Научная статья на тему 'Формирование промышленных бизнес-структур Ангарска: историко-политологический аспект. Часть 2'

Формирование промышленных бизнес-структур Ангарска: историко-политологический аспект. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / INDUSTRIAL BUSINESS STRUCTURES / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / АНГАРСК / ANGARSK / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / AUTHORITIES / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INDUSTRIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александров Евгений Юрьевич, Рыков Павел Валентинович

Исследуются исторические аспекты формирования промышленных бизнес-структур Сибири, анализируются основные проблемы перманентного конфликта органов власти и собственников промышленных бизнес-структур различного иерархического уровня на примере одного из ведущих индустриальных центров Иркутской области Ангарска. Основной целью данного исследования является анализ роли промышленных бизнес-структур в общественно-политической сфере Ангарска и Ангарского муниципального образования (АМО) на различных этапах их исторического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александров Евгений Юрьевич, Рыков Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Industrial Business Structures in Angarsk: a Historicaland Political Aspect. Part 2

In this paper historical aspects of the formation of industrial business structures Siberia are studied. Main problems of permanent tension between authorities and owners of industrial business structures of different hierarchical level in the case of one of the leading industrial centers of the Irkutsk region Angarsk are analyzed. The main purpose of this study is the analysis of the role of industrial business structures in Angarsk public and political life and Angarsk municipal structure (AMS) at various stages of their historical development.

Текст научной работы на тему «Формирование промышленных бизнес-структур Ангарска: историко-политологический аспект. Часть 2»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2015. Т. 13. С. 83-89

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 321:325.331

Формирование промышленных бизнес-структур Ангарска: историко-политологический аспект. Часть 2

Е. Ю. Александров, П. В. Рыков

Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск

Аннотация. Исследуются исторические аспекты формирования промышленных бизнес-структур Сибири, анализируются основные проблемы перманентного конфликта органов власти и собственников промышленных бизнес-структур различного иерархического уровня на примере одного из ведущих индустриальных центров Иркутской области - Ангарска. Основной целью данного исследования является анализ роли промышленных бизнес-структур в общественно-политической сфере Ангарска и Ангарского муниципального образования (АМО) на различных этапах их исторического развития.

Ключевые слова: промышленные бизнес-структуры, политическая элита, Ангарск, муниципальные образования, органы власти, промышленный потенциал.

В 1993 г. в России наблюдалась тенденция, заключавшаяся в стремлении субъектов Федерации получить как можно больше самостоятельности и независимости от центральной власти в решении различных политических и экономических вопросов. «Парад суверенитетов» привел к разрушению единой системы управления и спроецировался как на региональный, так и на уровень местного самоуправления. В результате на территории Иркутской области была создана новая административно-территориальная единица - Ангарский район.

Для образования Ангарского района была выделена территория общей площадью 71,9 тыс. га из состава Иркутского и Усольского районов. В состав района вошли г. Ангарск, пос. Мегет, Савватеевка и Одинск. Одним из основных инициаторов создания административной единицы на карте Иркутской области стал мэр Ангарска А. Т. Шевцов.

В 1997 г. территория в границах района с городом административно преобразована в Ангарское муниципальное образование (АМО). Территория, расположенная в городской черте, занимает площадь 294 км2. С 2002 по 2014 г. из-за отрицательных демографических процессов, связанных со снижением рождаемости и увеличением смертности, численность населения уменьшилась (тыс. чел.) с 267,7 [1] до 229,6 [7]. По данным на 01.01.2014 г., Ангарск занимал по численности населения 86-е место в РФ и был третьим в Иркутской области после Иркутска (612,9) и Братска (238,8) [7].

