Научная статья на тему 'Формирование психической структуры нравственных понятий у детей и подростков'

Формирование психической структуры нравственных понятий у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / ПОНЯТИЙНАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / СИТУАТИВНЫЕ И ИНВАРИАНТНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЙ / MORAL EDUCATION / MORAL CONCEPTS / SITUATIONAL AND INVARIANT SIGNS OF CONCEPTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веденеева Галина Ивановна

На основе анализа результатов исследования рассматриваются особенности структуры и содержания нравственных понятий у младших школьников и подростков. Дана авторская характеристика качеств инвариантных признаков нравственных понятий, позволяющая определить уровень обобщенности и полноты сформированных понятий у школьников. Прослеживается влияние возраста, воспитания и социальной среды на нравственное развитие личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF PSYCHICAL STRUCTURES OF MORAL CONCEPTS IN CHILDREN AND TEENAGERS

On the basis of the analysis of research results, some features of the structure and maintenance of moral concepts in younger schoolchildren and teenagers are considered. The author provides some characteristics of invariant features of moral concepts, which allows to define the degree of generalization and completeness of the formation of concepts in schoolchildren. The article traces the influence of age, upbringing and social environment on the personalitys moral development

Текст научной работы на тему «Формирование психической структуры нравственных понятий у детей и подростков»

трудностях обучения // Физиология человека. 1997. Т. 23, № 5. С. 5-11.

5. Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии.1989.№ 2. С. 20-27.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

8. Колисник И. И. Влияние межполушарной асимметрии головного мозга на состояние здоровья человека // Здоровая школа: сайт Маргариты Павловой [Электронный ресурс]. URL: http://

www.zdorovayashkola.ru/library/ (дата обращения 1.02.2012).

9. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1986. 320 с.

10. Бобылева Н. И., Минина О. Г. Сравнительная оценка соотношений показателей высших психических функций и профиля латеральной организации мозга с успешностью обучения детей младшего школьного возраста. Северодвинск, 2002. 45 с.

11. Школа и психическое здоровье учащихся / под. ред. проф. С. М. Громбаха М.: Медицина, 1988. 272 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

FORMING OF PSYCHICAL STRUCTURES OF MORAL CONCEPTS IN CHILDREN AND TEENAGERS

Г. И. Веденеева

На основе анализа результатов исследования рассматриваются особенности структуры и содержания нравственных понятий у младших школьников и подростков. Дана авторская характеристика качеств инвариантных признаков нравственных понятий, позволяющая определить уровень обобщенности и полноты сформированных понятий у школьников. Прослеживается влияние возраста, воспитания и социальной среды на нравственное развитие личности.

G. I. Vedeneyeva

On the basis of the analysis of research results, some features of the structure and maintenance of moral concepts in younger schoolchildren and teenagers are considered. The author provides some characteristics of invariant features of moral concepts, which allows to define the degree of generalization and completeness of the formation of concepts in schoolchildren. The article traces the influence of age, upbringing and social environment on the personality's moral development.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные понятия, понятийная психическая структура, ситуативные и инвариантные признаки понятий.

Keywords: moral education, moral concepts, conceptual mental structure, situational and invariant signs of concepts.

Важнейшей стороной целостного образовательного процесса является нравственное воспитание, направленное на выработку системы моральных норм, черт характера и привычных форм поведения развивающейся личности.

Актуальным вопросом в деятельности педагога в процессе организации нравственного воспитания детей и подростков является формирование у них понятий о явлениях этического порядка.

Овладеть понятием - значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах и явлениях, их признаках и свойствах. Само содержание понятий раскрывается в суждениях [1, с. 320]. В зависимости от того, насколько

разнокачественно (разноаспектно) суждения характеризуют объекты и в какой степени отражают их существенные (инвариантные) признаки, можно говорить о разных психических структурах понятий.

