Научная статья на тему 'Формирование промышленной структуры Могилёвской области'

Формирование промышленной структуры Могилёвской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
390
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / МЕСТО БЕЛАРУСИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СНГ / INDUSTRY / BRANCH STRUCTURE / MACHINE BUILDING INDUSTRY / IMPORT SUBSTITUTION / STAGES OF DEVELOPMENT / PLACE IN THE INDUSTRY OF BELARUS AND COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хомяков Владимир Георгиевич, Шарухо Игорь Николаевич, Погоцкий Михаил Андреевич

В статье рассматривается формирование структуры промышленности Могилёвской области на различных этапах развития. Анализируется современная структура, основные отрасли производства, проблемы развития промышленности в нынешних экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the formation of the structure of industrial production in Mogilev Region at different stages of its development. It describes the modern structure, basic manufactured goods, problems of development of industry in conditions of formation of sovereign economics.

Текст научной работы на тему «Формирование промышленной структуры Могилёвской области»

УДК 911.3

В. Г. Хомяков, И. Н. Шарухо, М. А. Погоцкий

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СТРУКТУРЫ МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается формирование структуры промышленности Могилёвской области на различных этапах развития. Анализируется современная структура, основные отрасли производства, проблемы развития промышленности в нынешних экономических условиях.

Ключевые слова: промышленность, промышленный комплекс, отраслевая структура, импортозамещение, этапы развития, место Беларуси в промышленном комплексе СНГ.

Введение. Промышленный комплекс Могилёвской области — совокупность взаимосвязанных отраслей и отдельных предприятий этих отраслей. Территориальная и отраслевая структура промышленности области в значительной степени сформировалась в процессе экономического развития уже к концу Х1Х — началу ХХ вв., но современный облик приобрела лишь в последней четверти ХХ в. Значительные изменения в ней произошли в годы государственного суверенитета.

Основное содержание. В своём развитии промышленность области прошла несколько этапов. Самым продолжительным был дореволюционный этап. Практически до середины Х1Х в. промышленность Могилёвской губернии оставалась полунатуральной с низкой эффективностью и товарностью. В целом преобладали отрасли, перерабатывавшие сельскохозяйственное сырье (мукомолье, винокурение, пивоварение, сахароварение и т. д.). Следом шла лесопереработка, особенно производство поташа. По его производству губерния была одним из лидеров в России, главным его экспортёром в империи. Самыми крупными центрами концентрации промышленного производства всей Беларуси в ту пору были местечки Кричев и Шклов. Но лишь немногие предприятия являли собой фабрично-заводской тип. Среди них были предприятия Григория Потёмкина в Кричеве и Семёна Зорича в Шклове (эти местеч-

Хомяков Владимир Георгиевич — доцент кафедры естествознания (Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, Могилёв, Беларусь); e-mail: [email protected].

Шарухо Игорь Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры естествознания (Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, Могилёв, Беларусь); e-mail: [email protected].

Погоцкий Михаил Андреевич — студент (Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, Могилёв, Беларусь); e-mail: [email protected].

© Хомяков В. Г., Шарухо И. Н., Погоцкий М. А., 2016

72

ки они получили в дар от Екатерины II за государственные и военные заслуги), работавшие в конце XVII — начале XVIII вв. В Кричеве для нужд Черноморского, Балтийского и Азовского флотов были построены парусиновая, полотняная и канатная мануфактуры (паруса, канаты, верёвки, брезент, холст), медеплавильный завод (колокола, пушки) и судоверфь, которая построила 24 корабля, составившие основу Черноморского флота, а «Десна» стала флагманом для командующего — адмирала Пущина. Работали также кирпичный завод и 33 водяные мельницы, с помощью которых действовали обрабатывающие механизмы вышеуказанных предприятий. В Шклове работали шёлковая, суконная, парусиновая, золотошвейная фабрики, кирпичный, канатный, кожевенный, винокуренный, свечной заводы. Их продукция поставлялась царскому двору, в Москву, Варшаву, Ригу, за рубеж. Первый завод капиталистического типа — мукомольный в Могилёве — возник только в 1841 г. За год он перерабатывал на крупу до 30 тыс. пудов пшеницы.

