Научная статья на тему 'Формирование пространства печатных медиа Севастополя в новых условиях'

Формирование пространства печатных медиа Севастополя в новых условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / REPUBLIC OF CRIMEA / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / REGIONAL MEDIA / ПЕЧАТНЫЕ МЕДИА / PRINT MEDIA / ТЕМАТИКА ИЗДАНИЙ / СМИ СЕВАСТОПОЛЯ / SUBJECT OF PUBLICATIONS / SEVASTOPOL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Егорова Людмила Геннадьевна

Актуальность исследования обусловлена включением Крыма в состав Российской Федерации, в связи с чем началась интеграция всех сфер жизни полуострова в российское правовое поле. Охарактеризована сложившаяся ситуация: средства массовой информации республики, зарегистрированные в период до марта 2014 года, должны были пройти процедуру перерегистрации либо прекратить свою деятельность. Подчеркивается, что по этой причине медиарынок Крымского полуострова в целом и, в частности, города Севастополя претерпел значительные изменения. Сообщается, что информационное пространство Севастополя представлено всеми видами массмедиа. Новизна исследования обосновывается тем, что до настоящего времени нет сводных данных о количестве, тираже, периодичности, тематике печатных СМИ Севастополя. В статье рассматривается динамика регистрации СМИ Севастополя в составе Российской Федерации, при этом отмечается, что не все из зарегистрированных медиа выходят в свет. Автор статьи систематизирует сведения о тех печатных СМИ, которые издаются в настоящее время в городе Севастополе, с учетом тематики и региона распространения. Охарактеризованы периодичность издания, формат и способ распространения печатных медиа города. Автор отмечает, что все издания являются моноязычными и публикуются исключительно на русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Sevastopol Print Media Space in New Conditions

The relevance of the study is determined by the inclusion of the Crimea in the Russian Federation, and therefore began integration of all spheres of life of the Peninsula in the Russian legal field. The current situation is characterized: the mass media of the Republic, registered in the period up to March 2014, had to undergo the procedure of re-registration or stop their activities. It is emphasized that for this reason the media market of the Crimean Peninsula in general and, in particular, the city of Sevastopol has undergone significant changes. It is reported that the information space of Sevastopol is represented by all kinds of mass media. The novelty of the study is based on the fact that to date there is no summary data on the number, circulation, periodicity, subject of Sevastopol printed media. The article deals with the dynamics of Sevastopol media registration in the Russian Federation, it is noted that not all of the registered media are published. The author of the article systematizes the information about the print media, which are currently published in the city of Sevastopol, taking into account the theme and region of distribution. The periodicity of publication, format and method of distribution of printed media of the city are characterized. The author notes that all publications are monolingual and published exclusively in Russian.

Текст научной работы на тему «Формирование пространства печатных медиа Севастополя в новых условиях»

Егорова Л. Г. Формирование пространства печатных медиа Севастополя в новых условиях / Л. Г. Егорова // Научный диалог. — 2018. — № 7. — С. 114—124. — DOI: 10.24224/22271295-2018-7-114-124.

Egorova, L. G. (2018). Forming Sevastopol Print Media Space in New Conditions. Nauchnyy dialog, 7: 114-124. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-114-124. (In Russ.).

ERIHdW

Журнал включен

EBSCOfrast

Перечень ВАК

и L R I С H'S PERIODICALS DIRECTORY..

УДК 070:316.77(292.471)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-7-114-124

Формирование пространства печатных медиа Севастополя в новых условиях

© Егорова Людмила Геннадьевна (2018), orcid.org/0000-0002-0661-7680, кандидат филологических наук, доцент кафедры межъязыковых коммуникаций и журналистики, Таврическая академия, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (Симферополь, Россия), legora@list.ru.

Актуальность исследования обусловлена включением Крыма в состав Российской Федерации, в связи с чем началась интеграция всех сфер жизни полуострова в российское правовое поле. Охарактеризована сложившаяся ситуация: средства массовой информации республики, зарегистрированные в период до марта 2014 года, должны были пройти процедуру перерегистрации либо прекратить свою деятельность. Подчеркивается, что по этой причине медиарынок Крымского полуострова в целом и, в частности, города Севастополя претерпел значительные изменения. Сообщается, что информационное пространство Севастополя представлено всеми видами массмедиа. Новизна исследования обосновывается тем, что до настоящего времени нет сводных данных о количестве, тираже, периодичности, тематике печатных СМИ Севастополя. В статье рассматривается динамика регистрации СМИ Севастополя в составе Российской Федерации, при этом отмечается, что не все из зарегистрированных медиа выходят в свет. Автор статьи систематизирует сведения о тех печатных СМИ, которые издаются в настоящее время в городе Севастополе, с учетом тематики и региона распространения. Охарактеризованы периодичность издания, формат и способ распространения печатных медиа города. Автор отмечает, что все издания являются моноязычными и публикуются исключительно на русском языке.

