Научная статья на тему 'Формирование пространственных представлений их вербализация – некоторые особенности функционирования грамматической системы у детей дошкольного возраста – теоретический взгляд'

Формирование пространственных представлений их вербализация – некоторые особенности функционирования грамматической системы у детей дошкольного возраста – теоретический взгляд Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
811
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстова В. Б.

Рассмотрены современные теоретические позиции формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, а также основные этапы усвоения пространственных представлений. Описаны известные исследования становления физиологических механизмов восприятия пространства, процесс формирования пространственных представлений на вербальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толстова В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование пространственных представлений их вербализация – некоторые особенности функционирования грамматической системы у детей дошкольного возраста – теоретический взгляд»

6. Nieke W. Interkulturelle Erziehung und Bildung. Wertorientierungen in Alltag, Opladen, 1995. - 31 c.

7. Westie F.R. Race and ethnic relations, in: R.E.L. Paris (ed.). Handbook of modern Sociology. - Chicago, 1964.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ИХ ВЕРБАЛИЗАЦИЯ -НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

© Толстова В.Б.

Детский сад № 90 «Цветик-семицветик», г. Норильск

Рассмотрены современные теоретические позиции формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, а также основные этапы усвоения пространственных представлений. Описаны известные исследования становления физиологических механизмов восприятия пространства, процесс формирования пространственных представлений на вербальном уровне.

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления оказывают большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.

В современной философии образования различают пространство концептуальное - продукт мышления человека для научного познания реального пространства и, следовательно, носящее абстрактный характер (в частности, геометрические пространства), и пространство перцептуальное (воспринимаемое человеком своими органами чувств).

Пространственные представления относятся к концептуальному пространству и являются образами, представлениями, созданными мышлением ребенка, закрепленными и отображаемыми вовне с помощью речи и действий.

Психический процесс развития представлений рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева,

Н.Ф. Талызиной, Е.А. Стребелевой, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Мозговая организация речевых функций рассмотрена в работах П. Брока, К. Вернике. Организация речевой функции разносторонне освещена А.Р Лу-рия (1973) в основах нейропсихологии.

Закономерности физиологических механизм формирования речи занимались И.П. Павлов, Н.И. Красногорский (1951), А.Г. Иванов-Смоленский, Ф.И. Фрадкина (1955), Н.Х. Швачкин (1954), М.М. Кольцова (1968), Г.М. Лямина (1960), Г.Л. Розенгарт-Пупко (1963).

Изучая рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал.

Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений.

Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. определили этапы восприятия пространства в раннем детстве:

1. Формирование механизма фиксации

2. Перемещение взора за движущимися предметами. Таким образом, первоначально для ребенка пространство существует как видимая масса и вычленяющиеся из нее предметы.

3. Развитие активного осязания и развитие предметной деятельности. С этого момента элементы пространственного видения находятся в прямой зависимости от накопления двигательного опыта и процесса активного осязания. Среди движущихся объектов, находящихся в поле зрения ребенка, особое значение имеют движения самих рук ребенка и тех предметов, с которыми он манипулирует.

Освоение пространства через ползание и ходьбу (вторая половина первого года жизни).

Люблинская А.А. говорит о том, что именно в этот период начинается формирование системного механизма восприятия пространства, являющегося целостным образом пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира. Появление отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка.

По исследованиям А.Н. Г воздева, с появлением отдельных умственных операций со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка, на втором и третьем году жизни впервые начинают употребляться обозначения пространства, т.е. гораздо позже, чем обозначения самих предметов и их свойств. Причем, предлоги еще не применяются ребенком, хотя конструкция предложения как будто бы их предполагает.

К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения, учится правильно понимать и произносить слова, а так-

же строить предложения. Это-период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным (благоприятным) для развития речи ребенка. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития.

Процесс формирования пространственных представлений на вербальном уровне очень длительный и захватывает не только период дошкольного детства.

Исследования Т.А. Мусейибовой показывают, что есть определенная последовательность в усвоении детьми дошкольного возраста пространственной терминологии.

Раньше всего в речи детей появляются предлоги около, возле, у, на, по. Позднее слова справа и слева, употребление которых долго ограничивается «ситуацией различения своих рук». Лишь в отдельных случаях к концу дошкольного периода появляются предлоги и наречия как между, напротив, над.

В исследованиях Т.А. Мусейибовой выявлена закономерность, характеризующая особенности восприятия пространства детей дошкольного возраста, а именно: освоение каждой отдельной группы пространственных отношений проходит стадию выработки опорного образа, выполняющего функцию точки отсчета в системе координат.

После такой выработки опорного образа становится возможным диф-ференцировка противоположного положения объектов.

В каждой из пар пространственных обозначений осваивается первоначально только одно из них, например: под, справа, сверху, сзади. Освоение противоположных значений: над, слева, снизу и других происходит на основе сравнения с первыми

В структуре пространственных представлений М.М. Семаго и Н.Я. Семаго рассматривают четыре уровня пространственных представлений, которые осваивает ребенок дошкольного возраста и составляющие элементы пространственных представлений на каждом уровне - они следующие:

1. Пространство собственного тела. Сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении.

2. Представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка.

3. Представления о взаимоотношении между внешними объектами.

4. Пространственные представления со словесным обозначением пространства в лингвистической картине ребенка или квазипространст-венные представления, сюда относятся грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами и т.д.

Более глобально последовательность овладения пространственными представлениями в дошкольном детстве можно разделить на два больших блока.

1. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Это представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (о нахождении того или иного предмета, о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Развитие пространственных представлений этого блока в дошкольном детстве подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления). Все эти представления формируются уже к трем годам.

2. Вербализация пространственных представлений.

Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.

Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка. Понимание пространственных отношений и связей тоже является важной составляющей психического развития.

В норме все эти речевые определения пространственных отношений формируются к 6-7 годам.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке. - «Филос. зап.», 1950. - Т. 5. - С. 45.

2. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 36.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. - М.: АРКТИ, 1999. - С. 37.

4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - С. 123. - (Библиотека психолога-практика).

5. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 1. - С. 7.

КОМПЛЕКС ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ (1-11 КЛАСС) ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КАЧЕСТВ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

© Трусова Л.А.*

Московский государственный технический университет «МАМИ», г. Москва Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 7, г. Чехов

В статье автор предлагает комплекс обучающих занятий и внеклассных мероприятий (1-11 класс) для формирования у школьников предпринимательских компетенций и качеств делового человека, так необходимых сейчас современному обществу и экономике.

Для современной России особенно актуальным стал вопрос организации успешной предпринимательской деятельности в условиях новой рыночной экономики и усиленного внимания государства к малому и среднему бизнесу и его поддержке, к реализации стратегических инициатив [7]. Акцент делается также на молодежном предпринимательстве как залоге здорового экономического будущего страны.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [8].

Предпринимателем может быть представитель любой профессии: работник торговли, организатор туристической деятельности, медик, педагог, инженер, издатель, работник сельского хозяйства, спортсмен, артист и т.д. Поэтому для подготовки молодежи к активной деловой жизни, развития у них предпринимательского мышления, при поддержке профессионального самоопределения школьников необходима системная работа педагогов при любом профиле обучения.

В материалах X Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд», г. Ново-

* Преподаватель кафедры «Маркетинг и менеджмент» МГТУ «МАМИ», педагог дополнительного образования МОУ Г имназия № 7 (г. Чехов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.