ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Молотков Ю.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Российской Федерации на конец 2011 г. численность работников государственных органов и органов местного самоуправления составила 1 603,7 тыс. чел. В законодательной власти - 30,3 тыс. чел., в исполнительной власти - 1341,5 тыс. чел., в судебной и прокуратуре - 215,7 тыс. чел. и других государственных органах - 14,1 тыс. чел. За период с 2000 по 2011 год численность работников государственных органов и местного самоуправления увеличилась на 38% [4].
Следует иметь в виду, что кадровая политика при такой востребованности специалистов должна быть направлена на повышение профессионализма и компетенций работников государственных органов и органов местного самоуправления. Формирование современных профессиональных качеств обеспечивается плановой профессионально-направленной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов через разные формы обучения. И здесь не последнюю роль играют специализированные высшие учебные заведения, к которым относится Сибирский институт управления при Президентской Российской академии народного хозяйства и государственной службы. В нашем ВУЗе ведется практико-ориентированная подготовка студентов в рамках проекта «Малая Родина». Такой подход повышает профессионализм и компетентность студентов в области государственного и муниципального управления (ГМУ). Этот процесс обеспечивается за счет организации практик, где и проводят исследование объектов ГМУ и выполняют квалификационные работы по существующим в них проблемам развития. И важно то, что студенты выполняют проекты там, где их «Малая Родина», где они родились, выросли, а сегодня - обучаются в нашем ВУЗе.
Такая подготовка напрямую зависит от состояния материально-технической базы ВУЗа и условий для проведения студентами научно-исследовательской работы. Достижение высокого уровня требуемых по стандарту ФГОС общекультурных и профессиональных компетенций можно определить по качеству выполнения выпускной квалификационной работы, в том числе и магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа (ВКР) или магистерская диссертация - это итог полученных знаний специалистов по государственному и муниципальному управлению. Особое внимание необходимо уделять выполнению магистерской диссертации, так как обучающийся должен проделать большую научно-исследовательскую работу в определенной логической последовательности. С учетом пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление [3] предусмотрены следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы студента, обучающегося, например, в магистратуре, а именно:
84
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
• выбор и обоснование темы исследования;
• выбор и обоснование объекта исследования или направления развития;
• формирование плана научно-исследовательской работы;
• подготовка статей, докладов и рефератов, их публичная апробация;
• участие в научно-практических конференциях и семинарах;
• проведение научно-исследовательской работы;
• формирование научно-исследовательского отчета;
• подготовка и проведение презентации по НИР;
• оформление ВКР или магистерской диссертации;
• публичная защита ВКР - магистерской диссертации.
За период практики студент должен провести реальное обследование выбранного им объекта, собрать достаточный материал и сформировать структуру ВКР или магистерской диссертации. В ВУЗе с 2006 года введена дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами», которая позволяет подготовить выпускника-сту-дента к проведению научно-исследовательской работы и сформировать соответствующие компетенции по стандарту обучения. Структура и содержание ВКР в рамках специалитета и подготовки магистра должны отражать результаты проведенного исследования в социально-экономическом объекте. Такая структура включает три основных модуля.
Первый модуль:
• исследование изученности существующих проблем в Государственном и муниципальном управлении (ГМУ);
• анализ действующих нормативно-правовых актов по направлению исследования;
• возможные варианты решения существующих проблем в ГМУ;
• выводы по состоянию направления исследования и постановке задач анализа состояния и уровня развития выбранного направления и объекта ГМУ.
Второй модуль:
• краткая характеристика выбранного для исследования объекта или направления развития в объекте ГМУ;
• выделение компонентов и элементов в объекте ГМУ с целью формирования системы или подсистемы для управления объектом в целом или его частью;
• нормативное проектирование системы или подсистемы для управления объектом в целом или его частью;
• выбор и обоснование индикативных показателей для оценки состояния и уровня развития исследуемого объекта или его части;
• выводы по состоянию исследуемого объекта ГМУ и задачи по разработке эффективных вариантов развития объекта в целом или его отдельной части.
Третий модуль:
• совершенствование структуры и системы управления в исследуемом объекте;
• индикативная оценка состояния и уровня развития исследуемого объекта;
• разработанные управленческие решения по обеспечению функционирования и развития исследуемого объекта ГМУ или его изучаемой части;
• мониторинг принятых управленческих решений (мероприятий) по развитию исследуемого объекта ГМУ или его направления развития;
• выводы по достижению цели исследования объекта ГМУ или его части.
