Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни»'

Формирование профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TECHNOLOGY TEACHER ACTIVITY / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / SITUATIONAL TASKS / ПЕРЕПУТЬЕ / CROSSROADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Вячеслав Николаевич, Педан Татьяна Николаевна

В статье представлено обоснование и опыт применения технологии формирования профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета, в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни». Проведенное исследование подтвердило эффективность применения технологии «Перепутье» в деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций. Представленная технология позволяет получить и проанализировать максимальное количество решений поставленной задачи в сжатый временной промежуток за счет коллективного труда. Процесс изучения дисциплины «Хирургические болезни» с применением технологии «Перепутье», показал положительную динамику, является стабильным и управляемым. Технология «Перепутье» может быть рекомендована к применению в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Вячеслав Николаевич, Педан Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming professional competence of stomatological faculty students in the process of studying «Surgical Diseases» discipline

Justification and experience of application of technology of formation of the professional competences which are trained stomatologic faculty in the course of studying of discipline «Surgical diseases» is presented in article. The conducted research confirmed efficiency of application of the Crossroads technology in activity of the teacher of formation of professional competences. The presented technology allows to receive and analyse the maximum quantity of solutions of an objective in the squeezed time interval due to collective work. Process of studying of discipline «Surgical diseases» with application of the Crossroads technology, showed positive dynamics, is stable and operated. The Crossroads technology can be recommended for application in student teaching.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни»»

Выводы

1. Применение телемедицинских и телеобразовательных технологий в форме видеотренингов является оптимальным инструментом обучения медицинского персонала по актуальным вопросам медицинского обеспечения работников в условиях географической разобщённости медицинской инфраструктуры промышленных компаний.

2. Разработанный алгоритм подготовки тренингов позволяет эффективно подготовить и реализовать программу обучения медицинского персонала здравпунктов, включая технические и организационные аспекты.

3. Предложенная модель проведения телемедицинских тренингов обладает рядом преимуществ, так как позволяет оперативно проводить обучение значительного числа медицинских работников удалённых здравпунктов без отрыва от трудовой деятельности, с привлечением высококвалифицированных преподавательских кадров и минимизацией затрат, связанных с командировочными расходами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калинина М.Ю. Особенности состояния здоровья и организации медицинской помощи работникам нефтегазодобывающего комплекса в Западной Сибири (социально-гигиеническое исследование): Автореф. дисс. ... к. м. н. М., 2010. 28 с.

Kalinina M.U. Osobennostisostoyaniya zdorov'ya i organizacii medicinskoi pomoshi rabotnikam neftegazovogo kompleksa v Zapadnoi Sibiri (socialno-gigienicheskoe issledovanie): Avtoref. diss.... k. m. n. M, 2010. 28s.

2. Переведенцев О.В., Орлов О.И. Применение видеоконференцсвязи в телемедицинских мероприятиях реального времени / Серия «Практическая телемедицина», под общ. ред. акад. А.И. Григорьева. Вып. 6. М.: Фирма «Слово», 2011. 92 с.

Perevedencev O.V., Orlov O.I. Primenenie videokonferencsvyazi v tele-medicinskih meropriyatiyah realnogo vremeni / Seriya «Prakticeskaya tele-medicine», pod obsh. red. akad. A.I. Grigorieva. Vyp. 6. M.: Firma «Slovo», 2011. 92 s.

3. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ - образования врачей. Врач и информационные технологии. 2008. № 5. С. 68-70.

Zarubina T.V. O perspektivah IT-obrazovaniya vrachei. Vrach i informa-cionnye tehnologii. 2008. № 5. S. 68-70.

4. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И. и др. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе. Медицинский альманах. 2008. № 1. С. 17-19.

Kamaev I.A., Levanov V.M., Palamarchuk S.I. i dr. Ispolzovanie sovre-mennyh informacionno-jbrazovatelnyh tehnologii v uchebnom processe. Medicinskiy almanah. 2008. № 1. S. 17-19.

5. Stoker J. The Department of Health and Human Services is under new leadership. Home Health Nurse. 2005. № 23 (12). Р. 792.

