Научная статья на тему 'Формирование программ энергосбережения в ЖКХ с учетом спроса на рынке энергоснабжения'

Формирование программ энергосбережения в ЖКХ с учетом спроса на рынке энергоснабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖКХ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДЕФИЦИТ МОЩНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Евгений Игоревич

В статье рассматривается механизм взаимосвязи энергосбережения в существующем жилом фонде и рынка энергоснабжения. Обосновывается необходимость подключения новых потребителей к энергоснабжающей мощности, высвобожденной при реализации комплексных программ повышения энергоэффективности и реконструкции объектов ЖКХ. Предлагается алгоритм формирования таких программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование программ энергосбережения в ЖКХ с учетом спроса на рынке энергоснабжения»

Формирование программ энергосбережения в ЖКХ с учетом спроса на

рынке энергоснабжения Formation of energy-saving programs in housing in view of demand for energy

markets

Павлов Евгений Игоревич Аспирант кафедры экономики и управления в строительстве ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

e-mail: eikvtd@mail.ru Evgeny I. Pavlov

Postgraduate of the Department of Economics and Management in Construction

Moscow State University of Civil Engineering

Аннотация. В статье рассматривается механизм взаимосвязи энергосбережения в существующем жилом фонде и рынка энергоснабжения. Обосновывается необходимость подключения новых потребителей к энергоснабжающей мощности, высвобожденной при реализации комплексных программ повышения энергоэффективности и реконструкции объектов ЖКХ. Предлагается алгоритм формирования таких программ.

Annotation. In article the interrelation between energy-saving in existing housing stock and energy market is considered: the deficit of energy supply is motivate energy-saving, the excess of energy supply inhibit energy-saving. The need of connection of new consumers using saving capacity is justified when programs of growing of energy efficiency are realized. An algorithm for the formation of such programs is proposed.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, жкх,

региональные программы, дефицит мощности, государственно-частное партнерство.

Keywords: energy-saving, energy efficiency, housing, region programs, capacity deficit, public-private partnership.

Энергосбережение постепенно входит в нашу жизнь и начинает играть все более заметную роль во многих областях человеческой деятельности. Инициатором проектов в этой области является государство. Один из основных инструментов проведения энергосберегающей политики - региональные программы, разработка которых обязательна для всех субъектов РФ и крупных муниципальных образований.

Как известно, жилищно-коммунальный комплекс продолжает оставаться главным потребителем энергии и обладателем огромного нереализованного потенциала энергосбережения. На примере Москвы (данные Росстата по состоянию на 2010 г.), только жилищный сектор потребляет 65,6% тепловой и 22,5% электрической от общегородского объема конечной (полезной) энергии, из которых до 40% может быть сэкономлено в результате проведения соответствующих мероприятий [1].

Анализ существующих региональных программ по энергосбережению [1,2] показал, что основными организационными и экономическими механизмами для достижения поставленных целей являются:

• совершенствование (ужесточение требований) нормативно-правовой базы;

• создание и развитие системы учета потребляемых ресурсов;

• создание информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• тарифное регулирование;

• дотационно-субсидиарная политика и адресная поддержка проектов в области энергосбережения;

• экономическое стимулирование в виде:

• тарифного стимулирования;

• налогового стимулирования в виде применения пониженной налоговой ставки и предоставления инвестиционного налогового кредита;

• возможности распоряжения полученной экономией для бюджетных организаций;

• привлечение частных инвестиций в форме:

• заключения энергосервисных контрактов;

• государственно-частного партнерства.

Привлечение частных инвестиций представляет собой один из основных приоритетов в приведенном перечне. О необходимости активного участия бизнеса в реализации энергосберегающих проектов, увеличении объема рынка соответствующих услуг, развитии конкуренции в жилищно-коммунальной сфере говорится много. Но на практике предприниматель неохотно идет в энергосбережение, особенно в такой трудной и проблемной отрасли, как ЖКХ.

В данном исследовании рассматриваются возможные пути решения обозначенной проблемы.

Для того чтобы экономия энергии достигала своей цели, необходимо рассмотреть жизненный цикл этой энергии. Как известно, тепло или электричество, будучи генерировано в котельной или ТЭЦ, поставляется потребителю - для примера возьмем жилые дома. Жильцы по показаниям приборов учета оплачивают соответствующий объем полученных ресурсов. Так продолжается некоторое время, и система находится в равновесии.

