Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций бакалавров-экономистов посредством интерактивных образовательных технологий'

Формирование профессиональных компетенций бакалавров-экономистов посредством интерактивных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМ-ПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернина Е.В., Чурсина Ю.А.

Статья предлагает анализ интерактивных методов обучения, используемых в ходе преподавания дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия» и способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций студента по направлению бакалавриата 080100.62 Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зернина Е.В., Чурсина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOULDING ECONOMISTS'' PROFESSIONAL COMPETENCE THROUGH INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article suggests interactive methods to be used while teaching complex analysis of the enterprise's economical activity as a means to ensure professional competence of the students getting their Bachelor's degree in Economics.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций бакалавров-экономистов посредством интерактивных образовательных технологий»

нужно помнить, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно расширяет возможности преподавателя, предоставляя большую свободу для творческого поиска новых методов и приемов обучения.

Таким образом, знание и грамотное применение инновационных технологий как основы партисипативной организации образовательного процесса создают условия для самостоятельного приобретения студентами знаний, дают возможность постоянно получать объективную информацию о результатах своей познавательной деятельности, приобретать организаторский, управленческий, коммуникативный опыт.

1. Денисова К. Г. Примшиц В. В. Деловые игры в организации учебного процесса при повышении квалификации

УДК 338: 378.47: 372.833

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья предлагает анализ интерактивных методов обучения, используемых в ходе преподавания дисциплины «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия» и способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций студента по направлению бакалавриата 080100.62 Экономика.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, ком-петентностный подход, профессиональная компетенция, высшее образование, комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия, эвристическая беседа.

работников // Инновационные образовательные технологии. 2012. № 4(32). С. 26-30.

2. Переход к открытому образовательному пространству. Ч. I. Феноменология образовательных инноваций: коллективная монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. 484 с.

3. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). URL: http://www.casemethod.ru (дата обращения 19.10.2014).

4. Соколова Э. Я. Сетевой электронный учебно-методический комплекс как образовательный ресурс для обучения профессиональному английскому языку (для студентов технических вузов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 4. С. 59-63.

© Жестокова Е. А., 2014

Е. В. Зернина, Ю. А. Чурсина E.V. Zernina, Yu.V. Chursina

MOULDING ECONOMISTS' PROFESSIONAL COMPETENCE

THROUGH INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The article suggests interactive methods to be used while teaching complex analysis of the enterprise's economical activity as a means to ensure professional competence of the students getting their Bachelor's degree in Economics.

Keywords: interactive teaching methods, competence approach, professional competence, higher education, complex analysis of the enterprise's economical activity, heuristic discussion.

Современное общество ориентирует высшие учебные заведения на подготовку экономически мобильного выпускника, готового к деятельности в условиях открытой мировой рыночной экономики. В этом контексте реализация современных интерактивных способов обучения является необходимым условием эффективной образовательной деятельности вуза. Вуз придает особое значение созданию условий и механизмов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий преподавания, являющихся основой реализации компетентностных стандартов.

Интерактивные образовательные технологии, в основе которых лежат «принципы деятельностной активности, партнерского взаимодействия и единства познавательной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности» [1, с. 77-78], активизируют коллективную деятельность студентов, являющихся участниками мини-

проектов, деловых игр и проблемных ситуаций, и позволяют «обогатить опыт и добыть через учебную деятельность те компетенции социального взаимодействия, которые затем могут оказаться необходимыми в будущей профессиональной и социальной жизни» [2, с. 135].

Среди ключевых компетенций, связанных с социальными функциями современного экономиста (ФГОС ВПО по направлению бакалавриата 080100.62 Экономика), называют профессиональные компетенции, которые способствуют развитию умений анализировать социально-значимые экономические проблемы и процессы общества и отдельного предприятия и прогнозировать их развитие в будущем, такие как:

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. Формирование этих компетенций (ПК-5);

- способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7).

Формирование компетенций анализа и интерпретации экономической информации оптимально при создании интерактивной обучающей среды, способствующей развитию познавательной активности обучающегося за счет развития когнитивных и психоэмоциональных качеств [3; 4], помогающей обеспечить нужный уровень индивидуализации обучения, а также контроля над самостоятельной работой студентов.