Крупным предприятием первой половины XIX в. был железоделательный завод известного графа Бенкендорфа в д. Старинке Чериковского уезда, на котором было занято 730 человек. Его продукция (чугун, сталь, медь) шла на Киевский арсенал, базы и порты Черноморского флота.

В конце XIX в. (1898 г.) переселившийся в Шклов отставной министр путей сообщения А. Кривошеин построил там бумажную фабрику (ныне ОАО «Шкловская бумажная фабрика «Спартак»), которая была самым крупным предприятием дореволюционной Беларуси, на нём работало почти 1000 человек.

Строительство Либаво-Роменской и Петербургско-Киевской железных дорог на рубеже XIX—ХХ столетий способствовало вовлечению экономики губернии в единый российский рынок. Значительно возросла товарность, повысилась концентрация, углубилась специализация промышленного производства. В конце XIX — начале ХХ вв., кроме Шкловской бумажной фабрики, стали работать такие крупные предприятия, как Бобруйский механический (ныне машиностроительный завод им. В. Ленина), Могилёвские кожевенный, пивоваренный, чугунно-медно-литейный (ныне РУП «Строммашина»), Ветринский стекольный заводы (Ветринка Быховского уезда) и др. Губерния вывозила кожи, смолу, скипидар, чугунные и медные изделия, сахар, крупу, бумагу. Остальное потреблялось в пределах губернии. Значительное место в хозяйстве по-прежнему занимало ремесленное производство, особенно в производстве текстиля, кожевенно-обувных товаров, продукции деревообработки.

На втором этапе (1917 — 1941 гг.) в территориальной и отраслевой структуре промышленности произошли существенные изменения. В годы индустриализации и довоенных пятилеток в разных регионах области появляются крупные предприятия машиностроения, производства строительных материалов, химической, швейной отраслей, в том числе заводы искусственного шёлка, труболитейный, авторемонтный в Мо-

73

гилёве, лесокомбинат и гидролизный в Бобруйске, ТЭЦ и швейные фабрики в Бобруйске и Могилёве, цементный и фосфатный заводы в Кри-чеве, ацетоновый в Быхове и др. Могилёвские заводы авторемонтный и «Красное возрождение» (бывший чугунно-меднолитейный) перед войной были перепрофилированы в авиационные, где планировалось уже в августе 1941 г. начать выпуск штурмовиков Ил-2 (завод переехал в Куйбышев — ныне Самару).

Особое место в структуре промышленности области заняла химическая отрасль. В 1929 — 1930 гг. был построен первенец «большой химии» Беларуси — Могилёвская фабрика искусственного шёлка на привозной целлюлозе. Она стала крупнейшим предприятием СССР по производству шёлка для бытовых тканей. Кричевский фосфатный завод на базе Сожского месторождения фосфоритов Смоленской области стал первым в республике производителем минеральных удобрений, Быховский ацетоновый завод в качестве сырья использовал местный картофель.

Во время Великой Отечественной войны часть предприятий была эвакуирована в тыл, значительная часть — разрушена. В частности, Мо-гилёвский авиационный завод был размещён на станции Безымянка под Куйбышевом, где и работает до настоящего времени как Самарское авиационно-космическое объединение «Авиастар».

Третий этап (1944—1990 гг.) характеризуется, прежде всего, сменой многими заводами и фабриками в первые послевоенные годы своего довоенного профиля, что было связано с потребностями восстановления народного хозяйства и обеспечения населения предметами первой необходимости. Фабрика искусственного шёлка освоила производство шёлка для корда, необходимого для шинной промышленности, Могилёвский авторемонтный завод перешёл на выпуск паросиловых установок мощностью 20—50 л. с. для сельского хозяйства и стал называться локомобильным, завод «Красное возрождение» (Могилёв) переключился на выпуск кирпичеделательных агрегатов и бетономешалок и получил название «Строммашина». Быховский ацетоновый завод был преобразован в кон-сервно-овощесушильный из местного сырья (картофель, овощи, фрукты, грибы, ягоды), Кричевский фосфатный завод наладил массовое производство резиновой обуви, став заводом резиновых изделий [1—4].

