Научная статья на тему 'Формирование программ подготовки бухгалтеров в вузах Украины'

Формирование программ подготовки бухгалтеров в вузах Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ПіДГОТОВКА БУХГАЛТЕРіВ / ПРОГРАМА / НОРМАТИВНі ДИСЦИПЛіНИ / КЛАСИФіКАТОР ПРОФЕСіЙ / ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ / ПРОГРАММА / НОРМАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ / TRAINING OF ACCOUNTANTS / PROGRAM / THE NORMATIVE DISCIPLINE / CLASSIFIER OF PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукин Владимир Александрович, Маляревский Юрий Дмитриевич, Ольховская Вера Викторовна

В статье рассмотрены подходы к формированию программы подготовки бухгалтеров в Украине. Выполнен анализ нормативных дисциплин образовательно-профессиональных программ бакалавров по учету и аудиту. Предложены направления повышения уровня профессиональной подготовки в части составляющей ОПП и учебных планов. Представлен и проиллюстрирован подход к внедрению специализаций по отраслям экономических знаний, который определяет профессию бухгалтера в соответствии с классификатором ДК 003:2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукин Владимир Александрович, Маляревский Юрий Дмитриевич, Ольховская Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation Programs for Accountants in Universities of Ukraine

The article describes the approaches to the formation of the training of accountants in Ukraine. The analysis of the regulatory disciplines of education and professional programs bachelors in accounting and auditing have been executed. Ways of improving training component of OPP and curricula are offered. The approach to the implementation of economic specialization by industry knowledge, which defines the accounting profession in accordance with the classifier DK 003:2010 have been presented and illustrated.

Текст научной работы на тему «Формирование программ подготовки бухгалтеров в вузах Украины»

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ В ВУЗАХ УКРАИНЫ

ЛУКИН В. А., МАЛЯРЕВСКИЙ Ю. Д., ОЛЬХОВСКАЯ В. В.

УДК 378.1

Лукин В. А., Маляревский Ю. Д., Ольховская В. В. Формирование программ подготовки бухгалтеров в вузах Украины

В статье рассмотрены подходы к формированию программы подготовки бухгалтеров в Украине. Выполнен анализ нормативных дисциплин образовательно-профессиональных программ бакалавров по учету и аудиту. Предложены направления повышения уровня профессиональной подготовки в части составляющей ОПП и учебных планов. Представлен и проиллюстрирован подход к внедрению специализаций по отраслям экономических знаний, который определяет профессию бухгалтера в соответствии с классификатором ДК 003:2010.

Ключевые слова: подготовка бухгалтеров, программа, нормативные дисциплины, классификатор профессий.

Рис.: 1. Табл.: 1. Библ.: 17.

Лукин Владимир Александрович - кандидат экономических наук, доцент, Харьковский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины (пр. Победы, 55, Харьков, 61174, Украина)

Маляревский Юрий Дмитриевич - кандидат экономических наук, доцент, профессор, кафедра бухгалтерского учета, Харьковский национальный экономический университет (пр. Ленина, 9а, Харьков, 61166, Украина)

E-mail: [email protected]

Ольховская Вера Викторовна - старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, Харьковский национальный экономический университет (пр. Ленина, 9а, Харьков, 61166, Украина)

УДК 37S.1

Лукін В. О., Маляревський Ю. Д., Ольховська В. В. Формування програм підготовки бухгалтерів у ВНЗ України

У статті розглянуто підходи до формування програми підготовки бухгалтерів в Україні. Виконано аналіз нормативних дисциплін освітньо-професійних програм бакалаврів з обліку і аудиту. Запропоновано напрямки підвищення рівня професійної підготовки в частині складової ОПП та навчальних планів. Представлено та проілюстровано підхід до впровадження спеціалізацій за галузями економічних знань, який визначає професію бухгалтера у відповідності до класифікатора ДК 003:2010.

