Научная статья на тему 'Формирование психологической компетентности будущих специалистов фондового рынка'

Формирование психологической компетентности будущих специалистов фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL CAPACITY / ТРЕЙДЕР / TRADER / РИСКИ ТРЕЙДЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ / RISKS OF TRADER TRANSACTIONS / СТРЕСС / STRESS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС / INDIVIDUAL REACTIONS TO STRESS / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / STOCK MARKET / БИРЖА / STOCK EXCHANGE / LEARNING PACKAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дулепова Вера Борисовна, Манушкина Маргарита Михайловна

Авторами обоснована необходимость реализации учебного модуля «Психологические основы работы на фондовом рынке» в подготовке студентов и выпускников экономических специальностей. Предлагаемый модуль позволит сформировать у слушателей более полный и реалистичный взгляд как на экономическое пространство, в котором реализуется их профессиональная деятельность, так и на собственную личность, что является необходимым условием формирования их профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of psychological capacity of prospective stock market specialists

The authors substantiate the need to realize the learning package “Psychological basis of the work at stock market” in teaching students and postgraduates of economic courses. The suggested learning package will help students to form a more complete and realistic outlook on both the economic space, in which they pursue their professional activity, and on their own personality, this condition is indispensable for building of their professional capacity.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической компетентности будущих специалистов фондового рынка»

лекарство от стресса

формирование психологической компетентности

будущих специалистов фондового рынка

Дулепова Вера Борисовна

доцент кафедры теоретических основ экономики

Манушкина Маргарита Михайловна

ст. преподаватель кафедры социальных технологий margma@yandex.ru

Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет

Аннотация

Авторами обоснована необходимость реализации учебного модуля «Психологические основы работы на фондовом рынке» в подготовке студентов и выпускников экономических специальностей. Предлагаемый модуль позволит сформировать у слушателей более полный и реалистичный взгляд как на экономическое пространство, в котором реализуется их профессиональная деятельность, так и на собственную личность, что является необходимым условием формирования их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, трейдер, риски трейдерских операций, стресс, индивидуальные реакции на стресс, учебный модуль, знания, психология, рынок ценных бумаг, биржа

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в целях повышения качества образования следует решить ряд приоритетных задач, среди которых «обеспечение инновационного характера базового образования, реализация ком-петентностного подхода, взаимосвязь академических знаний и практических умений» [5].

Неуверенность порождает страх

Основная идея компетентностного подхода состоит в усилении личностной и практической ориентации образования, выходе из ограничений знаниевой парадигмы. В современных условиях существенно изменяется характер взаимодействия преподавателя и студентов. Акцент должен быть сделан на активные и интерактивные формы и

методы обучения, благодаря которым происходит актуализация и эффективное присвоение знаний, включение их в систему индивидуального опыта студента, развитие способностей к самостоятельной работе и творчеству.

Несмотря на успешное решение многих вопросов теории и практики реализации компетентностно-го подхода в образовании существуют проблемы формирования профессиональных компетенций специалистов экономических специальностей и бакалавров экономических направлений. Одной их таких проблем, на наш взгляд, является недостаточный уровень их психологической подготовки для работы в некоторых сферах экономики. В частности, недостаточный уровень психологической подготовки для работы в качестве трейдера1 на фондовом рынке, непонимание психологических аспектов будущей профессии, психологических угроз фондового рынка, незнание типа своей реакции на эти угрозы и техник, которые позволяют нивелировать действие негативных факторов и обеспечивают успешную реализацию стратегии на рынке.

Такая ситуация вполне объяснима и объективна. Изучение дисциплин психологического профиля в том или ином объеме предполагается в рамках всех образовательных программ экономических специальностей и всех (или почти всех) профилей экономических направлений подготовки бакалавров. Однако вряд ли преподаватель будет акцентировать внимание именно на том, какие значимые угрозы для каждого типа личности порождают фондовые рынки. Преподаватели же, ведущие дисциплины экономического блока, не в состоянии провести психодиагностику студентов, дать им советы по профилактике психологических про-

1 Трейдер (ТрЭйдэр, от англ. Trader - торговец) - торговец, спекулянт, действующий по собственной инициативе и стремящийся извлечь прибыль непосредственно из процесса торговли. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами (акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже. Трейдерами также называют торговцев на валютном (форекс) и товарном рынках (например, зернотрейдер). Торговля осуществляется трейдером как на биржевом, так и на внебиржевом рынках.

