Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы'

Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ / ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЭКСТРАФУКЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCES / META-PROFESSIONAL / POLY-PROFESSIONAL AND EXTRA-PROFESSIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добрынин Игорь Михайлович

В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы. Проанализированы компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества как обобщенные психолого-педагогические понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Добрынин Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fire-Fighting Service Cadets' Professional Competences Forming

The questions of fire-fighting service cadets' professional competences forming are considered in the article. Competencies, competences and meta-professional qualities as generalized psychological and pedagogical notions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы»

УДК 78.340 ББК 32

Добрынин Игорь Михайлович преподаватель г. Екатеринбург Dobrynin Igor Mikhailovich

Lecturer

Ekaterinburg

Формирование профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы Fire-Fighting Service Cadets’ Professional Competences Forming

В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных учреждений противопожарной службы. Проанализированы компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества как обобщенные психолого-педагогические понятия.

The questions of fire-fighting service cadets’ professional competences forming are considered in the article. Competencies, competences and meta-professional qualities as generalized psychological and pedagogical notions are analyzed.

Ключевые слова: компетентность, профессиональные компетенции, метапрофессиональные, полипрофессиональные и экстрафукциональные качества.

Key words: competency; professional competences; meta-professional, polyprofessional and extra-professional qualities.

В условиях реформирования противопожарной службы, стремительного

развития науки и техники, изменения промышленных технологий и социальноэкономических условий развития общества требуется пересмотреть направленность, содержание, методы, средства и формы профессиональной подготовки курсантов в образовательных учреждениях противопожарной службы. Без внедрения прогрессивных образовательных инноваций невозможна подготовка высококвалифицированных специалистов, психологически готовых к профессиональной деятельности в новых условиях. При этом важно учитывать специфику профессии, которая не позволяет допускать ошибок. Весь процесс обучения необходимо нацеливать на развитие у курсантов профессионально значимых качеств, главным из которых является умение самостоятельно принимать единственно верные в каждой конкретной ситуации решения. Особую актуальность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда круг профессиональных обязанностей специалиста противопожарной службы значительно расширился.

Анализ практики деятельности образовательных учреждений пожарнотехнического профиля, в подготовке будущих специалистов противопожарной службы пока еще преобладает традиционный подход, при котором обучение носит преимущественно репродуктивный характер и ориентирует обучающихся главным образом на решение типовых профессиональных задач. В результате этого способность самостоятельно принимать решения, отступать в своих действиях от образца с полной ответственностью за последствия, отвечать за жизнь и благосостояние других людей в процессе обучения в достаточной мере не формируется.

Во многом это обусловлено тем, что формирование профессиональных компетенций происходит стихийно, не все преподаватели четко осознают необходимость формирования у курсантов не только предметных знаний и умений, но и профессионально значимых качеств, профессиональных компетентности и компетенций будущего специалиста.

Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход, которому уделено большое внимание в трудах ученых: А.С. Белкина, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.

Под компетентностным подходом понимается приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоактуализацию, самоопределение, социализацию и развитие индивидуальности. Компетентностной подход акцентирует внимание на результате образования, т.е. способности специалиста действовать в различных практических ситуациях. Средствами достижения этих целей выступают не просто знания, умения и навыки, а такие понятия как компетентность и компетенция. В литературе разные авторы по-своему трактуют данные понятия.

Необходимость компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании обусловлена социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными изменениями, характеризующими современное общество, которое требует достижения нового качества конечного результата данной сфе-

ры образования - профессиональной компетентности и компетенций выпускника вуза противопожарной службы.

По мнению ученых, компетенция включает совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе [1]; компетенция - это как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, обобщенные способы выполнения действий [3]; компетенция -совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [4]; компетенция - это знания в действии, умения и навыки выполнения деятельности, интегративные деятельностные конструкторы, включенные в реальную ситуацию и направленные на достижение конкретного результата; компетенция - это способность использовать знания, умения, навыки, способности в будущей профессиональной деятельности [2].

В психолого-педагогической литературе выделяются ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Для современной системы пожарно-техниче-ского образования свойственны разнотипность входящих в нее образовательных учреждений; разнообразие объектов и субъектов учебно-воспита-тельного процесса; разнообразие целей этапов подготовки специалиста; многофакторность, влияющая на систему образования в целом; дискретность.

В настоящее время возрастают требования работодателей к качеству подготовки специалистов Государственной противопожарной службы (ГПС). Сегодняшнего работодателя не устраивает существующий реальный уровень профессиональной подготовки, который не в полной мере ориентирован на потребности современного рынка труда, подготовку профессионально мобильного специалиста, готового к выполнению разнообразных профессиональных задач в сложившихся условиях российского общества.

Глубокие знания и высокая профессиональная культура в работе - непременное требование ко всем без исключения специалистам противопожарной службы, но особенно они необходимы в современных условиях для работников государственного пожарного надзора, призванных вести не только инженернотехническую и организационную работу по предупреждению пожаров в крупных промышленных регионах, но и участвовать в различных мероприятиях сохранности жизни людей и материальных ценностей.