6. Collette Silva F.S., Pires R., Serpa L., Oliveira C. New Technologies Applied to Education Maneuver Training Basic Cardiopulmonary Resuscitation for Medical Staff /Med-e-Tel 2010 Electronic Proceedings of The International eHealth, Telemedicine and Health ICT Forum for Education, Networking and Business. Luxembourg, 2010. P. 116-117. [ЖД

УДК: 617-089:378.016:37.04

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ»

В.Н. Никитин, Т.Н. Педан,

ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет»

Никитин Вячеслав Николаевич - e-mail: nikitin-1966@inbox.ru

В статье представлено обоснование и опыт применения технологии формирования профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни». Проведенное исследование подтвердило эффективность применения технологии «Перепутье» в деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций. Представленная технология позволяет получить и проанализировать максимальное количество решений поставленной задачи в сжатый временной промежуток за счет коллективного труда. Процесс изучения дисциплины «Хирургические болезни» с применением технологии «Перепутье» показал положительную динамику, является стабильным и управляемым. Технология «Перепутье» может быть рекомендована к применению в педагогической практике.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технология деятельности преподавателя,

ситуационные задачи, «Перепутье».

Justification and experience of application of technology of formation of the professional competences which are trained stomatologic faculty in the course of studying of discipline «Surgical diseases» is presented in article. The conducted research confirmed efficiency of application of the Crossroads technology in activity of the teacher of formation of professional competences. The presented technology allows to receive and analyse the maximum quantity of solutions of an objective in the squeezed time interval due to collective work. Process of studying of discipline «Surgical diseases» with application of the Crossroads technology, showed positive dynamics, is stable and operated. The Crossroads technology can be recommended for application in student teaching.

Key words: professional competence, technology teacher activity, situational tasks, crossroads.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Закономерная смена знаниевой парадигмы в высшем профессиональном образовании привела к формированию новой концепции. В рамках деятельностно-ком-петентностного подхода качество современного образования определяется развитием у обучающихся компетенций, позволяющих выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания для адекватного решения профессиональных проблем [1]. Модель современного медицинского профессионального образования также ориентирована на создание условий для формирования профессиональной компетентности врача как интегральной способности, позволяющей решать задачи и проблемы профессиональной деятельности с использованием обобщенных знаний, умений, профессионального и личностного жизненного опыта [2]. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих врачей является одной из самых актуальных на сегодняшний момент [3]. Подготовка к профессиональной деятельности специалистов-стоматологов регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 16. ФГОС третьего поколения уделяет особое внимание компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся. Новые требования к образованию компетентных специалистов диктуют использование новых подходов и технологий образования. Возможность накопления профессионального опыта на этапе обучения с давних времен применялась в медицинском образовании в виде ситуационных задач, которые традиционно являются объектом критики [4]. Причин две: во-первых, «статичность» рассматриваемой ситуации, во-вторых, ограниченность количества реализованных тренингов в рамках дефицита учебного времени. Таким образом, созрела объективная потребность в поиске и внедрении новых технологий деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций обучающихся. Наиболее перспективным является модернизация и адаптация к условиям компетентностно-ориен-тированных образовательных технологий [1], в частности метаморфоза методики применения ситуационных задач.

Цель исследования: разработать и опробовать на практике технологию формирования профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни».

Материал и методы

Исследовательскую группу составили 45 студентов 3-го курса стоматологического факультета, обучавшихся на кафедре Хирургических болезней и урологии ПДО Ом-ГМУ в рамках модуля «Хирургические болезни» в осеннем семестре 2014-2015 учебного года.

Критерии включения: добровольное согласие студента на включение в исследование.

На 3-ем курсе стоматологического факультета студенты приступают к освоению клинических общепрофессиональных дисциплин, среди которых наиболее значимыми являются хирургические и внутренние болезни. Кафедра Хирургических болезней и урологии ОмГМУ не формирует узкопрофессиональных компетенций, которыми дол-

жен владеть специалист-стоматолог. Однако на кафедре происходит формирование общепрофессиональных компетенций, присущих любой медицинской специальности, занимающейся непосредственно лечебным процессом. Модуль «Хирургические болезни» приближает будущего стоматолога к практическому применению сформированных за годы учебы компетенций. В качестве прогнозируемого результата нами была взята профессиональная компетенция (ПК-22), формируемая в процессе изучения дисциплины «Хирургические болезни» у студентов 3-го курса стоматологического факультета. Формулировка ПК-22: способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний. Перечень компонентов: знания, умения, владения. Уровни сформированности компетенции: пороговый и повышенный.