Ключові слова: підготовка бухгалтерів, програма, нормативні дисципліни, класифікатор професій.

Рис.: 1. Табл.: 1. Бібл.: 17.

Лукін Володимир Олександрович - кандидат економічних наук, доцент, Харківський інститут банківської справи Університету банківської справи Національного банку України (пр. Перемоги, SS, Харків, в1174, Україна)

Маляревський Юрій Дмитрович - кандидат економічних наук, доцент, професор, кафедра бухгалтерського обліку, Харківський національний економічний університет (пр. Леніна, 9а, Харків, в11вв, Україна)

E-mail: [email protected]

Ольховська Віра Вікторівна - старший викладач, кафедра бухгалтерського обліку, Харківський національний економічний університет (пр. Леніна, 9а, Харків, в11вв, Україна)

На протяжении двадцати лет существования украинского государства стандарты подготовки бухгалтеров в высших учебных заведениях страны неоднократно изменялись. Однако и до настоящего времени возникает много вопросов, касающихся их усовершенствования. Совокупность вопросов можно разделить на две группы: первая - как улучшить преподавание отдельных дисциплин, формирующих специальную подготовку бухгалтера (эту проблему рассматривают, например, О. Карпенко [1], Л. Нападовская [2], Л. Сук и П. Сук [3]); вторая - как усовершенствовать подготовку специалистов в целом (эту проблему рассматривают, например, Е. Мных [4], Л. Чернелевський [5], В. Швец [6] и др.).

Одним из направлений совершенствования подготовки специалистов является выбор специализации

UDC 378.1

Lukin V. A., Malyarevskiy Y. D., Olkhovskaya V. V. Formation Programs for Accountants in Universities of Ukraine

The article describes the approaches to the formation of the training of accountants in Ukraine. The analysis of the regulatory disciplines of education and professional programs bachelors in accounting and auditing have been executed. Ways of improving training component of OPP and curricula are offered. The approach to the implementation of economic specialization by industry knowledge, which defines the accounting profession in accordance with the classifier DK 003:2010 have been presented and illustrated.

Key words: training of accountants, program, the normative discipline, classifier of professions.

Pic.: 1. Tabl.: 1. Bibl.: 17.

Lukin Vladimir A.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Kharkiv Institute of Banking of the University of Banking of the National Bank of Ukraine (pr. Peremogy, 55, Kharkiv, 61174, Ukraine)

Malyarevskiy Yuriy D.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Professor, Department of Accounting, Kharkiv National University of Economics (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine)

E-mail: [email protected]

Olkhovskaya Vera V.- Senior Lecturer, Department of Accounting, Kharkiv National University of Economics (pr. Lenina, 9a, Kharkiv, 61166, Ukraine)

их обучения. Причём отбор дисциплин специализации согласно отраслевому стандарту высшего образования (ОСВО) учебные заведения могут проводить только в пределах выборочных дисциплин.

Цель статьи - рассмотрение практики подготовки бухгалтеров в высших учебных заведениях Украины и обоснование предложений по её усовершенствованию.

Согласно ОСВО подготовки бакалавров по бухгалтерскому учету, утвержденому в 2006 г. Министерством образования и науки Украины (далее ОСВО-2006), блок нормативных дисциплин цикла профессиональной подготовки включал учебные дисциплины трёх направлений: бухгалтерский учет (пять учебных дисциплин общим объёмом 25 кредитов), контроль (одна дисциплина - 6 кредитов) и анализ (одна дисциплина - 5 кре-

дитов). Ещё одна специальная дисциплина подготовки бухгалтеров была приведена в блоке «Нормативные дисциплины цикла естественнонаучной и общеэкономической подготовки». Это учебная дисциплина «Бухгалтерский учет», которую будущие бухгалтеры изучали в объёме 10 кредитов.

