Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций бакалавров экологиив ходе летних полевых практик'

Формирование профессиональных компетенций бакалавров экологиив ходе летних полевых практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / FIELD PRACTICES / COMPETENCE APPROACH / GENERAL PROFESSIONAL AND PROFILE-SPECIALIZED COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крупнова Татьяна Георгиевна, Машкова Ирина Вячеславовна, Кострюкова Анастасия Михайловна

Рассматривается многолетний опыт проведения полевых учебных практик преподавателями кафедры экологии и природопользования Южно-Уральского государственного университета, формирование профессиональных компетенций бакалавров экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крупнова Татьяна Георгиевна, Машкова Ирина Вячеславовна, Кострюкова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Professional Competence of Bachelor of Environmental During Summer Field Practices

The article deals with long time experienceof the teachers of the Department of Ecology and Wildlife of the South Ural State University during the field training practices.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций бакалавров экологиив ходе летних полевых практик»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147.88 ББК 74.480.276

Т.Г. Крупнова, И.В. Машкова, А.М. Кострюкова ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЭКОЛОГИИ В ХОДЕ ЛЕТНИХ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК

Рассматривается многолетний опыт проведения полевых учебных практик преподавателями кафедры экологии и природопользования Южно-Уральского государственного университета, формирование профессиональных компетенций бакалавров экологии.

Ключевые слова: экологическое образование, полевые практики, компетентностный подход, общепрофессиональные и профильно-специализированные компетенции.

го ш

о ^

52

н о о

го ш

о ^

э

го

со

го ш

0

1

с

^

В настоящее время в российской системе высшего образования осуществляется переход с моноуровневой на многоуровневую подготовку кадров высшей квалификации. С учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего образования: 1) высшее образование - бакалавриат; 2) высшее образование - специалитет, магистратура; 3) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Несомненно, что при разработке основных образовательных программ высшего образования, в том числе, программ бакалавриата, должен учитывать обширный опыт, накопленный в ходе подготовки специалистов того же направления. В настоящей статье нами на основе многолетнего опыта подготовки специалистов экологического профиля рассмотрена возможность формирования в ходе проведения полевой практики профессиональных компетенций бакалавров экологии.

В 1988 г. на кафедре общей и инженерной экологии Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ)

приступили к подготовке инженеров-экологов по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» и уже в 1991 г. студенты третьего курса этой специальности стали выезжать на полевую учебную практику. В 2002 г. к ним присоединились студенты, обучавшиеся по специальности «Природопользование», подготовка которых была открыта в 2001 г. Базой практики определили научно-производственную базу Ильменского государственного заповедника им. В.И. Ленина УРО РАН, на берегу озера Ильменское Южного лесничества. На базе имеются летние домики для проживания, помещения для столовых, организации самостоятельной работы студентов и проведения лекционных занятий. В настоящее время силами сотрудников ЮУрГУ организованы гидробиологическая и физико-химическая лаборатории, оснащенные для изучения экологического состояния водоемов. В распоряжении студентов имеются микроскопы, лодки, батометры, сачки и прочее оборудование.

За период работы (более 15 лет) проведение практики существенно изменилось. На первых этапах организации, к экспедиционным исследованиям привле-

кались только студенты третьего курса, которые делились на четыре бригады. Бригады поочередно занимались биологическими и физико-химическими исследованиями. Кроме студентов третьего курса в такой работе принимали участие два-три студента четвертого курса, тема дипломного исследования которых была связана с изучением озер Ильменского заповедника. Позже, с открытием специальности «Природопользование», на практику стали выезжать и студенты младших курсов (первого и второго), в учебном плане которых была предусмотрена специальная учебная практика, завершающая курсы теоретического обучения: ландшафтно-экологическая и ботаническая практики (после первого курса), зоологическая практика (после второго курса) и биоэкологическая практика (после третьего курса).

