Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственные представления у младших школьников / коррекционно-развивающая работа.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щекодина Екатерина Вадимовна, Бекирова Мерьем Икремовна

в статье раскрываются особенности развития пространственной ориентации детей младшего школьного возраста с проблемами умственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щекодина Екатерина Вадимовна, Бекирова Мерьем Икремовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ Щекодина Е.В.1, Бекирова М.И.2

1Щекодина Екатерина Вадимовна - студент, дефектологический факультет 2Бекирова Мерьем Икремовна - доцент, преподаватель, кафедра специального (дефектологического) образования «Коррекционной педагогики и психологии», Крымского инженерно-педагогический университет, г. Крым

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития пространственной ориентации детей младшего школьного возраста с проблемами умственного развития.

Ключевые слова: пространственные представления у младших школьников, коррекционно-развивающая работа.

Актуальность исследования.

У обучающихся школьного возраста с умственной отсталостью восприятие пространственных представлений довольно замедленно, так как у них наблюдается не восприимчивость, не дифференцированность восприятий и ощущений, что также затрудняют у них формирование пространственных представлений.

А ведь именно сформированность пространственных представлений у обучающихся школьного возраста является одной из предпосылок к овладению счётом, письмом, чтением и социальными навыками.

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Решение этой проблемы предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск более эффективных путей обучения и формирования знаний, которые учитывают реальные возможности учащихся и условия, в которых проходит их учебная деятельность.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не освоив основные умственные навыки и операции, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в младших и средних классах и, вследствие всё более усугубляющихся трудностей, в дальнейшем просто выпадают из нормального процесса обучения.

Также не маловажное значение в образовании, развитии и социальной адаптации занимает формирование пространственных представлений у младших школьников. Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентированию в пространстве.

Среди базисных психических функций одна из основных связана с пространственными представлениями, так как эти представления участвуют в формировании практически всех навыков и функционировании сложных процессов. К ним относятся как элементарные, так и сложно организованные движения, восприятие, рисование, речь, письмо, счёт и социальные навыки.

Проблема освоения окружающего пространства и ориентировании в нём приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями психического развития. В настоящее время имеются указания на немалозначительные особенности пространственного восприятия и представлений, а также важность коррекционных мероприятий по их формированию у детей с нарушениями умственного развития (М.Г. Аббасов, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Головина, Р.Т. Ибаньес, Л.Н.Кассал) .

Особенные трудности освоения пространства относятся к характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. В результате взаимосвязанного комплекса органических и функциональных факторов, а также социальных причин формирование пространственных представлений нарушается у детей с запаздывающем развитием интеллекта по всем определяющим направлениям, включая овладение действиями восприятия, приобретение опыта практического преобразования пространства, его отражение в речи и продуктивных видах деятельности. Недостатки ориентирования, как в предметном, так и социальном пространстве, отрицательно сказываются на когнитивном и личностном развитии ребёнка, препятствуя его полной социальной адаптации в целом.

Умение практически ориентироваться в пространстве и понимание пространственных отношений между окружающими предметами является одним из важнейших условий успешного обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Исследователями установлено, что успешность овладения детьми с нарушениями интеллектуального развития счётом, письмом, рисованием, ручным трудом и другими учебными предметами, во многом зависит от уровня сформированности пространственных представлений. Недоразвитие пространственных представлений, как указывали М.Г. Аббасов, Т.Н. Головин, А.Р. Лурия и другие, является одной из основных причин, вызывающих затруднения при овладении этими навыками.

В теории и практике педагогики и психологии Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер разрабатывали методические вопросы формирования пространственных представлений школьников.

Психический процесс развития представлений рассматривался в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,

П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, С.Л.

Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М, 2000.

2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 2000. - С.60.

3. Дунаева З.М.Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. - № 2 - С. 2630.

4. Моргачева И. Ребенок в пространстве. Издательство: Детство-Пресс Год издания: 2009

5. Мусейибова Т.А. Развитие пространственной ориентировок у детей школьного возраста. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1964г., 19с.

6. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для вузов. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 400 с.

7. Щекодина Е.В. АВА-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС. 2022г.5 стр.

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scientifictext.ru/home/arkhiv-zhurnala-dostizheniya-nauki-i-obrazovaniya.html/ (дата обращения: 19.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.