Таким образом, базовая подготовка бакалавра-бухгалтера была выстроена логично. В курсе «Бухгалтерский учет» студенты изучали основы учета, далее изучалась базовая модель финансового учета (в курсах «Финансовый учёт І» и «Финансовый учёт ІІ»), отраслевые модели финансового учета («Учёт в банках» и «Учёт в бюджетных учреждениях), основы управленческого учета и основы контроля и анализа.

С 2010 г. действует Образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра, которая утверждена 02.11.2010 г. (далее ОПП-2010), но вопросы к разработчикам 0СВ0-2006 и 0ПП-2010 остались. Одни из них рассматривают в своей статье Л. Сук и П. Сук [3]. Вывод авторов, что вместо двух дисциплин «Финансовый учёт І» и «Финансовый учёт ІІ» «має бути одна дисципліна «Фінансовий облік», яка складається з окремих модулів, а послідовність тем в ній відповідає господарським процесам, що відбуваються на підприємстві» [3, с. 55] можно поддержать, но вывод о необходимости сокращения количества учебных дисциплин: «...доцільно значно скоротити кількість навчальних дисциплін, а зміст багатьох з них подати в темах фінансового обліку» [3, с. 52] требует более детального рассмотрения.

Дисциплина «Финансовый учет» не должна быть перенасыщенной узкими отраслевыми вопросами. Ее цель - давать глубокие знания по базовой модели учета. А количество нормативных дисциплин цикла профессиональной подготовки не так и велико. В ОСВО-2006 их лишь семь, в ОПП-2010 - 22, но одиннадцать из них - это дисциплины, которые ранее относились к циклу естественнонаучной и общеэкономической подготовки в ОСВО-2006. С профессиональной деятельностью бухгалтеров связаны лишь одиннадцать учебных дисциплин. Другие - это творчество учебных заведений по формированию количества выборочных дисциплин.

Основой профессиональной подготовки бака-лавра-бухгалтера являются две взаимосвязанные дисциплины: бухгалтерский учёт и финансовый учёт. Рассмотрим их сущность.

В ОСВО-2006 цель этих дисциплин практически идентична. Для бухгалтерского учёта - «Мета: формування системи знань з теорії та практики ведення бухгалтерського обліку на підприємствах». Для финансового учёта І - «Мета: опанування теорії і практики ведення фінансового обліку на підприємствах різних форм власності». Для финансового учёта ІІ - «Мета: опанування теорії і практики ведення фінансового обліку на підприємствах різних форм власності».

Как видим, в бухгалтерском учёте формируется система знаний по теории и практике ведения бухгалтерского учёта, а в финансовом учёте совершается овладение теорией и практикой ведения финансового учёта на предприятиях разных форм собственности.

Следует также отметить, что в статье 1 «Определение терминов» Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее «Закон») термин «финансовый учёт» отсутствует. В Законе определены только два термина: «бухгалтерский учёт» и «внутрихозяйственный (управленческий) учёт». В первоначальной редакции Закона было записано, что бухгалтерский учёт разделяется на финансовый и управленческий [7, с. 82]. Тем самым в Законе предполагалось, что система бухгалтерского учёта включает две подсистемы: финансовый учёт и управленческий учёт, но в дальнейшем законодатели изменили точку зрения Следует отметить, что разделение бухгалтерского учёта на две подсистемы - финансовый и управленческий учёт - является общепринятым в мировой практике.

И сходя из рассмотрения бухгалтерского учета как системы, которая включает две подсистемы -управленческий учёт и финансовый учёт, предлагается определить эти термины следующим образом:

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система, которая представляет собой совокупность методологии ведения учета, технологии учетного процесса и общепринятых принципов учета, используемых бухгалтерами в текущей деятельности, и включает выявление, измерение, регистрацию, накопление, обобщение, хранение и передачу информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям.

Финансовый учет - это подсистема бухгалтерского учета, которая характеризует финансовое и имущественное состояние предприятия, результаты его деятельности отраженные в финансовой отчетности.