Но все чаще и чаще в результате тех или иных мотивов, жильцы проводят комплекс энергосберегающих мероприятий и начинают потреблять меньше. У ресурсоснабжающей организации (РСО) падает объем сбыта, соответственно падает валовая прибыль. Естественным ходом в данной ситуации является желание РСО как-то компенсировать сокращение своих доходов.

В условиях, когда рост тарифов на услуги ЖКХ ограничивается государством, наблюдается следующая картина: проводится стандартное и

малозатратное энергосберегающее мероприятие - установка в тепловых пунктах (т.е. на границе раздела собственности АО-энерго и муниципального предприятия) теплосчетчиков, и, так как фактическое потребление, как правило, меньше нормативного, у энергоснабжающих организаций уменьшаются доходы. Для повышения их хотя бы до прежнего уровня они стремятся увеличить расходы тепловой энергии любым способом вплоть до увеличения расходов теплоносителя и снижения его температуры в подающем трубопроводе, т.е. отпускается одно и то же количество тепловой энергии за счет ухудшения ее качества. Таким же образом поступает перепродавец (теплосеть) по отношению к конечному потребителю. Так как в морозы это затруднительно из-за несоблюдения теплового графика, здания перегревают в межсезонный период. То есть, счетчики тепловой энергии, призванные быть инструментом экономии, при такой системе тарифов, стимулируют энергорасточительность продавцов и перепродавцов тепловой энергии [3].

С другой стороны полная либерализация цен на энергоресурсы в ЖКХ грозит куда более негативными социальными проблемами, поэтому решение должно быть найдено в другой плоскости.

Для этого рассмотрим противоположную ситуацию, а именно случай, когда РСО, может быть, и хотела бы перетопить или перекачать воды, но не в состоянии этого сделать - случай дефицита имеющихся мощностей.

Так в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2004 года № 365-ПП «Об основных направлениях развития системы теплоэлектроснабжения г. Москвы на период до 2020 года» прирост тепловых нагрузок ожидается в размере 16 400 Гкал/ч. Планируется, что в результате всех мероприятий по увеличению тепловых мощностей централизованных источников города их суммарный прирост тепловой мощности достигнет 7 300 Гкал/ч. В электропотреблении прирост к 2020 году составит 4,5 млн кВт, а прирост мощности централизованных энергоисточников планируется в размере только 3,31 млн кВт.

В этой ситуации специалисты [5] выделяют следующие проблемы энергообеспечения Москвы:

- отсутствие свободной тепловой и электрической мощности на подавляющем большинстве ТЭЦ ОАО «Мосэнерго» и тепловой мощности на РТС ГУП «Мостеплоэнерго» при незначительном резерве на отдельных тепловых станциях;

- снижение надежности и экономичности работы оборудования ОАО «Мосэнерго» за счет его значительного физического износа, что негативно воздействует на экологическую обстановку в городе;

- устойчивая тенденция к дальнейшему увеличению протяженности ветхих тепловых и электрических сетей, выработавших свой нормативный срок эксплуатации;

- достижение предельных значений пропускной способности существующих высоковольтных линий электропередачи и загрузки трансформаторов;

- недостаточные темпы реализации энергосберегающих мероприятий при производстве, транспортировке и потреблении тепловой и электрической энергии;

- отставание ввода мощностей на центрах питания и развития сетей от роста потребности в присоединении дополнительных нагрузок.

Рассмотрим другой подобный случай. В Санкт-Петербурге по правому берегу Невы в зоне обслуживания ГУП «ТЭК СПб» в 2006 дефицит составил более 50 Гкал/час, причем еще на 40 Гкал/час было отказано в теплоснабжении застройщикам [4]. Подобные тенденции характерны не только для столичных, но и для остальных регионов РФ.

Для покрытия дефицита один из вариантов решения и наиболее популярный до последнего времени - экстенсивное наращивание мощности. Этот путь, кстати, и был выбран в рассмотренном случае в Петербурге: к концу 2007 года 4 существующих водогрейных котла были заменены на новые с

повышением мощности на 40 Гкал/час. Кроме того, был смонтирован новый котел ПТВМ-120 со вспомогательным оборудованием, построена новая дымовая труба, что увеличило мощность котельной еще на 120 Гкал/час. Но есть и другой вариант решения проблемы - энергоэффективный, и как заставить его работать речь пойдет далее.