Ключевые слова: Республика Крым; региональные СМИ; печатные медиа; тематика изданий; СМИ Севастополя.

1. Введение

С переходом Крыма в состав Российской Федерации во всех сферах жизни полуострова начались преобразования с целью интеграции в российское правовое поле. Выдвигаются особые требования и к учреждению

и регистрации средств массовой информации, их деятельности и ликвидации. Возникает необходимость участия СМИ в конкурсах на выделение радио-, телевизионных, аналоговых и цифровых частот.

В отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ за 2015 год отмечается: «В связи с воссоединением Крыма с Россией российский рынок СМИ пополнился медийными активами полуострова. Рынок печатных СМИ Крыма также претерпел существенные изменения» [Российская периодическая печать..., 2015, с. 31]. Для продолжения своей деятельности на территории Крымского полуострова ранее существовавшим средствам массовой информации необходимо было пройти процедуру перерегистрации, а также создания юридических лиц, выступающих их учредителями, в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) [Об особенностях ..., 2014]. Учредители, редакции, издатели и другие лица несут ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Согласно ст. 60 Закона РФ «О СМИ», «незаконное изготовление и распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет за собой уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» [О средствах ..., 2018].

Главные аспекты, которые стоит учитывать, давая Севастополю социокультурную характеристику, — это патриотизм, многонациональность, проведение массовых праздников, наличие у города особого статуса на протяжении всей его истории, а также статус города федерального значения с 2014 года. Город-герой за свою историю пережил две обороны — во время Крымской и Великой Отечественной войн, на своей территории имеет множество памятников и музеев. Более 500 улиц названы в честь героев, внесших существенный вклад в историю Отечества и города. Исторически сложилось, что Севастополь многонационален. Здесь проживают представители более 100 национальностей, зарегистрировано 33 национально-культурных общества. Все эти факторы сказываются на формировании событийного календаря и новостной повестки в городе. Географическая, этническая и политическая специфика Севастополя не может не отражаться на медиа, включая печатные.

Информационное пространство Севастополя представлено всеми видами массмедиа: телеканалы, радиостанции, печатные СМИ, сетевые издания, информационные и рекламные агентства. В телевизионный сегмент медиапространства Севастополя входят три местных телеканала: «Инфор-

мационный канал Севастополя» (ИКС), «Независимое телевидение Севастополя» (НТС), телеканал «Первый Севастопольский», а также телестудия Черноморского флота Российской Федерации и филиал Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании «ГТРК Севастополь». По данным исследования С. П. Горбачева, «в Севастополе 16 аналоговых и 30 цифровых эфирных, а также 512 кабельных телеканалов» [Горбачев, 2014]. Радийный сегмент занимает 21 радиостанция в диапазоне от 87.70 до 107.70 МГц [Радиостанции в Севастополе ..., 2018; Радиостанции Севастополя ..., 2018], тематика — информационно-развлекательная. Единственной местной радиостанцией является «Севастополь FM» на частоте 102.00 FM. Информационные интернет-ресурсы Севастополя представлены как самостоятельными сетевыми изданиями, так и он-лайн-версиями городских газет и телеканалов.

В отношении печатных средств массовой информации города Севастополя следует отметить, что для многих севастопольцев они остаются основным источником информации, которому доверяют. Исследователь Ю. С. Пуля отмечает, что работы последних лет неизменно фиксируют рост интереса к региональным СМИ, объясняемый кардинальной, глубинной перестройкой внутренних структур, фактически беспрецедентным и уникальным по масштабам системным видоизменением [Пуля, 2004].

2. Динамика регистрации печатных СМИ Севастополя с 2014 года

По состоянию на 02.04.2018 года, в реестре зарегистрированных СМИ Роскомнадзора [Перечень ..., 2018] в городе Севастополе зарегистрировано 38 печатных средств массовой информации. Динамика регистрации печатных СМИ Севастополя начиная с 2014 года представлена на рис. 1.

Из рисунка видно, что зарегистрированные печатные СМИ в Севастополе в 2014 году составляли 26 % от общего числа изданий; в 2015 — 45 %; в 2016 и 2017 годах — по 13 %. На рисунке не отмечена газета «Флаг Родины», ввиду того что ее регистрация датируется 31.12.1992 г., когда Крым и Севастополь находились в составе независимой Украины.