При проведении стационарных ланд-шафтно-экологических исследований непосредственное знакомство студентов с природными особенностями территории осуществлялось во время рекогносцировочных маршрутов. Основная цель рекогносцировки: общее ознакомление с территорией, с основными компонентами, формирующими ландшафтные особенности изучаемой местности, с особенностями морфологического строения ландшафта. Следующий, наиболее важный этап - характеристика выявленных природных территориальных и антропогенных комплексов. В пределах выявленных фаций, в наиболее характерных участках, производилось подробное описание компонентов, сопровождаемое при необходимости сбором образцов. Для проведения работ выбирались ключевые участки, наиболее типичные для данной местности. Стационарные и полустационарные наблюдения включали: микроклиматические, фенологические, гидрологические наблюдения, изучение современных экзогенных процессов, состояние экосистем.

Раздел ботанических исследований был ориентирован на получение студен-

тами представления о биоразнообразии растительного мира, спектре ведущих семейств, родов, видов, жизненных форм и экологических групп, о значении растений в биогеоценозах и биосферы в целом. Это раздел полевой практики знакомил студентов с экологическими особенностями растений, с основными экологическими факторами, действующими на них, их экологическими группами. Особое внимание уделяли изучению биоразнообразия высших растений. Результатом должно стать не только закрепление основных теоретических знаний по различным семействам высших растений, но и ознакомление с различными методами определения, гербарно-го сбора растений, общеизвестными методами геоботанических исследований (заложение геоботанической площади, геоботаническое описание фитоценоза, выявления видового состава и структуры изучаемых фитоценозов).

При зооологических исследованиях закреплялись и расширялись знания студентов, полученные при изучении теоретического курса биологии, о значении и роли животных в водных и наземных экосистемах, связи организма со средой обитания, а также прививались определенные навыки научно-исследовательской работы. В ходе практики студенты знакомились с биоразнообразием животных, обитающих в биотопах разного типа, их морфоэкологическими особенностями, а также и осваивали методы и приемы их определения.

Биоэкологические исследования наземных экосистем проводились после изучения разделов «Популяционная экология» и «Почвоведение», они предполагали знание студентами основ биологии, географии и почвоведения, позволяли закрепить теоретические знания по дисциплине «Общая экология». В задачи раздела входило комплексное изучение наземных биогеоценозов для выявления ландшафтно-экологических связей, слагающих их компонентов и межбиогеоце-нотических взаимоотношений. При этом

О)

ч: о

го со

о ^

52

н о

о ^

го ш

о ^

э

го

со

го ш

0

1

с

основное внимание уделялось пространственно-функциональной организации и динамике биогеоценозов, оценке разнообразия растительного покрова как индикатора состояния природных комплексов в условиях антропогенного воздействия.

Учебная полевая практика по разделу состоит из ряда однодневных экскурсий, в ходе которых под руководством и наблюдением преподавателя побригадно (2-4 человека) осуществляются маршрутные описания на профилях и модельных участках. Раздел включает самостоятельную работу на стационарном профиле (эколого-топографический ряд) или индивидуальном участке.

Изучение водных экосистем является заключительным разделом биоэкологических исследований. В ходе практики проводится ознакомление студентов с разнообразием водных экосистем (озерами, водохранилищами и реками), с разнообразием их биотопов (пелагиаль, литораль, бенталь, нейсталь), абиотическими и биотическими компонентами, биологическим разнообразием и методами изучения структурно-функциональной организации водных экосистем. За период практики студенты осваивают комплекс различных методов изучения водных экосистем, в частности, изучения физико-химических показателей воды и грунтов, разнообразных биотических сообществ (фито- и зоопланктона, зообен-тоса, ихтиофауны и высшей водной растительности).

В разные годы на практику выезжали от 30 до 70 студентов разных курсов двух специальностей. Постепенно территория исследований была расширена - к озерам Южного лесничества (Ильменское, Аргаяш) добавились озера Северного лесничества (Барауз, Савелькуль).