Крупным промышленным строительством были отмечены 1960 — 1970-е гг. В этот период были построены такие крупные предприятия, как регенератный, «Химволокно», «Моготекс» (бывший шёлковый комбинат), «Лифтмаш», «Техноприбор», «Зенит» в Могилёве, «Белшина», резино-технических изделий и «Бобруйскагромаш» в Бобруйске, автоагрегатный и «Коммаш» (коммунальных машин) в Осиповичах, машиностроительный в Горках (в 1930 г. собран первый белорусский комбайн на предприятии-предшественнике), металлоизделий в Климовичах, льнозаводы в Чаусах и Быхове, заводы силикатного кирпича в Могилёве, Бобруйске, Климовичах, торфобрикетный завод «Приднепровский» в п.

74

Годылёво (Быховский район) и др. При этом «Химволокно», «Моготекс», «Белшина» были самыми крупными в своих производствах в Европе, «Лифтмаш», «Бобруйскагромаш», Могилёвский автомобильный, Бобруйский машиностроительный, Шкловская бумажная фабрика «Спартак» — крупнейшими в СССР. Произошли существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции на старых предприятиях. Завод «Строммашина» наладил производство оборудования для цементно-шиферных, стекольных, фарфорово-фаянсовых, толе-рубероидных, железо-бетонных предприятий, освоил производство электродвигателей и лифтов, став родоначальником двух новых заводов в Могилёве — «Лиф-тмаша» и «Электродвигателя». Локомобильный завод в середине 1950-х годов стал заводом ПТО (выпускал мостовые электрические краны), а в начале 1960-х перешёл на производство автомобилей и стал автомобильным (известен в СССР и Европе своими скреперами; в СССР было поставлено 4 памятника могилёвскому скреперу). Кричевский цементный завод добавил производство шифера и стал цементно-шиферным. Мо-гилёвский завод искусственного волокна (бывшая фабрика искусственного шёлка) стал опытно-экспериментальным предприятием СССР в своей сфере. На нём впервые в стране осваивались многие виды продукции и технологии их производства (целлофан, полиэтилен-целлофан, полиэтилен-фольга, сосисочная оболочка, мононить и др.). Благодаря этому область превратилась в крупного поставщика продукции машиностроения (электродвигатели, лифты, автомобильная и сельскохозяйственная техника, приборы и оборудование), химической промышленности (волокна и нити, шины, резино-технические изделия), цемента и шифера, силикатного кирпича, тканей, первичного льноволокна, мебели, бумаги и т. д., причём не только в масштабах СССР, но и в рамках всего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Могилёвская продукция поставлялась как гражданским потребителям, так и ВПК [1—4].

Четвёртый этап приходится на годы суверенитета (1991 — настоящее время). В этот период были закрыты ОАО Кричевские мясокомбинат и пивзавод, ОАО «Глушанский стекольный завод» в Бобруйском районе, Быховский завод металлоизделий, СП «Белпак» в Могилёве, ОАО «Вей-нянский родник» (Могилёвский район), большинство мебельных фабрик и льнозаводов, райпромкомбинатов и др., резко сократили численность работающих и номенклатуру выпускаемой продукции могилёвские заводы: регенератный (осталась только переработка старых шин, из 660 человек осталось около 110), ОАО «Техноприбор» (только бытовые водяные насосы, 2400 — 1200), РУП «Зенит» (только комплектующие для производства лифтов, 2600 — 1100), завод искусственного волокна (только пропиленовая плёнка для пищевой промышленности, 5800-600), автомобильный (осталось только 3 типа машин, 5600—600 чел.) и т. д.

В то же время по программе импортозамещения появились и новые предприятия — вагоностроительные заводы в Могилёве — СЗАО «Мо-

75

гилёввагонзавод» (товарные вагоны и полувагоны, хопперы для перевозки зерна, цемента, минеральных удобрений) и Осиповичах (товарные вагоны, цистерны, танк-контейнеры), ОАО «Белорусский цементный завод» в Костюковичах (на Коммунарском месторождении мергеля), ОАО «Шкловская фабрика газетной бумаги» и др. Ряд старых предприятий по этой программе освоил производство новой продукции разной степени сложности.

