Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций в квалификационных работах студентов для государственного и муниципального управления'

Формирование профессиональных компетенций в квалификационных работах студентов для государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / PRACTICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE TRAINING COURSE / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / TRAINING MODULES / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH OBJECT / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ / MODELING OF THE MANAGEMENT PROCESS / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGERIAL DECISIONS / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА / MANAGEMENT OF THE RESEARCH OBJECT DEVELOPMENT / INDICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молотков Ю. И.

В статье рассматривается проблема практико-ориентированной подготовки студентов при проведении научных исследований в области государственного и муниципального управления и формирования квалификационных работ специалистов и магистров. Внедряемая инновационная дисциплина: «Управление социально-экономическими объектами и процессами» позволяет обучить студентов современному менеджменту на базе кибернетического моделирования исследуемых объектов и направлений, сформировать у студентов профессиональные компетенции, способность проектировать процесс системного управления, разрабатывать управленческие решения по развитию исследуемых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN STUDENTS’ GRADUATION THESIS WITH REGARD TO STATE AND MUNICPAL MANAGEMENT

The article considers the issue of practical training of students for state and municipal management research and completion of graduation thesis for Specialist’s and Master’s degrees. The introduced innovative course called “Management of social and economic objects and processes” allows training students in up-to-date management using cybernetic modeling of research objects and directions, forming professional competences of the students and their skill to design the system management process, and also elaborating managerial decisions with regard to development of the objects under study.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций в квалификационных работах студентов для государственного и муниципального управления»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Молотков Ю.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В Российской Федерации на конец 2011 г. численность работников государственных органов и органов местного самоуправления составила 1 603,7 тыс. чел. В законодательной власти - 30,3 тыс. чел., в исполнительной власти - 1341,5 тыс. чел., в судебной и прокуратуре - 215,7 тыс. чел. и других государственных органах - 14,1 тыс. чел. За период с 2000 по 2011 год численность работников государственных органов и местного самоуправления увеличилась на 38% [4].

Следует иметь в виду, что кадровая политика при такой востребованности специалистов должна быть направлена на повышение профессионализма и компетенций работников государственных органов и органов местного самоуправления. Формирование современных профессиональных качеств обеспечивается плановой профессионально-направленной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов через разные формы обучения. И здесь не последнюю роль играют специализированные высшие учебные заведения, к которым относится Сибирский институт управления при Президентской Российской академии народного хозяйства и государственной службы. В нашем ВУЗе ведется практико-ориентированная подготовка студентов в рамках проекта «Малая Родина». Такой подход повышает профессионализм и компетентность студентов в области государственного и муниципального управления (ГМУ). Этот процесс обеспечивается за счет организации практик, где и проводят исследование объектов ГМУ и выполняют квалификационные работы по существующим в них проблемам развития. И важно то, что студенты выполняют проекты там, где их «Малая Родина», где они родились, выросли, а сегодня - обучаются в нашем ВУЗе.

Такая подготовка напрямую зависит от состояния материально-технической базы ВУЗа и условий для проведения студентами научно-исследовательской работы. Достижение высокого уровня требуемых по стандарту ФГОС общекультурных и профессиональных компетенций можно определить по качеству выполнения выпускной квалификационной работы, в том числе и магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа (ВКР) или магистерская диссертация - это итог полученных знаний специалистов по государственному и муниципальному управлению. Особое внимание необходимо уделять выполнению магистерской диссертации, так как обучающийся должен проделать большую научно-исследовательскую работу в определенной логической последовательности. С учетом пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление [3] предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы студента, обучающегося, например, в магистратуре, а именно:

84

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

• выбор и обоснование темы исследования;

• выбор и обоснование объекта исследования или направления развития;

• формирование плана научно-исследовательской работы;

• подготовка статей, докладов и рефератов, их публичная апробация;

• участие в научно-практических конференциях и семинарах;

• проведение научно-исследовательской работы;

• формирование научно-исследовательского отчета;

• подготовка и проведение презентации по НИР;

• оформление ВКР или магистерской диссертации;

• публичная защита ВКР - магистерской диссертации.

За период практики студент должен провести реальное обследование выбранного им объекта, собрать достаточный материал и сформировать структуру ВКР или магистерской диссертации. В ВУЗе с 2006 года введена дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами», которая позволяет подготовить выпускника-сту-дента к проведению научно-исследовательской работы и сформировать соответствующие компетенции по стандарту обучения. Структура и содержание ВКР в рамках специалитета и подготовки магистра должны отражать результаты проведенного исследования в социально-экономическом объекте. Такая структура включает три основных модуля.

Первый модуль:

• исследование изученности существующих проблем в Государственном и муниципальном управлении (ГМУ);

• анализ действующих нормативно-правовых актов по направлению исследования;

• возможные варианты решения существующих проблем в ГМУ;

• выводы по состоянию направления исследования и постановке задач анализа состояния и уровня развития выбранного направления и объекта ГМУ.