Управленческий учет - это система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием. [8, с. 15].

То, что управленческий учёт определяется как система, а не подсистема бухгалтерского учёта, можно обосновать следующим образом. Базой управленческого учёта является не только бухгалтерский учёт, но и целый ряд других видов экономических знаний, из которых управленческий учёт заимствовал приёмы исследования информации. Эта взаимосвязь, исходя из исследований Н. Г. Чумаченко (см. [9]), К. Друри (см. [10]) и других авторов, может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Схема, представленная на рис. 1, не только иллюстрирует взаимосвязь между бухгалтерским, финансовым и управленческим учётом, но и показывает, что управленческий учёт действительно стал самостоятельной сложной системой, включающей в себя знания многих экономических дисциплин. Тем самым и в научном, и в практическом плане его следует рассматривать как обособленную сложную систему, которая использует методы исследования и преобразования информации, полученные не только из бухгалтерского учёта, но и из других научных дисциплин.

Взаимосвязь между бухгалтерским и финансовым учётом более простая. Финансовый учёт является подсистемой бухгалтерского. Именно той подсистемой, ко-

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

торая характеризует финансовое и имущественное состояние предприятия, результаты его деятельности отраженные в финансовой отчётности. Это та подсистема, которая включает весь бухгалтерский учёт (за исключением калькуляции продукта). Учёт расходов ведется и в финансовом учёте, и в управленческом учёте, но задачи его в этих подсистемах разные. В зависимости от того, как организуется учёт расходов в управленческой и финансовой бухгалтерии предприятия (переплетенная или интегрированная система учёта), результаты учёта (итоговая величина прибыли или убытка) могут быть разными [11, с. 42].

( \

Базовая система знаний

_А____________1

Г \

Подсистемы бухгалтерского учёта

у __________I.

г л

Результат

Ч_____________)

' >

Останавливаясь на последней, авторы считают что специализацию выпускников нужно начинать с образовательного уровня «бакалавр» при наличии долгосрочных договоров с заказчиками или при специализации вузов (сельскохозяйственные, строительные и т. д.).

Практика свидетельствует, что формирование учебного плана подготовки бухгалтеров в вузах должно начинаться с определения цели обучения. Такой целью может быть: подготовка специалистов по бухгалтерскому учёту, которые могут работать на должностях бухгалтера в любой организации. В соответствии с классификатором профессий ДК 003 : 2010 [12] специалист-бухгалтер, по-

Планиирование, финансовый менеджмент и т. д.

Финансовый Управленческий

учет учет

Внешняя Внутренняя

(финансовая) (управленческая)

отчетность отчетность

Прямые связи Косвенные связи

Получение и обработка информации для планирования, принятия решений и управления расходами

Рис. 1. Cхема формирования системы бухгалтерского учета

Согласно ОСВО-2006 предметом дисциплины бухгалтерский учёт является «Методологія і методика ведення бухгалтерського обліку на підприємстві», то есть его теоретические основы. Дисциплина «Финансовый учёт» в двух составляющих «Финансовый учёт І» и «Финансовый учёт ІІ» предоставляет информацию по теории и практике учёта активов и пассивов предприятия. Таким образом, согласно ОСВО-2006 цель обоих учебных дисциплин - рассмотрение теории и практики учёта. Такой подход нельзя считать рациональным.

Более логичным было бы изучать систему бухгалтерского учёта как это определено в 0ПП-2010. В «Бухгалтерском учёте» предлагается рассматривать научную систему учёта (общая теория по определению 0ПП-2010), а в «Финансовом учёте» - соответственно рассматривать практику учёта исходя из действующей нормативно-правовой базы.

Но это лишь один срез учёта - разделение его по функциональному назначению на финансовый и управленческий. А таких срезов может быть несколько. В зависимости от объекта исследования их может быть минимум четыре: как система научных знаний, как вид практической деятельности, как подсистема в информационной системе предприятия и как система подготовки специалистов.