В частности, РУП «Строммашина» к основной продукции добавила (впервые в Беларуси) производство строительных башенных кранов и нефтекачалок, ОАО «Могилёвский металлургический завод» — профильные стальные трубы для авто-, авиа- и судостроения, космической техники, атомной энергетики. ОАО «ТД и А» (Бобруйск) начал сборку мини-трактора «Беларусь» (20 — 36 л. с.), ОАО «Бобруйскагромаш» — пресс-подборщиков, обмотчиков рулонов, плугов и сеялок, ОАО «Бел-шина» — шин с зимним рисунком протектора для отечественных и зарубежных марок автомобилей [6].

ОАО «Могилёвский желатиновый завод — МОЖЕЛИТ» стал выпускать специальное желе для изготовления денежных знаков и ценных бумаг, ОАО «Моготекс» — камуфляжные ткани для силовых структур, термостойких и огнестойких тканей для МЧС, металлургов, нефтяников, Могилёвское ОАО «Лента» — отделочную тесьму, фликеры (свето-отражатели), эластичный медицинский бинт, погонную ленту, поясные ремни, ПРУП «Белорусский цементный завод» (Костюковичи) — кальциевую быстрогасящуюся известь и устойчивый к агрессивным средам сульфатостойкий цемент, Осиповичский завод ЖБК — железнодорожные шпалы с различными видами рельсовых креплений и т. д.

Из новых предприятий, кроме указанных выше, следует отметить «Завод ГК «Изобуд» (Могилёв) по производству сэндвич-панелей (теплоизоляционный материал), аналогов которому в СНГ нет, ООО «Газосиликат» (Могилёвский район) — гиперпрессованного облицовочного кирпича, ЗАО «Завод горного машиностроения» (Могилёв) — шахтных машин (бункеры, вагонетки), могилёвских СООО «Джокей-пластик» — полимерной тары для пищевой, лакокрасочной и химической промышленности, ООО «СКТ-инжиниринг» — полиэтиленовых труб для питьевого водоснабжения, СООО «СТЛ «Экструзия» — ПВХ-профилей, Оси-повичское ИЧПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» — крупное производство синтетических моющих средств для стирки одежды, мытья посуды в посудомоечных машинах, ополаскивателей (торговые марки «April», «Маара», «Чайка», «Sunday», «Федора», «Suprim», «Восход», «Краса»; стиральные порошки «April Evolution» и «Sunday» имеют беcфосфатные формулы, что даёт доступ к регулируемым рынкам стран ЕС и СНГ) [6].

В Могилёве создано крупнейшее в СНГ производство детских подгузников на ИЗАО «БелЭмса».

76

В настоящее время в области работает около 250 промышленных предприятий разных форм собственности, в том числе 4,9 % — государственной, 92,5 — частной, 6,3 — иностранной с долей государства, 2,6 % — иностранной [5, с. 207]. В той или иной степени здесь получили развитие практически все отрасли современной промышленности, кроме цветной металлургии. В отрасли занято около 28 % работающих. В структуре промышленного производства области (2015) доминируют химическая и нефтехимическая отрасли, на которые приходится 18,9 % (в начале 2000-х — 29,6), на машиностроение — 15,1 (16,7), пищевую промышленность — 26,6 (14,5), лёгкую — 5,6 (11,9), электроэнергетику -7,1 (9,3), деревообрабатывающую — 6,3 (6,0), производство строительных материалов — 7,8 (5,2)% [3, с. 315; 5, с. 205 — 206; 6]. Основная часть промышленных предприятий сосредоточена в Могилёве (более 40 % продукции) и Бобруйске (около 35 %). Значительными центрами являются Осиповичи (5 %), Кричев (3), Быхов (2,5), Костюковичи (2), Шклов (2 %), Климовичи, Горки.

