словами и словосочетаниями обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих на радиоволнах и с экранов телевизоров. Многие передачи, прежде всего адресованные молодежи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи», пишет В.Д. Черняк [2, с. 7, 8].
Лингвоэкологический подход к вопросам развития, сохранения современного русского языка, культуры речи - это повседневная работа над усвоением норм литературного языка, совершенствование языковых средств языка.
Возникает необходимость языкового обучения, необходимость сознательного овладения литературным языком. В связи с необходимостью повышения речевой культуры подрастающего поколения в высших учебных заведениях была введена дисциплина «Русский язык и культура речи».
Основная задача дисциплины «Русский язык и культура речи» - это сохранение и совершенствование литературного языка как общенационального достояния и как важнейшей составляющей культуры личности.
Общество приходит к пониманию, что русский язык богат, он постоянно развивается. Владеть таким языком, уметь общаться, добиваться успехов в процессе коммуникации - это важная составляющая как в духовном понимании, так и использовании языка для профессиональных умений.
Список использованной литературы:
1. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года; М.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948, С. 6.
2. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - 3-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2009. - 496 с.
© Амерова Р.Х., 2019
УДК37
Дорофеева Т. А.,
кандидат педагогических наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан E-mail: [email protected] Байкалова И.А., студентка 5 курса ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема ориентировки в пространстве и формирование пространственных представлений является одной из актуальных поскольку лежит в основе познавательной деятельности человека.
Пространственные представления - это представления о пространственно-временных и пространственных свойствах и отношениях: относительном расположении объектов, их вращательном и поступательном движении: величине, форме, их вращательном и поступательном движении. [9]
Пространственные представления играют важную роль в развитии познавательной, продуктивно-творческой, трудовой деятельности ребенка, в совершенствовании его интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей. Они необходимы для обучения ребенка письму, рисованию, счету, чтению и другим дисциплинам, основанных на установлении отношений между явлениями и предметами, их последовательности, а также, их пространственных взаимосвязей.
С раннего возраста ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве. С помощью взрослых ребенок усваивает самые простые представления: справа, слева, вверху, внизу и др. Все это способствует развитию восприятия пространства у детей. Умение ребенка спрогнозировать, представить, что произойдет в ближайшее время в пространстве, закладывает у него основы логики и мышления, синтеза и анализа. Умение сориентироваться в пространстве имеет огромное значение для всех сторон жизни ребенка, охватывает различные стороны его связи с действительностью, и представляет собой важное свойство человеческой психики.[10]
Ориентироваться в пространстве дети учатся медленнее, чем ориентироваться о других представлениях (цвете, величине, форме). Поэтому учить детей пространственным представлениям необходимо начинать в дошкольном возрасте.[4]
Чтобы сформировать у детей представления о пространстве этим занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Б.Г. Ананьев, Р.К. Говорова, О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейбова и др.).
Б.Г. Ананьев сделал психологический анализ постепенного развития пространственных представлений у детей разного возраста. Обосновал научное утверждение о том, что в раннем возрасте ребенок воспринимает пространство в основном на чувственной основе. В дошкольном возрасте обучение опирается как на чувственную, так и на логическую(словесную основу).[1; с 140]
Как отмечают авторы Р.И. Говорова и О.М. Дьяченко, пространственные представления возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. [2; с 14]
Чтобы сориентироваться в пространстве дети начинают с сравнения пространственных отношений собственного тела(выделяют и называют правую, левую руку, парные части тела). Различные направления ребенок сочетает, прежде всего, со своими частями собственного тела. Так возникают связи: впереди- где лицо, внизу- где ноги вверху- где голова, сзади- где спина, справа- там, где правая рука, Умение ориентироваться на собственном теле служит основой в освоении ребенком пространственных направлений.[5]
Умение ориентироваться в пространстве осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения различных пространственных категорий (где расположен предмет, как далеко удален, различных расстояний между предметами). Для этого необходимо уметь ориентироваться на объектах и выделять различные их стороны: переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю, правую, левую. Вначале предметами, которые расположены впереди, сзади, справа или слева от себя, ребенок считает лишь те, что близко находятся у соответствующих сторон его тела или близко приближены к ним. Ориентировка от предметов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Причем важное значение имеет активная предметно-практическая деятельность детей: передвижение в пространстве, манипуляции с предметами, позволяющие детям конкретно знакомиться с окружающим пространством и его признаками. [7; с 35]
Для ориентировки в пространстве требуется умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок в дошкольном возрасте осваивает сначала на словах систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево. Если включить слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует более лучшему восприятию пространственных отношений, направлений. [3, с 53]
Для дошкольников особые трудности представляет различие левой и правой стороны. В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно, например, справа, сверху, сзади, а на основе сравнения с первым создаются и противоположные: слева, снизу, спереди. Тем самым связь одного из взаимосвязанных противоположных пространственных отношений опирается на знание другого.