Проведенный мониторинг ситуации с выходом в свет печатных СМИ Севастополя показал, что реально выходящими являются 27 из 38 зарегистрированных изданий, что составляет 71 % от общего числа зарегистрированных печатных СМИ Севастополя. Большая часть не выходящих в свет изданий зарегистрирована в 2015 году. Вероятнее всего, данные СМИ оказались неконкурентоспособными на медиарынке Севастополя в новых условиях.

Рис. 1. Динамика регистрации печатных СМИ Севастополя в составе Российской Федерации

3. Присутствие печатных СМИ Севастополя в интернет-пространстве

Десять изданий имеют свои сайты (с архивами). Еще десять газет располагают цифровыми архивами, не имея при этом официальных сайтов. Из 27 реально выходящих газет свой сайт имеют только 10 газет, то есть 37 %. Вероятнее всего, данное обстоятельство вызвано нехваткой средств как на создание сайта, так и на содержание персонала для наполнения ресурса и его технической поддержки. Современные интернет-сайты традиционных СМИ уже не предполагают дублирование с полной перепечаткой текстов и фотографий из основной версии издания, как это было в 1990-х годах. Сегодня это медиа нового образца, сосредоточившие на своих страницах контент с разных платформ. Так, всё чаще на сайтах севастопольских газет можно не только прочесть текст и увидеть изображения, но и просмотреть видеофайлы, прослушать аудио, ознакомиться с данными, представленными с использованием возможностей инфографики.

Необходимо особо подчеркнуть, что в последнее десятилетие у пользователей Интернета особой популярностью пользуются социальные сети: «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники». Поэтому печатные медиа Севастополя находят свою аудиторию, помимо прочего, и здесь. Как правило, для привлечения читателя на сайт в социальной сети публикуется название материала, лид (первый абзац статьи или небольшая аннотация к ней) и прямая ссылка на статью. На сайтах размещены отдельные блоки с названием «Мы в социальных сетях», с указанием названия ресурса и количества подписчиков.

Описывая феномен районной прессы, Г. В. Куличкина вводит в научный оборот понятие «социальные элементы сайта». По мнению исследовательницы, выход в Интернет оказал заметное влияние на характер одного из фундаментальных принципов журналистики — обратной связи: «Среди социальных элементов сайта районных СМИ наиболее часто встречаются: комментарии, форумы, особые значки, указывающие на рейтинг и популярность публикации (звездочки, лайки и т. п.), опросы, конкурсы и викторины, акции, блоги журналистов, встроенность в структуру сайта социальных медиа (социальных сетей, подкастов, видеохостингов), электронная рассылка» [Куличкина, 2017, с. 216]. Стоит отметить, что на сайтах севастопольских печатных изданий такая практика не редкость.

4. Прочая статистика печатных СМИ Севастополя: цели издания, территория распространения, форма собственности, график выхода в свет, тираж, формат, способы приобретения

По результатам проведенного нами мониторинга отметим, что в Севастополе зарегистрировано шесть рекламных, пять информационно-рекламных, по четыре — информационно-развлекательных и информационно-аналитических, два общественно-политических, по одному — политическому, культурно-просветительскому, справочному, просветительскому, информационному и военно-патриотическому реально выходящему печатному изданию. Необходимо указать, что большая часть севастопольских печатных СМИ — рекламные (рис. 2).

Классификация реально выходящих печатных СМИ Севастополя по тематике (в %)

Рис. 2. Классификация печатных изданий Севастополя по тематике (в %)

На 02.04.2018 года, по данным Роскомнадзора, 67 % изданий распространяются на территории Севастополя (локальные), 22 % — на территории Севастополя и Республики Крым (региональные), 7 % изданий выходят на территории Российской Федерации (то есть считаются национальными) и 4 % — кроме Российской Федерации, распространяются за рубеж (и относятся к транснациональным) (рис. 3).

Классификация реально выходящих печатных СМИ Севастополя по территории распространения (в %)

Российская Российская

Федерация Федерация,

Рис. 3. Классификация печатных СМИ Севастополя по территории распространения (в %)

В Севастополе практически отсутствуют государственные печатные СМИ. Из 27 реально выходящих печатных изданий только два издания (7 % от общего числа) принадлежат государству и находятся под его прямым контролем или принадлежат правящей партии и ею же основаны. Учредителями негосударственной прессы (93 % от общего числа) у 13 печатных изданий выступают частные лица, у 10 — частные предприятия, у двух — политические партии (не правящие).