Выводы. Могилёвская область — главный производитель в республике электродвигателей, товарных вагонов (100 %), лифтов (100 %), цемента, шёлковых тканей, тюлегардинных изделий, мягкой кровли (100 %), резиновой обуви, шин (100 %), газосиликатных изделий, а в СНГ — самоходных скреперов и подземных автопоездов, пассажирских лифтов, разбрасывателей удобрений, тракторных прицепов, пресс-подборщиков и др.

Список литературы

1. Галубовiч В. I., Ермашкевгч Р. I., Бушчык Г. П. i тш. Экана]шчная псторыя Беларуа. Мшск: Беларусь, 1996. 429 с.

2. География Могилёвской области: монография / под общ. ред. И. И. Пирожника, И. Н. Шарухо. Могилёв: МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. 420 с.

3. Развитие отраслей народного хозяйства Белоруссии: Историко-географические очерки / под ред. В. П. Бородиной, В. А. Жучкевича, Н. Т. Романовского. Минск: Вышэйшая школа, 1978. 192 с.

4. Республика Беларусь. Могилёвская область / автор-сост. С. Э. Сомов, под общ. ред. А. Т. Глаза. Могилёв: УПКП «Могилёвская областная типография им. Спиридона Соболя», 2003. 200 с.

5. Статистический ежегодник Могилёвской области — 2016: статистический сборник / отв. за выпуск Н. В. Кулевцова. Могилёв: Главное статистическое управление Могилёвской области, 2016. 463 с.

6. Шарухо И. Н. Диверсификация промышленности Беларуси / И. Н. Шарухо, А. В. Шадраков, В. Г. Хомяков, М. А. Погоцкий / / Проблеми безперервно' географiчноi' освии i картографи: збiрник наукових праць. Харьков: ХНУ, 2014. Вип. 20. С. 138—141.

* * *

77

Khomyakov Vladimir G., Sharukho Igor N., Pogotski Mikhail А.

FORMATION OF THE STRUCTURE OF INDUSTRY IN MOGILEV REGION

(Mogilev State A. Kuleshov University, Mogilev, Belarus)

The article represents the formation of the structure of industrial production in Mogilev Region at

different stages of its development. It describes the modern structure, basic manufactured

goods, problems of development of industry in conditions of formation of sovereign economics.

Keywords: industry, branch structure, machine building industry, import substitution, stages of

development, place in the industry of Belarus and Commonwealth of independent States.

References

1. Galubovich V. I., Ermashkevich R. I., Bushchyk G. P. and etc. Jekanamichnaja gistoryja Belarusi (The economic history of Belarus), Minsk, Belarus" Publ., 1996. 429 p.

2. Pirozhnika I. I. , Sharukho I. N. Geografiya Mogilyevskoy oblasti (Geography Mogilev region), Mogilyev, MGU im. A. A. Kuleshova Publ., 2004. 420 p.

3. Borodinoy V. P., Zhuchkevicha V. A., Romanovskogo N. T., edited by. The development of sectors of the economy of Belarus: Historical and geographical essays (Razvitie otrasley narodnogo khozyaystva Belorussii: Istoriko-geograficheskie ocherki), Minsk, Vysheyshaya shkola Publ., 1978. 192 p.

4. Somov S. E. Respublika Belarus'. Mogilyevskaya oblast' (Republic of Belarus. Mogilev region), Mogilyev, Mogilyevskaya oblastnaya tipografiya im. Spiridona Sobolya Publ., 2003. 200 p.

5. Statistical Yearbook of the Mogilev region — 2016: statistical publication, is responsible for the release of N.V. Kulevtsova, Mogilyev, 2016. 463 p. (In Russ.).

6. Sharuho H. N., Shadrakov A. V., Homjakov V. G., Pogockwj M. A. Diversifikatsiya promyshlennosti Belarusi [Diversification of the Belarusian Industry], Problemu bezperervnoi geografichnoi osvitu i kartografii: zbirnuk naukovuh prac" (Problems of bezperervnoi geografichnoi Osvita and kartografii: zbirnik Naukova wash), Har"kiv, HNU Publ., 2014, vol. 20, pp. 138 — 141.

•Jc -Jc -Jc

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.