лучивший диплом уровня «бакалавр», может работать по таким профессиональным направлениям: бухгалтер (код профессии 3433), ревизор (код профессии 3439) или инспектор налоговой службы (код профессии 3442). Других профессий для специалистов образовательного уровня «бакалавр» в классификаторе ДК 003 : 2010 нет.

Перечень организаций, в которых выпускники-бакалавры могут начинать трудовую деятельность в качестве бухгалтеров, может быть поделен на три группы: коммерческие предприятия, бюджетные и финансово-кредитные учреждения. Практика ведения учёта в них различается настолько, что в Законе эти три группы организаций поделены по направлениям, которые регламентируют порядок ведения учёта и составления отчётности.

Таким образом, цикл нормативных дисциплин профессиональной подготовки в 0СВ0-2006 определён корректно. После изучения этих дисциплин бакалавр-бухгалтер может начинать профессиональную деятельность в любой из перечисленных выше структур на должности бухгалтера. Он может также работать на должности контролера в любой из контрольных служб (налоговая служба, государственная финансовая инспекция, аудиторская фирма и т. д.).

Рассмотрим возможности специализации бакалавров по отдельным направлениям учётной деятельности. Эти специализации могут определяться высшими учебными заведениями исходя из своих возможностей по подготовке специалистов по бухгалтерскому учёту и потребностей заказчиков - предприятий и организаций Украины. Как отмечалось, таких специализаций по учёту может быть три: «Учёт в предпринимательских структурах», «Учёт в бюджетных учреждениях» и «Учёт в банках и других финансово-кредитных учреждениях».

Возможна также специализация по отраслям экономических знаний, которые определяют профессию бухгалтера: бухгалтерский учёт, экономический контроль, экономический анализ. На уровне отдельного предприятия или организации эти специализации можно определить, как «Бухгалтер», «Бухгалтер-ревизор» и «Бухгалтер-аналитик». Как видим, первые две специализации соответствуют профессиям, предусмотренным в классификаторе ДК 003:2010 - это «Бухгалтер» и «Бухгалтер-ревизор». Специализация «Бухгалтер-аналитик» не соответствует ни одной из профессий классификатора, однако эта специализация может быть базой для подготовки магистров в сфере финансово-экономической безопасности (код профессии 2414 - Профессионалы по вопросам финансово-экономической безопасности предприятий, учреждений и организаций).

Таким образом максимальное количество специализаций по специальности 6.030509 «Учёт и аудит»

может равняться пяти. Именно в разрезе этих специализаций и следует формировать блок выборочных дисциплин. Высшие учебные заведения предлагают разные варианты своих специализаций: «Учёт и аудит», «Учет и контроль» и так далее. Приблизительно так формируется перечень специализаций подготовки магистров (магистерские программы) в Киевском национальном экономическом университете [13]. Однако при наличии договора на подготовку специалиста нерационально расширять уровень специализации (одновременно и учёт и контроль, и учёт и анализ). При таком варианте подготовка должна осуществляться целенаправленно. Именно в разрезе специализаций следует составлять блок выборочных дисциплин.

Перечень дисциплин может быть следующим (табл. 1).

Естественно, это приблизительный перечень, информация к размышлению и обсуждению, но некоторые пояснения к предлагаемому перечню следует привести.

1. Для специализаций по контролю и анализу предлагается ввести дисциплину по изучению основ экономической безопасности. Выбор этой или других аналогичных дисциплин (например, «Экономическая безопасность бизнеса», «Экономическая безопасность государства») важен потому, что и экономический контроль, и экономический анализ являются составляющими обеспечения экономической безопасности любого субъекта экономической деятельности (предприятие, регион, государство).

