формирование профессиональных качеств менеджеров социально-культурной деятельности
Юлия Евгеньевна ОКУНЕВА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности московского государственного института культуры e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры, формирование профессиональной компетентности, личностный компонент, в особенности профессиональные качества. Выделяются следующие профессиональные важные качества: организаторские, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль, избирательность, критичность и самокритичность, психологический контакт, требовательность, склонность к организаторской деятельности, способность активизировать людей. интеллектуальные качества могут выступать в качестве фактора успешности менеджера. К ним можно отнести такое качество, как духовность. Коммуникативные качества: способность к групповой работе, умение решать конфликты, добиваться реализации своих и профессиональных целей. мотивационно-волевые качества: стремление к успеху, добросовестность, порядочность, самоопределение, социальная компетентность, стрессоустойчивость. Предпринимательские качества: потенциал, который зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.
Ключевые слова: социокультурное управление, подготовка профессиональных кадров, профессиональные качества менеджера социально-культурной деятельности, организаторские, интеллектуальные качества, коммуникативные, мотивационно-волевые, предпринимательские качества.
This article focuses on the training of managers of socio-cultural activities in the universities of culture. The author examines the formation of professional competence, personal component, and in particular professional quality. There are the following important professional qualities: organizational characterized by the ability to select, arrange personnel, to plan the work, to ensure strict control. The most important are: selectivity, criticism and self-criticism, psychological contact, demands, propensity for organizational activities, the ability to engage people. Intellectual: quality can act as a factor in the success of a Manager. Intellect include such quality as spirituality. Communication skills: ability for team work, ability to resolve conflicts, to achieve their professional goals. Motivationally-strong-willed qualities: the desire for success, honesty, integrity, self-determination, social competence, ability to handle stress. Business qualities: potential, which depends on the ability to anticipate and quickly assess the situation to calculate the results, skill wise to risk it.
Key words: socio-cultural management, professional training, professional quality Manager socio-cultural activities, organizational, and intellectual qualities, communication skills, motivational-strong-willed qualities, entrepreneurial.
Профессиональная деятельность представляет собой основную форму активности субъекта. В профессиональной деятельности личность утверждает себя, раскрывает собственные способности и возможности, реализует свои идеалы, потребности, интересы. Подготовка профессионально компетентных специалистов -такова цель современного образования.
В Концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 -2016 годы)» главная роль отводится повышению профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества»(2).
Становление личности будущего специалиста в сфере социально-культурной деятельности, формирование положительного отношения к труду, интереса к содержанию работы, удовлетворенности трудом, формирование профессиональной компетентности специалиста в процессе обучения в вузе привлекают все большее внимание педагогов и психологов, так как именно в процессе профессиональной подготовки развивается отношение личности к профессиональной деятельности, формируется ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к себе и другим.
Теоретические проблемы формирования профессиональной направленности менеджера социально-культурной деятельности рассматривались в трудах Л.С. Жарковой, В.Е. Новаторова, В.В. Чижикова.
Различные вопросы менеджмента социокультурной сферы нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как С.А. Касаткина, Н.В. Кротова, Г.Н. Новикова, Г.Д. Тульчинский, В.М. Чижиков.
Условиями формирования профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры являются: поэтапность, преемственность и системность обучения; целенаправленное учебно-профессиональное сотрудничество между профессорско-преподавательским составом и студентами; качество, материально-технологическое, программно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузах культуры; формирование потребностей и мотиваций в профессиональном росте с учетом стремления личности к самосовершенствованию и самоактуализации.
Профессиональная компетентность - это совокупность характеристик специалиста, в которых выражается единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности, умения и возможности производить необходимые для этого действия на высоком профессиональном уровне.
Таким образом, одним из условий формирования профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной сферы является образование, овладение компетентностью в результате целенаправленного педагогического воздействия преподавателя в период учебных и методических занятий, в ходе учебно-профессиональных практик.
Педагог, таким образом, выстраивает деятельность студента, чтобы содействовать выработке целей конкретных действий, определению их соподчиненности, уточнению их содержания и способов реализации с учетом индивидуального подхода.
Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельностью является результатом обучения, то есть совместной деятельности препода-
вателей и студентов, которая возможна на основе учебно-профессионального сотрудничества. Но нужно помнить, что личность зачастую не желает ощущать себя объектом чужого влияния, преднамеренного воздействия, что человек обычно стремится быть не пассивным участником совместной деятельности, а сознательным и активным.
Профессиональная компетентность рассматривается на двух уровнях: на личностном и деятельностном компонентах профессиональной компетентности.
К личностному компоненту мы отнесли профессиональную направленность будущего специалиста, мотивацию, профессиональные качества, ценностные ориентации и установки.
Критерии сформированности деятельностного компонента - степень удовлетворенности совместной деятельностью, взаимоотношения с руководителем и социально-психологическим климатом в коллективе, уровень авторитета будущего специалиста, эффективность взаимодействия с подчиненными.