Тринадцать севастопольских изданий являются еженедельными, четыре издания выходят два раза в месяц, два издания — два раза в неделю, медиарынок печатных изданий представлен, в том числе, двумя ежемесячными и двумя ежегодными изданиями, а также одним ежедневным, еще три газеты выходят с нерегулярной периодичностью (рис. 4).

Классификация реально выходящих печатных С ЛЕП Севастополя по периодичности (в %)

Рис. 4. Классификация печатных СМИ Севастополя по периодичности (в %)

Все реально выходящие печатные СМИ Севастополя являются многотиражными, то есть их тираж превышает одну тысячу экземпляров. По состоянию на 02.04.2018 года в городе реально выходят печатные СМИ: тиражом от 1 до 5 тыс. экземпляров — 33 % изданий; от 6 до 10 тыс. экземпляров — 26 %; от 11 до 15 тыс. экземпляров, от 16 до 20 тыс. экземпляров, а также тиражом 40 тыс. экземпляров — по 7 % изданий. По 4 % изданий имеют тиражи в 25, 30, 50, 80 и 105 тыс. экземпляров (рис. 5).

Классификация реально выходящих печатных СМИ Севастополя по тиражу (в %)

Рис. 5. Классификация печатных СМИ Севастополя по тиражу (в %)

Из 27 зарегистрированных реально выходящих печатных СМИ Севастополя 18 издаются в формате А3 и являются малоформатными, 5 — в формате А2 и являются полноформатными. По одному изданию выходят в формате А4 и А5, одно издание имеет размер 105 х 205 (евроформат). Одно издание выходит в нестандартном формате 300 х 560, что обусловлено, вероятнее всего, спецификой рекламного печатного СМИ.

Согласно проведенному мониторингу, большинство зарегистрированных печатных СМИ Севастополя, 44 %, можно приобрести в розничных сетях либо оформив подписку; 33 % доставляются потребителям бесплатно; 19 % изданий распространяются только в розницу и 4 % — только по подписке. Мы не классифицировали печатные СМИ Севастополя по языку выхода, так как все они издаются на русском языке.

5. Выводы

После перехода Крыма в состав Российской Федерации во всех сферах деятельности на полуострове начались качественные изменения с целью интеграции в российское правовое поле. Они коснулись, среди прочего, средств массовой информации. В настоящее время информационное пространство Севастополя представлено всеми видами массмедиа: телеканалы, радиостанции, печатные СМИ, сетевые издания, информационные и рекламные агентства.

Если говорить о рынке печатных СМИ города федерального значения, то, по состоянию на апрель 2018 года, в Севастополе зарегистрировано 38 печатных СМИ, из них 27 действительно выходят в свет. Из 38 зарегистрированных изданий 36 имеют частную форму собственности. Таким образом, можно утверждать, что в Севастополе практически отсутствуют государственные печатные СМИ. Все печатные медиа Севастополя издаются исключительно на русском языке, в основном в черно-белом цвете, но некоторые издания представлены полноцветными первыми и последними полосами, реже полноцвет встречается на развороте. Основную массу севастопольских изданий — 89 % — составляют газеты, в основном распространяемые только на территории города. Они издаются с периодичностью один раз в неделю, тираж преимущественно варьируется от одной до пяти тысяч экземпляров. Большая часть севастопольских печатных СМИ — это рекламные издания. На страницах изданий, где не преобладает реклама, в основном публикуются новости о событиях, которые происходят в городе. Высокое доверие аудитории к некоторым газетам обусловлено тем, что часто героями публикаций становятся горожане.

Литература

1. Волин А. К. Развитие СМИ в Крыму — 2015 [Электронный ресурс] / А. К. Волин // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. — Режим доступа : http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/546/.

2. Горбачев С. П. Состояние и перспективы переформатирования информационного поля в городе Севастополе [Электронный ресурс] / С. П. Горбачев // Региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности : первое Всероссийское совещание : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — Екатеринбург, 2014. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ uploaded/presentations/Prezentatsiya%20S.%20Gorbachev%20(Sevastopol').pdf.

3. Куличкина Г. В. Социальные элементы на сайтах районных газет (на примере изданий Пермского края) / Г. В. Куличкина // Знак : проблемное поле медиао-бразования. — 2017. — № 2 (24). — С. 215—220.

4. Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный закон № 402-ФЗ от 01.12.2014 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171583/.

5. О средствах массовой информации : Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/.

6. Перечень наименований зарегистрированных СМИ [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. — Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/ reestr/media/.

