Научная статья на тему 'Формирование прогрессивной инвестиционной политики в черной металлургии Иркутской области'

Формирование прогрессивной инвестиционной политики в черной металлургии Иркутской области Текст научной статьи по специальности «История металлургии. Персоналия»

CC BY
415
32
Поделиться
Ключевые слова
инвестиционная политика / черная металлургия / прогресс / координация / типы координации

Аннотация научной статьи по металлургии, автор научной работы — Николаева Ангелина Валентиновна

Рассмотрена история развития черной металлургии в Иркутской области. Приведено определение отраслевой инвестиционной политики. Предложен методический подход к формированию инвестиционной политики в черной металлургии региона. Выделены периоды развития черной металлургии в Иркутской области исходя из доминирующего типа координации. Разработаны сценарии развития черной металлургии в Иркутской области. Определены целевые показатели вывода отрасли из кризиса.

Похожие темы научных работ по металлургии , автор научной работы — Николаева Ангелина Валентиновна,

The article describes the history of the development of ferrous metallurgy in the Irkutsk region and gives the definition of the sectoral investment policy. The author suggests a methodical approach to the investment policy formation in the ferrous metallurgy of the region. The periods of the ferrous metallurgy development in the Irkutsk region are marked out on the basis of a dominant type of coordination. The author works out some scenarios of the ferrous metallurgy development in the Irkutsk region and defines targets of the industry in order to overcome the crisis.

Текст научной работы на тему «Формирование прогрессивной инвестиционной политики в черной металлургии Иркутской области»

УДК 338.45:669(571.53) A.B. НИКОЛАЕВА

ББК 65.305.22(2Рос) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, Иркутск e-mail: nik-ang@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена история развития черной металлургии в Иркутской области. Приведено определение отраслевой инвестиционной политики. Предложен методический подход к формированию инвестиционной политики в черной металлургии региона. Выделены периоды развития черной металлургии в Иркутской области исходя из доминирующего типа координации. Разработаны сценарии развития черной металлургии в Иркутской области. Определены целевые показатели вывода отрасли из кризиса.

Ключевые слова: инвестиционная политика, черная металлургия, прогресс, координация, типы координации.

A.V. NIKOLAEVA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: nik-ang@mail.ru

PROGRESSIVE INVESTMENT POLICY FORMATION IN FERROUS METALLURGY OF THE IRKUTSK REGION

The article describes the history of the development of ferrous metallurgy in the Irkutsk region and gives the definition of the sectoral investment policy. The author suggests a methodical approach to the investment policy formation in the ferrous metallurgy of the region. The periods of the ferrous metallurgy development in the Irkutsk region are marked out on the basis of a dominant type of coordination. The author works out some scenarios of the ferrous metallurgy development in the Irkutsk region and defines targets of the industry in order to overcome the crisis.

Keywords: investment policy, ferrous metallurgy, progress, coordination, types of coordination.

История развития черной металлургии в Иркутской области свидетельствует о регрессе отрасли. До 1920-х гг. черная металлургия была развитой отраслью промышленности Иркутской области. Здесь производилась конечная металлопродукция в широком ассортименте, и регион обеспечивал потребности в ней всей Восточной Сибири.

В настоящее время отрасль находится на сырьевом уровне развития. Инвестиционная программа крупнейшего предприятия — Коршуновского ГОКа — предусматривает сохранение существующего уровня добычи железной руды, производство и реализацию железорудного концентрата в объеме до 5 млн т в год. Выплавка стали и проката в области постепенно сходит на нет (рис.). В настоящее время сталь выплавляется неболь-

шими стале- и чугуноплавильными цехами на некоторых крупных машиностроительных предприятиях региона для собственных нужд, в 2009 г. — всего 4,9 тыс. т (в России в целом — 59,2 млн т).

Для возрождения несырьевой черной металлургии в области необходимо реализовать определенную инвестиционную политику. Под отраслевой инвестиционной политикой будем понимать экономические отношения, при которых поведение одних субъектов экономики интерпретируется другими субъектами экономики таким образом, что побуждает последних принимать решения, приводящие к инвестированию в отрасль. Это определение учитывает, что в децентрализованной экономике субъектами отраслевой инвестиционной политики выступают разные

© А.В. Николаева, 2011

группы агентов экономики. Основными из них являются крупный частный бизнес, в том числе транснациональный, и государство. Они имеют разные цели и выполняют разные функции в экономике, их поведение по-разному влияет на принятие инвестиционных решений и, следовательно, на инвестиции в отрасль.