таблица 1

перечень профессионально ориентированных выборочных дисциплин по специализациям специальности

«Учёт и аудит»

Специализации Учебные дисциплины

Учёт в предпринимательских структурах 1. Учёт в отраслях народного хозяйства. 2. Учёт в малом бизнесе. 3. Налоговая система Украины. 4. Учёт в зарубежных странах. 5. Международные стандарты учёта

Учёт в бюджетных учреждениях 1. Бюджетная система Украины. 2. Учёт в учреждениях казначейской службы. 3. Отчётность бюджетных учреждений. 4. Анализ деятельности бюджетных учреждений. 5. Контроль деятельности бюджетных учреждений

Учёт в банках и других финансово-кредитных учреждениях 1. Банковские операции. 2. Бухгалтерский учёт в страховых компаниях. 3. Отчётность коммерческих банков. 4. Анализ банковской деятельности. 5. Внутренний аудит в банке

Экономический анализ 1. Теория экономического анализа. 2. Основы экономической безопасности. 3. Финансовый анализ. 4. Инвестиционный анализ. 5. Системный анализ.

Экономический контроль 1. Теория экономического контроля. 2. Основы экономической безопасности. 3. Организация и методика контрольно-ревизионной деятельности (Государственный финансовый контроль). 4. Внутрихозяйственный контроль. 5. Судебно-бухгалтерская экспертиза

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

Если рассматривать экономическую безопасность как способность системы противостоять угрозе возникновения потерь экономического характера, [14, с. 174], то ее обеспечение на уровне предприятия во многом зависит от качества работы службы экономического контроля. На уровне государства аналогичную роль выполняют Счётная палата, Государственная налоговая служба, Госфининспекция, а также соответствующие службы силовых ведомств (МВД, СБУ).

В прогнозировании возникновения и отслеживании угроз экономической безопасности субъекту экономической деятельности (предприятию, региону, государству) многое зависит от того, как соответствующие отделы и службы проводят анализ окружающей экономической среды. Для противодействия угрозам их вначале выявляют, а затем оценивают степень опасности. Это именно та работа, которую выполняют экономисты-аналитики (расчёт индикаторов экономической безопасности и сопоставление их значений с пороговыми ).

Соответственно и аналитики, и контролёры (ревизоры) должны представлять себе, какова их роль в обеспечении экономической безопасности субъекта деятельности. Эти знания обеспечиваются дисциплиной по изучению основ экономической безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Инвестиционный и системный анализ.

Знания основ инвестиционного анализа необходимы не только специалистам в области банковской деятельности, но и для бухгалтеров-аналитиков, оценивающих инвестиционную политику.

Как определили авторы работы по инвестиционному анализу, «инвестиционный анализ - это анализ показателей эффективности инвестиционных проектов и анализ надежности вложений в эти проекты» [15, с. 4], в развитие подхода другие авторы отмечают, что «розвиток інвестиційних процесів у всіх сферах діяльності є необхідною умовою ефективної організації господарювання в ринковій економіці» [16, с. 3]. Базовая дисциплина экономического анализа изучается в вузах Украины достаточно глубоко, а проведению анализа инвестиционной деятельности внимания уделяется недостаточно, что является недостатком в подготовке к будущей деятельности.

Системный анализ даёт возможность шире и всестороннее рассматривать объект исследования. Дисциплина вырабатывает умение мыслить системно, поэтому особое внимание при её изучении следует уделять методике проведения системного анализа, системному подходу к решению экономических проблем.

3. Организация и методика контрольно-ревизионной деятельности.

Один из парадоксов подготовки бухгалтеров в вузах Украины состоит в том, что студентов-бухгалтеров учат как проводить независимый аудит, а как работают и как проводят контроль государственные службы экономического контроля - нет. Вместе с тем рынок вакансий по этим направлениям контроля явно не в пользу независимой аудиторской деятельности.