блем, возникающих при работе на фондовом рынке, или психокоррекции.

^тс ме

существуют

проблемы

профессиональных

_компетенций

специалистов экономических специальностей _и бакалавров

экономических _направлений

Равновесие гарантирует эффективность

Работа трейдера больше, чем многие другие виды деятельности на фондовом рынке, сопряжена с рисками. Существует достаточно много определений понятия «риск» и классификаций рисков, связанных с осуществлением торговли на рынке ценных бумаг. Чаще всего под риском трейдерских операций понимается «опасность или возможность потерь ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков) при наступлении нежелательных событий, связанных с различными факторами» [3].

Трейдер может испытывать стресс в силу разных причин: не оправдываются ожидания получения прибыли; он несет убытки; опасается наступления таких нежелательных исходов своих операций в будущем. Работа трейдера связана с постоянными потенциальными стрессами. Стрессы терминированы различными характеристика-и фондового рынка. К наиболее значимым спе-алисты относят следующие: постоянная опасность финансовых потерь;

• участие в торговле множества невидимых субъектов, заключающих сделки по причинам, известным только им;

• постоянная изменчивость параметров фондового рынка;

• сложная корреляция одних параметров рынка между собой или ее отсутствие в случае других. Фондовый рынок порождает определенные значимые угрозы для каждого типа личности, но каждый трейдер более уязвим по отношению к каким-либо из них. Реакция трейдера на угрозу индивидуальна и определяется психологическим типом его личности.

В специальной литературе приводятся различные классификации типов реакций индивидов на стресс и соответствующие типологизации людей. В контексте данной проблематики, интерес представляет типологизация трейдеров [3]. Исторически сложилось так, что первые этой проблемой серьезно занимались военные пси-

хиатры. Именно они первыми определили подходы к анализу и представление о реакциях на стресс, нарушениях адаптации, стрессовых расстройствах. В настоящее время этой проблемой занимаются психологи, социологи, педагоги, экономисты.

Проведенный нами анализ многочисленных вариантов типологизаций по характеру их реакций на стресс позволяет отметить некоторые важные, на наш взгляд, моменты. Тип реакции на стресс является врожденной характеристикой индивида, связан с особенностями нервной системы, практически не зависит от сознательного выбора.

Каждый из людей имеет стратегию избегания ситуаций, причинивших им наибольшие психологические страдания в прошлом. Глубоко укоренившуюся физическую, эмоциональную и умственную модель поведения очень сложно изменить, и чем старше человек, тем сложнее это сделать.

Однако информированность об особенностях, слабых и сильных сторонах своей психики позволяет человеку более эффективно планировать и корректировать свою личную и профессиональную жизнь.

Влияние стресса неоднозначно. В умеренных дозах стресс полезен: тренирует сердечно-сосудистую, нервную системы, стимулирует иммунитет, формирует опыт. В то же время, постоянное воздействие стресса изматывает организм и может привести к различным по тяжести заболеваниям.

Практика фондового рынка показывает, что, несмотря на то, что реакции трейдеров на стресс индивидуальны, в любом случае при ощущении угрозы психологическое равновесие личности нарушается, количество неправильных решений нарастает, стресс усиливается. Угрозы, которые порождены фондовым рынком и которые ощущают трейдеры, определяют феномен толпы. Индивидуальное поведение на фондовом рынке встречается редко. Эффективность работы трейдера в значительной степени определяется двумя взаимодополняющими психологическими характеристиками

работа трейдера больше, чем многие

деятельности

на фондовом рынке, сопряжена с рисками

_тип реакции

врожденной характеристикой индивида, связан с особенностями

_нервной системы,

_практически не

_зависит

_от сознательного

_выбора

~>тсп.ы

индивида: умением сохранять эмоциональное равновесие при убытках и способностью принимать решение независимо от мнения других людей.

Условием эффективной работы трейдера является его умение осознавать свои эмоции, управлять ими, компенсировать нежелательные. Индивид, имеющий представление о психологических характеристиках и особенностях своей личности, владеющий психологическими техниками, не только имеет больше шансов не попадать в зону дискомфорта из-за психологического стресса и избегать психологических ловушек, но и в случае попадания в «зону дискомфорта» - быстрее справиться со стрессом. Таким образом, психологическая грамотность трейдера является решающим при прочих равных условиях фактором успеха в реализации стратегии на рынке.