Т.А. Мусейбовой были изучены особенности формирования пространственных представлений у дошкольников и выделены четыре этапа их развития.
1. Ребенок сначала выделяет только те предметы, которые расположены ближе к нему, а само
пространство еще не выделяется.
2. Ребенок начинает активно использовать свое зрение, расширяя границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нем.
3. Осмысление удаленных от ребенка объектов и увеличение количества участников, выделяемых в пространстве.
4. Отражение пространства воспринимается лучше, когда дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в разных направлениях расположения объектов в их связи друг с другом.
Если сначала дети воспринимают предметы в пространстве отдельно друг от друга, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее осознают само пространство уже вместе с объектами, находящимися на нем.
Поэтому, для достижения высоких результатов у детей дошкольного возраста педагогам следует учитывать этапы развития пространственных представлений. [8, с 53]
Формирование у детей пространственных представлений идет не только в реальном мире, но и на занятиях по изобразительному искусству, математическому развитию, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, на физкультурных.
Чтобы научить детей ориентироваться в пространстве надо включить ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с различными предметами и без них. [6, с 156]
Для организации работы по развитию у дошкольников пространственных представлений, особое значение, педагогам следует уделять целенаправленной деятельности (специально-организованным занятиям, совместной и самостоятельной деятельности), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Чтобы дети научились ориентироваться в пространстве педагог должен выстраивать свою методическую работу с учетом психологических и возрастных особенностей детей на каждом возрастном этапе.
Всю работу по развитию у детей умения ориентироваться в пространстве следует организовывать по следующим разделам:
1. Умение сначала ориентироваться "на себе", освоение "схемы собственного тела"
2. Научится применять на словах системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед-назад, вверх-вниз, направо, налево
3. Научится определять расположения предметов в пространстве "от себя", когда исходная точка отсчета фиксируется на самом ребенке.
4.Определить расположение собственного положения в пространстве ("точки стояния") относительно различных объектов, точка отсчета при этом начинается на другом человеке или на каком-либо предмете
5. Уметь определить расположения различных предметов в пространстве относительно друг друга.
6.Уметь определить где расположены объекты при ориентировке на плоскости, то есть в двухмерном пространстве; определение их удаленности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они находятся. [7]
Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.
Таким образом, умение видеть пространство и уметь ориентироваться в нем у дошкольников происходит от распространенного, неделимого восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному выделению, а затем и суммированию, сближению рядом находящихся, и далее совместному пониманию целостности пространства.
Список использованной литературы: 1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М., 1964.- с.140
2.Говорова Р.И., Дьяченко О. М. Формирование пространственной ориентировки у детей.//Дошкольное воспитание.- 1975.-№9.- с.14
3.Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст]//известия АПНРСФСР, Вып. 86.-М., 1956 - с.53
4.Люблинская А.А. Детская психология. учебное пособие/ Люблинская А.А.-М: "Просвещение", 1986
5.Маклаков А.Г. Общая психология. учебное пособие/ Маклаков А.Г.-СПб.,2001
6.Мусейбова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам//Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994.-с. 156
7.Мусейбова Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций// Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6.- Спб., 1994.-с.35
8.Мусейбова Т.А. Ориентировка в пространстве. // Дошкольное воспитание.- 1988.-№8.- с.53
9. Психологический словарь
10.Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]:Практическое пособие.- М:"Айрик-пресс", 2007.- 112 с
© Дорофеева Т. А., Байкалова И.А., 2019
УДК 373
М.Ф. Каримов
к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,
Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация И.Р. Ардисламова педагог-психолог гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности психологии постановки и решении естественно-математических и социально - гуманитарных учебных задач на занятиях учащихся в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова Психология постановки и решения школьных учебных задач.
В когнитивной психологии и психологии обучения постановка и решение школьных учебных задач по естественно - математическим, общетехническим и социально - гуманитарным дисциплинам выделяется как фундаментальная научная проблема.
На наш взгляд [1] в психологию постановки и решения учебных задач учащимися средних общеобразовательных школ вносит определенный вклад метод информационного моделирования действительности, состоящий из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
На этапе постановки учебных естественно-математических и социально-гуманитарных задач