По данным М. А. Холодной, «понятийные психические структуры представляет собой интегральные когнитивные структуры, особенности устройства которых характеризуются включенностью разных способов кодирования информации, представленностью визуальных схем разной степени обобщенности и иерархическим характером организации семантических признаков» [2, с. 119].

В рамках поставленных задач исследования мы определяем психическую структуру нравственных понятий

как интегральное образование суждений, отражающих разные по качеству и количеству инвариантные признаки явлений этического порядка, обладающих высокой степенью обобщенности.

С целью изучения особенностей психической структуры нравственных понятий у младших школьников и подростков использовался метод герменевтики (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий). Объяснение тех или иных понятий не сводится к пониманию, но последнее проявляет себя через него, и поэтому объяснение считается одним из сильных критериев понимания. Важно заметить, что герменевтика основана на вчувствовании, вживании в обсуждаемое явление или объект, на его образном представлении [3, с. 113].

Процедура исследования. Учащимся 3-х, 5-х и 7-х классов (срез проводился в феврале 2011 г.) было предложено объяснить значение понятий нравственного порядка: Кого можно считать другом? Кого можно назвать вежливым человеком? Как вы понимаете, что такое добро? Что такое зло? Кого называют героем?

Обработка полученных результатов проводилась в соответствии с поставленными задачами:

1. Определить степень обобщенности предложенных понятий: «друг», «вежливый человек», «добро», «зло», «герой».

2. Найти подтверждение гипотезы о том, что психическая структура нравственных понятий формирует-

ся в процессе перехода от ситуативных признаков к инвариантным по мере взросления личности при прочих равных условиях.

3. Определить влияние социальных факторов на восприятие и понимание детьми нравственных понятий.

Задача 1. Степень обобщенности вышеуказанных понятий определим на основе полученных данных о возможных типах понятийных структур по мере увеличения степени их обобщенности в экспериментальном исследовании М. А. Холодной [2, с. 123]. Выявлены 4 степени обобщенности понятийных структур:

1) минимальная степень обобщенности (конкретные слова с минимальной частотой встречаемости в речевом опыте человека: «мох», «улей» и другие);

2) средняя степень обобщенности (конкретные слова с максимальной частотой встречаемости в речевом опыте человека: «автомобиль», «дом» и другие);

3) высокая степень обобщенности (абстрактные житейские понятия: «время», «культура» и другие);

4) максимальная высокая степень обобщенности (абстрактные научные физические понятия: «изотоп», «элементарная частица» и другие).

Заданные в нашем перечне понятия относятся к третьему уровню обобщенности, так как являются абстрактными и используемыми человеком в повседневной жизни.

Задача 2. Если процесс образования понятия предполагает синтез разнокачественных признаков, характеризующих объект или явление (детали, связи,

Таблица 1

Качества инвариантных признаков нравственных понятий

^^Признаки Эмоционально- Мотивационные Функциональные Личностные (черты Поведенческие

Понятия^^ чувственные характера)

Друг Человек, отношения с которым основаны на взаимном доверии, привязанности, общности интере-

сов (характеристика выведена из понятия «дружба»)

+ + + +

чувства доверия, общность установление доверительность

привязанности интересов взаимных отношений

Вежливый Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый

человек + соблюдение правил + учтивость, воспитанность + поступки по правилам этикета

Добро Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу

+ + + +

положительные желание сделать противостоит злу хорошие,

эмоции хорошее, полезное полезные поступки

Зло Нечто дурное, вредное, противоположное добру

+ + + +

отрицательные установка на противостоит дурные, вредные

эмоции совершение вреда добру поступки

Герой Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

+ + + +

мотив желание храбрость, доблесть, совершение

самоотвержения проявить свои самоотверженность подвигов

ради других лучшие качества, доблесть

Таблица 2

Признаки понятий, указанные в процессе объяснения школьниками

—Класс Группы признаков—— Учащиеся 3 «Б» класса (17 учеников) Учащиеся 5 «А» класса (19 учеников) Учащиеся 7 «А» класса (20 учеников)

Конкретно-ситуативные 17 8 3

Инвариантные, одноаспектные 22 8 3

Инвариантные, комплексные 46 79 94

Всего ответов 85 95 100

свойства и другие признаки), то объяснение, напротив, опирается на анализ интегрированных признаков в понятие. Это означает, что испытуемые в нашем исследовании при объяснении значения предложенных нравственных понятий делали выбор из множества признаков: существенных и несущественных (инвариантных и ситуативных).