Второй модуль:

• краткая характеристика выбранного для исследования объекта или направления развития в объекте ГМУ;

• выделение компонентов и элементов в объекте ГМУ с целью формирования системы или подсистемы для управления объектом в целом или его частью;

• нормативное проектирование системы или подсистемы для управления объектом в целом или его частью;

• выбор и обоснование индикативных показателей для оценки состояния и уровня развития исследуемого объекта или его части;

• выводы по состоянию исследуемого объекта ГМУ и задачи по разработке эффективных вариантов развития объекта в целом или его отдельной части.

Третий модуль:

• совершенствование структуры и системы управления в исследуемом объекте;

• индикативная оценка состояния и уровня развития исследуемого объекта;

• разработанные управленческие решения по обеспечению функционирования и развития исследуемого объекта ГМУ или его изучаемой части;

• мониторинг принятых управленческих решений (мероприятий) по развитию исследуемого объекта ГМУ или его направления развития;

• выводы по достижению цели исследования объекта ГМУ или его части.

Оформление результатов проведенного исследования должно обязательно включать индикаторы состояния исследуемого объекта и изменения, которые произошли за

85

ISSN 1029-3388

счет воздействия принятых управленческих решений на прогнозные показатели, которые будут достигнуты в планируемом периоде. Достижение изменений в объекте возможно, если сформировать систему мониторинга программно-целевого управления развитием исследуемого объекта. Именно за счет системы мониторинга можно воздействовать на принятые программные мероприятия, а соответственно - на индикаторы будущего состояния объекта исследования.

Основным инструментом управления социально-экономическим развитием на уровне государства, субъектов РФ и муниципальных образований (МО) являются принимаемые целевые программы [2]. Например, развитие ЖКХ, формирование и развитие молодежной политики в субъекте РФ, развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании и др.

Кроме того, магистрант должен четко сформулировать научную новизну, личный вклад и практическую значимость проведенного исследования объекта и то, какие предлагаемые управленческие решения направлены на развитие исследуемого объекта, что предложено лично магистрантом. Особенностью подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления является работа с населением и коллегами по цеху. Поэтому формирование общекультурных и профессиональных компетенций заложено в государственном стандарте, но их полное проявление остается за кадром и проявится в будущем, то есть на конкретных должностях и рабочих местах. Особое значение имеет проблема формирования компетенции «Трансформация», способность выпускника переносить знания, умения и навыки на незнакомые объекты и ситуации. То есть, принимать в изменчивой социально-экономической среде эффективные управленческие решения, которые направлены не только на обеспечение функционирования исследуемого объекта, но и на его дальнейшее развитие.

В общем виде модель формирования компетенций, включая и трансформацию, позволяет объяснить не только взаимосвязь и взаимозависимость общих компетенций при формировании знаний, умений и навыков, но и компетенции трансформации как наивысшей способности современного специалиста принимать управленческие решения с высоким уровнем ответственности в области государственного и муниципального управления.

Рис. 1. Модель формирования компетенций студента в учебной дисциплине

Модель подготовки студента в ВУЗе можно представить в виде логической последовательности, приведенной на схеме (рис. 1).

Компоненты в приведенной модели общеизвестны, но возникает необходимость пересмотра места и роли каждой дисциплины учебного плана, так как надо определить,

86

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

какие компетенции формирует именно каждая учебная дисциплина, включенная в учебный план (в том числе и по стандарту ВПО). Особое место в этом процессе занимают дисциплины, так называемые вузовская компонента вариативная ее часть. Поскольку эта часть не полностью стандартизована Минобром, то здесь ответственность за формирование компетенций целиком и полностью лежит, прежде всего, на преподавателе, который формирует компетенции дисциплины и, конечно, должен обеспечить полную методологию и методику учебно-воспитательного процесса обучения студента выделенным компетенциям. Одной из дисциплин вузовской образовательной компоненты, введенной в нашем ВУЗе, является учебная дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами».

Содержание учебной дисциплины и выполнение курсовой работы обеспечивает реализацию учебного модуля - формирование компетенции «Трансформация», т.е. перенос знаний, умений, навыков на незнакомые объекты и ситуации и, соответственно, проявление способности студента самостоятельно разрабатывать управленческие решения по развитию объекта исследования. Структура и содержание курсовой работы по этой дисциплине может стать основой для формирования выпускной квалификационной работы. Практика формирования курсовых проектов по исследованию реальных объектов была осуществлена в 20102013 годах. Начиная с 2010 г., когда распоряжением правительства Новосибирской области от 09.06.2010 г. за № 47-рп «О привлечении студентов высших учебных заведений в процесс комплексного планирования социально-экономического развития территорий Новосибирской области» был утвержден план мероприятий по привлечению студентов высших учебных заведений в процесс комплексного планирования социально-экономического развития территорий Новосибирской области, а реализация этого плана возложена на ВУЗы и администрации муниципальных образований Новосибирской области.