В декабре 1991 г. состоялись первые свободные демократические выборы главы администрации г. Ангарска. Мэром был избран А. Т. Шевцов, работавший до избрания директором Ангарского электромеханического завода. В апреле 1994 г. пост мэра занял В. А. Непомнящий, представитель ОАО «Ангар-

ская нефтехимическая компания» (АНХК). С 1991 по 1998 г. в городе сложилась напряженная социальная обстановка, связанная с переходом от системы местного самоуправления СССР к системе местного самоуправления РФ. Данный негативный процесс сопровождался протестными акциями, в первую очередь со стороны сотрудников бюджетной сферы - работников здравоохранения, образования, культуры. В данный временной период федеральные власти опирались на такие политические силы, как партия «Наш дом - Россия», а про-тестное движение - на КПРФ и др. В апреле 1998 г. по итогам выборов В. А. Непомнящего сменил В. В. Новокшенов - представитель Ангарского электролизно-химического комбината (АЭХК). Его присутствие во властных структурах сопровождалось конфликтом исполнительной и законодательных ветвей власти местного самоуправления. Конфликт привел в итоге к введению на территории АМО прямого антикризисного губернаторского правления. В 2001 г. федеральным правительством было принято решение о значительном увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы. Это было необходимое решение со стороны федеральных структур, но негативно отразилось на бюджете Ангарска. К 2002 г. городская финансовая бюджетная система оказалась на грани дефолта. В апреле 2002 г. должность главы АМО занял Е. П. Канухин, представитель пищевого объединения «КАРАВАЙ». Его административная команда смогла вывести муниципальную бюджетную систему из кризиса, что благоприятно сказалось на нормализации социальной обстановки в Ангарске и АМО.

В 2004 г. Законом Иркутской области от 16.12.2004 г. № 105-ОЗ [5] в границах Ангарского района было образовано Ангарское муниципальное образование, наделенное статусом муниципального района, и созданы более мелкие муниципальные образования в составе района. Принятие областного нормативного документа отрицательно отразилось на АМО и выразилось в следующем: 1) произошло разделение единой административно-территориальной единицы на городские и сельские поселения; 2) значительно возросла численность управленческого аппарата; 3) полномочия, переданные на уровень поселений, не были обеспечены достаточной налоговой базой; 4) Ангарск из городов-«доноров» регионального значения трансформировался в дотационную территорию.

В октябре 2005 г. Е. П. Канухин был переизбран на должность главы администрации г. Ангарска, а мэром АМО стал А. П. Козлов - также представитель межрегионального пищевого объединения ОАО «Каравай». Их активно поддерживала ВПП «Единая Россия». Но между АУС и городской администрацией возникли разногласия в связи с тем, что ЗАО «СТРОЙКОМПЛЕКС» был передан подряд на реконструкцию зимнего дворца спорта «Ермак». АУС в данной ситуации был представлен как недобросовестный подрядчик. Также в этот временной период наблюдался кризис в местном отделении ВПП «Единая Россия».

В декабре 2007 г. на пост главы г. Ангарска вновь баллотировался Е. П. Канухин. Его активно поддерживали КАРАВАЙ, СТРОЙКОМПЛЕКС. Но ведущие городские промышленные бизнес-структуры, такие как АНХК, АЭХК и АУС, сделали ставку на кандидатуру Л. Г. Михайлова - представителя АНХК. Его кандидатуру также поддержали местное отделение ВПП «Единая