Инвариантные признаки находят свое отражение в общепринятых определениях понятий, размещенных, например, в словарях [4].

Составим таблицу, где укажем разные качества инвариантных признаков нравственных понятий (см. табл. 1).

Проведенный нами анализ показал, что указанные нравственные понятия могут содержать в себе разные по качеству и по количеству инвариантные признаки.

При обработке материалов выяснилось, что все ответы испытуемых разделились на две группы:

- ответы, в которых были отражены существенные (инвариантные) признаки понятия;

- ответы, в которых были отражены несущественные (ситуативные) признаки понятия;

Ответы с инвариантными признаками, в свою очередь, разделились на две подгруппы:

- подгруппа ответов, где указан лишь один из признаков характеризуемого понятия (одноаспектная характеристика);

- подгруппа ответов, в которых указывалось несколько разных признаков (комплексная характеристика).

Рассмотрим, как распределились указанные группы признаков при объяснении понятий школьниками по классам (см. табл. 2).

Данные сводной таблицы указывают на значительное преобладание конкретно-ситуативных и одно-аспектных (инвариантных) признаков понятий в ответах младших школьников при снижении их числа у подростков. Примерами ответов с этими признаками при объяснении третьеклассниками понятий служат следующие: «добрый», «дружелюбный», «хороший» (эмоционально-чувственный признак); «тот, кто с тобой дружит» (функциональный признак).

Наряду с ответами, где содержится один из возможных признаков понятия, есть немалое количество тех, в которых дан целый перечень различных признаков. В ответе «добрый, вежливый, хороший» указан ряд (комплекс) признаков одной модальности, а в объяснении «никогда не обижает, интересный, всегда помогает» представлен

комплекс признаков, отличающихся по своей модальности. Во втором случае имеет место попытка школьника рассмотреть понятие «друг» с разных сторон.

Намерение испытуемых дать всестороннюю характеристику понятиям четко прослеживается у учащихся более старших классов. Число комплексных ответов возрастает от класса к классу (см. табл. 2).

Интересно построение ответов у большинства семиклассников: предложенное понятие «раскладывается» ими на отдельные пронумерованные характеристики: Друг - 1) отзывчивый;

2) веселый;

3) умный.

Вежливый 1) всегда здоровается; человек - 2) не говорит скверные слова;

3) скромный.

Добро - 1) это помощь людям;

2) нет равнодушия к другим;

3) жизнь в мире.

Зло - 1) мстить другим людям;

2) совершать плохие поступки.

Герой - 1) сильный, храбрый;

2) совершающий подвиг;

3) помогающий Отечеству и людям.

Комплексные ответы школьников, как правило, включают в себя признаки, совпадающие по своему значению с инвариантными признаками общепринятых определений (см. табл. 1). Причем в ответах подростков все более отражаются гражданская и нравственная позиции личности.

Итак, цифровые подсчеты показывают, что психическая структура понятий, содержащих инвариантные признаки характеризуемого нравственного явления, формируется по мере взросления школьников. Но является ли возраст единственной причиной развития у школьников способности к комплексному структурированию нравственного понятия учащихся разных классов? С целью получения ответа на вопрос мы провели дополнительное анкетирование в параллельном классе 5 «Б» этой же школы и сравнили полученные результаты с ответами школьников 5 «А» класса. Сравнительный анализ выявил различный характер объяснения школьниками предложенных понятий. В ответах учащихся 5 «Б» класса число конкретно-ситуативных признаков превышает уровень

аналогичных признаков у учащихся 5 «А» класса почти в

4 раза (см. табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы учеников 5 «Б» с конкретно-ситуативными признаками в процентном отношении от общего числа составляют 37%, тогда как у учащихся

5 «А» класса всего лишь 9%.