Модернизация системы ГПС во многом зависит от профессионализма работников этой системы, их отношения и готовности к нововведениям. При относительно стабильных социально-экономических условиях, в системе МВД к личности сотрудников предъявлялись нормативно одобряемые требования. Профессиональное развитие личности происходило в процессе совершенствования не только учебно-воспитательной работы, но и профессиональной службы.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества - обобщенные психологопедагогические понятия. Эти конструкты имеют отчетливо выраженную прак-тико-ориентированную, деятельностную направленность.

Метапрофессионалъные качества являются надпрофессиональными, выходящими за взаимодействие субъекта профессиональной деятельности и предмета этой деятельности, не связанными непосредственным образом с профессиональными знаниями, умениями и навыками.

В качестве центральной категории понятийного аппарата нами приняты метапрофессиональные качества, которые в зарубежной педагогике получили

название ключевых. Эти качества входят в подструктуру профессионально важных качеств личности, определяя продуктивность (производительность, качество, результативность и т.д.) и в рамках конкретной профессии, и гораздо шире - во многих профессиях. Таким образом, нами рассматриваются мета-профессиональные качества как комплекс личностных качеств и психологических способностей в структуре общей квалификации специалиста, который обеспечивает возможность эффективного выполнения общепрофессиональных функций.

В зависимости от функциональной принадлежности метапрофессиональ-ные качества дифференцируют на качества узкого (функциональные), среднего (полифункциональные) и широкого (экстрафункциональные) радиуса действия.

Первая группа метапрофессиональных качеств характеризует отдельную профессию или специальность. Эти качества непосредственно связаны со специфическими профессиональными функциями, обслуживают операциональную сторону деятельности и очень быстро устаревают.

Полифункциональные метапрофессиональные качества направлены на успешную деятельность специалиста в профессиональной среде, обеспечивая качество и надежность труда в рамках родственных профессий. Они охватывают целые группы профессий, такие как «человек-природа», «человек-техника и неживая природа», «человек-знак», «человек-человек», «человек-общество», «человек-художественный образ», «человек-бизнес».

Такие метапрофессиональные качества имеют длительный период «старения» и остаются актуальными в течение достаточно продолжительного срока.

И, наконец, экстрафункциональные метапрофессиональные качества, которые не связаны с конкретными профессиональными функциями. Они обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности, помогают специалисту гибко ориентироваться на рынке рабочей силы. Данные метапрофессиональные качества в наименьшей степени подвержены «старению» под действием социально-экономических факторов. Нам представляется, что в создавшихся экстремальных ситуациях, например, пожарах, наводнениях, авариях,

у специалистов противопожарной службы проявляются экстрафункциональные метапрофессиональные качества.

Формирование метапрофессиональных качеств возможно на основе внедрения принципиально новых стратегий организации обучения, ориентированных на подготовку человека к выполнению сложных, порой невозможных задач, которые не всегда понятны и ясны. Одно из требований времени к системе профессионального образования - это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни, развитие нестандартного мышления в сочетании с нравственно-этическими критериями при выборе профессиональных решений.

В отличие от традиционного обучения, направленного на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, инновационные технологии в подготовке специалистов ориентированы на развитие способностей обучаемых к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях. В связи с этим осуществляется переход к новому принципу организации учебного процесса как целостной учебно-воспитательной ситуации, в структуре которой выделяются следующие компоненты: учебно-познавательный; учебно-

организационный; социально-коммуникативный; личностно-ценностный; пространственно-временной. Взаимосвязь данных компонентов обеспечивает создание особого профессионально-образова-тельного пространства, характеризующегося многоуровневостью, системной организацией учебного процесса на основе опережающего проектирования его содержания.

Содержание образования и обучения наиболее важный компонент процесса профессиональной подготовки специалистов Государственной противопожарной службы. Насколько бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, если неправильно определено содержание образования и обучения, то невозможно обеспечить хорошее качество подготовки кадров. Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и обучения - залог успешности профессиональной подготовки кадров.

Утверждение рыночной экономики в России потребовало большей универсализации профессиональных функций при подготовке специалистов Государственной противопожарной службы, способных ориентироваться в быстро меняющихся социально-экономических ситуациях, обладать определенным набором технических и технологических знаний. Современная экономическая ситуация требует от специалистов ГПС оперативности в принятии решений, способности решать интеллектуальные задачи в чрезвычайно сложных ситуациях. Рост конкурентоспособности кадров значительно увеличивает спрос на практи-ко-ориентированных специалистов, это повышает требования к фундаментальным знаниям, многофункциональным умениям и навыкам специалистов.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) [Текст] / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко; Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 205 с.

2. Зеер, Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. [Текст] / Э.Ф. Зеер; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. - вып. 5. - С. 345-356.

3. Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования [Текст] / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 12-14.

4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов [Текст] / А.В. Хуторской. -Спб.: Питер, 2001. - 544 с.

Bibliography

1. Belkin, A. Dissertation Council (Experience, Problems, Future Trends) [Текст] / A. Belkin. - Yekaterinburg, 2005. - 205 p.

2. Khutorskoy, A. Modern Didactics. - SPb: «Piter», 2001. - 544 p.

3. Shishov, S. The Notion of Competence Under Education Quality Context // Standards and Monitoring in Education. - 1999. - P. 12-14.

4. Zeer, E. Ideas for Pedagogic and Education. - Moscow: «Vlados», 2007. - P. 345-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.