Одна из дисциплин профессионального цикла - «Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия» - нацелена на формирование системы знаний о методах и средствах, используемых при анализе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также при выявлении резервов повышения эффективности деятельности предприятия. В соответствии с компетентностным подходом, в ходе освоения данной дисциплины студент, помимо общей совокупности знаний о методиках, позволяющих выполнить комплексный финансовый анализ, должен иметь соответствующий уровень умений практического использования основных методов и приемов анализа для оценки ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и диагностики банкротства предприятия.

Рассмотрим процесс формирования перечисленных профессиональных умений при изучении второго модуля дисциплины «Методика проведения комплексного финансового анализа предприятия». Дисциплинарная часть компетенции, уточняющая требования к результатам освоения дисциплины, предполагает приобретение студентами способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать данные анализа для принятия управленческих решений для повышения эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов.

Исходя из содержания теоретического материала данного модуля интерактивные элементы используются с целью проблематизации обучения и обеспечения промежуточного контроля выполнения заданий. Лекционная часть этого модуля включает эвристические методы обучения, которые позволяют вывести студентов на уровень идентификации и уровень применения усвоенной информации на практике. Ценность этих занятий заключается в том, что студенты самостоятельно добывают новые знания, учатся их применять, исходя из имеющегося опыта, при этом задача педагога - подвести к принятию верного логически обоснованного решения. Такие лекционные занятия способствуют формированию личностно обоснованной точки зрения за счет разбора конкретных ситуаций, которые со-

держат достаточную информацию для ее оценки. Обсуждение ситуации может использоваться как в качестве своеобразного пролога к последующей части лекций, так и для повторения и обобщения изученного материала.

Общение в ходе обсуждения ситуаций побуждает студентов искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям и способствует активизации мышления. В частности, при изучении темы «Анализ формирования и размещения капитала предприятия», которая является вводной в рассматриваемом модуле, используются формы годовой бухгалтерской отчетности (далее «ГБО») Ф-1 «Бухгалтерский баланс» и Ф-2 «Отчет о прибылях и убытках». Основой для приобретения новых знаний в данном случае являются знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ», на которой студенты уже приобрели навыки составления бухгалтерской отчетности. Основываясь на этих знаниях, преподаватель предлагает студентам использовать данные форм ГБО для целей финансового анализа как способа управления эффективностью работы предприятия: происходит повторение состава и структуры активов и пассивов предприятия с акцентом на то, что в активах прописываются средства предприятия, а в пассивах - источники формирования этих средств. Зная формы ГБО, студенты осмысляют значимость записанной в данных отчетах информации, применяемой для вторичных целей, а именно для выполнения комплексного финансового анализа предприятия. Освоение навыков анализа происходит в следующей последовательности:

1. Разбор ситуации с использованием метода эвристической беседы, при котором с помощью проблемно поставленных вопросов, на основе имеющихся знаний о ГБО и личного жизненного опыта студенты приходят к новым для себя выводам.

2. Определение параметров для составления баланса семьи (при беседе преподаватель записывает все озвученные данные на аудиторной доске). Ход такой беседы включает следующие вопросы и возможные варианты ответа на них:

- Представьте, что нам нужно составить баланс семьи. Определим активы семьи и источники их финансирования. Что у семьи есть в собственности?

- За счет каких средств приобретено это имущество? Почему этот вопрос важен?

- Каков месячный доход семьи, и какие планы составляются ежемесячно, как правило, в день получения дохода (зарплаты)?

- Что будет, если мы за кредит заплатим в день получения дохода, а коммунальные оплатим на следующий день?

- Представьте, что в день получения дохода также будут сделаны определенные запасы продуктов, даны деньги в долг другу и куплен подарок близкому человеку. Определите сумму по каждой из этих категорий затрат.

