Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ / ВНИМАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / VOLUNTARY ATTENTION / ATTENTION / FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатырева Луиза Ахметовна

Установлена степень разработанности проблемы формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Осуществлен подробный анализ литературы по предоставленному вопросу. Определен уровень развития внимания детей старшей группы. Изучены условия и особенности формирования произвольного внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOLUNTARY ATTENTION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN AS AN INDICATOR OF READINESS TO LEARN AT SCHOOL

The degree of development of the problem of the formation of voluntary attention in older preschool children has been established. A detailed analysis of the literature on the given issue is carried out. The level of development of attention of children of the older group is determined. The conditions and features of the formation of voluntary attention have been studied.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как

показателя готовности к обучению в школе

Formation of voluntary attention in older preschool children as an indicator of readiness to

learn at school

Богатырева Луиза Ахметовна

Студентка 4 курса

Института психологии, педагогики и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Российская Федерация,Кабардино-Балкарская Республика.

e-mail: [email protected]

Bogatyreva Luiza Akhmetovna

Student 4 term

Institute of education, psychology and sport and sport education Kabardino-Balkarian State University Named After H.M. Berbekov The Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic.

e-mail:luizagold7@gmail. com

Научный руководитель Догучаева Танзиля Ахматовна

Старший преподаватель

Института психологии, педагогики и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Российская Федерация,Кабардино-Балкарская Республика.

Scientific director Doguchaeva Tanzilya Akhmatovna

Senior Lecturer at the Institute of education, psychology and sport and sport education.

Kabardino-Balkarian State University Named After H.M. Berbekov The Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic.

Аннотация

Установлена степень разработанности проблемы формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Осуществлен подробный анализ литературы по предоставленному вопросу. Определен уровень развития внимания детей старшей группы. Изучены условия и особенности формирования произвольного внимания.

Annotation

The degree of development of the problem of the formation of voluntary attention in older preschool children has been established. A detailed analysis of the literature on the given issue is carried out. The level of development of attention of children of the older group is determined. The conditions and features of the formation of voluntary attention have been studied.

Ключевые слова: произвольное внимание, внимание, формирование.

Key words: voluntary attention, attention, formation.

Дошкольный возраст — это определенный этап времени, характеризующийся появлением психологических и физиологических новообразований. Они, без сомнения, выполняют весомую роль и выступают посылом готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе. [1].

Вопрос внимания, как важного условия для успешного обучения в школе, считается довольно актуальным. У старших дошкольников возникают значительные изменения в произвольного внимания. Возникает, непосредственно, устойчивость внимания в учебной деятельности. Больше половины ученых полагает, что произвольное внимание считается важным изменением этого возраста.

Сформированное произвольное внимание является одним из наиважнейших психических новообразований и играет ключевую роль в процессе ознакомления с окружающей средой.

Внимание выступает необходимой посылом для психической деятельности. С этим данным утверждением был согласен отечественный профессор, психолог Борис Ананьев. Он полагал, что от того, насколько сконцентрировано сознание на данном объекте или процессе зависят успешность интеллектуальной работы, ее качество, быстрота и точность. Изучением этого психического процесса занимались такие выдающиеся ученые как Георг Мюллер, Герман Эббингауз, Альфред Бине, Карл Бюллер, Лев Выготский, А.А. Смирнов, Петр Зинченко, Иван Павлов, Николай Добрынин, Д.Н. Гальперин, и другие.

Становление, формирование, развитие произвольного внимания, несомненно, важно для подрастающего малыша, как и обучаться письму, счёту и чтению. Ребенок, если он внимателен, то и познавательные, мыслительные процессы проходят проще и быстрее.

Объект исследования - произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Цель исследования - изучить педагогические воздействия формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к дальнейшему обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Определить уровень разработанности проблемы формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявить основные подходы к решению проблемы формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

3. Изучить сформированность внимания у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах работы;

4. Исследовать особенности формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе.

Гипотеза исследования: формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста является важным показателем их готовности к дальнейшему обучению.

Методы исследования:

- теоретический анализ психо лого-педагогической литературы;

- эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный.