Современная теория инвестиций выделяет факторы, воздействующие на принятие инвестиционных решений: условия спроса и предложения, политика правительства и др., которые оцениваются инвестором при расчете эффективности инвестиционных проектов. В то же время количественно не измеряемые, некалькулируемые факторы также оказывают влияние на принятие инвестиционных решений, и это влияние зачастую становится определяющим. Так, несмотря на то что тщательные предпроектные разработки создания в Иркутской области крупного металлургического производства велись начиная с 1930-х гг., строительство металлургического завода было рекомендовано специалистами ведущих научных и проектных институтов страны, в 1990-х гг. бизнес разрабатывал эффективные инвестиционные проекты по развитию черной металлургии в области, а в 2006 г. инвестиционный проект строительства металлургического мини-завода даже был включен в список областных приоритетных

инвестиционных проектов, новое металлургическое производство в регионе так и не было создано.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что необходим иной подход к выявлению факторов, влияющих на принятие инвестиционных решений в отрасли. Для этого, по нашему мнению, следует обратиться к понятию координации.

Термин «координация» (от лат. со — совместно и о^та1ю — упорядочение) определяется как взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. В основе процесса координации лежат вертикальные и горизонтальные взаимодействия между его участниками. Так, авторы «Российской социологической энциклопедии» отмечают, что согласование осуществляют органы управления и сами участники управляемого процесса [1].

Отраслевая инвестиционная политика реализуется двумя группами субъектов: государством (вертикальный уровень) и частным сектором (горизонтальный уровень); ее следует рассматривать как вертикальные и горизонтальные отношения координации в отрасли. Так, Я. Корнаи, который ввел понятие «механизм координации», писал: «Любой механизм координации является подсистемой общественной системы. Механизм координации, как следует из самого названия,

ооооо^о^о^о^о^о^о^о^о^о^о^о^оорфд

—Прокат " Сталь А Железная руда Динамика производства основных видов продукции черной металлургии в Иркутской области

обеспечивает координацию деятельности вовлеченных в нее лиц и организаций. Везде, где существуют отношения между двумя и более людьми или организациями, их деятельность требует некой формы координации» [2, с. 117].

В литературе выделяются разные типы координации. По нашему мнению, инвестиционные решения в отрасли принимаются под влиянием комбинации рыночного, сетевого и бюрократического типов координации. Рыночная координация есть горизонтальные отношения между хозяйствующими субъектами, характер которых определяется рыночной ценой; данный тип координации характеризуется факторами спроса (возможности сбыта при данном уровне цен) и предложения (затраты и доступность капитала, труда, материалов и основных фондов) в отрасли. Сетевая координация — сетевые отношения в отрасли; характеризуется такими факторами, как наличие региональных и межрегиональных сетевых структур и степень вхождения предприятий отрасли в эти структуры. Бюрократическая координация — вертикальные отношения с органами власти; ее характеризуют деятельность федеральных и региональных органов власти в отношении компаний данной отрасли и смежных отраслей, а также меры по повышению инвестиционной привлекательности экономики, оказывающие влияние на состояние отрасли региона.

Исходя из доминирующего типа координации, можно выделить следующие периоды развития черной металлургии в Иркутской области:

- начало XVIII в.-1920-е гг. — производство конечной металлопродукции с целью удовлетворения потребностей всей Восточной Сибири и Дальнего Востока; доминирование рыночного типа координации, характеризуемого высоким спросом на продукцию отрасли и отсутствием конкурентного предложения на рынке металлопродукции;

- 1920-е гг.—1991 г. — производство промежуточной металлопродукции (сырья, полуфабрикатов) для нужд машиностроительных предприятий, т.е. развитие малой металлургии, а также начало добычи товарной железной руды для обработки за пределами региона; доминирование бюрократического типа координации, предполагающего выявление политических приоритетов: поддержка

уральской металлургии, создание сырьевой базы для крупных металлургических комбинатов страны;

— 1991 г.—настоящее время — закрепление сырьевой направленности отрасли: добыча железной руды для обработки за пределами региона; доминирование сетевого типа координации, отражающего интересы крупной металлургической компании «Мечел», расположенной за пределами Иркутской области.