Россия» и губернатор Иркутской области А. Г. Тишанин. Летом 2010 г. были внесены поправки в Устав АМО, согласно которым был введен институт сити-менеджера, а мэр АМО избирался не прямым общенародным голосованием, а из числа депутатов Думы АМО тайным голосованием. Данное решение вызвало значительный общественный резонанс. В октябре 2010 г. состоялись выборы в Думу АМО. Мэром АМО депутатский корпус избрал В. В. Жукова, которого также поддерживали АНХК, АЭХК, АУС, малый и средний бизнес. Должность сити-менеджера занял А. А. Медко - соратник В. В. Жукова и представитель АЭХК. Одним из первых решений новой администрации стала отмена внесенных в Устав АМО изменений, принятых прежней администрацией, и возврат к прямым выборам мэра. 4 марта 2012 г. на территории Ангарска был проведен референдум, в котором решался вопрос о присвоении Ангарскому городскому поселению статуса городского округа. В результате голосования 85 % избирателей высказались за трансформацию Ангарска в городской округ, однако дальнейших шагов по изменению статуса территории из-за противоречий местных и областных властных элит так и не последовало. В октябре 2012 г. состоялись выборы главы города и депутатов городской думы. На пост главы города был избран В. В. Жуков, занимавший на тот момент должность мэра АМО. Выборы были отмечены крайне низкой явкой зарегистрированных избирателей - на избирательные участки пришло всего 30,3 %. Исполняющей полномочия (и. п.) мэра АМО была назначена заместитель председателя районной думы С. Б. Кажаева. В конце 2013 г. в отношении и. п. мэра АМО С. Б. Кажаевой и главы Ангарска В. В. Жукова было возбуждено уголовное дело по факту растраты бюджетных средств, и в настоящее время в их отношении применены юридические меры ограничения свободы. С 2010 г. управленческую команду В. В. Жукова и С. Б. Кажаевой активно поддерживали представители АНХК, АЭХК и АУС, малого и среднего бизнеса. С апреля 2014 г. и. п. мэра АМО исполняла Т. А. Иванова, а обязанности главы города - Е. Ю. Федорова. В сентябре 2014 г. состоялись выборы депутатов думы и мэра АМО. На должность мэра АМО избран С. А. Петров - генеральный директор крупного строительного холдинга ЗАО «СТРОЙКОМПЛЕКС». Его избрание активно поддержали АНХК, АЭХК, КАРАВАЙ и Правительство Иркутской области.

Более 10 лет Ангарск не имел официального статуса городского округа, наряду с другими российскими городами с численностью населения более 200 тыс. человек; такими как Балаково в Саратовской области и Нижнекамск в Республике Татарстан. Начиная с 2005 г. в городе постоянно наблюдались многочисленные выступления властных структур, общественности и крупных промышленных бизнес-структур за объединение АМО и присвоение единой территориальной единице на карте Иркутской области статуса городского округа. В апреле 2006 г. население Ангарска проголосовало на референдуме за объединение с поселками Мегет и Савватеевка в единое муниципальное образование. Одинское сельское поселение отказалось принять участие в референдуме, перенеся его на весну 2007 г. Весной 2007 г. депутаты Думы Одинска вторично отказались назначить референдум, лишив жителей возможности определить судьбу Ангарска. В результате решение о статусе городского окру-

га принято не было. В мае 2006 г. губернатор Иркутской области А. Г. Тиша-нин предложил другой вариант - объединить города Иркутск, Ангарск, Шеле-хов и другие прилегающие населенные пункты в агломерацию под названием «Большой Иркутск», с численностью населения около 1 млн человек. В связи с уходом

А. Г. Тишанина в отставку реализация данного проекта была отсрочена на неопределенный срок. В 2014 г. вопрос об объединении Ангарска и АМО в единое муниципальное образование (МО) вновь обозначился в связи с выборами нового мэра АМО и депутатов районной думы. Законом Иркутской области от 10.12.2014 г. № 149-ОЗ [4], с 1 января 2015 г. все муниципальные образования АМО - МО «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Один-ское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование объединены в Ангарское городское муниципальное образование (АГМО), наделенное статусом городского округа. Ангарская территориальная избирательная комиссия назначила на 26 апреля 2015 г. выборы мэра и депутатов Думы АГМО.

26 апреля 2015 г. состоялись выборы главы и нового депутатского корпуса Ангарского городского муниципального образования. Явка на выборах составила всего 22,60 % от 188 267 избирателей. Мониторинг осуществлялся общественным движением в защиту прав избирателей «Голос». Эксперты организации «Голос» посетили 73 из 106 избирательных участков. Отмечено, что правовое отрицание и недоверие к институту выборов в АГМО только усилилось. С 15 по 25 апреля досрочно проголосовало 3,91 %, или 7 343 человек. По мнению ТИК АМО и Избиркома Иркутской области, выборы главы и депутатов Думы АГМО прошли без нарушений. Главой АГМО стал С. А. Петров, набравший 70,53 %. В Думу нового муниципалитета избрали 25 депутатов, из которых 23 - представители ВПП «Единая Россия», один самовыдвиженец и один член ВПП «Яблоко». Депутатами стали: Михаил Дресвянский (63,17 %), Александр Шиянов (43,49 %), Татьяна Бачина (64,42 %), Наталья Стрельникова (55,68 %), Александр Чикишев (55,96 %), Виталий Тюремин (47,97 %), Константин Зеленский (62,98 %), Иван Крывовязый (60,89 %), Артем Дыдыкин (60,17 %), Екатерина Никульникова (49,71 %), Павел Боровиков (59,87 %), Роман Лотоцкий (46,03 %), Сергей Шарков (81,93 %), Александр Городской (61,96 %), Наталья Белоус (53,72 %), Артем Детышев (66,22 %), Валентина Лален-кова (52,09 %), Евгений Бреус (37,85 %), Галина Князева (56,45 %), Александр Ку-ранов (51,67 %), Виктор Кубеков (51,71 %), Виктор Беркут (59,13 %), Денис Ягод-зинский (39,01 %), Василий Рогов (81,69 %), Екатерина Денискина (51,04 %).