Примеры ответов учащихся 5 «Б» класса с ситуативными признаками:

- «добро - это когда человек говорит спасибо»;

- «добро - это перевести бабушку через дорогу»;

- «добро - это помочь донести сумки»;

- «зло - это когда человек говорит плохо на кого-то»;

- «зло - это снять колеса с машины» и др.

Ситуативность и одноаспектность характеристики

нравственных понятий в вышеприведенном случае определяются уже не возрастом (он одинаков у испытуемых), а той различной воспитательной работой, которая организовывалась в этих двух классах. В 5 «А» классе в течение года проводился цикл внеклассных занятий «Уроки доброты», в рамках краеведческой работы организовывались диспуты и беседы на этические темы, создавались ситуации нравственного выбора, что в меньшей степени было представлено в 5 «Б» классе. В процессе урочной и внеурочной деятельности учащиеся 5 «А» класса накапливали нравственный опыт взаимодействия с окружающими людьми, вырабатывали собственную линию поведения. Такая же насыщенная многоплановая воспитательная работа была организована в 7 «А», что способствовало более четкому пониманию предложенных понятий. Специальной работы по разъяснению этических понятий в 5 «Б» не отмечалось, что сказалось на значительном количестве ответов с ситуативными признаками.

Сопоставляя числовые значения ситуативных и комплексных признаков по классам 5 «А» - 7 «А» и 5 «А» - 5 «Б», с помощью критерия ф-Фишера получаем достоверность различий между обозначенными группами. Уровень значимости: р < 0,01.

Интересно сравнить (задача 3) понимание детьми нравственных понятий, объясняемых ими в разное время. В 1985 г. подобный срез по выявлению особенностей характеристики понятий проводился также с учащимися 3-го класса (г. Шуя Ивановской области). Среди предложенных понятий общими с выше приведенными были «друг» и «вежливый человек».

Ответы на вопрос: «Кого можно считать другом?» распределились следующим образом. Часть учеников указали на помощь другим («помогает во всем»). В других ответах содержались ссылки на личностные качества такого человека («должен быть честным, добрым, не должен врать»). Были ответы, выражавшие личные симпатии («кто мне больше нравится»). И наконец, были ответы, где содержалась комплексная характеристика («он должен быть справедливым, честным, помогать другим»).

Таблица 3

Сравнительные данные характеристик понятий пятиклассников

Класс Признаки Учащиеся 5 «А» класса (19 учеников) Учащиеся 5 «Б» класса (16 учеников)

Конкретно-ситуативные 8 31

Инвариантные, одноаспектные 8 2

Инвариантные, комплексные 79 52

Всего 95 85

При ответе на вопрос: «Кого можно назвать вежливым человеком?» часть детей подчеркнула наличие вежливых слов в речи («говорит хорошие слова, не обзывается»). Другие дети обратили свое внимание на характер отношений этого человека к другим людям («кто уважает мальчиков и девочек»). Еще одна часть опрашиваемых ограничила свое представление о вежливости конкретной ситуацией («если наступит на ногу, извинится»). Среди ответов были те, где сочетались указания на речь, доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым («соблюдает правила вежливости, не выпячивает себя перед другими»).

