Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЕДИНИЦАМ ИЗМЕРЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЕДИНИЦАМ ИЗМЕРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ШКОЛА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / МАТЕМАТИКА / НАИМЕНОВАННЫЕ ЧИСЛА[396] / СТАНДАРТ / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ТЕХНОЛОГИЯ / BASIC SCHOOL / INTEGRAL METHODOLOGICAL COMPETENCE / TEACHER / MATHEMATICS / NAMED NUMBERS / STANDARD / OLIGOPHRENOPEDAGOGY / HIGHER SCHOOL / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселов Андрей Николаевич, Денисова Ольга Александровна

В статье авторами рассматриваются стратегические изменения процесса образования обучающихся через призму формирования профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов основной школы. Особое место отведено описанию технологии формирования интегральныхметодических компетенций учителей-дефектологов, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселов Андрей Николаевич, Денисова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND METHODOLOGICAL COMPETENCIES IN SPECIAL EDUCATION TEACHERS OF BASIC SCHOOLS WHEN TEACHING THE UNITS OF MEASUREMENT TO PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

In the article, the authors consider the strategic changes in the students’ educational process from the perspective of the development of professional integral methodological competencies among teachers in basic school. A special emphasis is placed on the description of the technology for the development of the integral methodological competencies in special education teachers who train children with intellectual disabilities in basic school.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЕДИНИЦАМ ИЗМЕРЕНИЯ»

DOI 10.23859/1994-0637-2020-5-98-9 УДК 37.013.4

Веселов Андрей Николаевич

Аспирант,

Череповецкий государственный университет

(Череповец, Россия)

E-mail: andrei1234-85@mail.ru

Денисова Ольга Александровна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) ORCID 0000-0002-0236-9181 E-mail: denisova@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЕДИНИЦАМ ИЗМЕРЕНИЯ

© Веселов А. Н., Денисова О. А., 2020

Veselov Andrei Nikolaievich

Postgraduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: andrei1234-85@mail.ru

Denisova Olga Aleksandrovna

Doctor of Pedagogy, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) ORCID 0000-0002-0236-9181 E-mail: denisova@inbox.ru

THE INTEGRAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND METHODOLOGICAL COMPETENCIES IN SPECIAL EDUCATION TEACHERS OF BASIC SCHOOLS WHEN TEACHING THE UNITS OF MEASUREMENT TO PERSONS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Аннотация. В статье авторами рассматриваются стратегические изменения процесса образования обучающихся через призму формирования профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов основной школы. Особое место отведено описанию технологии формирования интегральных методических компетенций учителей-дефектологов, обучающих детей с интеллектуальными нарушениями в основной школе.

Ключевые слова: основная школа, интегральная методическая компетенция, учитель, математика, наименованные числа1, стандарт, олигофренопедагогика, высшая школа, технология

Abstract. In the article, the authors consider the strategic changes in the students' educational process from the perspective of the development of professional integral methodological competencies among teachers in basic school. A special emphasis is placed on the description of the technology for the development of the integral methodological competencies in special education teachers who train children with intellectual disabilities in basic school.

Keywords: basic school, integral

methodological competence, teacher,

mathematics, named numbers, standard,

oligophrenopedagogy, higher school, technology

1 Веселов А. Н., Денисова О. А. Овладение практическими компетенциями в использовании наименованных чисел на уроках математики в 5-6 классах обучающимися с нарушением интеллекта // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 5 (86). -С. 152-163. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-17.

Введение

Реализация федерального закона об образовании, национальных стратегий и проектов, а также существующие профессиональные стандарты жестко определяют уровень современных требований к владению педагогами профессиональными компетенциями. За последние годы произошли существенные положительные изменения в организации содержания образования обучающихся на всех уровнях. Наиболее важные перемены коснулись системы школьного образования: утверждены специальные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для обучающихся с нормотипичным развитием, детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью; разработаны примерные адаптированные программы, предусматривающие вариативность обучения, и т. д. На данный момент Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано создание необходимых условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ без дискриминации. Существующая нормативно-правовая рамка модернизации общего образования обусловливает необходимость формирования интегральной методической компетенции у педагогов в основной школе.

Компетентностный подход в современном образовательном пространстве актуализирован в трудах многих отечественных ученых: В. И. Байденко, А. С. Белкина,

B. Н. Введенского, А. А. Вербицкого, Н. В. Евдокимовой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней,

C. Г. Молчанова, А. А. Петрова, Э. Э. Сыманюк, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и др.1. При этом ряд авторов указывают, что в качестве результатов профессиональной подготовки на первый план должны выступать профессиональные компетенции в определенной области деятельности (А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Субетто, В. Д. Шадриков и др.)2.