7. Пуля Ю. С. Динамика и характер развития местных газет в структуре региональных и федеральных СМИ России : политологический анализ [Электронный ресурс] / Ю. С. Пуля. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/dinamika-i-kharakter-razvitiya-mestnykh-gazet-v-strukture-regionalnykh-i-federalnykh-smi-ros#ixzz5FfKinYp6.

8. Радиостанции в Севастополе [Электронный ресурс] // Европейская радиокарта. — Режим доступа : http://radiomap.eu/ru/sevastopol.

9. Радиостанции Севастополя [Электронный ресурс] // Victor City : новости эфирных радиостанций и телекомпаний. — Режим доступа : http://vcfm.ru/vc/ Cities/sevastopol.htm.

10. Российская периодическая печать : состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. — 2015. — 126 c. — Режим доступа : http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/ reports/2015/pechat.html.

Forming Sevastopol Print Media Space in New Conditions

© Egorova Lyudmila Gennadyevna (2018), orcid.org/0000-0002-0661-7680, PhD

in Philology, associate professor, Department of Cross-Language Communications and

Iournalism, Taurida Academy, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky

(Simferopol, Russia), legora@list.ru.

The relevance of the study is determined by the inclusion of the Crimea in the Russian Federation, and therefore began integration of all spheres of life of the Peninsula in the Russian legal field. The current situation is characterized: the mass media of the Republic, registered in the period up to March 2014, had to undergo the procedure of re-registration or stop their activities. It is emphasized that for this reason the media market of the Crimean Peninsula in general and, in particular, the city of Sevastopol has undergone significant changes. It is reported that the information space of Sevastopol is represented by all kinds of mass media. The novelty of the study is based on the fact that to date there is no summary data on the number, circulation, periodicity, subject of Sevastopol printed media. The article deals with the dynamics of Sevastopol media registration in the Russian Federation, it is noted that not all of the registered media are published. The author of the article systematizes the information about the print media, which are currently published in the city of Sevastopol, taking into account the theme and region of distribution. The periodicity of publication, format and method of distribution of printed media of the city are characterized. The author notes that all publications are monolingual and published exclusively in Russian.

Key words: Republic of Crimea; regional media; print media; subject of publications; Sevastopol media.

References

Gorbachev, S. P. (2014). Sostoyaniye i perspektivy pereformatirovaniya informatsion-nogo polya v gorode Sevastopole. Yekaterinburg. Available at: http://mins-vyaz.ru/uploaded/presentations/Prezentatsiya%20S.%20Gorbachev%20 (Sevastopol').pdf. (In Russ.).

Grigoryev, V. V. (ed.). (2015). Rossiyskaya periodicheskaya pechat': sostoyaniye, ten-dentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad. Available at: http://www. fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015/pechat.html. (In Russ.).

Kulichkina, G. V. (2017). Sotsialnyye elementy na saytakh rayonnykh gazet (na prim-ere izdaniy Permskogo kraya). Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 2 (24): 215—220. (In Russ.).

Ob osobennostyakh pravovogo regulirovaniya otnosheniy v oblasti sredstv massovoy in-formatsii v svyazi s prinyatiem v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovaniem v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh subyektov — Respubliki Krym i goroda federalnogo znacheniya Sevastopolya: Federalnyy zakon № 402-FZ ot 01.12.2014. Available at: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_171583/. (In Russ.).

O sredstvakh massovoy informatsii: Zakon RF ot 27.12.1991 № 2124-1 (red. ot 18.04.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511/. (In Russ.).

Perechen'naimenovaniy zaregistrirovannykh SMI. Available at: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/. (In Russ.).

Pulya, Yu. S. (2004). Dinamika i kharakter razvitiya mestnykh gazet v strukture regional-nykh i federalnykh SMIRossii: politologicheskiy analiz. Available at: http:// www.dissercat.com/content/dinamika-i-kharakter-razvitiya-mestnykh-gazet-v-strukture-regionalnykh-i-federalnykh-smi-ros#ixzz5FfKinYp6. (In Russ.).

Radiostantsii Sevastopolya. In: Victor City: novosti efirnykh radiostantsiy i telekom-paniy. Available at: http://vcfm.ru/vc/Cities/sevastopol.htm. (In Russ.).

Radiostantsii v Sevastopole. In: Evropeyskaya radiokarta. Available at: http://radiomap. eu/ru/sevastopol. (In Russ.).

Volin, A. K. (2015). Razvitiye SMI v Krymu. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/activity/ directions/546/. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.