Предположим, что в процессе беседы были определены следующие показатели для составления баланса: семья владеет квартирой стоимостью 2 млн руб. и автомобилем - 600 000 (квартира выкуплена у банка, а за автомобиль на данный момент выплачено 240 000 руб., так как

120 000 руб. будет выплачено в текущем году, оставшиеся 240 000 - в течение последующих двух лет); месячный доход семьи - 60 000 руб. Ежемесячная плата банку за автомобиль 10 000 руб. (120 000 руб./12 мес.), коммунальные платежи и услуги связи составляют 8 000 руб. Сделаны запасы продуктов на 5 000 руб., даны деньги в долг 4 000 руб. и куплен подарок на 2 000 руб.

1. Сейчас у нас достаточно данных, чтобы составить баланс семьи на конец дня, когда был получен доход (см. таблицу). Назовите основные признаки активов.

Баланс семьи на день получения дохода

АКТИВ ПАССИВ

Внеоборотные активы 2 600 000 (2 000 000+ 600 000) Капитал и резервы (собственные средства) 2 290 000 (2 000 000 + 250 000 + 31 000 + 5 000 + 4 000)

Оборотные активы в т.ч.: 48 000 Долгосрочные обязательства 240 000

Запасы 5 000 Краткосрочные обязательства, в т.ч.: 118 000

Дебиторская задолженность 4 000 Займы и кредиты 110 000

Деньги 39 000 Кредиторская задолженность 8 000

БАЛАНС 2 648 000 БАЛАНС 2 648 000

2. Что будет прописано в разделе I «Внеоборотные активы» и разделе II «Оборотные активы»?»

3. Докажите, что те деньги, на которые был куплен подарок, никак не отразятся в активах предприятия.

4. Назовите главные признаки пассивов. Что мы запишем в разделы «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

5. Глядя на таблицу, сделайте вывод, почему баланс по пассивам всегда равен балансу по активам?

6. Какие активы можно назвать основными при оплате своих долгов? Аргументируйте свой ответ.

7. Наличие достаточных средств в активах обеспечивает нашу ликвидность, т. е. нашу способность своевременно и в полном объеме платить по своим долгам - это юридический аспект баланса. Почему мы, говоря о ликвидности, имеем в виду именно юридический аспект?

8. Просмотрев составленный баланс, перечислите источники финансирования деятельности предприятия?

9. Наличие достаточных собственных средств и эффективное их вложение обеспечивает нашу результативную работу и независимость от внешних источников финансирования нашей деятельности, говоря профессиональным языком - нашу финансовую устойчивость. Это экономический аспект баланса. Почему мы, говоря о финансовой устойчивости, имеем в виду экономический аспект?

10. Сделайте вывод в данном конкретном случае: можно ли сказать, что семья ликвидна и финансово устойчива или нет? Аргументируйте свой ответ.

11. Что будет, если квартира тоже была куплена в кредит, и на момент анализа была бы выплачена только треть суммы?

Разбор ситуации с использованием эвристических вопросов позволяет вывести студентов на несколько взаимосвязанных уровней обучения:

1) уровень идентификации - составление баланса семьи позволяет воспринимать баланс не только как форму ГБО, но и как источник данных для комплексного финансового анализа;

2) уровень репродукции - осмысление значения баланса для финансового анализа помогает понять и выделить особенности изучаемого предмета;

3) уровень применения усвоенной информации на практике - в конце беседы студенты готовы на основе составленного баланса определить ликвидность и финансовую устойчивость семьи;

4) уровень трансформации, позволяющий студенту ориентироваться в новых ситуациях (при выполнении финансового анализа любого предприятия по формам его ГБО) и вырабатывать программу действий.

Для формирования устойчивого навыка проведения комплексного анализа каждый студент работает с формами ГБО различных предприятий и рассматривает, кроме основных, обсуждаемых на лекциях, разработанные финансовыми и государственными институтами методики проведения анализа хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности. Часть анализа планируется как самостоятельная работа студентов и включает изучение основных направлений финансового анализа в рамках индивидуальных заданий: ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности по показателям оборачиваемости, деловой активности по показателям рентабельности и диагностики банкротства предприятия.

В конце изучения модуля запланировано выполнение анализа по комплексной методике, которая охватывает все стороны финансового анализа. Как правило, используется «Методика правил» для проведения финансового анализа арбитражными управляющими, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367. По итогам выполненного анализа студентам предлагается вернуться к предыдущим выводам и определить наиболее оптимальную методику ликвидности среди рассмотренных.