Таким образом, с нашей точки зрения, формирование интегральных методических компетенций в современной школе может рассматриваться как инструмент обновления содержания образования.

Для создания наиболее эффективной образовательной модели школа нуждается не только в высококвалифицированном преподавательском составе, но и в обеспечении современным методическим материалом, системно организованном процессе обучения, применении инновационных педагогических технологий, позволяющих сместить акценты в обучении. «Жизненные» компетенции должны преобладать над «академическими» (в соответствии с требованиями федерального государственного

1 Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. - 479 с.; Белкин А. С., Нестеров В. В. Педагогическая компетентность. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. - 188 с.; Введенский В. Н. Диагностика личностных и профессиональных качеств педагога. - Салехард: Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования, 2003. - 45 с.; Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. - 2002. - № 2. - С. 58-64.

2 Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - Москва: АРКТИ, 2007. - 132 с.; Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. - Москва: Академия, 2004. - 324 с.; Люботин-ский А. А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 820-825.

образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО)1.

В Концепции развития специального образования до 2030 г. и Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается особая роль соотношения компонентов жизненной и академической компетенций, определяемых в структуре образования ребенка с ОВЗ особенностями проблем разных категорий детей, отражающих специфику разработки каждой области образования и соответствующих степени активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка, исходя из представлений о его воз-

2

можностях и ограничениях .

Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина и Е. Л. Гончарова указывают, что если «академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем, то компонент «жизненной компетенции» - как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие активных отношений ребенка с окружением, является условием присвоения и использования академических достижений. Задача формирования жизненной компетенции реализуется в каждой содержательной области, она актуальна для всех вариантов специальных федеральных государственных стандартов3.

Основная часть

Реализация задач в области накопления академических и формирования жизненных компетенций обучающихся с нарушением интеллекта обусловливает необходимость целенаправленной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в этой области. При этом, несмотря на актуальность развития методических компетенций у педагогов основной школы при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения, данный вопрос остается недостаточно изученным.

Цель исследования обусловлена необходимостью теоретического обоснования разработки педагогической модульной технологии формирования профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы для обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения.

1 Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 408 с.; Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2013. - № 17. - С. 1; Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.04.2020).

2 Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. - URL: https://alldef.ru/ra/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 21.04.2020).

3 Там же.

В качестве объекта исследования выступает процесс подготовки педагогов-дефектологов в системе высшего профессионального образования, предмета - формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педаго-гов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения.

На основании вышеизложенного нами был определен круг задач, позволяющий осуществить формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения:

1) обосновать и конкретизировать понятие «формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения»;

2) выявить условия формирования данных профессиональных интегральных методических компетенций;

3) разработать педагогическую модульную технологию формирования профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения.

Формирование профессиональных интегральных методических компетенций осуществлялось в процессе реализации программы профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации.

Для обоснования и разработки педагогической модульной технологии формирования профессиональных интегральных методических компетенций (далее - ПМТ ФПИМК) мы использовали следующие подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный, индивидуально-дифференцированный, дея-тельностный.

Системный подход позволил определить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных интегральных методических компетенций педагогов-дефектологов; личностно-деятельностный - изучить специфические особенности деятельности участников процесса обучения; компетентностный - обосновать особенности структурно-содержательной организации процесса; индивидуально-дифференцированный - учесть имеющиеся компетенции и необходимость формирования недостающих; осуществить входной, текущий и итоговый контроль по формированию интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов в процессе обучения; выявить уровень форсированности компетенций; деятельност-ный - реализовать педагогам-дефектологам основной школы теоретические знания на практике.

Необходимыми условиями формирования профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения являются следующие:

- всестороннее взаимодействие всех ресурсных звеньев образовательной цепи: педагогов - методических координаторов - патронажа со стороны высшей школы -родителей;

- новая структурная организация повышения профессиональной грамотности педагогов-дефектологов за счет формирования профессиональных интегральных методических компетенций у специалистов основной школы, анализа программного материала1 и его адаптации под современные требования стандарта;

- использование различных инновационных и традиционных практических приемов и методов обучения, обогащенных новым содержанием;

- разработка методического материала, доступного для усвоения обучающимся с разным уровнем восприятия, хранения и переработки информации;

- применение учениками полученных академических знаний на практике;

- овладение жизненными компетенциями в процессе обучения.