Вузовский этап становления специалиста является временем овладения профессиональной компетентностью. Он имеет свою специфику, и его протекание, содержание являются объектом изучения педагогической науки и практиков. Становление личности происходит на основе ее деятельности. Это утверждение доказано в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Так, например, С.Л. Рубинштейн отмечал: «... в деятельности... все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются» (3). Деятельность - это способ отношения субъекта к действительности, личность обладает способностью структурировать собственную жизнь. Активность присуща личности и приводит к возникновению новообразований посредством деятельностного отношения к действительности.
Будущий менеджер социально-культурных учреждений должен обязательно учитывать творческий характер труда в сфере культуры, посредством которого создаются новые материальные и духовные продукты и ценности.
Поэтому необходимо готовить профессиональные кадры в сфере культуры, а именно: уделять большее внимание подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, от их деятельности зависит то, каким будет культурное будущее подрастающего поколения, какие нравственные, духовные ценности будут положены в основу воспитания молодежи.
Необходимо формировать профессиональные качества личности менеджера социально-культурной сферы. Качества - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность менеджера, весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности (4).
В Московском государственном институте культуры готовят будущих специалистов, будущие профессиональные кадры - менеджеров социально-культурной деятельности. Непосредственно через занятия (теоретический и практический материал) студенты формируют у себя профессионально-важные качества будущих специалистов. Активно применяются интерактивные формы обучения студентов: деловые и ролевые игры, диспуты, научные дискуссии, творческие проекты, семинары-диалоги, разбор конкретных ситуаций, метод работы в малых группах, круглые столы, презентации на основе современных мультимедийных средств.
менеджер социально-культурной деятельности как субъект профессиональной компетенции обладает значимыми качествами, обеспечивающими целенаправленность в достижении цели. История менеджмента убедительно показывает: успех любой организации, ее рост и процветание или упадок, достижение ею прибылей или убытков в большой мере зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого учреждения, то есть от профессиональной компетентности менеджера.
По мнению студентов, профессионально компетентный менеджер социально-культурной деятельности должен обладать следующими качествами: профессиональными знаниями, высоким интеллектом, хорошей адаптивностью, ответственностью, лидерскими качествами, инициативностью, любовью к профессии, творческим отношением к делу, упорством в достижении цели, коммуникабельностью, эрудицией, мобильностью.
Профессиональный успех менеджера социально-культурной сферы зависит от умения применять и формировать психологические профессиональные качества, которые важны для дальнейшей его деятельности. Они проявляются на уровне задач деятельности, на поведенческом уровне и уровне свойств личности. В дальнейшем мы рассмотрим формирование профессиональных качеств на уровне свойств личности.
Первыми можно выделить формирование организаторских качеств. К ним относятся: ответственность, честность, доброжелательность. Специалист должен с умением подбирать и расставлять кадры, планировать работу, уметь обеспечить четкий контроль выполняемых дел. К ним можно отнестиважные организационные качества: коммуникабельность, умение активизировать и мотивировать людей, информированность, мобильность, деловое чутье, инициативность, стрессо-устойчивость, целеустремленность, самоорганизованность, самостоятельность.
основой развития менеджера социально-культурной деятельности как компетентного управленца являются его интеллектуальные и нравственные качества.
Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: способность к групповой работе, умение решать конфликты, добиваться реализации своих и профессиональных целей.
Менеджер социально-культурной сферы использует три вида общения: субординационное (руководитель - подчиненные); служебно-товарищеские (руководители-коллеги); дружеское (морально-психологические нормы взаимоотношений). В зависимости от ситуации и целей, важно точно применять стиль общения. Если менеджер владеет навыками общения, то ему несложно установить деловые контакты. умение располагать людей к себе зависит от манеры поведения; хорошие манеры помогают в любой обстановке.
Очень важно для будущего специалиста сформировать мотивационно-волевые качества: стремление к успеху, добросовестность, порядочность, самоопределение, социальную компетентность, стрессоустойчивость.
Менеджерам социально-культурной деятельности также необходимо формировать предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию, рассчитать возможные результаты, умение разумно рисковать.
Главным требованием в управленческой деятельности менеджера социально-культурной деятельности является умение руководить, контролировать, направ-
лять, формируя ценностные ориентации, духовно-личностную направленность, морально-нравственные качества будущих кадров.
Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности - это уровень сформированности значимых качеств, в которых выражается единство теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности, умения и возможности производить необходимые для этого действия.
Литература
1. Бирюкова Т.А. Педагогические условия повышения уровня профессионального образования будущих специалистов менеджмента: Дис....канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 170с.
2. Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»// fcpkultura.ru/new.php?id=8
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - С.8.
4. Терминология менеджмента: Словарь / Сост. А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Маркетинг, 2002. - С. 58.
5. Чижикова Е.В. Формирование профессионально-управленческой направленности менеджера социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусства: Дис....канд. пед. наук. - М., 2004. -208 с.
6. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе: Дис.канд. психол. наук. - М., 2004. - 277 с.