В прежней, советской системе обучения дисциплина «Контроль и ревизия» была обязательной для

бухгалтеров, но тогда не существовало специальности -аудитор. Дисциплина «Контроль и ревизия» была единственной в цикле контрольных в учебных программах подготовки бухгалтеров. В настоящее время эта дисциплина не должна называться «Контроль и ревизия», да и ее содержание также должно быть изменено. Возможные названия дисциплины - «Организация и методика контрольно-ревизионной деятельности» (или «Государственный финансово-хозяйственный контроль»). Она должна включать два модуля: 1 - «Теоретические основы государственного финансово-хозяйственного контроля»; 2 - «Организация контроля государственными контрольными службами».

Цикл учебных дисциплин профессиональной подготовки бухгалтеров-магистров также необходимо корректировать.

В настоящий момент большая часть нормативных дисциплин цикла профессиональной подготовки не направлена на развитие профессиональных навыков бухгалтера. К таким дисциплинам можно отнести только «Организацию учёта».

Следует согласиться с О. Карпенко, что необходимо вводить в учебный план подготовки магистров по бухгалтерскому учёту дисциплину «Управленческий учёт - 2» «...для поглибленого вивчення предмету, як у зарубіжних країнах» [1, с. 113]. Эта дисциплина больше отвечает цели подготовки высококвалифицированных специалистов-учётчиков чем «Бухгалтерский учёт в управлении предприятием».

Высказываются предложение включить в цикл нормативных дисциплину «Профессиональная этика бухгалтера и аудитора». Она должна формировать у будущих специалистов самостоятельный взгляд на профессиональную деятельность, развивать их самоуважение и ответственность за свою деятельность. Но кроме знания этики, для бухгалтера важна роль правовых знаний (административного, гражданского и уголовного права и процесса). В первую очередь с этими отраслями права сталкиваются бухгалтеры при проведении на предприятиях проверок контрольными и правоохранительными органами. Именно их знание поможет, а незнание навредит бухгалтеру. Однако эти правовые курсы отсутствуют среди нормативных, и их внедрение не планируется НМК. Объединить эти две противоположные, но важные в бухгалтерском деле отрасли знаний можно

и, по мнению авторов, нужно в одной учебной дисциплине, которую следует назвать «Бухгалтерское дело».

Ещё одно из обсуждаемых предложений касается включения в перечень нормативных дисциплины «Учёт и финансовая отчётность по МСФО». Потребность в специалистах со знанием практики составления отчётности по международным стандартам не так уж и велика. Вряд ли в ближайшее время на международный фондовый рынок выйдет больше чем 100 крупных компаний из Украины, которым в этом случае придется вести учет по МСФО. Правда, в Закон внесены изменения, касающиеся возможности перехода украинских предприятий на ведение учета по международным стандартам. Однако, как показывают исследования С. Голова,

«... можна очікувати, що більшість вітчизняних суб'єктів господарювання і далі складатимуть звітність за П(С)БО» [18, с. 7]. Его вывод - «Зміни до Закону про бухгалтерський облік створюють передумови для переходу учасників фінансового ринку на міжнародні стандарти фінансової звітності. Поряд з тим Зміни до Закону бухгалтерський облік містять окремі неточності та суперечливі положення, здатні спричинити неповноту правового регулювання, і створюють проблеми для застосування й поширення МСФЗ в Україні» [18, с. 8].

Как долго будет продолжаться процесс законодательного урегулирования этих вопросов, и с каким результатом - пока неясно. Поэтому как первый шаг в освоении практики международных стандартов, может быть, следует остановиться на введении в блок нормативных дисциплин другой дисциплины, а именно: «Международные стандарты финансовой отчетности для малого и среднего бизнеса». Но этот вопрос, по-видимому, еще требует дополнительного обсуждения.

ВЫВОДЫ

1. Цикл дисциплин профессиональной подготовки бухгалтера в отраслевом стандарте высшего образования требует усовершенствования и широкого обсуждения бухгалтерским сообществом.

2. Основное направление такого усовершенствования - повышение уровня профессиональной составляющей в ОПП и в учебных планах вузов.