Приведем пример выводов, к которым приходят студенты по итогам такого анализа.

«Был проведен комплексный анализ предприятия N. В первую очередь была применена классическая методика рейтинговой оценки платежеспособности предприятия: произведена группировка активов и пассивов за два года и проведен расчет коэффициентов, характеризующих кредитоспособность предприятия, а также оценка рейтинга предприятия, которая показала, что в 1-й год (сумма баллов 250) предприятие можно отнести ко 2-му классу платежеспособности, а во 2-й год ситуация улучшается, что вызывает сомнение ввиду недостаточности абсолютно ликвидных активов для погашения наиболее срочных обязательств. Это противоречит основному условию ликвидности бухгалтерского баланса предприятия, при невыполнении которого предприятие нельзя считать платежеспособным и кредитоспособным.

Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность предприятия по методике, использу-

емой Сбербанком РФ, показал примерно те же результаты, что и классическая методика. Однако можно отметить некоторые противоречия, а именно ситуация во 2-й год на предприятии не лучше, чем в 1-й. Эти противоречия вызваны системой показателей, которые используются при оценке финансового состояния предприятия разными методиками.

Результаты анализа по методике Е. В. Неволиной, особенностью которой является методологии расчета обобщающего показателя платежеспособности предприятия, в качестве которого выступает синтетический коэффициент кредитоспособности, свидетельствуют об удовлетворительном уровне его платежеспособности в 1-й год и о высоком уровне платежеспособности во 2-й год.

Для оценки платежеспособности необходимо также прогнозировать финансовое состояние предприятия в будущем. Для подкрепления анализа диагностикой вероятности банкротства предприятия можно применить модель Альтмана, анализ по которой показал, что в течение рассматриваемого периода вероятность банкротства предприятия можно расценивать как крайне низкую.

Помимо вышеперечисленных методик, для оценки финансового состояния предприятия был проведен анализ кредитоспособности по методике исследования денежных потоков (cash-flow) на основании отчетов о движении денежных средств предприятия за два года, который показал совершенно противоположные результаты, а именно, что предприятие не может быть признано платежеспособным в анализируемый период, поскольку положительный остаток денежных средств образуется только за счет чистых денежных средств от инвестиционной деятельности.

Как видно, каждая из вышеприведенных методик обладает достоинствами и недостатками. Основным достоинством методик рейтинговой оценки является их простота, а недостатком - неполнота охвата деятельности предприятия (поскольку для расчета практически всех показателей используются данные только бухгалтерского баланса), возможные противоречия при сопоставлении результатов. Основным достоинством методики анализа денежных потоков является возможность определения направлений использования денежных средств и путей их оптимизации, однако существенные недостатки данной методики заключаются в том, что она позволяет отслеживать динамику и направления использования только наиболее ликвидных активов и относительно трудоемка в подготовительном плане (в частности, при составлении отчета о движении денежных средств).

Сравнивая выводы по всем этим методикам с выводами, полученными при анализе по методике правил для арбитражных управляющих, которая выполняет комплексный финансовый анализ, мы видим, что фактическая ситуация на предприятии более соответствует методикам Сбербанка РФ и Cash-flow. Комплексная методика показала, что в анализируемом периоде предприятие не являлось абсолютно платежеспособным, финансово-устойчивым и обладало низкой деловой активностью.

Исходя из проведенного анализа, считаю, что методика, применяемая Сбербанком РФ, лучше всего подходит для оценки платежеспособности предприятия ввиду ее

простоты и попытки комплексного охвата деятельности предприятия».

Сравнительный анализ применяемых методик позволяет определиться с наиболее достоверной методикой, которая позволит эффективно заниматься управлением финансами в дальнейшей профессиональной деятельности, формирует у студентов «способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с задачами анализа хозяйственной деятельности, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы по анализу».