Методический инструментарий:

- методика «Запомни и расставь точки» Р.С. Немов;

- методика «Проставь значки» Р.С. Немов;

- методика «Корректурная проба» Б. Бурдон;

Произвольное внимание — это контролируемый и сознательный процесс, который направлен на восприятие нужного материала, обрабатывая его. Произвольное внимание нуждается в усилие, которое направлено на анализирование материала, и оно взаимосвязано с силой воли человека.

Под термином внимание понимается некий процесс или состояние субъекта, который целенаправленно воспринимает какую-либо важную информацию. Существует непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное основывается на ориентировочном рефлексе, а в основе произвольного лежит установка человека на восприятие доминантной информации, одновременно идет отбор иных сигналов.

Внимание детей развивается из-за изменений уклада жизни ребенка, и благодаря освоению иных видов деятельности. Также на развитие внимания влияет развитие речи малыша, получается, что они находятся в зависимости друг от друга. Для того, чтобы формировать такое внимание, ребенку необходимо понимать цель и

смысл предстоящей работы. Стоит отметить, что и волевая саморегуляция играет важную роль в становлении такого вида внимания, и, конечно, общение взрослого и ребенка не менее важное условие для развития внимания [1].

Проблема изучения внимания как психического и познавательного процесса считается достаточно актуальной. Феномены внимания изучались не один век.

Наиболее успешный временной отрезок в развитии исследований по психологии внимания относится к концу 19 - началу 20 века. Исследования в области психологии внимания велись представителями разных направлений. В частности, в гештальтпсихологии и в психологии сознаний популярность приобрел интроспективно-феноменологический подход. В русле этого подхода свои исследования проводили такие ученые как В. Вундт, У. Джемс, Н.Н. Ланге,Т. Рибо, Э. Титченер

Важную роль в исследовании внимания играют мысли многих авторов о физиологических механизмах переживаемого человеком чувства старания и усилия. Например, Теодюль Рибо говорил о том, что внимание независимо, ослабленное оно или наоборот усиленное, как правило связано с чувствами и стимулируется ими, т. е. между чувствами и эмоциями и произвольным вниманием пролеживается определенная связь [3].

Трудами Л.С. Выготского можно подтвердить изучение психологических механизмов произвольного внимания с генетических позиций.

Л.С. Выготский говорил о том, что детей наблюдается двойное опосредование внимания: знаковосимволическое общение с взрослыми и естественные свойства, и предметы [18, с. 57].В дальнейшем, по мере развития ребенка, в процессе активного становления речи ребенок учится управлять собственным первичным вниманием изначально только в отношении окружающих, а уже потом в отношении себя. Л. С. Выготский говорил, что в первое время делают что-то по отношению к ребенку, затем ребенок становится частью взаимодействия с окружающими, и только потом он начинает оказывать воздействие на других, и только потом он воздействует на себя. [2]

Н.Ф. Добрынин, проведя ряд исследований внимания, доказал, что данный познавательный процесс необходимо рассматривать как демонстрация активности индивидуума. [4]

По Т.И. Богдановой, внимание выступает в качестве важнейшего психического, познавательного процесса, определяющего положительную реализацию внешней и внутренней деятельности. Результатом внимания, по Т.И. Богдановой, является эффективное выполнение указанного вида деятельности.

С точки зрения отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин) внимание у человека проходит свое становление и формирование в процессе осознанной и профессиональной деятельности, а именно той, которая не возможна без приложения усилий воли. [5]

Проблема внимания отражена и в трудах А.И. Розова, который под вниманием видит психическое состояние человека, выражающееся в сосредоточенности на чем-то.

Анализ литературы позволил выделить три составляющих школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ СОШ №32, г. Нальчик, мкр. Долинск, структурное подразделение №78. В участвовали ней 25 детей.

Для того чтобы определить уровень сформирования произвольного внимания воспитанников старшей группы, была осуществлена диагностика с помощью таких методик как: методика Бенджамина Бурдона «Корректурная проба»; методика «Запомнить и расставь точки» Р.С. Немов; методика «Проставьте значки» Р.С. Немов.