ПМТ ФПИМК у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения представляет собой модульный вариант, включающий организационно-структурные компоненты (информационный, операционный, результативный), которые отличаются специальным содержанием и реализуются поэтапно.

Представим характеристику данных этапов.

1 этап - теоретический

Педагоги получают обширные знания из области олигофренопсихологии и олигофренопедагогики, изучают общие и специфические закономерности восприятия, хранения и переработки информации обучающимися основной школы с интеллектуальными нарушениями.

В работах, направленных на изучение представлений данной категории обучающихся, А. А. Катаевой-Венгер и Л. А. Венгера, С. И. Давыдовой и других выявлено, что для детей школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием характерны нечеткость представлений, слабость их систематизации и малая динамичность, трудности актуализации адекватных представлений, фрагментарность, неполнота и плохое удерживание в памяти пространственных соотношений воспринимаемых объектов2.

Ученик с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения испытывает трудности от статической наглядности; связь между понятием и абстрактной моделью вызывает сложности; многое из предъявляемого материала носит эмоционально блеклый характер; информация (задания) однообразна, это не позволяет перенести полученные знания на практику3, что и характеризует особые требования, предъявляемые к педагогам основной школы при разработке методического инструментария и специальных комплексных заданий для формирования компетенций о единицах измерения на уроках математики:

1 Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с.

2 Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. - 479 с.

3 Веселов А. Н., Денисова О. А. Овладение практическими компетенциями в использовании наименованных чисел на уроках математики в 5-6 классах обучающимися с нарушением интеллекта // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 5 (86). -С. 152-163. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-17.

1) адаптация учебного материала на основе разработки и использования специальных комплексных заданий для формирования компетенций о единицах измерения, схем, таблиц;

2) реализация программы обучения измерительным навыкам, учитывающая значимость практического применения (на основе отработки жизненных ситуаций);

3) определение эффективности коррекционно-педагогического воздействия по формированию компетенций о единицах измерения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием блока специальных комплексных заданий на уроках математики.

2 этап - практико-ориентированный

На данном этапе реализуются различные способы освоения профессиональной деятельности, изучение и использование имеющихся современных ресурсов на базе образовательной организации.

На уроках необходимо применять такие словесные методы обучения, как рассказ учителя; предварительная, обобщающая беседа; «монолог» детей как отражение в связной речи ранее сложившихся элементарных математических представлений; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие; репродуктивные, требующие констатации вопросы.

Рекомендуется использование словесных приемов обучения в структуре наглядных и практических методов: пояснения (объяснения); указания и разъяснения школьникам содержания и последовательности действий; педагогической оценки хода, выполнения деятельности и ее результата; самооценки, косвенных приемов оценки (напоминание, совет, исправление, замечание, реплика).

Поскольку с точки зрения методологической характеристики технология представляет собой совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными пара-метрами1, представим специальные комплексные задания для формирования компетенций о единицах измерения на уроках математики в образовательном пространстве у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Преимущества предложенных заданий:

- высокая вариативность в создании обучающих моделей, демонстрирующих сочетание полученных знаний и компетенций, связанных с жизнью обучающихся;

- открытость, доступность, относительно высокая мобильность и простота для использования;

- высокие показатели инициативности, активности со стороны педагогов-дефектологов и обучающихся при включении проблемной жизненной ситуации в образовательный процесс;

- широкие возможности для формирования предметных образов, заключающиеся в полноценной реализации быта не только в виде статических (в рамках классного обучения) решений, но и в ходе практических, выходных, внешкольных занятий;

- возможность реализации индивидуальности на примере отдельного вида заданий для учеников как слабой, так и сильной подгруппы.

1 Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в России. - 1999. - № 1. -С. 109-112.

Специальные комплексные задания для формирования компетенций о единицах измерения на уроках математики в образовательном пространстве у обучающихся с интеллектуальными нарушениями могут применяться педагогами на разных типах уроков.

3 этап - профессиональный

На данном этапе предусматривается реализация знаний на практике, когда педагоги демонстрируют формирование профессиональных интегральных методических компетенций с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения на различных типах уроков.

Стратегия и тактика реализации полученных знаний на практике спланирована с применением разрабатываемых специальных комплексных заданий для формирования компетенций о единицах измерения у обучающихся: демонстрационного материала, заданий для устного опроса детей, тренировочных упражнений, электронных презентаций и т. п., что позволяет повысить вариативность отработки материала на уроках различных типов (урок-тест, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная, урок-исследование, урок-практикум).