Оформление результатов проведенного исследования должно обязательно включать индикаторы состояния исследуемого объекта и изменения, которые произошли за
85
ISSN 1029-3388
счет воздействия принятых управленческих решений на прогнозные показатели, которые будут достигнуты в планируемом периоде. Достижение изменений в объекте возможно, если сформировать систему мониторинга программно-целевого управления развитием исследуемого объекта. Именно за счет системы мониторинга можно воздействовать на принятые программные мероприятия, а соответственно - на индикаторы будущего состояния объекта исследования.
Основным инструментом управления социально-экономическим развитием на уровне государства, субъектов РФ и муниципальных образований (МО) являются принимаемые целевые программы [2]. Например, развитие ЖКХ, формирование и развитие молодежной политики в субъекте РФ, развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании и др.
Кроме того, магистрант должен четко сформулировать научную новизну, личный вклад и практическую значимость проведенного исследования объекта и то, какие предлагаемые управленческие решения направлены на развитие исследуемого объекта, что предложено лично магистрантом. Особенностью подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления является работа с населением и коллегами по цеху. Поэтому формирование общекультурных и профессиональных компетенций заложено в государственном стандарте, но их полное проявление остается за кадром и проявится в будущем, то есть на конкретных должностях и рабочих местах. Особое значение имеет проблема формирования компетенции «Трансформация», способность выпускника переносить знания, умения и навыки на незнакомые объекты и ситуации. То есть, принимать в изменчивой социально-экономической среде эффективные управленческие решения, которые направлены не только на обеспечение функционирования исследуемого объекта, но и на его дальнейшее развитие.
В общем виде модель формирования компетенций, включая и трансформацию, позволяет объяснить не только взаимосвязь и взаимозависимость общих компетенций при формировании знаний, умений и навыков, но и компетенции трансформации как наивысшей способности современного специалиста принимать управленческие решения с высоким уровнем ответственности в области государственного и муниципального управления.
Рис. 1. Модель формирования компетенций студента в учебной дисциплине
Модель подготовки студента в ВУЗе можно представить в виде логической последовательности, приведенной на схеме (рис. 1).
Компоненты в приведенной модели общеизвестны, но возникает необходимость пересмотра места и роли каждой дисциплины учебного плана, так как надо определить,
86
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
какие компетенции формирует именно каждая учебная дисциплина, включенная в учебный план (в том числе и по стандарту ВПО). Особое место в этом процессе занимают дисциплины, так называемые вузовская компонента вариативная ее часть. Поскольку эта часть не полностью стандартизована Минобром, то здесь ответственность за формирование компетенций целиком и полностью лежит, прежде всего, на преподавателе, который формирует компетенции дисциплины и, конечно, должен обеспечить полную методологию и методику учебно-воспитательного процесса обучения студента выделенным компетенциям. Одной из дисциплин вузовской образовательной компоненты, введенной в нашем ВУЗе, является учебная дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами».
Содержание учебной дисциплины и выполнение курсовой работы обеспечивает реализацию учебного модуля - формирование компетенции «Трансформация», т.е. перенос знаний, умений, навыков на незнакомые объекты и ситуации и, соответственно, проявление способности студента самостоятельно разрабатывать управленческие решения по развитию объекта исследования. Структура и содержание курсовой работы по этой дисциплине может стать основой для формирования выпускной квалификационной работы. Практика формирования курсовых проектов по исследованию реальных объектов была осуществлена в 20102013 годах. Начиная с 2010 г., когда распоряжением правительства Новосибирской области от 09.06.2010 г. за № 47-рп «О привлечении студентов высших учебных заведений в процесс комплексного планирования социально-экономического развития территорий Новосибирской области» был утвержден план мероприятий по привлечению студентов высших учебных заведений в процесс комплексного планирования социально-экономического развития территорий Новосибирской области, а реализация этого плана возложена на ВУЗы и администрации муниципальных образований Новосибирской области.
Кроме того, в соответствии с решением Сибирского Федерального округа этому процессу придан статус - проекты «Малая родина» по коррекции плана СЭР в муниципальных образованиях с участием студентов ВУЗов г. Новосибирска. На основании этого распоряжения заключен договор на НИР с Ордынским муниципальным районом, с участием студентов факультета ГМУ [6]. Таким образом, объектом исследования стал Ордынский район Новосибирской области, предметом исследования - деятельность органов местного самоуправления по планированию и социально-экономическому развитию территории. В результате проведенного исследования осуществлена индикативная оценка состояния МО и разработаны предложения по коррекции комплексной программы социально-экономического развития и системы управления муниципальным образованием Ордынский район.
Проведенное исследование действующего плана социально-экономического развития и системы управления муниципальным образованием Ордынский район позволило уточнить проблемы, мешающие развитию исследуемого муниципального образования, скорректировать цели, задачи и разработать механизмы их реализации.