Распределение ответов по группам показывает, что моделирование психической структуры понятий по качеству инвариантных признаков нравственных понятий третьеклассников 1984/85 и 2010/11 гг. совпадает (имеются конкретно-ситуативные признаки; инвариантные, од-ноаспектные; инвариантные, комплексные). Заметные различия можно обнаружить в содержании конкретно-ситуативных признаков. При объяснении понятий «друг» и «вежливый человек» у третьеклассников сегодняшнего поколения можно встретить следующие характеристики:

- «друг не дерется, он должен делиться»;

- «вежливый человек не ругается матом, говорит всем "здравствуй"».

В этих и других подобных ответах младших школьников присутствуют слова «драться», «ругаться», «злиться» и другие, которые практически отсутствовали в ответах их сверстников 15 лет назад. В этой терминологии находят отражение грубость, агрессивность и сквернословие сегодняшних реалий.

Поиск иных ценностей в реалиях окружающей среды и создание условий для присвоения их школьниками - задачи сознательно организованного педагогического процесса - нравственного воспитания. Необходимым условием нравственного становления личности является формирование и сплочение ученического коллектива [5, с. 115].

Выводы. В процессе анализа психической структуры нравственных понятий определены различные качества (аспекты) инвариантных признаков нравственных понятий: эмоционально-чувственные, мотивационные, функциональные, личностные, поведенческие. Данные качества понятий отражались в ответах детей как в комплексе, так и единично. Наряду с инвариантными признаками имели место несущественные признаки (ситуативные).

Исследование выявило значительное преобладание конкретно-ситуативных и одноаспектных признаков понятий в ответах младших школьников при снижении их числа у подростков.

В ходе исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что психическая структура нравственных понятий формируется в процессе перехода от ситуативных признаков к инвариантным по мере взросления личности при прочих равных условиях, то есть когда в ученических коллективах реализуется программа воспитательной работы по нравственному формированию личности школьника.

Чем в большей степени представлено комплексное объяснение понятий и больше указано их существенных признаков, тем устойчивей и полнее психическая структура понятия, следовательно, тем в большей степени она регулирует, контролирует и моделирует поведение человека.

Результатом нравственного воспитания является воспитанность личности, проявляемой в способности

к эмоциональному переживанию, сочувствию, стыду, в единстве слова и дела, умению в сложных жизненных ситуациях остаться верным своим убеждениям, своему слову.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1976. 480 с.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2003. 208 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

5. Сокольников Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности. М.; Белгород, 2000. 150 с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION

С. Ю. Залуцкая

Раскрывается проблема творческого совершенствования личности в процессе обучения. Обозначены организационно-педагогические особенности стимулирования творческой активности обучающихся в контексте эстетического воспитания на примере литературного образования. Выявлена специфика урока литературы как образовательного пространства, создающего благоприятные условия развития творческих потенций учеников.

Ключевые слова: личность, творческая активность, эстетическое воспитание.

S. U. Zalutskaya

The article is devoted to the problem of the creative perfection of the individual in the process of learning. Organizational-pedagogical features that stimulate the creative activity of students are marked in the context of aesthetic education by the example of literary education. Specialty of a literature lesson is given as an educational space, creating favorable conditions for development of creative potential of pupils.

Keywords: personality, creative activity, aesthetic education.

Уровень научных достижений современной педагогики, обогащенный психологическими знаниями, позволяет утверждать, что развитие личности - это «процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых» [1; с. 50].

Личность, способная самостоятельно выходить за рамки достигнутого, готовая к самостоятельному совершенствованию, обогащению своего потенциала, - это личность создающая, творческая, отличающаяся опреде-

ленными особенностями развития чувственности, интеллекта, характера и стимуляции деятельности; основным стимулом для нее является удовлетворение в самом акте творчества и неистребимая потребность в нем. Ее деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная творческая задача, реализована первоначальная цель, поэтому процесс развития творчески одаренной личности не имеет предела, как не имеет предела и процесс совершенствования ее способностей создавать, открывать, изобретать, преобразовывать жизнь.

Очевидно, что классическая модель обучения не отвечает в полной мере требованиям развития творческого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.