Для подведения итогов и промежуточного контроля над уровнем освоения материала в конце модуля рекомендуется проведение круглого стола с элементами мозгового штурма, где студенты делятся выводами, полученными в ходе сравнения изученных методик, и формулируют общие выводы, обобщающие результаты исследований группы. В ходе подготовки сравнительного анализа и группового обсуждения студенты получают навыки в решении следующих профессиональных задач, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»):

- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

- обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- построение стандартных теоретических и экономет-рических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

- анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;

- подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов.

Аттестация по модулю может проводиться в форме дисциплинарной олимпиады, участниками которой выступают все студенты группы. На первом этапе предлагается решить тестовое задание, которое направлено на проверку знаний методик анализа ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности предприятия, диагностики банкротства предприятия. На втором этапе, на основании данных ГБО предприятия, студентам предстоит провести комплексную оценку финансового состояния предприятия (студент сам должен выбрать методики для анализа) и определить резервы улучшения финансовых показателей с рекомендациями по улучшению финансового состояния предприятия.

Задания итоговой аттестации, как и участие во внеаудиторной научно-исследовательской работе кафедры в рамках исследований предприятий металлургической отрасли, сельского хозяйства и сферы услуг по теме «Финансовый анализ в отраслях и сферах деятельности» закрепляют и контролируют навыки дисциплинарной части компетенций ПК-4 и ПК-5, при этом студенты стабильно

демонстрируют высокий уровень умений анализировать социально-значимые экономические проблемы и процессы, прогнозировать их развитие в будущем.

Внедрение интерактивных технологий обучения, формирование профессионально востребованных комплексных умений сбора данных, их анализа и интерпретации являются необходимой частью образовательного процесса в рамках современных требований ФГОС и способствуют достижению поставленной цели - подготовки выпускника-экономиста, способного интерпретировать изучаемое явление в соответствии с собственными действиями, демонстрировать высокий уровень качества знаний при промежуточной и итоговой аттестации; проявляющего желание и готовность к квалифицированной профессиональной деятельности в рамках современных социально-экономических реалий.

в образовании // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2010. № 1. С. 77-84.

2. Макаренко О. В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 134-139.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М. : Издат. корпорация «Логос», 2000. 384 с. Портал Московского городского психолого-педагогического университета. URL: http:// www.psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm] (дата обращения 11.03.2014)

4. Свалов Е. А. Электронный учебник как средство обеспечения продуктивного типа познавательной деятельности учащегося // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 75. № 2. С. 62-70.

1. Бекирова Р. С., Рыков С. П. Интерактивные техно- © Зернина Е. В., Чурсина Ю. А., 2014

логии обучения в контексте компетентностного подхода

УДК 82.09

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В качестве одного из важных направлений реализации развивающей функции обучения, в частности, обучения математике, следует назвать развитие мышления, интуиции, воображения обучающихся. Пространственное мышление, будучи разновидностью образного, обеспечивает свободу и легкость создания образов и оперирования ими и является одним из важных качеств личности. Наиболее успешно процесс развития пространственного мышления проходит в младшем школьном возрасте. В статье охарактеризованы возможные направления совершенствования профессиональной подготовки студентов к формированию и развитию пространственных представлений младших школьников.

Ключевые слова: пространственные представления, студент, математика, формирование, развитие, младший школьник.

Э. B. MaHmeea E. V. Maklayeva

ABOUT FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS' TRAINING FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS' SPATIAL CONCEPTS

The development of thinking, intuition, and imagination of students should be named among the important directions of realization of developing learning function, in particularin learning mathematics. Spatial thinking, being a variety of figurative thinking and providing freedom and ease of creating images and operating them, is one of the most important qualities of the person.The most successful development of spatial thinking takes place in the early school years. The possible ways of improving university students' training for the formation and development of primary school students' concepts are described in the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: spatial concepts, student, mathematics, formation, development, primary school student.

Целью обучения сегодня является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности школьника. Одним из таких качеств является творческая, познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в моби-

лизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. В качестве одного из важных направлений реализации развивающей функции обучения, в частности, обучения математике, следует назвать развитие мышления, интуиции, воображения обучающихся. Внедрение новых форм и методов обучения имеет конечной целью создание благоприятных условий для развития творческо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.