В основе разработанной нами технологии формирования профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета лежат принципы проблемно-ориентированной технологии и методики применения ситуационных задач. Основной деятельностью студентов на практических занятиях по дисциплине «Хирургические болезни» является решение ситуационных задач различных уровней сложности в группе и индивидуально. Именно индивидуальное решение сложной проблемной ситуации отличает нашу технологию от традиционной проблемно-ориентированной, а динамичность развития предлагаемой ситуации является отличием от традиционных ситуационных задач.

Технология «Перепутье» по формированию профессиональных компетенций обучающихся стоматологического факультета в процессе изучения модуля «Хирургические болезни» рассчитана, как минимум, на два стандартных академических часа и включает три этапа:

1. мотивационно-целевой этап, ориентированный на мотивацию студентов к решению ситуационных задач, т. е. на осознание и принятие обучающимися цели учебного занятия, а также понимание ими собственных возможностей для достижения положительных результатов;

2. содержательно-деятельностный этап, направленный на изучение теоретического материала, организацию самостоятельного решения предложенных ситуаций разного уровня сложности в группах и индивидуально и обоснование полученных результатов;

3. рефлексивно-оценочный этап, предполагающий создание ситуаций для самостоятельного анализа и оценки студентами результатов своей работы, выявлению причин допущенных ошибок и определению корректирующих действий.

Схема предложенной технологии может быть представлена в виде «дорожной карты» (рис. 1).

Первый лист «дорожной карты» (лист первого уровня сложности) представлен ситуационной задачей, решить

РИС. 1.

Схема реализации технологии «Перепутье».

которую предстоит всей группе обучаемых, то есть на базе совместного обсуждения принимается наиболее правильное, по мнению коллектива, решение поставленной задачи.

Моделируемая ситуация может быть отождествлена с реальным консилиумом, проводимым группой высокопрофессиональных специалистов по поводу сложного клинического случая. Председательствует на консилиуме обычно наиболее авторитетный и уважаемый из приглашенных специалистов. В нашем случае роль председателя (модератора) отводится либо старосте группы, либо наиболее успевающему по данной специальности обучаемому. Председатель выслушивает поочередно мнение всех участников консилиума, затем резюмирует и предоставляет общее мнение по решению поставленной задачи. Мнения отдельных членов группы, отличающиеся от общего решения, также учитываются и озвучиваются при ответе.

Прохождение первого уровня позволит способствовать формированию коммуникационных возможностей обучаемых, развитию лидерских качеств у председательствующего и способности вырабатывать наиболее правильное коллективное решение, сохраняя при этом индивидуальность - то есть умению работать в коллективе. А также закрепит приобретенные знания, умения и навыки по обсуждаемому вопросу в виде компетенции.

Далее, группа делится на три подгруппы, каждой из которых выдаются ситуационные задачи (листы второго уровня сложности: второй, третий и четвертый листы «дорожной карты»), вытекающие из решения первого листа «дорожной карты». Решить предложенные задачи предстоит каждой подгруппе обучаемых, так же на базе совместного обсуждения принимаются наиболее правильные, по мнению коллектива, решения поставленных задач. Отдельные мнения членов подгруппы, отличающиеся от общего решения, также учитываются и озвучиваются при ответе.

Моделируемая ситуация может быть отождествлена с реально существующим малым консилиумом, проводимым группой высокопрофессиональных специалистов из трех человек, по поводу сложного клинического случая. Председательствует на консилиуме так же наиболее авторитетный и уважаемый из приглашенных специалистов. В нашем случае роль модератора будет отведена наибо-

лее успевающему по данной специальности обучаемому в подгруппе. Здесь также происходит коллективная работа, но уже в меньшем составе, что в большей степени позволит раскрыть индивидуальные возможности обучаемых.

Каждая из подгрупп, решив свою задачу, получает три варианта дальнейшего развития ситуации (листы третьего уровня сложности: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый листы «дорожной карты»). В итоге каждый член группы получает свою ситуационную задачу, что позволит показать личные знания, умения, навыки и будет способствовать формированию заданной компетенции.