3. Специализацию подготовки бухгалтеров следу-

ет начинать как можно раньше. Если известно, на какой должности будет работать будущий специалист, его специальную профессиональную подготовку следует начинать ещё на уровне бакалаврата. ■

ЛИТЕРАТУРА

ляревский // Економіка розвитку. - 2010. - № 3 (55). -С. 14 - 19.

9. Чумаченко Н. Г. Развитие управленческого учета в Украине / Н. Г. Чумаченко // Світ бухгалтерського обліку. -1998. - № 10. - С. 2 - 9; 1998. - № 11. - С. 2 - 8.

10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет : [Учеб. пособие для вузов] / Пер. с англ. под ред Н. Д. Эриашвили ; Предисловие проф. П. С. Безруких. -3-е изд., перераб. и доп. / К. Друри. - М. : Аудит-ЮНИТИ, 1998. - 783 с.

11. Голов С. Ф. Управленческий бухгалтерский учет / С. Ф. Голов. - К. : Скарби, 1998. - 338 с.

12. Класифікатор професій ДК 003:2010. Затверджено Наказом Держспоживстандарту України від 28.07.2010 № 327 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : //ИКр:// www.dk003.com

13. КНЕУ - Обліково-економічний факультет [Електронний ресурс]. - Режим доступу : //http://oef.kneu.edu.ua/ua/

14. Лукін В. О. Системний підхід до визначення поняття «економічна безпека» / В. О. Лукін // Право і безпека. -2004. - Т. 3. - № 3. - С. 173 - 176.

15. Аванесов Э. Т. Инвестиционный анализ / Э. Т. Аванесов, М. М Ковалев., В. Г. Руденко. - Минск : БГУ, 2002. - 247 с.

16. Боярко І. М. Інвестиційний аналіз : Навч. посіб. / І. М. Боярко, Л. Л. Гриценко. - К. : Центр навчальної літератури, 2011. - 400 с.

17. Голов С. МСФЗ у законі / С. Голов // Бухгалтерський облік і аудит. - 2011. - № 9. - С. 3 - 9.

1. Карпенко О. Модернізація змісту й методики викладання управлінського обліку / О. Карпенко // Вісник КНТЕУ. - 2008. - № 5. - С. 98 - 113.

2. Нападовская Л. Усовершенствование курса «Управленческий учет» в системе высших учебных заведений Украины / Л. Нападовская // Бухгалтерский учет и аудит. - 2001. - № 12. - С. 46 - 49.

3. Сук Л. Вивчення фінансового обліку у ВНЗ / Л. Сук,

П. Сук // Бухгалтерський облік і аудит. - 2011. - № 3. - С. 52 - 55.

4. Мних Є. Гармонізація міжнародних і національних стандартів освіти у підготовці фахівців з обліку та аудиту в Україні. / Є. Мних // Бухгалтерський облік і аудит. - 2005. -№ 12. - С. 42 - 45.

5. Чернелевський Л. Проблеми і шляхи підвищення якості підготовки фахівців вищої кваліфікації з обліку і аудиту / Л. Чернелевський // Бухгалтерський облік і аудит. - 2008. -№ 9. - С. 64 - 65.

6. Швець В. Бухгалтерська освіта в Україні в контексті болонського процесу / В. Швець // Бухгалтерський облік і аудит. - 2009. - № 7. - С. 4 - 7.

7. Голов С. Ф. Бухгалтерський облік в Україні : аналіз стану та перспективи розвитку : монографія / С. Ф. Голов. -К. : Центр навчальної літератури, 2007. - 522 с.

8. Лукин В. А. Совершенствование законодательства о бухгалтерском учете в Украине / В. А. Лукин, Ю. Д. Ма-

БІЗНЕСІНФОРМ № 1 '2013 257

www.business-inform.net

ЕКОНОМІКА БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК І АУДИТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.