Выездная практика включает следующие этапы. Подготовительный этап предполагпет изучение литературы о регионе, знакомство с картографическими материалами, сбор и подготовку необходимого снаряжения, химических реактивов. Также на этом этапе студенты,

используя литературные данные, готовились к экскурсии в музей Ильменского заповедника. В каждой бригаде выбирались «экскурсоводы» для залов музея: зала тематических коллекции месторождений Урала и других регионов нашей страны; зала систематической коллекции минералов; Ильменского зала, где расположены образцы горных пород и минералов Ильменских гор; зала коллекций минералов из аналогичных Ильменам комплексов Вишневогорского, Ловозерского и Хибинского массивов; зала истории открытия и изучения заповедной земли; биологического зала. В ходе экскурсии, которая обязательно входит в программу практики, «экскурсоводы» знакомили остальных студентов с информацией об экспозиции музея.

Перед началом практики студенты изучают «Правила техники безопасности при проведении полевых работ» и сдают зачет по этому разделу.

Следующие этапы практики - экскурсии и камеральная обработка материалов. Экспедиционные сборы обрабатываются, т. е. обобщаются в виде коллекций фактического материала, оформления пояснительной записки к маршрутам, ландшафтной карты и фотографирования. Ботанико-географическое описание выполняется непосредственно в поле. Характеризуется растительный покров (в общепринятых знаках), обязательно указание границ природных территориальных комплексов - фаций и урочищ. Данные, которые нельзя описать, формируются в таблице (ярусность растительности, ее сомкнутость; механический состав почв, их структура; гидрологические и микроклиматические данные; качественная оценка территории, ее современное хозяйственное использование).

Завершающий этап - подготовка и защита отчета. Отчет должен быть иллюстрирован картографическими и фотографическими материалами, содержать характеристику природных и социально-экономических условий, экологических проблем, анализ причинно-следственных

связей и предложения по путям оптимизации природопользования в посещенном регионе. По материалам выездной практики должны быть охарактеризованы: физико-географические условия, экономико-географические и социальные особенности, природопользование и экологические проблемы Южного Урала. Полевая практика считается завершенной после защиты комплексного отчета на итоговой конференции.

Таким образом, под руководством опытных специалистов за несколько сезонов работы студенты собирают материал для написания выпускной квалификационной работы. Результаты научных исследований студентов неоднократно обсуждаются на различных научных конференциях [1; 2; 4; 7-11]. Нами за последние годы опубликованы несколько обобщающих работ [3; 5].

В настоящее время кафедра общей и инженерной экологии переименована в кафедру экологии и природопользования и входит в состав химического факультета. На кафедре осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям 022000 «Экология и природопользование» и 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». Учебная практика бакалавров, обучающихся по первому направлению, предусмотрена в объеме двенадцати недель (по четыре недели ежегодно) во втором и четвертом семестрах, производственная - в шестом семестре, а по второму направлению - учебная практика только во втором семестре (4 недели), производственная в четвертом и шестом семестрах (по 4 недели).

Согласно Федеральному государственным образовательным стандартам по направлениям подготовки [13; 14], раздел основной образовательной программы бакалавриата «учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-

практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Разделом учебной практики может быть научно-исследовательская работа обучающегося. В таком случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

• изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

• участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

• осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);

• принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, аппаратов, отдельных узлов технологических линий;

• составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

• выступить с докладом на конференции. Опыт проведения полевых практик, который был описан нами выше, представляется в связи с требованиями ФГОС, весьма важным. Отметим, что учебная практика - это вид учебной деятельности, основное содержание которой предусматривает выполнение практических учебных заданий, соответствующих характеру профессиональной деятельности будущего специалиста. Она позволяет эффективно сочетать теоретические знания с практической подготовкой и направлена на привитие студентам умений и навыков, специфичных для избранной специальности. Практика призвана сформировать у студента профес-

О)

ч: о

го со

о ^

52

н о

о ^

го ш

о ^

э

го

со

го ш

0

1

с

сиональные умения и навыки принимать самостоятельные решения на конкретном участке работы в реальных условиях путем выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной, организационно-управленческой и общественной деятельности.