Таким образом, взаимоотношения крупного регионального бизнеса и общественно-политической элиты в рассматриваемый период характеризовались следующими особенностями:

1) в 90-х гг. XX в. экономическая система Ангарска и АМО находилась в кризисном состоянии, наблюдалась напряженная социальная обстановка, а у промышленных бизнес-структур, таких как АНХК, несколько раз изменялся собственник в лице бизнес-структур межрегионального или федерального уровней;

2) первое десятилетие XXI в. можно охарактеризовать как доминирование Всероссийской политической партии (ВПП) «Единая Россия» не только в орга-

нах местного самоуправления Ангарска и АМО, но и в городских промышленных бизнес-структурах через первичные партийные организации. Во втором десятилетии XXI в. ВПП «Единая Россия» - партия управленческо-бюрократического властного аппарата, и для данной политической силы характерна потеря авторитета среди населения РФ;

3) создание Ангарского городского муниципального образования, наделенного статусом городского округа, позволит восстановить единую властную структуру местного самоуправления, а также значительно сократить управленческий аппарат и обеспечить политическую стабильность в данном муниципалитете;

4) избранному главе и депутатам думы АГМО необходимо обратить особое внимание на изменение политических настроений на территории и завоевание доверия среди ангарского электората, а также реально стать властью большинства (см. табл.).

Таблица

Основные этапы присутствия представителей крупных предприятий и организаций в органах городской и муниципальной власти с 1991 по 2015 г.

Годы Ф. И. О. руководителей Представитель предприятия/ организации

1991-1993 А. Т. Шевцов АЭМЗ

1994-1998 В. А. Непомнящий АНХК

1998-2002 В. В. Новокшенов АЭХК, АУС

2002-2005 Е. П. Канухин КАРАВАИ

2005-2007 Е. П. Канухин - глава г. Ангарска КАРАВАИ

А. П. Козлов - мэр АМО

2007-2012 Л. Г. Михайлов - глава г. Ангарска АНХК, АУС, АЭХК

2007 - октябрь 2010 А. П. Козлов - мэр АМО КАРАВАЙ

октябрь 2010 -октябрь 2012 В. В. Жуков - мэр АМО Малый и средний бизнес, АНХК, АЭХК, АУС

февраль 2011 В. В. Жуков - мэр АМО А. А. Медко - сити-менеджер АМО Малый и средний бизнес, АНХК, АЭХК, АУС

октябрь 2012 -март 2014 В. В. Жуков - глава г. Ангарска Малый и средний бизнес, АНХК, АЭХК, АУС

октябрь 2012 -апрель 2014 С. Б. Кажаева - и. п. мэра АМО Малый и средний бизнес, АНХК, АЭХК, АУС

апрель 2014 Т. А. Иванова - и. п. мэра АМО н. д.

апрель 2014 -по март 2015 Е. Ю. Федорова - и. о. главы г. Ангарска н. д.

сентябрь 2014 -по 30 апреля 2015 С. А. Петров - мэр АМО Малый и средний бизнес, АНХК, АЭХК, КАРАВАЙ, СТРОЙКОМПЛЕКС

Окончание табл.