Сравнительный анализ исследованных вариантов показал, что в первом случае имеются факторы, снижающие эффективность мероприятий по экономии энергии. Во втором, напротив - предпосылки и заинтересованность снабжающих организаций в максимально возможном уровне этой экономии.

Механизм взаимосвязи энергосбережения в конечном потреблении, в нашем случае в ЖКХ, и поставщиков энергоресурсов представлен на рис.1.

Рис.1. Механизм взаимосвязи между энергосбережением в конечном потреблении и рынком энергоснабжения.

Эта зависимость имеет двустороннюю направленность. Поэтому, рассматривая энергосбережение, как целевую функцию, можно им управлять, воздействуя на баланс спроса и предложения на рынке конечных энергоресурсов.

Таким образом, обратная связь в представленной схеме описывает два состояния:

1. Дефицит энергоснабжения стимулирует (+) энергосбережение.

2. Избыточные резервы энергоснабжения тормозят (-) энергосбережение.

Выявленная зависимость может быть формализована следующим образом:

Е = F (1эс6, 1В),

где Еэ - показатель энергоэффективности жилого квартала,

муниципального района, 1эсб - инвестиции непосредственно в

энергосберегающие мероприятия, - инвестиции в новое строительство (формирование новых потребителей).

Рис. 2. Алгоритм формирования программ энергосбережения при реконструкции существующих объектов ЖКХ.

Данная взаимосвязь говорит о необходимости рационального распределения имеющихся инвестиционных ресурсов между финансированием энергосберегающих мероприятий на существующих объектах ЖКХ и новым строительством.

С целью увеличения заинтересованности субъектов рынка энергоснабжения и энергопотребления в экономии ресурсов и привлечения дополнительных инвестиций автор предлагает разработанный алгоритм формирования программ энергосбережения при реконструкции существующих объектов ЖКХ (рис. 2):

Рассмотрим этапы реализации предложенного алгоритма:

1. На первом этапе проводятся энергоаудит и обследование технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). Работы данного этапа носят изыскательский характер и имеют целью получение исходных данных для дальнейшего проектирования энергосберегающих мероприятий.

2. На втором этапе разрабатываются варианты осуществления энергосберегающих и ремонтных мероприятий с определением предварительной сметной стоимости.

3. На третьем этапе определяется величина резерва мощности ресурсоснабжения, создаваемая в результате мероприятий по экономии.

4. Определяется потенциальные размеры, назначение, территориальное положение новых площадей, которые могут быть присоединены к существующим источникам энерго-, ресурсоснабжения благодаря созданию на последних соответствующих резервов мощности.

5. Далее проводится оценка общей эффективности инвестиций в проект, включающий одновременно капитальный ремонт с повышением энергетической эффективности и новое строительство. Оценка производится путем сравнения вариантов как по набору ремонтных и энергосберегающих мероприятий, так и нового строительства.

6. На шестом этапе рассматриваются возможные инвесторы и варианты их участия в проекте.

7. Оценка эффективности участия в проекте производится с целью поиска конкретных инвесторов.

8. Вышеперечисленные этапы рекомендуется осуществлять в рамках муниципальных программ по повышению энергоэффективности и развитию жилищно-коммунального комплекса за счет средств бюджета. Частный сектор в этом случае получает готовые ТЭО соответствующих проектов с прозрачной нормой доходности и необходимыми разрешительными документами. Такая форма государственно-частного партнерства в отрасли представляется в настоящее время наиболее оптимальной.

При рассмотрении предложенного механизма возникает обоснованный вопрос - возможна ли его реализация в рамках действующего законодательства? Основным документом, регулирующим взаимоотношения производителей и потребителей энергии в РФ, в настоящее время является Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 №83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения». Его анализ позволяет выделить существенные в нашем случае положения:

• отсутствие у ресурсоснабжающей организации резервов мощности на момент запроса о присоединении объекта капитального строительства является основанием для отказа, за исключением случаев когда устранение ограничений по мощности учтено в инвестиционных программах РСО;

• утвержденные инвестиционные программы РСО являются основанием для взимания соответствующей платы за подключение объектов капитального строительства, тариф устанавливается органами местного самоуправления;

• в случае, если инвестиционная программа РСО не утверждена, правообладатель земельного участка - лицо, ведущее застройку -самостоятельно создает необходимые объекты инженерной инфраструктуры с последующей передачей их в государственную или муниципальную собственность;

• если для подключения объектов не требуется создания (реконструкции) сетей плата за подключение не взимается.