Комбинация типов координации инвестиционных решений в черной металлургии Иркутской области в настоящее время является непрогрессивной, т.е. не способствующей технологическому прогрессу в отрасли. Калькулируемые значения факторов рыночного типа координации указывают на существование высокого спроса на продукцию отрасли в регионе, отсутствие достаточного конкурентного предложения в соседних регионах, наличие основных ресурсов для металлургического производства и их дешевизну и, как следствие, высокую эффективность предлагаемых инвестиционных проектов. Однако доминирование сетевого типа координации, из-за чего внешние по отношению к региону структуры, связанные с крупными металлургическими комбинатами, заинтересованы в вывозе из Иркутской области сырья для обработки в других регионах страны и за рубежом, блокирует реализацию инвестиционных проектов по развитию черной металлургии в области.

Инвестиционная политика в современный период развития отечественной экономики должна быть прогрессивной, способствующей технологическому прогрессу в отрасли. В последние десятилетия в черной металлургии мира широкое распространение получили технологии производства металлопродукции на мини-заводах, близки к коммерческому внедрению исследования и разработки технологии производства на микрозаводах; наиболее прогрессивными на сырьевом уровне развития черной металлургии являются технологии прямого восстановления железа. В экономике лидирующих стран металлургическое производство становится компактнее, экологичнее и эффективнее. В России за период рыночных реформ производств, использующих новые технологии, было создано крайне мало.

С учетом этого автором разработаны три сценария развития черной металлургии в Иркутской области: инерционный, сырьевой и обрабатывающий. Согласно инерционному сценарию, существенных изменений ни в ассортименте выпускаемой продукции, ни в технологической оснащенности производств не произойдет. В рамках сырьевого сценария целесообразно строительство завода по выпуску железа с применением технологии его прямого восстановления. Обрабатывающий сценарий предполагает строительство электрометаллургического мини-завода годовой мощностью не менее 600 тыс. т готового проката. Последний сценарий должен являться приоритетным.

Для строительства электрометаллургического мини-завода необходимо формирование прогрессивной комбинации типов координации инвестиционных решений, что предполагает:

— усиление влияния факторов рыночной координации:

• стимулирование конечного спроса на продукцию отрасли в регионе до 700— 800 тыс. т металлопроката в год, в близле-жайших регионах — до 751—2 765 тыс. т проката, 107—522 тыс. т стальных труб (расчет произведен с учетом увеличения объемов строительства жилых домов в Иркутской области и соседних регионах до уровня 1990 г.),

• повышение эффективности инвестиционных проектов в отрасли за счет снижения ставок по кредитам российских банков предпринимателям, которые намерены создавать новые мощности в черной металлургии, до 5—6% годовых;

— формирование новых региональных сетевых структур: поддержка крупных внут-

рирегиональных компаний или их объединений, способных проводить самостоятельную инвестиционную политику, результатом чего должно стать строительство мини-завода на территории Иркутской области (это могут быть крупные строительные холдинги региона, предприятия по вторичной переработке металла, крупные потребители металлопродукции, реализующие в регионе масштабные инвестиционные проекты, а также крупные металлотрейдеры, деятельность которых оказывает влияние на спрос на металл и его предложение в регионе;

— улучшение качества работы государственных органов власти (бюрократии):

• на федеральном уровне: поддержка металлопотребляющих отраслей посредством стимулирования спроса (разработка инфраструктурных проектов, ипотечное кредитование и др.) и повышения конкурентоспособности данных отраслей (введение экспортных пошлин); создание конкурентной рыночной среды в черной металлургии путем поддержки строительства мини-заводов (снижение налоговой нагрузки или установление налоговых каникул на срок окупаемости инвестиционных проектов, устранение административных барьеров),

• на региональном уровне: разработка пятилетних планов развития отрасли на основе межотраслевого баланса.

Таким образом, инвестиционная политика в черной металлургии региона должна быть прогрессивной, направленной на возрождение производства конечной металлопродукции, и должна формироваться под влиянием поведения множества субъектов децентрализованной экономики. Роль региональных органов власти состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Список использованной литературы

1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

2. Корнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма: пер. с англ. М., 2000.

Bibliography (transliterated)

1. Rossiiskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya / pod obshch. red. G.V. Osipova. M., 1998.

2. Kornai Ya. Sotsialisticheskaya sistema. Politicheskaya ekonomiya kommunizma: per. s angl. M., 2000.