Годы Ф. И. О. руководителей Представитель предприятия/ организации

с 1 января 2015 Законом Иркутской области от 10.12.2014 г. № 149-ОЗ Ангарское городское поселение, Ангарское муниципальное образование, Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование объединены в Ангарский городской округ Консолидация всех политических, экономических и социальных элит Ангарского района с целью создания во взаимодействии с Правительством Иркутской области единого Ангарского городского муниципального образования (АГМО)

с 23 марта 2015 Е. Ю. Федорова - прекратила исполнение обязанностей главы г. Ангарска в связи с назначением руководителем службы Государственного жилищного надзора Иркутской области

с 23 марта 2015 С. С. Борисов - и. о. главы г. Ангарска

на 26 апреля 2015 Ангарской территориальной избирательной комиссией назначены выборы главы и депутатов Думы Ангарского городского округа (решения № 125/633; № 125/634) Консолидация всех политических, экономических и социальных элит Ангарского района и Правительства Иркутской области

26 апреля 2015 По итогам выборов С. А. Петров избран главой Ангарского городского муниципального образования при минимальной явке Консолидация всех политических, экономических и социальных элит Ангарского района и Правительства Иркутской области

с 30 апреля 2015 по н. в. С. А. Петров - глава Ангарского городского муниципального образования Консолидация всех политических, экономических и социальных элит Ангарского района и Правительства Иркутской области

Список литературы

1. Ангарск [Электронный ресурс] // Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» : сайт. - URL: http://www.mojgorod.ru/irkutsk_obl/angarsk (дата обращения: 22.02.2015).

2. Восточная Сибирь: рейтинг крупнейших компаний по объемам реализации продукции. Топ компаний Сибири. Исследования 2013 г. [Электронный ресурс] / Эксперт-Сибирь : аналит. центр. - URL: http://www.expertsib.ru/vostochnaya-sibir (дата обращения: 22.02.2015).

3. Города с численностью населения 100 тысяч и более человек [Электронный ресурс] / Федер. служба гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/ Isswww.exe/Stg /html1/04-13.htm. (дата обращения: 22.02.2015).

4. О преобразовании муниципальных образований Ангарского района Иркутской области : закон Иркут. обл. от 10.12.2014 № 149-ОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online (дата обращения: 22.02.2015).

5. О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области : закон Иркут. обл. от 16.12.2004 № 105-ОЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/all/extended/index.php (дата обращения: 22.02.2015).

6. Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 г. : стат. бюл. / Федер. служба гос. статистики, Иркутскстат. - Иркутск : Иркутскстат, 2012. - 80 с. : табл.

7. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 г. - М. : Федер. служба гос. статистики (Росстат), 2014. - 528 с.

Formation of Industrial Business Structures in Angarsk: a Historical and Political Aspect. Part 2

E. Yu. Aleksandrov, P. V. Rykov

V. B. Sochava Institute of Geography of SB RAS, Irkutsk

Abstract. In this paper historical aspects of the formation of industrial business structures Siberia are studied. Main problems of permanent tension between authorities and owners of industrial business structures of different hierarchical level in the case of one of the leading industrial centers of the Irkutsk region - Angarsk are analyzed. The main purpose of this study is the analysis of the role of industrial business structures in Angarsk public and political life and Angarsk municipal structure (AMS) at various stages of their historical development.

Keywords: industrial business structures, the political elite, Angarsk, municipalities, authorities, industrial potential.

Александров Евгений Юрьевич Aleksandrov Evgeny Yurevich

инженер первой категории, лаборатория First Rank Engineer, Laboratory of Economic

экономической и социальной географии and Social Geography V. B. Sochava

Институт географии им. В. Б. Сочавы Institute of Geography SB RAS

СО РАН 1-317, Ulan-Batorskaya st., Irkutsk, 664033

664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1-317 tel.: 8(3952)422700

тел.: 8(3952)422700 e-mail: [email protected]

e-mail: [email protected]

Рыков Павел Валентинович

кандидат географических наук, ведущий инженер, лаборатория экономической и социальной географии Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН

664033, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1-324 тел. 8(3952)422700 e-mail: [email protected]

Rykov Pavel Valentinovich

Candidate of Sciences (Geography), Leading Engineer, Laboratory of Economic and Social Geography

V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS 1-324, Ulanbatorskaya st., Irkutsk, 664033 tel.: 8(3952)422700 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.