По результатам научно-исследовательской работы скорректированы концепция, стратегический, долгосрочный, среднесрочный планы.
Студентами факультета ГМУ в рамках учебной дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» было разработано десять курсовых проектов по формированию муниципальных целевых программ по направлениям:
■ демографическое развитие территории Ордынского района;
■ экономическое развитие территории Ордынского района;
87
ISSN 1029-3388
■ развитие сферы образования Ордынского района;
■ развитие сферы здравоохранения Ордынского района;
■ реформирование ЖКХ Ордынского района;
■ развитие малого и среднего бизнеса на территории Ордынского района;
■ развитие сельскохозяйственного производства на территории района;
■ развитие физической культуры и спорта на территории района;
■ развитие персонала ОМУ Ордынского района;
■ реализация жилищной политики на территории Ордынского района.
В курсовых проектах, совместно со специалистами Ордынского района, разработаны муниципальные целевые программы по выше приведенным направлениям территориального развития. Студенты выступили с научными докладами на научно-практической студенческой конференции на тему: «Инновационные проекты студентов ИН-ТЕРРА 2011 как фактор развития государственного и муниципального управления в СФО». Экспертами, специалистами муниципального образования Ордынского района были отобраны четыре студенческих проекта, а именно:
■ «Развитие сферы здравоохранения Ордынского района»;
■ «Реформирование ЖКХ Ордынского района»;
■ «Развитие физической культуры и спорта на территории района»;
■ «Стратегический план развития персонала администрации Ордынского района на 2011-2015 гг.».
Вышеперечисленные проекты были рекомендованы экспертами для внедрения и реализации в рамках комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Ордынский район на 2011-2017 гг. Эти же проекты рекомендованы для участия в Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Аналогичная работа в 2012 году проведена СибИУ РАН-ХиГС совместно с Кемеровским государственным сельскохозяйственным институтом (КГСХИ) по Яшкинскому муниципальному району, где силами студентов КГСХИ были разработаны и внедрены муниципальные целевые программы для развития района, такие как:
■ программно-целевое развитие точек роста и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Яшкинского муниципального района до 2020 г.;
■ формирование подотрасли «Пчеловодство» в среднесрочной целевой программе «Развитие малых форм хозяйствования в животноводстве Яшкинского района на 20132015 гг.»;
■ формирование рекреационных зон отдыха и туризма на территории Яшкинского муниципального района;
■ муниципальная целевая программа «Стратегический план развития персонала администрации Яшкинского района на 2011-2015 гг.».
Из вышеприведенного можно сделать вывод, что совместное взаимодействие по практико-ориентированному обучению студентов СибАГС (СибИУ РАНХ и ГС), КГСХИ с администрациями муниципальных районов позволило более качественно подготовить студентов-специалистов по государственному и муниципальному управлению в этих ВУЗах.
Таким образом, моделирование подготовки специалистов и магистров по ГМУ позволяет ретроспективно взглянуть на конечные результаты обучения и, соответственно, правильно выстроить логическую последовательность формирования компетенций.
88
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
Логика введенной в СибИУ, КГСХИ дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» позволяет подготовить специалистов к проведению научно-исследовательской работы и сформировать соответствующие компетенции по стандарту в блоке М3 по направлению подготовки ГМУ квалификации «Специалист» и «Магистр» [3]. Опыт внедрения учебной дисциплины «Управление социально-экономическими объектами и процессами» в Сибирском институте управления РАНХ и ГС позволил учесть формирование компетенций в других курсах, таких как: теория управления, стратегическое планирование, разработка управленческих решений, математическое моделирование, исследование систем. Эта дисциплина позволяет готовить студентов и в формирующейся магистратуре, так как дает навыки для проведения научно-исследовательской работы по избранной теме, объекту и предмету исследования.
Внедряемая учебная дисциплина «Управление социально-экономическими объектами и процессами» в Сибирском институте управления и других ВУЗах региона дала положительные результаты при формировании выпускных квалификационных работ специалистов, в том числе и при формировании магистерских диссертаций при подготовке студентов по направлению государственного и муниципального управления.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
3. ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «МАГИСТР»). Приказ Минобразования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 123.
4. Ефимова, М.Р., Пантелина, Л.С. О направлениях статистического анализа кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления // Вопросы статистики. - 2013. - № 5. -С 28-34.
5. Молотков, Ю.И., Москвина, Н.Н. Моделирование системного управления муниципальным образованием. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 419 с.
6. Отчет НИР «Исследование и моделирование процесса управления функционированием и развитием Ордынского района Новосибирской области», госрегистрация: РК 01201266926, ИК 03201350294. - Новосибирск: СибАГС, 2011. - С. 135.
89