У бакалавров по направлениям 022000 Экология и природопользование и 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». В ходе прохождения полевой учебной практики могут быть сформированы все определенные ФГОС ВПО профессиональные компетенции [13; 14].

Как отмечалось нами в предыдущей работе [6], в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) 3-его поколения реализация учебного процесса предусматривает проведение занятий в интерактивных и активных формах. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из инновационных направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Проведение итоговой конференции в конце учебной практики является одной из таких интерактивных форм обучения. Несомненно, что к этой же форме обучения относится описанная выше методика проведения экскурсий в музее Ильменского государственного Заповедника.

При разработке рабочей программы практики по направлению 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» была сохранена концепция, выработанная по направлению специалитета «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». После первого курса студенты в составе бригад проводят комплексные гидрологические исследования, а затем заинтересовавшиеся данной научной работой студенты в ходе производственных практик в 4 и 6 семестрах набирают материал для выпускной квалификационной работы.

Понимая важность учебных практик в формировании экологического мышления студентов и приобретении навыков научно-исследовательской работы направления 022000 «Экология и природопользование» количество учебных практик в новых ГОС не сократили. В отношении производственной практики наша кафедра также предоставляет возможность, по желанию студентов, пройти ее в Ильменском государственном заповеднике и собрать материал для выполнения выпускной квалификационной работы.

Полевая учебная практика вносит неоценимый вклад в формирование исследовательских умений студентов [13]. В этом играет роль не только насыщение практики различными методами научных исследований (теоретическими, статистическими, аналитическими, картографическими), но и возможность студентов работать с реальными природными объектами, умения выполнять типовые алгоритмы действий здесь недостаточно. Необходимо уметь анализировать полученные данные и порой разгадывать «загадки матушки природы». Приведем несколько примеров.

Так, исследуемые в ходе практики озера относятся к различным группам по степени трофности: олиготрофным, мезотрофным и эвтрофным. Для оценки степени трофности водоемов используются как гидрохимические, так и биологические показатели [13]. Однако, получаемые нами результаты обычно весьма неоднозначны. Так, например, озеро Аргаяш (небольшое озеро в южной части заповедника, глубина - до 6 м.) многие исследователи относят к эвтрофным, в частности, по анализу озерных макрофи-тов [4]. Но наши наблюдения за озером в течение многих лет показывают, что для него характерно высокое насыщение воды кислородом 80-85 %, небольшие значения окисляемости 4,0-4,5 мгО/л, озеро богато рыбными ресурсами. И напротив, озеро Савелькуль относят к оли-готрофным озерам. Озеро достаточно

глубокое - до 16 м. Для озера характерны низкие содержания азота и фосфора, окисляемость, жесткость. Однако, были обнаружены зоны с низким насыщением воды кислородом - до 40 %, а также отмечены заморы рыбы. Таким образом, точное определение трофического статуса водоема обычно представляется для студентов задачей нестандартной, требующей детальной проработки и тщательного анализа.

Таким образом, полевая практика была и остается эффективным инструментом формирования профессиональных компетенций и научно-исследовательских умений студентов-экологов. Библиографический список:

1. Алексеев А.В., Машкова И.В. Особенности экологического состояния озер Ильменское и Аргаяш: материалы научн.-практ. конференции «Экологические проблемы горнозаводской зоны Урала». - Сатка: ЮУрГУ, 2007. - C. 39-43.

2. Бухарина Т.С. Перспективы использования малакофауны в биоиндикации состояния водных экосистем на примере озера Ильменское: труды второй международной научн.-практ. конференции молодых ученых «Индикация состояния окружающей среды: теория, практика, образование». - М.: ООО « Буки Веди», 2013. - С. 129-135.

3. Кострюкова А.М., Крупнова Т.Г., Машкова И.В. Биомониторинг озер Ильменского государственного заповедника // Молодой ученый. 2013. № 4 (51). Т. 1. С. 156-158.