• возможно подключение новых объектов к сетям, принадлежащим существующему потребителю (основному абоненту), в этом случае технические условия на присоединение выдает основной абонент по согласованию с РСО.

Таким образом, существуют возможности:

1. Формирования инвестиционных программ по развитию ресурсоснабжающих организаций путем реализации потенциала энергосбережения у текущих абонентов в пользу вновь присоединяемых потребителей.

2. Привлечения средств вновь присоединяемых потребителей (застройщиков) для финансового обеспечения этих инвестиционных программ.

Для использования этих возможностей на практике необходимы методические разработки по технико-экономической оценке потенциала перераспределения мощности, эффективности инвестиций в реализацию этого потенциала и создание соответствующего организационно-экономического механизма. Технико-экономические обоснования подобных проектов должны составляться на уровне муниципальных властей с целью отражения территориальной структуры потенциала энергосбережения. Это позволит определить оптимальные варианты покрытия потребности в энергоснабжении в дефицитных районах и наметить точки роста спроса в избыточных.

Основным отличием предложенного подхода к формированию программ энергосбережения в ЖКХ от существующих является то, что окупаемость инвестиций осуществляется не за счет ежегодной экономии энергоресурсов, а за счет единовременного предоставления высвобожденной мощности новому потребителю, который и оплачивает мероприятия по этому высвобождению, то есть энергосберегающие мероприятия. В случае отсутствия нового потребителя, желательным является его формирование, например, путем инициации нового строительства со стороны местных властей для нейтрализации негативного сценария развития энергосберегающей деятельности, о котором говорилось в начале статьи.

Такой подход рассматривает энергосбережение не только как средство снижения расходов потребителя, но и как фактор интенсификации экономического роста, когда на практике реализуется утверждение, что энергосбережение - новый источник энергии.

Библиографический список

1. Г осударственная программа города Москвы «Энергосбережение в городе

Москве на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года». ЦКЬ: http://s.mos.ra^ommon/upload/GTSP_2012-2016.pdf (дата обращения:

03.04.2012).

2. Приказ Минэкономразвития РФ №61 от 17.02.2010 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». ЦКЪ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/efficiency/doc20100217_05 (дата обращения: 03.04.2012).

3. Рябинкин В.Н. Взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии. Практическое пособие. М.: ЗАО «Энергосервис», 2006. 264 с.

4. Специалисты ГУП «ТЭК СПб» приступили к активным работам по реконструкции 2-й Правобережной котельной. [26.07.2006] // ГУП «ТЭК СПб»: [сайт] URL: http://www.gptek.spb.ru/content/view/520/113/ (дата обращения:

03.04.2012).

5. Хаванов В.А., Беккер В.Л. Пути повышения эффективности тепло- и

энергоснабжения Москвы. Анализ современного состояния энергетического хозяйства Москвы // Компания «Селект»: [сайт] URL:

http://www.select.ru/tech/1206/1578 (дата обращения: 03.04.2012).

References

1. The Moscow State program “Energy-saving in Moscow for 2012-2016 years and up to 2020” URL: http://s.mos.ru/common/upload/GTSP_2012-2016.pdf (date accessed: 03/04/2012).

2. Ministry of Economic Development of Russia Order № 61 from 17.02.2010

“On approval of rough list of activities in the field of energy conservation and energy efficiency, which can be used to develop regional and municipal programs in energy saving and energy efficiency”. URL:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/efficiency/doc20100217_05 (date accessed: 03/04/2012).

3. Ryabinkin V.N. Relations between producers and consumers of thermal energy. Practical Guide. Moscow: ZAO "Energoservice", 2006. 264 p.

4. Experts GUP "TEK SPb" started active work on the reconstruction of the right bank of the 2nd boiler. [26/07/2006] / / GUP "TEK SPb": [site] URL: http://www.gptek.spb.ru/content/view/520/113/ (date accessed: 03/04/2012).

Havanov V.A., Bakker V.L. Ways to improve the efficiency of heat and power in Moscow. Analysis of the current state of the energy economy in Moscow / / Company "Select": [site] URL: http://www.select.ru/tech/1206/1578 (date accessed: 04/03/2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.