Кроме того, в соответствии с решением Сибирского Федерального округа этому процессу придан статус - проекты «Малая родина» по коррекции плана СЭР в муниципальных образованиях с участием студентов ВУЗов г. Новосибирска. На основании этого распоряжения заключен договор на НИР с Ордынским муниципальным районом, с участием студентов факультета ГМУ [6]. Таким образом, объектом исследования стал Ордынский район Новосибирской области, предметом исследования - деятельность органов местного самоуправления по планированию и социально-экономическому развитию территории. В результате проведенного исследования осуществлена индикативная оценка состояния МО и разработаны предложения по коррекции комплексной программы социально-экономического развития и системы управления муниципальным образованием Ордынский район.

Проведенное исследование действующего плана социально-экономического развития и системы управления муниципальным образованием Ордынский район позволило уточнить проблемы, мешающие развитию исследуемого муниципального образования, скорректировать цели, задачи и разработать механизмы их реализации.

По результатам научно-исследовательской работы скорректированы концепция, стратегический, долгосрочный, среднесрочный планы.

Студентами факультета ГМУ в рамках учебной дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» было разработано десять курсовых проектов по формированию муниципальных целевых программ по направлениям:

■ демографическое развитие территории Ордынского района;

■ экономическое развитие территории Ордынского района;

87

ISSN 1029-3388

■ развитие сферы образования Ордынского района;

■ развитие сферы здравоохранения Ордынского района;

■ реформирование ЖКХ Ордынского района;

■ развитие малого и среднего бизнеса на территории Ордынского района;

■ развитие сельскохозяйственного производства на территории района;

■ развитие физической культуры и спорта на территории района;

■ развитие персонала ОМУ Ордынского района;

■ реализация жилищной политики на территории Ордынского района.

В курсовых проектах, совместно со специалистами Ордынского района, разработаны муниципальные целевые программы по выше приведенным направлениям территориального развития. Студенты выступили с научными докладами на научно-практической студенческой конференции на тему: «Инновационные проекты студентов ИН-ТЕРРА 2011 как фактор развития государственного и муниципального управления в СФО». Экспертами, специалистами муниципального образования Ордынского района были отобраны четыре студенческих проекта, а именно:

■ «Развитие сферы здравоохранения Ордынского района»;

■ «Реформирование ЖКХ Ордынского района»;

■ «Развитие физической культуры и спорта на территории района»;

■ «Стратегический план развития персонала администрации Ордынского района на 2011-2015 гг.».

Вышеперечисленные проекты были рекомендованы экспертами для внедрения и реализации в рамках комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Ордынский район на 2011-2017 гг. Эти же проекты рекомендованы для участия в Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Аналогичная работа в 2012 году проведена СибИУ РАН-ХиГС совместно с Кемеровским государственным сельскохозяйственным институтом (КГСХИ) по Яшкинскому муниципальному району, где силами студентов КГСХИ были разработаны и внедрены муниципальные целевые программы для развития района, такие как:

■ программно-целевое развитие точек роста и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Яшкинского муниципального района до 2020 г.;

■ формирование подотрасли «Пчеловодство» в среднесрочной целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в животноводстве Яшкинского района на 20132015 гг.»;

■ формирование рекреационных зон отдыха и туризма на территории Яшкинского муниципального района;

■ муниципальная целевая программа «Стратегический план развития персонала администрации Яшкинского района на 2011-2015 гг.».

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что совместное взаимодействие по практико-ориентированному обучению студентов СибАГС (СибИУ РАНХ и ГС), КГСХИ с администрациями муниципальных районов позволило более качественно подготовить студентов-специалистов по государственному и муниципальному управлению в этих ВУЗах.

Таким образом, моделирование подготовки специалистов и магистров по ГМУ позволяет ретроспективно взглянуть на конечные результаты обучения и, соответственно, правильно выстроить логическую последовательность формирования компетенций.

88

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

Логика введенной в СибИУ, КГСХИ дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» позволяет подготовить специалистов к проведению научно-исследовательской работы и сформировать соответствующие компетенции по стандарту в блоке М3 по направлению подготовки ГМУ квалификации «Специалист» и «Магистр» [3]. Опыт внедрения учебной дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» в Сибирском институте управления РАНХ и ГС позволил учесть формирование компетенций в других курсах, таких как: теория управления, стратегическое планирование, разработка управленческих решений, математическое моделирование, исследование систем. Эта дисциплина позволяет готовить студентов и в формирующейся магистратуре, так как дает навыки для проведения научно-исследовательской работы по избранной теме, объекту и предмету исследования.

Внедряемая учебная дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами» в Сибирском институте управления и других ВУЗах региона дала положительные результаты при формировании выпускных квалификационных работ специалистов, в том числе и при формировании магистерских диссертаций при подготовке студентов по направлению государственного и муниципального управления.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

2. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

3. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «МАГИСТР»). Приказ Минобразования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123.

4. Ефимова, М.Р., Пантелина, Л.С. О направлениях статистического анализа кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы статистики. - 2013. - № 5. -С 28-34.

5. Молотков, Ю.И., Москвина, Н.Н. Моделирование системного управления муниципальным образованием. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 419 с.

6. Отчет НИР «Исследование и моделирование процесса управления функционированием и развитием Ордынского района Новосибирской области», госрегистрация: РК 01201266926, ИК 03201350294. - Новосибирск: СибАГС, 2011. - С. 135.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.