Представленная технология позволяет максимально приблизить обучаемых к действительности, формируя коммуникативные навыки коллективной работы, а также постоянную психологическую готовность к различным вариантам развития заданной ситуации, в отличие от применяемых в образовательном процессе типичных ситуационных задач и «кейсов», предоставив возможность получить и проанализировать максимальное количество решений поставленной задачи в сжатый временной промежуток за счет коллективного и индивидуального труда.

Разработанная технология была апробирована в учебном процессе на занятиях студентов 3-го курса стоматологического факультета, обучавшихся на кафедре Хирургических болезней и урологии ПДО ОмГМУ в осеннем семестре 2014-2015 учебного года.

Для оперативного контроля динамики формирования компетенции (ПК-22) применен анализ с использованием стандартного фонда оценочных средств.

Методы контроля качества формирования компетенции:

а) при вхождении в педагогический эксперимент:

- знания - тесты, позволяющие определить междисциплинарные связи по формированию остаточных знаний;

- умения - простейшие ситуационные задачи доклинического уровня;

- навыки - владение простейшими мануальными способами обследования пациента;

б) по завершении педагогического эксперимента:

- знания - тесты, разработанные на кафедре, с углубленным знанием изучаемых нозологий;

- умения - типичные ситуационные задачи, разработанные на кафедре, с углубленным знанием изучаемых нозологий;

- навыки - владение способами обследования, курация пациента с хирургическими заболеваниями, оформление учебной истории болезни.

Статистический анализ данных исследования проведен с помощью прикладных компьютерных программ Microsoft Office Excel и STATISTICA 6,0 на операционной платформе Windows XP. Для установления статистической достоверности различий в показателях применялся доверительный интервал (ДИ). Средние величины переменных определялись с учетом 95% ДИ.

Для диагностики стабильности и управляемости учебного процесса по дисциплине «Хирургические болезни», а также в целях улучшения работы системы управления качеством подготовки студентов (интегральный подход) нами был использован статистический метод анализа -построение контрольных карт Шухарта (ККШ).

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Результаты исследования

На основании проведенного исследования уровень сформированности знаниевого компонента ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета имеет значимые различия до и после эксперимента (рис. 2). При этом хотелось бы отметить достаточно высокий уровень «остаточных» знаний у студентов (66,7%), обеспеченный изучением анатомии, гистологии, физиологии.

Динамика уровня умений при формировании ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета на этапе освоения модуля «Хирургические болезни» отражена в диаграмме (рис. 3).

Низкий уровень сформированности умений ПК-22 по окончании эксперимента выявлен у одной студентки (2,3%), которая не смогла правильно решить набор «типичных» ситуационных задач во время промежуточной аттестации. Это связанно с объективной причиной, которой явилось большое количество пропусков практических занятий, где и формировались (в том числе и при помощи предложенной технологии) искомые умения.

Изменение уровня навыков (владений) при формировании ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета в результате освоения модуля «Хирургические болезни» отражено в диаграмме (рис. 4).

После освоения модуля «Хирургические болезни» отмечается значительный рост навыкового компонента формируемой профессиональной компетенции (ПК-22), как в пороговом (53,3%), так и в повышенном (44,4%) сегментах. Это обусловлено не только приобретением навыков диагностического и лечебно-профилактического профиля, но и приобретением опыта по их применению. Низкий уровень сформированности навыков (2,3%) по окончании эксперимента принадлежат все той же студентке, допустившей большое количество пропусков практических занятий.

Резюмируя вышеизложенный материал, выявлено, что в ходе изучения дисциплины «Хирургические болезни» в уровне сформированности ПК-22 студентов 3-го курса стоматологического факультета произошли значимые изменения (по сравнению с их исходным уровнем до начала эксперимента), которые свидетельствуют об эффективности предложенной системы деятельности преподавателя с применением технологии «Перепутье».

Расчет контрольной карты Шухарта проводился согласно ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002 [5], исходя из среднего балла студентов при промежуточной аттестации, с учетом уровня сформированности умений, знаниевого и навыкового компонентов профессиональной компетентности (номер п/п соответствует номеру, присвоен-

РИС. 2.

Уровень сформированности знаниевого компонента ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета в осеннем семестре 2014-2015 учебного года.

РИС. 3.

Динамика уровня умений при формировании ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета в осеннем семестре 2014-2015 учебного года.

РИС. 4.