Компетентность заложена в обучении

Опыт показывает, что есть компетенции, необходимые для успешной работы трейдера, кото-"ые не могут быть сформированы без использо-ания в учебном процессе тренингов. сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг». В современной литературе встречается много толкований этого термина. Им обозначаются различные приемы, формы, способы и средства, используемые как в психологической практике, так и в образовательном процессе. Разнообразие определений тренинга объясняется тем, что его теоретической основой стал широкий спектр разнообразных подходов, теорий и концепций: бихевиоризм (Б. Скиннер, А. Бандура), гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу), психоанализ (В. Беннис, Г. Шепард), гештальт-терапия (Ф. Перлз), социодрама и психодрама (Дж. Морено), школа групповой динамики (К. Левин) и др. Приверженцы различных направлений по-разному определяют суть тренинга, цели и роль в формировании или изменении отдельных индивидов, групп, фирм, организаций.

В контексте нашего исследования, мы придерживаемся достаточно общего определения, что тренинг - это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания и, как следствие, переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности. Для формирования психологической компетентности студентов экономических направлений подготовки авторам видится перспективным проектирование и реализация учебного модуля «Психологические основы работы на фондовом рынке» как структурной единицы образовательной программы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, модуль представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания [6]. Учебный модуль, являющийся самостоятельной организационно-методической структурой учебной дисциплины, должен включать в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, отражающую внутрипредметные и междисциплинарные связи, методическое руководство и систему контроля [1].

Предлагаемый модуль «Психологические основы работы на фондовом рынке», по мнению авторов, может быть как частью курсов «Операции с ценными бумагами», «Рынок ценных бумаг», «Финансовый менеджмент», «Психология», «Социология», так и отдельным курсом. Внедрение указанного модуля в учебный процесс позволит органично интегрировать усвоение теоретического материала с наработкой практического опыта, что отвечает требованиям третьего поколения образовательных стандартов.

В качестве необходимых теоретических разделов модуля нами предлагаются следующие. 1) Теоретические основы трейдерской деятельности. Риски трейдерской деятельности. Возможности анализа и прогнозирования инвестиционных характеристик инструментов фондового рынка и динамики их цен. Психологические угрозы и психологические «ловушки» фондового рынка.

условием

эффективной_

работы трейдера_

является его умение

осознавать свои_

эмоции, управлять ими, компенсировать нежелательные_

2) Психологический профиль трейдера. Особенности когнитивной и эмоционально-волевой сферы эффективного трейдера: способность справляться с иллюзией контроля фондового рынка; умение справиться с когнитивным диссонансом; высокая прогностическая способность относительно движений рынка; высокий уровень эмоционального контроля; отсутствие психологической зависимости от трейдинга; высокая адаптивность и способность действовать в неструктурированной среде; нонконформизм; эффективные навыки работы с информацией во избежание психологических перегрузок; «трейдерный оптимизм» [4].

3) Психологическая экспертиза профессионально важных качеств трейдера: стрессоустой-чивости, способности справляться с иллюзией контроля фондового рынка; умение справиться с когнитивным диссонансом; прогностические способности; уровень эмоционального контроля; склонность к психологическим зависимостям, в том числе к трейдингу; адаптивность и способность действовать в неструктурированной среде. Метод профессиографирования и

офессиограмма трейдера. Тренинги, направленные на формирование офессионально важных психологических качеств. Тренинги, имеющие целью сформировать понимание индивидом особенностей когнитивной и эмоционально-волевой сферы его личности.

В качестве интерактивных методов обучения, авторы предлагают:

1) исследование личности обучающегося средствами психодиагностики. Оценка профессионально значимых качеств, готовности к риску, стратегий совладания со стрессом, мотивационной сферы, характерологических особенностей, построение личностных профилей;

2) элементы социально-психологического тренинга, направленные на понимание психологических аспектов будущей профессии, психологических угроз фондового рынка, позволяющие отработать эффективные модели поведения на фондовом рынке (ранее не характерные для обучающегося в его жизни), обеспечить устойчивые изменения

авторам видится

_перспективным

—проектирование

_и реализация

_учебного модуля

«Психологические

как структурной

_единицы

образовательной _программы

)тш1

психологических феноменов будущего специалиста [2].