Вместе с тем педагог-дефектолог должен реализовать разнообразные виды деятельности: диагностическую, коррекционную, организационно-методическую, консультативно-просветительскую, экспертную.

Выделим различные типы уроков и приведем методические рекомендации, которые должны учитываться педагогами-дефектологами при проведении уроков в основной школе по теме «Единицы измерения» для детей с интеллектуальными нарушениями (5-9 класс) (см. таблицу):

Таблица

Характеристика типов уроков и требований к методическим рекомендациям для педагогов-дефектологов основной школы, обучающих единицам измерения детей с интеллектуальными нарушениями

Тип урока Методические рекомендации к уроку

Для 5 класса

Урок-исследование (УИ) На данном уроке установленный ученик играет ведущую роль в изучении темы занятия

Урок-самостоятельная работа (УС) На данном уроке используются задания для самостоятельной работы среднего уровня сложности. Этот тип занятия необходим для диагностики мыслительной лабильности, динамики контроля вариантов

Для 6-9 классов

Урок-лекция с вариантами самостоятельной работы (УЛ) Данный урок представляет собой лекционное, ознакомительное занятие с включением самостоятельной работы

Урок-практикум (УП) На данном уроке ведущая деятельность обучающихся состоит в применении поученных знаний в трудовой социальной среде

Урок-контрольная (УК) Универсальный урок, проводимый с целью контроля качества усвоения материала

Урок-тестирование (УТ) На данном уроке используются тесты двух уровней: часть А -тесты теоретической направленности, их цель - проверить усвоение базового материала; часть В - тесты, содержащие вопросы практической направленности

В основу данной систематизации положены задачи математического развития обучающихся основной школы всего срока обучения (5-9 классы) с интеллектуальными нарушениями1 в соответствии с теоретическим обоснованием проблемы исследования, адаптированной основной образовательной программой (далее -АООП), ФГОС О УО.

Академический характер задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование представлений в действиях с наименованными числами;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, интеллектуального и речевого развития;

- овладение математической терминологией.

Компетентностный характер задач:

- развитие умения ориентироваться в количественных, качественных, пространственных, временных отношениях окружающей действительности;

- формирование умений и навыков счета, вычисления, моделирования;

- овладение математической терминологией.

Результатом реализации данного этапа профессиональной педагогической деятельности, направленной на формирование профессиональных интегральных методических компетенций с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения, является: овладение обучающимися с интеллектуальными нарушениями измерительным навыкам; разработка демонстрационного материала; оптимизация обучения (интеграция учеников в современное информационное поле за счет использования на занятиях специальных комплексных заданий для формирования компетенций о единицах измерения); повышение уровня возможностей применения полученных знаний на уроках математики в рамках социально-бытового обслуживания и трудового обучения, а также в практической деятельности; повышение уровня восприятия, фиксации, анализа и синтеза полученной информации; повышение уровня мотивации к обучению у детей посредством новизны используемых методов.

Выводы

Формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы с целью обучения лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения является интегративным свойством личности педагога, которое определяет его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации целей обучения, связанных с формированием академических и жизненных компетенций, позволяющих обучающемуся с интеллектуальными нарушениями в полном объеме освоить АООП и ФГОС О УО.

Таким образом, формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения может эффективно осуществляться в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

1 Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в России. - 1999. - № 1. -С. 109-112.

Литература

Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена; СОЮЗ, 2002. -479 с.

Белкин А. С., Нестеров В. В. Педагогическая компетентность. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. - 188 с.

Введенский В. Н. Диагностика личностных и профессиональных качеств педагога. - Салехард: Ямало-Ненецкий окружной институт повышения квалификации работников образования, 2003. - 45 с.

Веселов А. Н., Денисова О. А. Овладение практическими компетенциями в использовании наименованных чисел на уроках математики в 5-6 классах обучающимися с нарушением интеллекта // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 5 (86). -С. 152-163. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-17.

Люботинский А. А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 820-825.

Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 21.04.2020).

Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2013. - № 17. - С. 1.

Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 408 с.

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы: в 2 сб. / под ред. В. В. Воронковой. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с.

Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - Москва: АРКТИ, 2007. - 132 с.

Смирнов С. Технологии в образовании // Высшее образование в России. - 1999. - № 1. -С. 109-112.

Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.04.2020).

Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. - 2002. -№ 2. - С. 58-64.

Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. - Москва: Академия, 2004. - 324 с.

References

Bariaeva L. B. Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavlenii u doshkol'nikov (s problemami v razvitii) [Development of mathematics basic understanding in preschoolers (with development problems)]. St Petersburg: RGPU im. A. I. Gertsena; SOIuZ, 2002. 479 p.

Belkin A. S., Nesterov V. V. Pedagogicheskaia kompetentnost' [Pedagogical competence]. Ekaterinburg: Uchebnaia kniga, 2003. 188 p.

Vvedenskii V. N. Diagnostika lichnostnykh i professional'nykh kachestv pedagoga [Diagnostics of the teacher's personal and professional qualities]. Salekhard: Iamalo-Nenetskii okruzhnoi institut povysheniia kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniia, 2003. 45 p.

Veselov A. N., Denisova O. A. Ovladenie prakticheskimi kompetentsiiami v ispol'zovanii naimenovannykh chisel na urokakh matematiki v 5-6 klassakh obuchaiushchimisia s narusheniem intellekta [Mastery of practical competences in using named integers in mathematics classes in 5-6 grades by students with intellectual disabilities]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2018, no. 5 (86), pp. 152-163. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-5-86-17.

Liubotinskii A. A. Strukturno-funktsional'naia model' metodicheskoi kompetentnosti budu-shchikh uchitelei inostrannogo iazyka v usloviiakh innovatsionnoi obrazovatel'noi sredy [Structural and functional model of the methodological competence for future teachers of foreign languages in the context of innovative educational environment]. Molodoi uchenyi [Young researcher], 2014, no. 8, pp. 820-825.

Malofeev N. N., Nikol'skaia O. S., Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Edinaia kontseptsiia spetsial'nogo federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlia detei s ogranichennymi vozmozhnostia-mi zdorov'ia: osnovnye polozheniia [Common concept of the Special Federal State Standard for children with disabilities: fundamental principles]. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (accessed: 21.04.2020).

Malofeev N. N., Nikol'skaia O. S., Kukushkina O. I., Goncharova E. L. Pomoshch' rebenku v differentsiatsii i osmyslenii kartiny mira v kontekste novykh standartov obrazovaniia detei s OVZ [Helping a child with differentiation and comprehension of the worldview in the context of new educational standards for children with disabilities]. Al'manakh Instituta korrektsionnoipedagogiki [The Almanac of Institute of Special Education], 2013, no. 17, pp. 1.

Perova M. N. Metodika prepodavaniia matematiki v spetsial'noi (korrektsionnoi) shkole VIII vida [Methods of teaching mathematics in a special school of VIII kind]. Moscow: VLADOS, 2001. 408 p.

Programmy spetsial'noi (korrektsionnoi) obrazovatel'noi shkoly VIII vida: 5-9 klassy: v 2 sb. [Educational programmes in a special school of VIII kind: 5-9 grades: in 2 volumes; ed. by V. V. Voronkova]. Moscow: VLADOS, 2001, vol. 2. 240 p.

Sergeev I. S., Blinov V. I. Kak realizovat' kompetentnostnyi podkhod na uroke i vo vneurochnoi deiatel'nosti [How to implement a competence-based approach in class during extracurricular activities]. Moscow: ARKTI, 2007. 132 p.

Smirnov S. Tekhnologii v obrazovanii [Technologies in education]. Vysshee obrazovanie v Ros-sii [Higher education in Russia], 1999, no. 1, pp. 109-112.

Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Federal state educational standards]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed: 21.04.2020).

Khutorskoi A. V. Kliuchevye kompetentsii i obrazovatel'nye standarty [Key competences and educational standards]. Eidos [Eidos], 2002, no. 2, pp. 58-64.

Iakimanskaia I. S. Psikhologicheskie osnovy matematicheskogo obrazovaniia [Psychological foundations of mathematical education]. Moscow: Akademiia, 2004. 324 p.

Для цитирования: Веселое А. Н., Денисова О. А. Формирование профессиональных интегральных методических компетенций у педагогов-дефектологов основной школы при обучении лиц с интеллектуальными нарушениями единицам измерения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 5 (98). - С. 115-124. DOI: 10.23859/1994-06372020-5-98-9

For citation: Veselov A. N., Denisova O. A. The integral development of professional and methodological competencies in special education teachers of basic schools when teaching the units of measurement to persons with intellectual disabilities. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 5 (98), pp. 115-124. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-5-98-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.