Изменение уровня навыков (владений) при формировании ПК-22 у студентов 3-го курса стоматологического факультета на кафедре Хирургических болезней и урологии ПДО ОмГМУ в осеннем семестре 2014-2015 учебного года.

РИС. 5.

Диаграмма контрольной карты Шухарта, построенная после проведения эксперимента.

ному каждому участнику педагогического эксперимента) и скользящего размаха (разности между нижним и верхним значениями балла у каждого студента). Затем по формулам, приведенным в ГОСТ, рассчитывали числовое значение центральной линии, а также нижнюю и верхнюю контрольные границы, и строили контрольную карту индивидуальных значений (рис. 5).

На рис. 5 видно, что все точки средних баллов студентов входят в интервал расчетных статистических значений между верхней и нижней контрольными границами. Следовательно, процесс изучения дисциплины «Хирургические болезни», построенный на разработанной системе деятельности преподавателя с применением технологии «Перепутье», показал положительную динамику, является стабильным и управляемым.

Обсуждение

Предложенная новация соответствует методическим принципам профессионально ориентированных заданий (П.И. Пидкасистый): профессиональной результативности, продуктивности, конструктивности, когнитивности, самостоятельности.

Отличительными чертами представленной технологии формирования профессиональных компетенций являются системный подход, динамичность развития ситуации и возможность максимального анализа информации в ограниченном бюджете учебного времени. Системный подход позволяет сконцентрировать в рамках одной нозологичес-кой единицы все разнообразие возможных клинических проявлений, сохранив при этом как коллективный (фронтальный и групповой), так и индивидуальный вид деятельности. Кооперация же этих двух видов деятельности позволяет каждому студенту принять участие и приобрести опыт в решении максимального количества профессиональных задач, связанных с изучаемым заболеванием.

Выводы

На основании проведенного исследования с применением технологии «Перепутье» уровень знаний, умений и навыков в «повышенном» сегменте формирования профессиональной компетенции существенно вырос. Процесс изучения дисциплины «Хирургические болезни», построенный на разработанной системе с применением технологии «Перепутье», показал положительную динамику.

Разработанная технология позволяет развивать у студентов умения нестандартно мыслить (находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях; находить непротиворечивые решения противоречивых ситуаций) и применять знания на практике, аккумулируя опыт для будущей работы в выбранной профессии.

Технология «Перепутье» может быть рекомендована к применению в педагогической практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лопанова Е.В., Галянская Е.Г. Организация студентоцентрированно-го обучения в медицинском вузе. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-4. С. 751-754

Lopanova E.V., Galyanskaya E.G., Organizaciya studentocentrirovannogo obucheniya v medicinskom vuze. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2015. № 8-4. S. 751-754

2. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.В. Лопановой. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 256 с.

Artyukhina A.I., Getman N.A., Golubchikova M.G. idr. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v medicinskom vuse: ucheb.-metod. posobie / pod red. E.V. Lopanovoy. M.: FLINTA: Nauka, 2013. 256 s.

3. Беликова-Анкваб М.Ф. Коммуникативная компетентность в профессиональной подготовке медицинских работников. Дискуссия. Екатеринбург. 2011. № 7 (15). С. 76-81.

Belikova-Ankvab M.F. Kommunikativnaya kompetentnost' v professional'noy podgotovke medicinskikh rabotnikov. Diskussiya. Ekaterinburg. 2011. № 7 (15). S. 76-81.

4. Всемирная организация здравоохранения. Этические аспекты проведения международных исследований в области здравоохранения. Сборник ситуационных задач. 2012. 214 с. - источник http://whqlibdoc.who.int/ publications/2012/9789244547724_rus.pdf

Vsemirnaya organizaciya sdravookhraneniya. Eticheskie aspekty prove-deniya mezhdunarodnykh issledovaniy v oblasti sdravookhraneniya. Sborn-ik situacionnykh zadach. 2012. 214 s. - istochnik http://whqlibdoc.who.int/ publications/2012/9789244547724_rus.pdf

5. ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Ч. 6. Использование значений точности на практике. - источник http://www.gosthelp.ru/gost/gost2800.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GOSTR ISO 5725-6-2002. Tochnost' (pravil'nost i precizionnost') metodov i rezul'tatov izmereniy. Ch. 6. Ispol'zovanie znacheniy tochnosti na praktike. -istochnik http://www.gosthelp.ru/gost/gost2800.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.