В дальнейшем модуль может быть расширен за счет включения следующих элементов:

• тренинга восприятия времени;

• тренинга организации времени и повышения эффективности его использования;

• экспертизы скорости реакции;

• экспертизы особенностей зрительного анализатора;

• тренинга способностей восприятия информации и принятия решений в быстроменяющихся условиях и экстремальных ситуациях. Полученные в рамках тренинга знания о своих личностных особенностях, бесспорно, могут быть полезны и тем студентам, которые в будущем будут работать не только трейдерами. Разработанный модуль может быть предложен в качестве программы дополнительного профессионального образования тем, кто уже работает трейдером или решил им стать после изменения места работы.

Можно, но осторожно

Предполагая работать трейдером, индивид в лучшем случае задумывается о своих финансовых возможностях, уровне теоретической подготовки или общей осведомленности об инструментах рынка, методах анализа инвестиционных характеристик отдельных ценных бумаг, динамики рынка. К сожалению, редко кому приходит в голову оценить свои психофизиологические характеристики и угрозы здоровью, которые сопряжены с трейдер-ской деятельностью.

Большинство людей понимают, что кто-то неспособен научиться игре на скрипке, кому-то плохо даются иностранные языки, пение, рисование и т.д. Но мало кто задумывается, что в силу того, что все люди разные, в том числе в разной степени стрес-соусточивы, быть эффективным трейдером дано не каждому.

В некоторых случаях речь идет о проблеме нарастания числа неверных решений в условиях стресса, снижении доходов и неудовлетворенности положением, снижении качества жизни. В некоторых - о полном противопоказании работы трейде-

полученные в рамках

тренинга знания_

о своих личностных

особенностях,_

бесспорно, могут быть полезны и тем студентам, которые

в будущем будут_

работать не только трейдерами_

/

профессиональной

_требует серьезной

_психологической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_подготовки,

_обеспечить

_которую позволяет

_компетентностно-

_модульный подход

ром, т.к. психика и здоровье индивида могут значительно и даже необратимо пострадать в результате трейдерской деятельности. Причем, важно отметить, что если у человека есть психофизиологические особенности, связанные с неоптимальной реакцией на стресс, то это не всегда означает, что он вообще не может работать трейдером. Но он должен понимать, что ему следует избегать работы с некоторыми инструментами, выбрать приемлемые (с точки зрения его индивидуальных психофизиологических характеристик) сегмент рынка, фазу его цикла и характер динамики.

о

Вывод

Таким образом, формирование профессиональной компетентности специалиста фондового рынка требует серьезной психологической подготовки, обеспечить которую позволяет компетентностно-модульный подход. Внедрение в образовательный процесс учебного модуля «Психологические основы работы на фондовом рынке» призвано повыть психологическую компетентность студентов кономических специальностей и направлений подготовки, более осознанно подходить к выбору сферы и планированию будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. - М.: ВИПК МВД России,1999.

2. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб: Речь, 2002.

3. Инфокоммуникационные технологии брокерской и дилерской деятельности: Учебное пособие / П.В. Аникин, В.А. Королев, Ю.Г. Лесных, А.Ю. Петров; под. ред. доктора экон. наук, проф. П.В. Аникина. - М.: КНОРУС, 2007.

4. Кочеткова Н.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов финансового рынка в системе бизнес-образования: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Тамбов, 2009.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного соци-

ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. От 08.08.2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov. ш/ттес/аШуКу/8есиоп8Дср/га8р_2008_п1бб2_ red_08.08.2009.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/ эре/3^220207т.^т.

Vera B. Dulepova

Associate Professor of the Chair of Fundamentals of Economics, Siberian Federal University

Margarita M. Manushkina

Senior Teacher of the Chair of Social Technologies, Institute of Education, Psychology and Sociology, Siberian Federal University

Development of psychological capacity of prospective stock market specialists

_Abstract

The authors substantiate the need to realize the learning package "Psychological basis of the work at stock market" in teaching students and postgraduates of economic courses. The suggested learning package will help students to form a more complete and realistic outlook on both the economic space, in which they pursue their professional activity, and on their own personality, this condition is indispensable for building of their professional capacity.

Keywords: professional capacity, trader, risks of trader transactions, stress, individual reactions to stress, learning package, knowledge, psychology, stock market, stock exchange

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.