Научная статья на тему 'Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры'

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКИЙ САД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / SPATIAL REPRESENTATION / FORMATION / OLDER PRESCHOOLERS / KINDERGARTEN / INTERACTIVE GAMES / INTERACTIVE WHITEBOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набродова Л. С.

В данной статье представлен подход по формированию пространственных представлений у старших дошкольников посредством интерактивной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Набродова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры»

Набродова Л.С. ©

Магистр педагогики, аспирант психологии НИУ БелГУ; Учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с № 58 г. Белгорода, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ

ИГРЫ

Аннотация

В данной статье представлен подход по формированию пространственных представлений у старших дошкольников посредством интерактивной игры.

Ключевые слова: пространственные представления, формирование, старшие дошкольники, детский сад, интерактивные игры, интерактивная доска.

Keywords: spatial representation, the formation, the older preschoolers, kindergarten, interactive games, interactive whiteboard.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter -между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность развиваться именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, преодолевать те или иные трудности связанные с сюжетом игры или ее правилами.

Чем старше становится дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направленная) для становления

самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цели и выбирать средства для реализации замысла.

Интерактивная игра как своеобразное средство обучения и воспитания, включается во все системы дошкольного воспитания.

Значение интерактивных игр в том, что они удовлетворяют основные потребности ребенка, в недрах игр зарождается и развивается другие виды деятельности, а не является всесторонним средством развития личности.

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представление о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы такие, как: кинестетический, осязательные, зрительные, слуховой, обонятельный.

Пространственная ориентация осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение, удалил расти, пространственных отношений между предметами). Понятие пространственной ориентации входит оценка расстояния, размеров, формы, взаимного положения предмета и их положение относительно ориентирующегося [1].

© Набродова Л.С., 2015 г.

Окружающие предметы ребенок воспринимает как отдельные, не осознавая, при этом пространственных взаимосвязей. Например, если детям показать две карточки на экране, где изображено два одинаковых предмета, которые различно расположены относительно друг от друга, дети, как правило, ответят: «карточки одинаковые». Ребенок еще не замечает пространственных расположений этих предметов [2].

В дальнейшем, постепенно дети учатся воспринимать пространственные отношения, однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, ребенок еще затрудняется определить дальность расположения объектов от принятой точки отсчета, и пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг от друга предметов воспринимаются как его непрерывность. Поэтому, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется его стремление установить контактную близость при расположении предметов рядом, друг за другом, напротив. Совершенствование восприятия пространственного расположение предметов происходит тогда, когда на смену определения отношений приемов контактной близости приходит дистантная, зрительная, оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слова, которые способствуют более точной их дифференцировки.

Работа над словарным запасом дошкольников по пространственному ориентированию является одной из главных, и она особо выделена при работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как будущие первоклассники должны овладеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи [3].

В данной статье мы хотим предложить серию этапов работы по использованию интерактивных игр и упражнений, на интерактивной доске с помощью которых формируется пространственные представления.

На первом этапе работы мы развивали у детей умения ориентироваться «от себя» и «на себя», освоение «схемы собственного тела» с помощью интерактивной доски.

В ходе второго этапа нашей работы мы предлагали интерактивные игры и упражнения на формирование умения ориентировки от предметов и между предметами.

Третий этап работы включал интерактивные игры и упражнения направленные на закрепление умения ориентироваться на интерактивном экране.

На четвертом этапе интерактивные игры и упражнения предлагали обучение «чтению» графических изображений пространственных отношений и моделирование их видов рисунков и схем.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Разработанную серию интерактивных игр и упражнений целесообразно использовать в практике работы дошкольного учреждения в ходе игровой и образовательной деятельности.

2. Использование интерактивных игр является эффективным средством формирования пространственных представлений в старшем дошкольном возрасте.

Литература

1. Боровская И.К., Ковалец И.В. - Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития - 2003.- Гуманит.изд. центр ВЛАДОС.

2. Говорова Р.К. Вопросы на развитие пространственных представлений удар школьников// дошкольное воспитание.- 1974.- №3.-С.12-20.

3. Семаго Н.Я. - Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста// практическое пособие - 2007. - М.: Айрис-пресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.