классов.3-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 176с.

9. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека.

10. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. С. 77-82.

11. Черников В.Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003г.

12. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.

13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. М., 2009.

Об авторе

Степченко Т.А. - проректор по НИР и МС, доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.