4. Кривенок Е.С., Бойко М.С. Кузьменко К.А., Машкова И.В. Биомониторинг озера Аргаяш и озера Ильменское Челябинской области: материалы VI международной научн.-практ. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Экология и научно-технический прогресс». - Пермь: ПТГУ, 2007 - С. 25-29.

5. Крупнова Т.Г., Кострюкова А.М., Машкова И.В., Ракова О.В. Экологические проблемы состояния во-

дной экосистемы озера Ильменское // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки». 2013. Т. 18. № 3. С. 878-882.

6. Крупнова Т.Г., Кострюкова А.М., Машкова И.В. Опыт использования интерактивных форм обучения студентов-экологов при изучении технологий водоподготовки // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 3. С. 90-95.

7. Машкова И.В., Кострюкова А.М., Егин В.В. Изучение качества воды озер Ильменского государственного заповедника: материалы всероссийской научно-практической конференции «Экологическая безопасность и современные технологии». - Миасс: ЮУрГУ, 2009. - С. 72-75.

8. Силин В.Ю., Машкова И.В., Кострюкова А.М., Крупнова Т.Г. Сапробиологический анализ качества воды озера Ильменское: тезисы докладов всероссийской молодежной конференции «Экотоксикология». -Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - С. 75-76.

9. Турбанова С.Е., Крупнова Т.Г. Экологический мониторинг озер Ильменского заповедника: сборник трудов молодых ученых первого международного экологического конгресса (третьей международной научн.-техн. конференции) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов ELPIT 2007». - Тольятти: ТГУ, 2007. - Т. II. - С. 329-333.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шестова П.А., Козлова Ю.В., Машкова И.В. Особенности эвтрофикации озера Чебаркуль: сборник трудов молодых ученых первого международного экологического конгресса (третьей международной научн.-техн. конференции) «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов ELPIT 2007». - Тольятти: ТГУ, 2007. - Т. I -С. 290-295.

11. Шестова П.А., Машкова И.В. Экологический мониторинг рекре-

с

О)

ч: о

ационной зоны озера Чебаркуль: сборник научных статей IV международной научн.-практ. конференции «Обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях». - Воронеж: ВГТУ, 2008. -С. 135-139.

12. Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации: учеб. пособие. - Тольятти: Институт экологии Волжского бассейна РАН, 2003. - 463 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000.62 «Экология и природопользование». Утвержден приказом МОиН РФ от 22 декабря 2009 г. № 795 // [Электронный

ресурс]: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/29/20110317112502.pdf

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 241000.62 «Энерго- и ресурсообразующие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии». Утвержден приказом МОиН РФ от 24 января 2011 г. №79 // [Электронный ресурс]: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/23/20111115160324.pdf

15. Янцер О.В. Формирование исследовательских умений у студентов при проведении ландшафтно-фе-нологических полевых практик // Педагогическое образование в России. 2009. № 3. С. 86-92.

го со о

0 <и

ю ф

1

ч о с

ш

УДК 378.6 ББК 74.489

Г.Б. Поднебесова

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Рассматривается целостная система подготовки будущих учителей к деятельности в новых условиях, осуществляемая в рамках системного подхода к организации профильного обучения в сочетании с компетентностным и технологическим подходами и отвечающая направлениям модернизации образования.

Ключевые слова: модернизация образования, профильное обучение, педагогическая система, педагогическая технология, системный подход, компетентностный и технологический подходы, педагогический профессионализм.

Модернизация российского образования ставит перед системой образования новые ориентиры: переход к современному, инновационному образованию, обеспечивающему формирование дея-тельностного и толерантного типов личности, создание условий для развития творческой активности студентов и др.

В настоящее время профилизация школы - одно из направлений модернизации общего образования. И в этом

смысле переход к профильному обучению - это создание условий для существенной дифференциации содержания образования учащихся старшей школы и вуза с широкими и гибкими возможностями построения учениками и студентами индивидуальных образовательных программ.

В «Законе об образовании в РФ» даются определения таких понятий, как «образование», «обучение», «профиль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.