Итоги исследования свойств внимания, таких как продуктивности и устойчивости показывают, что: у 40% детей отмечается довольно высокий уровень развития свойств внимания, это означает, что ребенок способен произвольно и на протяжение определенного времени удерживать свое внимания на предмете, явлении или отдельных свойств. У 40% испытуемых старших дошкольников средний показатель развития свойств внимания. У 20% исследуемых отмечается низкий уровень продуктивности и устойчивости внимания.

По итогам методики «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова на констатирующем этапе исследования получается следующее заключение: у 32% дошкольников достаточно высокий уровень объема внимания, это означает, что дети способны воспринимать достаточно большое количество, конечно в силу их возраста, предметов. У 52% воспитанников уровень произвольного внимания -средний, то есть, дети испытывают сложности в восприятии нескольких предметов или воспринимают небольшое количество объектов. У 16% испытуемых уровень произвольного внимания- низкий, а значит дети не могу воспринять несколько предметов одновременно.

Итоги исследования по методике «Проставь значки» Р.С. Немова показали, что у 44% испытуемых средний уровень развития переключаемости и распределения внимания. Высокий уровень развития внимания у 28 % детей, это значит, что они, не испытывая сложностей и затруднений могут выполнить одновременно пару дел и такие дети с легкостью могут переходить с выполнения одной деятельности на другую за более короткие сроки. А 28 % обследуемых воспитанников показали низкий уровень, что отображает неумение грамотно и эффективно выполнить сразу несколько поручений.

Представим итоги исследования произвольного внимания на рисунке 1.

60% 40% 20% 0%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 1. Обобщенные данных диагностики произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Нами была поставлена цель сформировать произвольное внимание ребят старшей группы и, в связи с этим, была составлена и введена развивающая программа, созданная на базе программы Кузнецовой О.О. После осуществления программы по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, были вторично применены методики из первичного исследования на экспериментальной группе.

Представим обобщенные сведения вторичного исследования по осуществленным методикам в таблице

1

Таблица 1. Обобщенные данные вторичной диагностики по осуществленным методикам

№ Группа 1-й замер 2-й замер

"Корректур "Запомни и "Проставь "Корректурная "Запомни и "Проставь

ная проба" расставь точки" значки" проба" Б. расставь значки"

Б. Бурдона Р.С. Немова Р.С.Немова Бурдона точки" Р.С. Р.С.Немова

Немова

1. Экспер. 6 5 7 6 6 7

2. Контр. 9 6 6 9 6 6

3. Контр. 7 7 6 7 7 6

4. Контр. 9 6 7 9 6 7

5. Экспер. 6 6 3 7 6 5

6. Контр. 6 6 7 6 6 7

7. Контр. 8 7 7 8 7 7

8. Контр. 9 9 9 9 9 9

9. Экспер. 3 5 3 5 7 4

10. Контр. 7 7 7 7 7 7

11. Контр. 7 7 5 7 7 5

12 Контр. 9 9 9 9 9 9

13. Экспер. 3 3 3 4 5 4

14. Экспер. 5 5 2 7 4 5

15. Контр. 9 9 9 9 9 9

16. Контр. 8 8 9 8 8 9

17. Экспер. 6 6 7 7 4 7

18. Экспер. 2 2 2 5 6 4

19. Контр. 9 9 9 9 9 9

20. Контр. 7 7 5 7 7 5

21. Экспер. 2 2 3 5 4 4

22. Контр. 9 9 9 9 9 9

23. Экспер. 3 3 2 4 4 4

24. Контр. 8 8 9 8 8 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Контр. 7 9 9 7 8 9

После внедрения подобранной нами программы по формированию произвольного внимания детей, у экспериментальной группы коэффициенты изменились в положительную сторону.

В процессе исследования оказалось возможным:

- провести анализ соответствующей литературы;

-определить основные работы и взгляды выдающихся ученых, профессоров и психологов на данную проблему;

- подобрать и провести методики для диагностики уровня внимания детей старшей группы;

- подобрать и ввести в образовательную деятельность программу для формирования произвольного внимания как показателя к учебной деятельности в школе.

Список используемой литературы:

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 с.

2. Выготский Лев.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 256 с.

3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013год. - 479 стр.

4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие. - 3-е изд.-Минск: Амалфея, 2008год. - 368стр.

5. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: / А.И. Кравченко. ИНФРА-М, 2013год. - 400 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.